Учебники Онлайн


Глава 4 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

41. Развитие концепции человеческого капитала

42 Человеческий капитал как социально-экономическая категория

43 Инвестиции в человеческий капитал

44 Анализ выгод и затрат при инвестициях в образование

45 Методы экономической оценки эффективности инвестирования в человеческий капитал

Резюме

Термины и понятия

Вопросы и задания для индивидуальной работы

Литература для углубленного изучения темы

В истории экономической мысли последних десятилетий одной из важнейших событий стало создание теории человеческого капитала. Значительное влияние этой теории на все дальнейшее развитие экономической науки иногда пор равным с революцией в экономической мыслиі.

Понятие человеческий капитал вошло в науку в начале 60-х годов XX века в западной экономической литературе можно выделить две основные причины возникновения интереса к этому понятию. Во-первых, это общая зак кономирнисть развития современной науки в целом, которая проявляется в концентрации внимания ученых на исследовании проблем человека. Во-вторых, это признание того факта, что активизация творческих потенций человека, разви ток высококвалифицированной рабочей силы является самым эффективным способом достижения экономического роста. Человеческий капитал признан самым ценным ресурсом, намного важнее, чем природные ресурсы или. Накопи эн богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективностивності.

Используя теорию человеческого капитала, можно логически объяснить и глубже исследовать такие кардинальные проблемы, как человеческий

развитие, экономический рост, распределение доходов, роль и значения образования и профессиональной подготовки в общественном воспроизводстве, возрастная динамика заработков, мотивация и т.д.. В частности эта теория позволяет опре значить целесообразность расходов, например на учебу или на смену места работы в зависимости от размера будущего прироста доходов и продолжительности их получения, имеет не только учебное и воспитательное, но и мотив ацийне значение для экономистов. Эта теория стала идеологией значительных инвестиций в образование и развитие людей на всех уровнях, поскольку они рассматриваются как эффективный источник экономического ростаня.

При изучении материалов этой главы задача студента заключается в том, чтобы четко выяснить социально-экономическую сущность категории человеческий капитал, ее значение для социально-экономического развития, зроз суметь специфику инвестиций в человеческий капитал, научиться определять выгоды и издержки при инвестировании в образование и рассчитывать показатели эффективности инвестирования в человеческий ка.

41 Развитие концепции человеческого капитала

Теория человеческого капитала исследует зависимость доходов работника, предприятия, общества от знаний, навыков и природных способностей людей. Принципиальные идеи такой зависимости высказал еще. А. Смит передви вестником этой теории стали научные труды выдающегося советского ученого-экономиста академика. СГ. Струмилина, который теоретически обосновал значение для народного хозяйства развития образования и одним из пер ших попытался дать количественную оценку влияния образования на эффективность труда и производства. Бурного развития теория человеческого капитала приобрела во второй половине нашего века благодаря работам американского их ученых. Г. Беккера,. Я. Минс-ра,. Т. Шульца и других. Официальной датой рождения этой теории традиционно считается октября 1962 p, когда была опубликована серия статей, посвященных исключительно проблеме людсь кого капитала. Однако за это недолгое время новая теория получила много сторонников и общее научное признание. Подтверждением этого стало присуждение в 1992 г.. Нобелевской премии в области экономики проф сорміки професору

Чикагского университета (США). ГС. Веккер за значительный вклад в разработку и популяризацию идей теории человеческого капитала

В наше время эта теория заняла ведущее место в структуре экономических знаний, ей посвящается много научно-исследовательских работ, она является обязательным предметом изучения на экономических факультетах колледжей т и университетов зарубежных края.

С позиций теории человеческого капитала доходы людей является закономерным итогом ранее принятых решений есть человек, принимая то или иное решение, может непосредственно влиять на размер своих будущих дохо надел. Можно значительно повысить будущие доходы, вкладывая средства в свое образование и профессиональную подготовку, здоровье, культуру, увеличивая тем самым свой собственный (частный) человеческий каал.

Теория человеческого капитала возникла на основе предшествующего развития экономической науки. Прежде всего она связана с развитием концепции капитала. Еще во времена зарождения капиталистических отношений в работах кл ласикив политической экономии при определении содержания понятия"капитал"встречаются попытки отнести к нему самого человека или его способности. В. Петти первым высказал идею о том, что люди с их производственным и способностями представляют собой богатство. На его взгляд"видится разумным то, что мы называем богатством, имуществом или запасом страны и является результатом предыдущей или прошлого труда не считать чем-то отличным им от живых действующих сил, а оценивать одинаково оцінювати однаково".

А. Смит, определяя суть основного капитала общества, отмечал, что он на равных состоит не только из машин, сооружений и земли, но также"с приобретенных полезных способностей всех граждан или членов обще спильстваьства".

Для западной экономической науки XIX - начала XX в уже достаточно характерными становятся попытки ученых трактовать человека или его знания и способности к труду как капитал. В настоящее время выделились два основных подхода ди к определению связи человека, его знаний и способностей с капиталоом.

Сторонники теории трех факторов производства (В. Бейджхот,. Ф. Лист,. А. Маршалл,. Дж. Милль,. В. Рошер,. Г. Сиджуик) беспрекословно отвергают идею включения самого человека с ее природными качествами к категории ка. АПИТАЛ. Но при этом они склонны рассматривать как составную часть капитала или богатства человеческие знания и способности к труду. По словам. Дж. Милля,"сама человеческая личность не является капиталом. Человек е целью, зара ди которой существует богатство. Но ее приобретенные способности, выступают лишь как средство и реализуются только через труд, на всех основаниях можно отнести к категории капитала. На основе такого подхода к проблемам и взаимосвязи человека, его способностей к труду и капитала возникли традиционные определения понятия"человеческий капитал, среди которых и определения. Г. Бек к ер і визначення. Г.. Бек к ера.

Другое направление в экономической науке составляют труды ученых, которые относят самого человека с ее врожденными качествами к капиталу (Л. Вальрас,. Дж. Маккулох,. Г. Маклеод,. И. Фишер и др.). Они оценивали человека как е элемент капитала, и как развитие их трактовок возникли так называемые альтернативные, или расширяющие теории человеческого капитала. Определение"расширяющие лучше в этом случае, поскольку в большинстве эти теории не отрицают традиционные, но и не ограничиваются только ими, расширяя тем самым содержание понятия"человеческий ка;людський капітал.

Появление и развитие альтернативных концепций человеческого капитала во многом связана с работами известного американского экономиста первой половины XX века и. Фишера, в частности его теории"всеобъемлющего капи итало"Эта теория возникла в период тотального господства в духовной и общественной жизни американского общества идей прагматизма. С позиций этих идей утверждалось, что истиной в этом мире лишь то, что соответствует практическим целям и задачам жизни касается экономики делался вывод, что деятельность людей должна быть направлена ??исключительно на достижение практического результата и жизненного успеха. Д. Д"ЮИ, один из самых известных проводников идей прагматизма, даже объявил успех критерии нравственностиерієм моральності.

В этих условиях многие стали определять ценность любой вещи, знания, поступка исключительно ее практической полезностью и целесообразностью

Четко проявилось влияние идей прагматизма и в концепции"всеобъемлющего капитала"И. Фишера. Отвергнув теорию трех факторов производства, он прямо утверждал, что капиталом является все то, что способно течение вероятно ого времени приносить доход. Он доказывал, что человек, как и другие полезные материальные объекты, входит в состав капитала, объясняя это так:"Она (человек) так же материальная, как материальные лошадь или бык. Лю дина может принадлежать другому лицу (в случае рабства) или самой себе и в том, и в другом случае она полезна своему владельцуа своєму власникові".

Теория капитала и. Фишера стала основой для возникновения различных альтернативных концепций человеческого капитала их авторы включают в понятие человеческого капитала не только знания и умения людей, не только е их способность к труду, но и физические, психологические, мировоззренческие, общественные, культурные качества и способности людей. Для них человеческим капиталом являются, например, такие качества, как физическая сила и внешняя прив абливисть, умение устанавливать и поддерживать необходимые знакомства, соблюдать законы и традиции, организовывать свою деятельность, поддерживать дисциплину труда, верно вести т.п.. При этом за значении качества и способности людей в структуре человеческого капитала для сторонников альтернативного подхода играют если не больше, то во всяком случае и не меньшее значение, чем уровень образования или здоровья я человекдини.

В альтернативных теориях, как и в традиционных, нет единодушия в вопросах определения содержания понятия"человеческий капитал"Авторы известного учебника по экономике. С. Фишер,. Р. Дорнбуш,. К. Шмалензи видят ь в человеческом капитале прежде врожденные способности и талант человека, а потом уже ее образование и приобретенную квалификацииу кваліфікацію.

Профессор. Массачусетского технологического института. Л. Туроу включает в понятие человеческого капитала"производственные способности, дарования и знания"человека, а также такую ??специфическую характеристику как"уважение к в политической и социальной стабильностиої стабільності".

Ф. Мах луп, профессор. Принстонского университета, относит к человеческого капитала любые"совершенствованию","увеличивают физические или умственные способности человека"

В Украине известна концепция человеческого капитала, которую предложил американский экономист, преподаватель. Вашингтонского университета. Дж. Кендрик в работе"Совокупный капитал. США и его формирование", переведенные й русском языке и опубликованной в. СССРій в. СРСР у

1978 p. По мнению. Дж. Кендрика капитал - это"способность в течение определенного периода создавать определенный продукт и доход, включая не-рыночные формы дохода"1. Исходя из такого определения капитала, ученый подразде яе его на две основные составляющие - вещественное и невещественное капитал, а каждая из этих частей, в свою очередь, разделяется на капитал воплощен и не воплощенный в людях. Человеческим капиталом в этой структуре будет воплощен и в людях вещевой и невещественное каечовий капітал.

Вещевой капитал, воплощенный в людях, - это капитал, полученный путем вложений в формирование и воспитание человека. В традиционных взглядах на человеческий капитал такие вложения рассматриваются исключительно как потребле ния и их считают инвестициями. По мнению. Дж. Кендрика"непоследовательно квалифицировать расходы на образование человека как инвестиции, а расходы на формирование человеческого существа, чей разум и рефлексы получают образований в и тренировки, не считать инвестициями"иціями"2.

невещественное капитал, воплощенный в людях, - это расходы на образование и профессиональную подготовку человека, его здоровья, а также на мобильность трудовых ресурсов. На первый взгляд, эта трактовка невещественное капитала, воплощенного в людях, идентичное концепции человеческого капитала. Г. Беккера. Однако трактовка инвестиций. Дж. Кендрик имеет свои особенности, прежде всего в понимании инвестиций в образование и профессиональную подготовкуовку.

Дж. Кендрик относит к воплощенного в людях невещественное капитала так называемые общеобразовательные и практические знания. Общеобразовательные знания, которые составляют основную массу всех имеющихся в природе знаний, складываются и из знаний интеллектуальных и духовных. Разница между ними заключается в том, что интеллектуальные - это знания об окружающем мире, человеческое общество и культуру, а духовные - это знание о месте и назначении человека в мире и ее главные жизненные ценности, и интеллектуальные, и духовные знания человек получает с помощью любой гуманитарного образования, включая, например, религиозное образование. Однако хотя гуманитарных на образование, по признанию самого. Дж. Кендрика, способна приносить"доход только в неденежных, психологических формах", на его взгляд, это обстоятельство"не лишает нас оснований квалифицировать созданный ею (образование ю) запас знаний как капитал"Практические знания ("ноу-хау") рассчитаны на то, чтобы подготовить людей к конкретным видам трудовой деятельности. Человек получает такие знания частично за счет образования, но голо вним образом за счет профессиональной подготовки. Именно практические знания, полученные в процессе обучения и профессиональной подготовки,"специально направленные на увеличение способности человека создавать доход"льшення здатності людини створювати дохід"1.

Кроме этих двух основных видов знаний,. Дж. Кендрик относит к инвестициям в человеческий капитал"знания, предназначенные для развлечений"в той части, в какой они способствуют получению психологического эффекта, а также знает. Ання, полученные путем"практического опыта, приобретаемого при работе, отдыха и размышлений"ку та роздумів"2.

касается других компонентов, составляющих воплощенный в людях невещественное капитал,. Дж. Кендрик применяет определения, аналогичные традиционному подходу в трактовке содержания человеческого капитала, но к инвестициям в в здоровье людей он относит также расходы государства на охрану окружающей среды. Очевидно, это является следствием усиления во всем мире внимания к проблемам экологамиії.

Возникновение и широкое распространение в экономической науке альтернативных концепций человеческого капитала вызвано существующими реалиями рыночной экономики, в последние годы все заметнее становятся и в наши й стране. Очень часто в деле увеличения заработков важнее не знания, умения и образование, а знакомства и связи человека. Хорошее образование и крепкое здоровье еще не гарантируют получения соответствующего дохо ду. Каждый из нас знает десятки примеров, когда люди с одинаковой образованием, опытом и интеллектуальным потенциалом оказались сейчас на разных полюсах материального благосостояния. В реальной жизни действует множество разн оманитних, нередко случайных факторов, от которых зависят доходы и благосостояние человека. Это обстоятельство уже изучается экономической наукой. Например, исследованиями. Фонда. Карнеги и. Технологического института. Кар. Неги еще в первой половине XX в было установлено, что финансовые успехи специалистов, занятых даже в таких технически сложных отраслях экономики, как машиностроение, примерно лишь на 15% оговариваются я их профессиональными знаниями и на 85% умением общаться с коллегами, то есть личными качествами и способностью управлять людьмилюдьми8.

Следует отметить, что существуют и появляются все новые профессии, представители которых имеют очень высокие заработки, но финансовый успех которых не всегда полностью, а иногда и вовсе нельзя отнести только на счет их образовательного уровня или здоровья (модели рекламного бизнеса, кинозвезды, знаменитые профессиональные спортсмены и т.д..

Альтернативные концепции человеческого капитала пытаются учесть весь спектр качеств человека, которые могут приносить доходы, и не учитывались при традиционном подходе. Правда, в традиционном подходов оде полностью не отрицается влияние природных способностей на размер дохода. Например,. Б. Денисон объясняет 60% разницы в заработках людей непосредственным влиянием образования, а 40% - неравенством их способностей й1 в 1970-1980-х годах ряд ученых, проводивших исследования в этой области, относили на счет неровностей способностей разницу в доходах людей в пределах 10-25% 2. Однако, признавая влияние способностей человека на размер ее доходов, представители традиционного подхода отводят им второстепенную, несущественную роль. Природные способности они считают лишь предпосылкой, от которой зависит эффективность обучения или поддержание здоровья. А некоторые из сторонников традиционных взглядов вообще отрицает подобное влияние. Например,. Т. Шульц утверждает, что"все более сомнительным является то, что значительная часть заработков, которые мы приписываем образовании и высшем образовании, может быть экономической рентой на врожденные способности"ні здібності"8.

При альтернативном подходе природные способности и качества человека в деле получения денежных доходов оцениваются очень высоко. Некоторые ученые считают степень их влияния даже больше, чем влияние ост ветви. Наприкл порядок,. П. Тобмен в результате ряда исследований пришел к выводу, что на долю генетического потенциала человека приходится 45% разницы в заработках, на долю социального происхождения - 12%, а на долю образования в той мере, в какой она не является устройством глу-бинниших факторов - лишь около 6% %4.

Итак, продуктивные качества и характеристики человека признаны особой формой капитала на основании того, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов, и они, подобно физическому к капитала, обеспечивают своему владельцу денежный. Дохе.