Учебники Онлайн


6 мировых экономическая мысль

61 Зарождение, становление и развитие политической экономии с древнейших времен до конца XIX в

Современная мировая экономическая наука охватывает несколько направлений, десятки течений и школ. Зарождение и развитие каждой из них отражают историю развития капиталистического способа производства, его внутренние су уперечности, мировоззрение определенных классов, социальных слоев, степень овладения учеными методологии познания экономических явлений и процессов. В этом смысле уместно утверждение. П-Е. Самуэльсона о том, что каждой объективной науке свойственна определенная субъективность. Очевидно, что необходимо раскрыть предпосылки возникновения, процесс становления экономической теории (прежде всего политической экономии) в контексте исторического ного развития человечества, в частности капитализма, выяснить основные направления и школы этой науки до конца XIX векеліття.

Зарождение и становление политической экономии

Зарождение экономической мысли

Экономисты-теоретики придерживаются разных взглядов относительно ее возникновения и становления. И. Шумпетер утверждал, что история экономического анализа зародилась в. Древней. Греции, а как современная ему экономическая нау ука возникла в интервале между серединой XVII и концом XVIII в. К. Маркс доказывал, что политическая экономия как самостоятельная наука появилась в мануфактурный период (середина XVII в). По мнению английского вченог в. М. Блауг экономическая теория как самостоятельная научная дисциплина в. ХVII в не существовалоіснувала.

Следует четко разграничивать зарождения экономической теории как науки, период становления и развития"Как всякий ребенок, - отмечал по этому поводу

П-Е. Самуэльсон, - политическая экономия начала формироваться задолго до ее рождения"зарождение начинается в трудах древнегреческих мыслителей -. Ксенофонта (примерно 430-355 гг до н э),. Платона,. Арис стотеля. Но формированию экономической теории способствовали более ранние письменные памятники, созданные по деспотических рабовладельческих государств. УIII тыс до н э появился сборник законов царя. Вавилонской государства"Зако ни. Хаммурапи", в котором с целью управления хозяйством на основе правовых норм впервые говорилось о необходимости защитить частную трудовую собственность, а значит, остановить процесс разорения самостоятельных произ ников, отрегулировать цены, установить максимальный уровень ростовщического процента. Поскольку этот памятник отражала реалии рабовладельческого способа производства, то в ней фиксируется процент на ростовщических и капитал в размере 20%, предусматривается возможность отсрочки выплаты долга на случай неурожая без выплаты дополнительных процентов, определенные положения существования долгового рабстввого рабства.

В индийском трактате"Архашастра"("Учение о доходах") IV века до н.э государственное богатство истолкован как результат труда населения. Как зародышевый элемент трудовой теории стоимости в нем рассматривается я зависимость"настоящей"стоимости любой вещи от количества дней работы над ее изготовлением (затрат производителя). Конкуренция между покупателями приводит к повышению цены товара. Кроме того, цена изделия с ростае результате присоединения к ней прибыли торговца, который не должен превышать 5% цены на местные товары и 10% на привозные (В Украине в 90-е годы XX века - начале XXI века наценка торговых орга низаций нередко превышала затраты производителя на 30% на 30 %.)

В работах древнекитайского мыслителя. Конфуция (551 - 479 гг до не) заслуживает внимания мнение о способности просвещенного правителя справедливо распределять создано в обществе богатство. Философ не осуждение джував стремление людей к богатству и знатности, но считал, что это положение должно быть достигнуто честно, с соблюдением моральных принципов и не должно вредить народу. Правители страны, по его мнению, должны сначала сделать народ богатым, а потом его воспитывать. Конфуций требовал равномерного распределения богатства, ликвидирует бедность (без нарушения социальной иерархии в обществе), предлагал с астосування общественных работ, регламентацию сельскохозяйственного производства, а будущее общество видел лишенным обожания частной собственностисності.

Китайские логисты (которые были оппонентами. Конфуция), в частности. Ли. Куй, основой собранного ими"Свода законов"считали идею государственного регулирования амбарные системы (так тогда называлось хозяйство), пер редусим рынке хлеб.

Древнегреческий философ. Ксенофонт попытался показать влияние полезности на стоимость товаров, считал дело полезной, если ею можно пользоваться как нужной, утверждал, что бесполезную можно обменять на ко орисну, а следовательно - выдвинул идею о двойственности употребления вещей. Прогрессивным было суждение о целесообразности материального и морального стимулирования труда рабов. Философ. Древней. Греции. Платон (427-348 гг до н е) основой государства считал разделение труда, который, в свою очередь, зависит от потребностей и врожденных способностей людей; важнейшей сферой деятельности называл земледелие, а торговлю - занятием варваров. Стим ули к труду, в частности к занятию ремеслом, сковывает, по его мнению, как чрезмерное богатство, так и бедность (бедный не сможет купить необходимые инструменты и научить ремесла своих сыновей). Считая целесообразным занятия и земледелием, и ремеслом,. Платон говорил прогрессивные взгляды на 1000 лет раньше меркантилистовилістів.

Аристотель различал вещи для непосредственного удовлетворения потребностей и обмена, отмечал о приравнивании вещей в процессе обмена, но не выяснил основы такого приравнивания, считая, что деньги разно во товары сравнимыми. При использовании полноценных благородных металлов для изготовления монет такое утверждение имело основойя.

Среди реформаторов в этот период заметна деятельность римского общественного деятеля, народного трибуна (защитника бедных слоев населения). Тиберия. Гракха (162-133 гг до н э). По его проекту, глава семьи мьи мог взять в аренду не более 250 югеров (125 га) земли, а семья - не более 1000 югеров. Изъятые у крупных землевладельцев за денежный выкуп остатки земли имели делиться на участки размером в 30 юге ров и раздаваться бедным гражданам в пожизненную аренду без права отчуждения и продажаодажу.

Важную роль в истории экономической мысли сыграло христианское учение. Основными принципами христианской экономики являются:

1) участие всех трудоспособных членов семьи в трудовой деятельности, в том числе владельца хозяйства, в масштабе общества означало участие в трудовом процессе всех членов общества;

2) равенство физического и умственного труда и любовь к труду;

8) принцип"кто не работает, тот не ест"(впервые зафиксирован в. Новом. Завете);

4) тезис о том, что хозяйственная политика государства, любого политического деятеля должна быть направлена ??на удовлетворение насущных потребностей населения, в том числе обеспечения работой;

5) богатство, нажитое честным трудом, приветствуется христианством, осуждающее несправедливо нажитое богатство, используемое только для личного потребления;

6) утверждение, что аморально роскошную жизнь одних трудные положения других;

7) равноправие всех форм собственности;

8) осуждения передачи богатства по наследству, особенно нечестно нажитого;

9) необходимость внедрения прогрессивных ставок налогообложения;

10) признание необходимости эквивалентности в процессе обмена, обмана покупателей - за грех;

11) справедливое вознаграждение за труд;

12) стремление получить"нестрогие доходность", т.е. доходность без обмана поставщиков, деловых партнеров, наемных работников;

13) необходимости добиваться равенства (но не"уравниловки"), справедливости, сотрудничества, сотрудничества, общественной кооперации, коллективных действий, соблюдение норм морали

Общепризнанные труде арабского мыслителя. Ибн. Хальдуна (1332-1406), который объяснял стремление людей к объединению с точки зрения материальных интересов и разделения труда. Разделение труда он считал условием развития ку товарного производства, а прогресс общества связывал с работой и управлением общественной жизни, соответственно - с достижениями передовой науки и законами общества. Смена этапов его развития за лежала, по мнению. Ибн. Хальдуна, от создания избыточного продукта. Он впервые говорил о стоимости труда человека, создает ей средства к жизни. Речи ученый делил на предметы потребления, используют ются для удовлетворения потребностей, и на состояние - то, чем обладает человек благодаря своему труду и способностям. Основой эквивалентного обмена является одинаковое количество труда, а процесс обмена на рынке является средством зад оволення общественных потребностиотреб.

П-Е. Самуэльсон считает днем ??рождения политической экономии выход в свет труда. А. Смита"Исследование о природе и причинах богатства народов", однако зарождение и формирование этой науки началось с первой школы политической экономии - меркантилизма (англ merkantilism - торговец, купец) - экономического учения в политической экономии, возникшее в последней трети XV в и отражало прежде всего интересы т орговои буржуазии в период первоначального накопления капитала. Предпосылкой его появления был распад феодального способа производства и зарождения капитализма, поэтому представители меркантилизма обобщали д освид первоначального накопления капитала (который предшествовал появлению капиталистического способа производства) и осуществляемой государством экономической политики, направленной на обогащение государства путем внешней то ргивли (в частности, торгового ограбление) и колониальной экспансии. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги (в то время серебро и золото). Поскольку, по их мнению, накопление богатства зд ийснюеться в сфере внешней торговли, то объектом их исследования была только сфера обмена (денежный оборот), которая является источником и сферой богатствагатства.

В своем развитии меркантилизм преодолел два этапа: ранний и поздний. На первом этапе (последняя треть XV в - начало XVI в) меркантилизм оказался в форме монетаризма, которому тогда было присуще фетишизма ация благородных металлов (как единственной формы богатства) и представления о возникновении и приумножение богатства в процессе обмена, при осуществлении метаморфозы. Г -. Т -. Г. Представителями раннего меркантилизма были купцы и банкиры итальянец. Г. Скаруффи (1519-1612), в. Англии -. Уильям. Стаффорд (1554-1612) и др.. Монетаристы пытались обосновать теорию денежного баланса, в которой с целью увеличения богатства предлагает увалы запретить вывоз денег за границу, ограничивать импорт, устанавливать высокие пошлины на товары, которые вывозились, утвердить государственную монополию на торговлю валютой. По их рекомендациям государство определи ала специальные места для торговли иностранными товарами, а вырученные от реализации деньги иностранцы должны были потратить на приобретение местных товаретоварів.

Объективной причиной возникновения раннего меркантилизма была нехватка золотых и серебряных монет в отдельных странах, что препятствовало росту товарооборота

Однако рекомендации монетаристов не только не давали ожидаемых результатов, но и ограничивали торговлю. Кроме того, государство было не в состоянии должным контролировать торговлю, масштабы которой после открытия зол лотих и серебряных рудников в. США значительно выросли. Началось также порчи монет (меркантилисты рекомендовали правительству делать это, утверждая, что обесценивание денег приведет к росту объемов покупки товаров иностранцами, усилит их заинтересованность в перечеканюванни своих денег на местные), рост цен на товары. Это привело к"банкротства"раннего меркантилизма и появления позднего, который начал развиваться в середине XVI в. Самыми известными представителями его были. Томас. Мен (1571-1641) в. Англии,. А. Монкретьен во. Франции и др.. Основой взглядов меркантилистов была теория торгового баланса, которая предлагала ств. ОРИТ благоприятные условия для развития внешней торговли. Поскольку богатство страны измерялось разницей между ввезенными и вывезенными товарами, то меркантилисты рекомендовали продавать иностранцам больше т. Овари, деж покупать, сокращать потребление иностранных товаров, вывозить готовые изделия (поскольку за них можно получить больше денег) и запрещать ввоз предметов роскоши, предлагали облагать пошлин ом иностранные товары и стимулировать вывоз своих путем предоставления премий тем производителям, продукция которых пользуется спросом в других странах, снижать издержки и повышать качество продукции и др.. Они не запрещали вывоз денег из страны, но предлагали с помощью посреднической торговли покупать товары в одной стране и продавать их дороже в другой. С целью создания благоприятных условий для внеш ишньои торговли меркантилисты отстаивали необходимость развития мореплавания, создание крупных торговых компаний (так,. Т. Мэн называл операции. Ост-Индской компании великим делом), захват колоний, стимулирование развития экспортных отраслей промышленности и т.д.. Следовательно, центр исследований поздних меркантилистов переместился из сферы денежного обращения в сферу торгового обмена, что значительно больше соответствовало требованиям практики. Но они не изучали непосредственное производство, присущие ему экономические законы, поэтому вне их внимания остался настоящий предмет политэкономического исследования. Это привело к тому, что источником прибыли считался неэквивалентный обмен, а производительным трудом - работа в тех отраслях, продукты которых вывозили за границу. Деньги меркантилисты рассматривали не только как средство накопления, но и как за. СИБ обращения, называли их товаром, частично отождествляли с капиталом. Однако выяснить стоимость товара они не смогли, поскольку считали, что товар имеет стоимость вследствие его покупки за деньги, а ее величина определяется количеством полученных за него денег. Поэтому стоимость денег меркантилисты не смогли раскрыть, а сосредотачивали свое внимание в основном на меновой стоимости. Меркантилизм отстаивал вмешательства дер дарства в экономику, в частности с целью заключения договоров о торговле, завоевания колоний, содействия развитию мореходства, введения высоких ставок налогообложения, мануфактурного производства с помощью с убсидий, раздача земель, рудников и иь, рудників та ін.

А. Монкретьен вошел в историю мировой экономической мысли благодаря введению в научный оборот термина"политическая экономия"(хотя предметом науки считал совокупность правил хозяйственной деятельности). Ви др. утверждал, что богатство создается трудом, придавал важнейшее значение естественному богатству (наличия в стране хлеба, соли и т.д.), выступал за вмешательство государства в экономическую жизнь, защищал и интересы крестьян. Политическую экономию он характеризовал как науку о богатстве и совокупность правил хозяйственной деятельности. Т. Мэн обосновал теорию торгового баланса, выступал за расширение сырьевой бы азы промышленности в сельском хозяйстве, улучшение качества английской продукции, введения таможенных тарифов государством, высказывался против хранения денег как сокровища (потому что это не расширяет экспорт), чрезмерного количества денег в стране (поскольку это порождает удорожание товаров), против вмешательства государства в сферу торговли. Г. Скаруффи предлагал ввести единую монету для всех стран, установить сп иввидношення между золотом и серебром в пропорции 1:12, созвать международный съезд по вопросам денежного обращениео обігу.

Заслугой меркантилизма является введение в научный оборот понятие"национальное богатство", акцентирование внимания на исследовании качественного аспекта выражения стоимости, на эквивалентной форме товара, постановка проб блемы о первоисточнике доходов, эквивалентность обмена и др.. Заслуживает внимания с точки зрения современности их идея о приоритете общественных интересов (если речь идет о демократическом государстве) над личным и время методологической основой меркантилизма была меновая концепция - провозглашение сферы обмена решающей сферой экономической жизни общества. Наряду с идеей об определяющей роли денег в хозяин вания принцип меновой концепции послужил одним из важных теоретико-методологических предпосылок монетаристской теории (активизировалась в начале и в 70-80-е годы XX века). Рекомендации меркантилистов пр в необходимости применения протекционистских мер, поддержку государством экспорта отечественных товаропроизводителей, внедрение единой валюты и другие активно используют многие страны. Поскольку эта шко а отражала основном интересы торговой буржуазии, уже в конце XVI - начале XVII в его идеи начали противоречить интересам промышленной буржуазии. В мануфактурный период развития капитализм в, государства в целом, меркантилизм во второй половине XVII в меняет классическая политическая экономи економія.