Учебники Онлайн


2528 Геоцентрическая система Птолемея

Согласно учению. Аристотеля, планеты должны двигаться по круговой орбите и, наверное, с постоянной скоростью, потому что"круговое движение всегда происходит равномерно, ведь он неистребимую причину"Контакты отсюда и схема геоцентрической системы. Но эта система, хотя и очень эффективна, противоречит данным наблюдений, она может понятно объяснить настоящее движение планет. Это задачу поставил перед собой. ПТОЛ мей. Как совместить"принцип инерции. Аристотеля"с реальным миром? ики?

Движение сфер

Древние наблюдатели видели, что движение планет сложный. Они разделяли этот сложный движение на несколько более простых. Первым, главным движением, был суточное движение неба, вторым - его годовое движение. В этих движениях бр рали участие все семь сфер, влекли за собой планеты. Восьмая сфера (к ней прикреплены звезды) была неподвижна. Еще. Гиппарх усовершенствовал эту систему. Чтобы учесть движение точки весеннего равноденствия (точка пересечения ния плоскости экватора с орбитой. Земли), он приписал восьмой сфере медленное движение на. Г за 100 лет (36"в год). На самом деле смещение точки весеннего равноденствия происходит несколько быстрее - на 50"за реа 50" за рік.

Однако эти простые движения не удовлетворяли"принцип инерции. Аристотеля"их скорости были непостоянными. Поэтому говорилось о существовании двух неравенств, о расхождении между настоящим положением небесных светил и их теоретическим положениям, вычисленным с помощью простой модели равномерного движения по окружности. Первое неравенство - это неравномерность движения планет по орбитам, вторая -"вспять"планет - изменение направления их движения по небу на противоположный. Только для. Солнца и. Луны не существовала вторая неравенства. Поэтому уже теория. Гиппарха позволяла определить положение. Солнца и. Луны с погрешностью, меньшей чем одна минута. С ров ностями надо было разобраться, и. Птолемей сделал это прекрасно. Выход из казалось бы безнадежной ситуации был очень остроумный. Нужно предположить, что по кругу вокруг центра мирозданиятобудови

(Земли в системе. Птолемея) движется не сама планета, а лишь центр другого круга, названный эпициклов. Планета же движется по эпициклу с той же угловой скоростью по величине, но обратным по направлению которой центр эпицикла движется по основной орбите, названной деферентом. В результате таких построений оказалось, что планеты, по-прежнему движутся по кругу (оно называется ексцентром), но центр его смещен относительно. Земли. Таким образом было установлено важную кинетическую эквивалентность схем движения эпицикла по деференту и движения ексцентра. Но эта простая схема описывала только путь. Солнца, всегда движется я по небу в одном направлении, не поворачивая назад. Угловая скорость движения. Солнца по ексцентру (относительно его центра) считалась постоянной. Тогда, наверное, угловая скорость движения, наблюдается с. Земли, проявления ться переменной. Так просто объяснялась первое неравенствоівність.

Для планет теорию нужно было осложнить. В конечном итоге для описания движения планет надо было вводить почти 40 различных круговых движений. Схема, таким образом, была сложной и принципиально неудовлетворительной. Одна ак она позволяла достаточно точно предсказывать положение. Солнца и планет и поэтому удовлетворяла всех. В то время важным было вычисление движения. Солнца и. Луны, а для этой теории. Птолемея было вполне доста тньтньо.

2529 Спад в развитии античной науки

Господствующая форма науки, проявляющаяся в преобладании того или иного способа получения и последующего обоснования и использования отдельного, конкретного знания, определяется общим характером культуры. С. Общий характер культуры выражает определенный способ связи, угоджености между материально-практическим образом жизни, в основе которого лежит определенный способ материального производства, и духовно-теоретическим его отражением и воспроизведением в образе мышленияя.

В первые века нашей эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римской империи в V в распалась под действием внутренних и внешних сил - - восстаний рабов, бедноты покоренных народов и нашествия варварских племен. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй. Формирование феодальных отношений было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в сферах культуры и наукауки.

По сути, формируется новый исторический тип сознания, новый тип культуры, духовного освоения мира человеком. В его основе - монотеистическая религиозное сознание, в которой на первом плане - не познание мир ту и получение нового знания, а переживание, ощущение мира и вера во всемогущего. Бога - в существо, создала мир и постоянно творит его благодаря своей воле и активности. Природа наполнена чудесам и, поэтому ни о каких объективные ее закономерности не может быть и речи. В системе такого мировоззрения естествознание теряет свой истинный предмет, реальные цели и задачиння.

Свидетельством существенной ограниченности античной науки был ее отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта Рабовладельческий способ производства, где главной производительной силой был раб, не нуждался науки как средства развития производительных сил. Эксперимент как метод познания в античности был неизвестен. И, наконец, упадок античной науки во многом был обусловлен отсутствием надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были дорогими, редкими, а в эпоху бесконечных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур, этносов - и ненадежным средством сохранит ния информации. В VI веке не в истории европейской культуры начался период"темных вековтоліть".