Учебники Онлайн


Моральный выбор

Решение общефилософской проблемы выбора связано с выяснением природы и сущности человека, его свободы - способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, учитывая знания законе ей объективной необходимости.

Моральный выбор - акт моральной деятельности, который заключается в том, что человек, проявляя свою суверенность, самоопределяется относительно системы ценностей и способов их реализации в линии поведения или отдельны ных поступков.

Анализ проблемы нравственного выбора связан с выяснением таких феноменов, как моральный намерение и моральная побуждение

Моральный намерение - решение человека сделать соответствующую моральную действие и достичь ожидаемого результата. Это волевая установка человека, результат ее предыдущей духовно-эмоциональной деятельности, в частности осознание ния нравственных задач, конкретизации целей, выбора соответствующих средств тощо.

Моральная побуждение - чувственная форма, в которой проявляются мотив и намерение к осуществлению соответствующего поступка. По своей психологической природе она является движущим импульсом, эмоционально-волевым направлением, которое визн ределяет соответствующие действия человеки.

нравственным считают лишь такой выбор, при котором человек руководствуется моральным мотивом (лат moveo - приводить в движение, толкать) - внутренней, субъективно-личностной побуждением к действию, заинтересованностью в ее ре еализации и ориентацией на моральные факторы. Родственные им понятия"стимул","намеревается","цель"характеризуют идеальный аспект поступка. Мотив играет при этом особую роль, поскольку он является духовно-эмо ционной основанием поступка. Реализуется мотив в цели, хотя в нравственной деятельности возможно несовпадение цели и мотиві можливе незбігання цілі і мотиву.

Руководствуясь моральными мотивами, человек ориентируется на высокие, безусловные общечеловеческие ценности, учитывает вероятность морального осуждения в случае несоблюдения моральных требований. Поскольку моральное осуждение не стирает едбачае принудительных, организационных санкций, предприятие нравственного отношения может осуществлять этот выбор самостоятельноо.

высокие, безусловные общечеловеческие ценности фиксируются в категории"добро", а все то, что ему противоречит, отражается в категории"зло"Человек только тогда осуществляет действительно нравственный выбор, когда предлагаемые ни человечеством представления о высших абсолютные общечеловеческие ценности признаются не только ее мышлением, но и чувствами и воле й почуттями та волею.

Характеризуя наличие морального выбора, пользуются категорией"нравственная свобода"Моральная свобода отличается от экономической, политической, религиозной, а также от свободы целом. Категория""нравственная свобода"очерчивает проблему возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью и вместе с тем выражать в моральной деятельности свою общественную сущность. Объективной предпосылкой нравственной свободы личности является преодоление противоречия между ней и обществом, в результате чего моральные требования перестают противостоять личности как внешняя, чуждая сила, что противоречит его потребностям и интересаї потребам та інтересам.

Будучи морально свободной, осуществляя нравственный выбор, человек реализует себя как творческая личность. Поэтому она вынуждена отвечать за свой выбор, свое поведение. Поскольку выбор имеет нравственный характер, то и ответственность за него есть моральная ответственностьтю.

Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований. Эта проблема касается способности человека вообще выполнить предъявленные ей моральные требования, глубины и правильности ьность их осознания т.д.. Выяснение сущности моральной ответственности предполагает анализ моральной самооценки, нравственного самоконтроля, самообладания, достоинству и т.д.. На первых этапах морального состояние овлення личности они находятся в зачаточном состоянии, но постепенно их можно превратить из эпизодических проявлений духовно-эмоциональной жизни человека на ее глубинные, сущностные моральные качесті.

Нравственная самооценка - результат морального оценки человеком своих поступков, их мотивов и моральных качеств. Способность к объективному самооценки дает человеку возможность самостоятельно контролировать и направляется. Уват свои действия и даже воспитывать саму себе.

Моральный самоконтроль - сущность и механизм самостоятельного регулирования личностью своего поведения, его мотивов и побуждений. Механизм самоконтроля охватывает ее чувства и представления, самооценку действий, побуждений, моти ивив.

Самообладание - одно из проявлений самоконтроля, заключается в способности человека, контролируя свои чувства, направлять деятельность на решение сознательно поставленных нравственных задач. Оказывается самовладан ния в форме выдержкии.

Осознание собственного достоинства является формой самосознания. На этом основывается требовательность человека к себе. Благодаря чувству собственного достоинства человек легче осознает ответственность перед собой как личные истю время достоинство человека требует уважения и от других людей, признание ее прав и возможностей, высокой к ней требовательностисті.

Моральная самовимогливисть свидетельствует, что моральный требование перестала быть внешней силой и интериоризувалась в моральный долг. Однако соблюдение нравственного долга время от времени вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической, политической или религиозной существа. И для этого всегда находятся аргументы, порождает духовное раздвоение личности. Благодаря чувству морального долга в самос сведения человека утверждается человеческое, родовое начало, которое претендует быть ее подлинно человеческим"Я", ориентированным на высокие, безусловные общечеловеческие ценности, идеал, есть несовершенное будущее время человек отождествляет себя и со своей реальной жизнедеятельностью, постоянно готова защищать себя в этом статусе, то есть отстаивать правильность каждого своего поступка, обусловленное действием чувство самоуважения. Это второе"Я"называют эгоистичным началом человека. Более обоснованно было бы называть его"Я-апологет"(греч apologia - защита), поскольку оно склонно защищать все поступки человека, не только безнравственны, но и высоконравственным тільки аморальні, а й високоморальні.

В полемике со своим антиподом"Я-апологет"проявляет незаурядную изобретательность. Его доказательства психологически убедительными, поскольку адресуются самому себе. Одним из сильнейших аргументов"Я-апологета"о. Оты самовимогливости, нравственного долга личности является мнение об отсутствии справедливости в обществе, мире в целом, прежде всего в сфере нравственных отношений. А потому, мол, человек, который руководствуется моральным долгом, оказывается в неравном положении по отношению к тем, кто игнорирует моральные требования и ориентируется на прагматические критерии деятельности. Анализируя эту проблему, этика пользуется категор ией"моральная справедливость", которая характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьмиу розподілу блага і зла між людьми.

Только убедившись в том, что справедливость, в частности моральная, действительно существует, а ее самовимогливисть является не исключением, а принципом человеческой жизни, человек лишается сомнения, что. ЕЕ моральная самовимо огливисть оправданий.

В результате убежденности в наличии моральной справедливости первое"Я"человека существенно укрепляет свои позиции и приобретает статус ее совести (совести). Раньше чувство совести могло возникать лишь эпизоды ичному и сразу угасать, будучи загнанным в тупик"Я-апологетом"Под влиянием совести в моральной практике человека обнаруживаются явления морального стыда (смущение, нияковиння за недостойное поведение) и раскаяние - обусловленного работой совести акта глубокого пересмотра личностью основ собственного поведения и сознания. По своей сути раскаяние является исправлением духовной погрешности на основе внутренней переориент ции человеческой личности, которая существенно корректирует ее развитотно коригує її розвиток.

Сильное и постоянное чувство совести свидетельствует о том, что сложный и противоречивый процесс интериоризации морального требования в самовимогу, в моральный долг основном завершено, хотя фактически он длится есть в течение всей жизни"Я-совесть", вступая в полемику с"Я-апологетом", способна значительно опровергнуть его аргументы, но никогда окончательно не побеждает. Эта борьба является источником нравственного самов совершенствования личности. Если в начале становления человека как личности существовала противоречие между обществом с его моральными требованиями и индивидом, для которого они были внешней принудительной си формуле, то впоследствии, в период становления человека как личности, эти требования утверждаются в ее сознании как моральный долг, защищен его совестью есть внешняя противоречие перемещается во внутренней духовный мир личности и становится движущей силой ее духовного прогресслою її духовного поступу.

Наличие морального долга, совести еще не является гарантом жизнедеятельности человека согласно моральным требованиям, поскольку такая жизнедеятельность предусматривает соответствующий развитие воли, которая зависит не только от сознания, но и от жизненного опыта, привычек поступать моральным долгом.

В понятии"моральный долг"моральные требования познаются, признаются и оцениваются якнайзагальнише и якнайабстрактнише, что проявляется в принципиальном признании человеком необходимости считаться с общин. ДСК мнением, в склонности к позитивного оценивания моральных норм и их принятие. Однако моральный долг реально проявляется в многочисленных обязанностях, а быть требовательно во всех сферах життедиял ьность нелегко. Одни люди считают священными моральные обязанности в отношении семьи, но недооценивают или игнорируют моральные требования в других сферах жизни, например на производстве. Другие пренебрегают моральными требованиями звеньями в семейных отношениях, однако есть морально требовательно в других сферах жизнедеятельноститтєдіяльності.

Приобретая жизненного опыта, человек имеет дело с многочисленными проявлениями моральных требований, их формами, сферами обнаружения (семья, производство, быт). Одни из них интериоризируются в соответствующие личностные зав задания, требования к себе, то есть приобретают статус конкретного морального долга (в частности, родительский долг), другие на время, а то и навсегда, остаются внешними и неприемлемыми. Наприкла д, мало кто может сказать, что эта заповедь стала его моральным долгом,"Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто кри вдить васть вас".

Реальным проявлением нравственного долга является моральный поступок - добровольное действие, объективно соответствует моральной требованию. Она является следствием соответствующего морального выбора, в отличие от внеморальным сделаю дыха, совершая который, человек руководствуется прагматическими, политическими, религиозными или другими мотивами.

В понятии"нравственный поступок» отражается своеобразная клетка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческой действия через призму предыдущей и последующей работы морального сознания отражается в представлениях о структуре поступка. Элементами его являются мотив, намерение, цель, действие, последствия, оценки человеком своего сделаю ку и отношение ее к оценке окружения. Если положительными нравственными поступками не считают даже те, которые максимально соответствуют моральным требованиям, если человек руководствовалась внеморальным мотивами, то к не негативных (аморальных) часто относят и те, при осуществлении которых человек руководствовалась внеморальным мотивами - прагматическими, политическими, религиозными и т.д.. Такой подход является оправданным, если моральным поро ком считать игнорирование моральных требований. Это означает, что человек, который, удовлетворяя свои прагматические, политические или религиозные потребности, игнорирует критерии добра, фактически использует злых мотивео лихих мотивів.

Руководствуясь конкретным моральным долгом, человек может постепенно выработать привычку поступать согласно им, например, быть вежливым. Такое поведение, вызывая духовно-эмоциональное удовлетворение, начинает самости имулюватися и становится типичной чертой характера человека. Результатом осмысления этой и других аналогичных черт характера человека является понятие"моральное качество"- относительно устойчивые признаки его поведения, которые проявляют ся в однотипных поступках, которые отвечают критериям добра (добродетели, добродетели) или противоречат им (моральные недостатки, порокиади, пороки).

Если для одних людей моральная требование быть вежливым становится самовимогою, закрепляется как моральное качество, то для других может на всю жизнь остаться внешней, чужой, неприемлемой. Некоторые даже бравирует я своей грубостью. Парадоксально, но грубость, грубое поведение иногда возбуждают наслаждение, и такие люди начинают не просто щеголять своим поведением, но и своеобразно утверждаться, оказывая зло. Это сто сится и людей с другими моральными недостатковами.