Учебники Онлайн


4. Індивідуальна моральна самооцінка: зміст, форми, компоненти

Активность морального самосознания не исчерпывается интеллектуально-гносеологической сферой, а проявляется в эмоционально-аксиологической форме. У. Гегеля"абсолютное знание"является единственным способом существования самосвидому домости, а самосознание рассматривается как единственный способ существования человека; идеалисты вообще"знают только отношение"человека"к самому себе, и поэтому все реальные отношения становятся для них идеями, тогда как в действительности идеальное самоотношения человека является порождением и отражением ее реальных практических взаимоотношений с другими членами общества [3ншими членами суспільства [3].

Одной из основных функций морального самосознания является оценочно-эмоциональное отношение человека к себе, как особая форма нравственных отношений, субъектом и объектом которых выступает он сам

Подобно тому, как сознание в целом является не только отражением, но и моим отношением к среде, самосознание - не пассивное самосозерцания, а мое активное отношение к собственному. Я, как объективной и с субъективной реальности"Отношение"Я"к своему другому"Я"является ценностным отношением, актом ценностной саморегуляции", что"включает предподготовки и санкционирование нашего волеизъявления и затем следующей в цинк этого волеизъявления, то есть в конечном итоге оценку оценки"[7, 119ому підсумку оцінку оцінки" [7, 119].

В этике нравственные отношения рассматриваются, во-первых, как система прямых и косвенных связей, образующихся между людьми в процессе нравственной деятельности при взаимном"обмене поступками", во-вторых, как транс нсформацию этих взаимозависимостей в моральном сознании человека в виде ее внутренней позиции по отношению к обществу, группы, отдельных лиц и самого себя. Практические отношения, объективирован в поступках и мораль ности, непосредственно рождаются субъективными отношениями людей в форме нравственных взглядов и чувств. Вместе с тем ансамбль духовно-практических нравственных отношений человека в обществе формирует и изменяет ее нравственную сущность, которая определяет субъективное отношение других к себнших до себе.

При этом ценность проявляется, или изменяется в индивидуальной моральной оценке, но не является ее непосредственным результатом

Наоборот эта оценка (и самооценка) появляется в результате определения социальной ценности данного морального фактора, общепринятое значение которого для лица приобретает субъективного значения. Одновременно с содержание моральной оценки и самооценки зависит от индивидуально-психологических особенностей оценивающего субъекта, его ценностных ориентаций, от полноты, глубины и точности его знаний о оцениваемый объе кт. Более того, моральные ценности находят и сохраняют свое объективное социальное значение и действенность настолько, насколько принимаются и применяются членами общества как лично значимые учреждений ки их сознания и поведенияки.

Морально зрелый человек оценивает других и себя, исходя из критериев добра и зла, сознательно производимых ею путем селективного усвоения и использования определенных социальных ценностей. Она соотносит свои й реальную (или запланированной) поведение с ценностями референтных групп и лиц, их фактическими (или ожидаемыми) оценкам поступков. Среди разнообразных нравственных идеалов, принципов, норм, функционирующих в данном обществе, она критически отбирает и творчески осваивает те, которые ближе к ее ума и сердца, созвучны мировоззрению, представляются ей искренними и справедливыми, наиболее всего соответствуют жизненно. Григорьевым интересам всех и каждого, в том числе - собим.

Напротив,"привыкая делать все без рассуждения, без убеждения в истине, а лишь по приказу, человек становится равнодушным к добру и злу и без зазриння совести совершает поступки, которые являются противоположными моральным чувством ттям, оправдываясь тем, что"так приказано"[11, 99" [11, 99].

Дороже всего индивиду становятся моральные ценности и оценки того сообщества, с которой он себя идентифицирует, воспринимая и переживая ее интересы и цели, как лично важную"То, что человек называет своим значительной мере определяет и то, чем она сама является"[150, 36, 81]. Чем шире и прогрессивные социальные сообщества, с которыми она связывает свою судьбу, тем значительнее и крупные масштабы освоенных ею нравственных цен ценностей, тем выше ее моральный потенциаловий потенціал.

На самовибир нравственной ориентации влияют социальный статус человека в определенном макро и микросреде, ее реальное и мнимое положение в системе нравственных отношений, жизненный опыт и роли, которые выполняет уються в процессе нравственной деятельности, ее духовная культура, вся совокупность воспитательных воздействий, включая и самовоспитания.

Система диспозиционных моральных ориентаций личности выступает как иерархия фиксированных (более или менее осознанных) общих ценностных установок по степени соотношения своих и чужих поступков с этическими пр ринцип общества (класса), что стали ее нормативными убеждениями. Формально осознанное надиндивидуальный значение моральной нормы остается для лица умственным знанием, пока не вступит глубокого кого интимного содержания в качестве эталона и мотива нравственной деятельности, превратившись в"внутреннюю нравственную инстанциюанцію".

Разрыв между этическими знаниями и их эмоционально-личностной оценке порождает"существенный барьер"на пути формирования нравственных убеждений. Напротив, зрелость убеждений как субъективной основания морального позы иции характеризуется тем, насколько оно осознанным активным побуждением к определенным поступкам и их самооценка самооцінки.

Нравственные убеждения как компоненты самосознания является не чем иным, как глубоко осмысленными, эмоционально-выстраданными, апробированными жизненным опытом моральными ценностями, в истинности и загальнозначущос сти, которых личность твердо уверена, а потому руководствуется ими как императивными побуждениями в поступках, оценках и самооценках, исходя из социальных потребностей и интересов. Сформировавшись на высшем ярусе сознательную ости, убеждения может затем"опускаться"в область веры, не допуская сомнений его правильности, что превращает моральные ценности в нечто святое. Лицо по-разному осознает свои моральные убеждения с алежно от уровня их зрелости и актуальность в данной ситуацииній ситуації.

При этом степень суверенности индивида может колебаться от копирования чужих оценок к вполне самостоятельной самооценки независимо от мнения других или даже вопреки ей. Глубоко порядочные люди, по словам. Н. Н. Г. Чернышевского,"сами думают о себе все то, что можно сказать в их осу їх осуд.

Ежедневные положительные поступки, привычные для окружающих и самого субъекта, как правило, не ставят аргументированной самооценки. Такая необходимость чаще осознается в условиях ответственного морального вы ибору, при существенном изменении его статуса, притязаний, характера взаимоотношений с другими, при повышении требований к нему и собственных претензий к себе, разногласия общественных оценок и личного идеала с прежней д. Умкой о себе. Конфликты между добром и злом, нравственным идеалом и реальностью, должным и существенным, духовным и практическим в нравственной деятельности человека становятся источниками переоценки ценностей и их крытое риев самосознанияті.

Самооценка - одна из основных форм проявления индивидуального нравственного самосознания. В ориентации на. Я как субъекта нравственной активности проявляется некоторый"эгоизм"в отличие от"альтруистической"учреждений ки по оценке других"Высказывания и действия окружающих при самооценке важны не сами по себе, а лишь в непосредственной связи с ее субъектом, поскольку последний осознает и переживает их отношение к себ е, считая этот показатель"наиболее важным измерением"[188, 175льш важливим виміром" [188, 175].

И хотя в данном случае абсолютизируется один из субъективных критериев поведения, несомненно, что самооценка действительно фундаментальным структурно-функциональным компонентом нравственного самосознания

Сохраняя относительную самостоятельность, самооценка выступает в тесном единстве с самопознанием нравственной деятельности. Чтобы оценить себя по достоинству, нужно иметь о себе достоверную и достаточно полную информа цию. Вместе самооценка - не только фиксированный итог нравственного самопознания но и непременное условие, и адекватная форма его течения. Без самооценки постижения морального специфики их характера и деятел ьности невозможно. Если"свободный самоанализ"может быть чисто актуальным констатирующего то моральное самопознание неизбежно становится оценивающим, а моральная самооценка имеет значение как ценностное знание о себе. Содержание моральной самооценки определяется, с одной стороны, объектом, на который она направлена, а с другой - ценностными критериями, которыми руководствуется субъект при определении своей моральной значимостиьної значущості.

Важно, чтобы лицо оценивала мотивы и последствия морального деятельности не сугубо субъективно и произвольно, а проявляла их реальную ценность, сопоставляя с поступками других лиц, исходя из общих мораль ьных критериев, выверенных социальной практикой. В. П. Тугаринов верно подметил, что"самооценка означает самопознание всего процесса нравственного выбора из субъективных пробуждений к объективным результатам"Действительно, я могу в этическом плане оценивать свои конкретные поступки и их элементы (мотивы, цели, средства, решения, действия, их последствия), как и всю моральную деятельность (общую направленность сознательно сти и линии поведения, образ мышления и образ жизни, моральные качества, моральный взгляд в целом) [175у цілому) [175].

Предметом морального самоотношения личности при определенных условиях становятся его жизнь и здоровье, труд и быт, учебы и досуга, внутренние переживания и внешние манеры - все, что актуально для нее и дру их с точки зрения добра, долга, достоинства.

Различаясь по уровню обобщения, полноты, глубины, стабильности, моральная самооценка бывает узкой и широкой, порционной и целостной, ситуационной и стойкой, выступая и как интуитивное определение эти инность поступка, и как логическое обоснование линии поведения. Но в любой форме она выходит с точки зрения человека, отражая интересы различных социальных групп и определяя ее характер"Вот почему у же оценке особенно важна опора на научное мировоззрение, который позволяет находить правильные пункты отсчета в определении морального значимости причиненных поступков"[188, 155]. При этом универсальные, абстрактные и требования общества к поведению каждого превращаются в субъективные критерии самооценки, когда становятся индивидуально-конкретными требованиями к себе не меньше, чем в дру ніж до інших.

Моральная самооценка может быть в разной степени адекватной или неадекватной моральной ценности поступков и качеств личности, которые обусловлены рядом социальных, гносеологических и психологических причин. Реальность ее в социально - историческом плане определяется соответствием ценностных критериев, которыми руководствуется субъект, коренным интересам наиболее прогрессивного в жизни, что совпадает с потребностями развития челов ва. Степень адекватности в оценке самой себя зависит и от того, какое реальное положение данной личности в обществе, как сложились ее конкретные взаимоотношения с окружающими и насколько правильно они оц инюють ее нравственное достоинство. Неравномерность нравственного и умственного развития личности, многогранность его моральных взглядов, сложность ее социальной жизнедеятельности определяют динамизм, разноплановость и противоречивость нравственных самооценок, трудности, а порой и невозможность однозначного целостной автохарактеристикуики.

В гносеологическом аспекте моральная самооценка правильная, поскольку достаточно точно, глубоко и полно отражает деятельное нравственную природу субъекта. При этом субъективно-личностные (цели и мотивы) и объекты ивно-социальные (внешние условия и последствия) компонента его нравственной деятельности должны рассматриваться в системе понимания. Действующая самокритичность присуща передовым представителям наиболее прогрессивного в обществе, убеждением в правоте своих нравственных идеалов и целей, уверенных в своих потенциальных возможностях, а потому способным открыто и мужественно признавать собственные ошибки и недостатки ради морального самоочищения в процессе борьбы за обновление мира. Моральная самооценка лица может выступать как процесс развернутой во времени и по содержанию автохарактеристики и как ее конечный результат - целостный автопортрете ет нравственного облика. Я в зеркале сознания. Наиболее сложным интегральным образованием самосознания, которые соединили в себе прогнозные и ценностные компоненты, является концепция. Я. Западная"гуманистическая психолог ия"(Д. Уайл,. Л. Кольберг, а. Комбс,. С. Куперсмит,. Е. Эриксон и др.) трактует. Я-концепции"достаточно раскрыто, включая в себя совокупность всех представлений индивида о себе в настоящем, прошлом и будущем, сп олучених с самооценками и связанными с ними переживаниями, убеждениями, поведенческими установками. В отличие от. Психолог (Т. Адорно,. Дж. Мид,. К. Хантды,. Т. Шибутани др.), ряд авторов - сводит концепцию. Я только к продукту интеракции индивидов"-"определенному способу поведения, видит в ней закономерный итог формирующего влияния социальной макро-и микросистемы воспитания, саморазвития и самовоспитания личности. На наш взгляд, нравственная концепция"Я"включает психологические единства в контексте всей жизнедеятельности. Неправомерно ограничивать содержание моральной самооценки поступков одними внутренними побуждениями, отвлекая их от внешне-предметных реальных результатов. Так еще. Гегель писал:"Думать о последствиях поступка важно потому, что благодаря этому не останавливаются на непосредственной точке зрения, а поднимаются над ней"[48,34]. При оценке своего поступка обычно легче определить нравственную ценность его мотива значительно сложнее - объективные последствия, тогда как со стороны сложнее оценить внутренние побуждения и проще видеть результаты. Руководствуясь правильными моральными критериями, можно впасть в заблуждение, если игнорировать или преувеличивать те или иные моменты своей нравственного жизни. Но и стремясь учесть и все его грани и условия, мы не сможем избежать ошибок в самооценке, если будем исходить из ложных нравственных позицииу самооцінці, якщо будемо виходити з помилкових моральнісних позицій.

Психологические же трудности достижения истинной моральной самооценки прячутся в различных (не всегда актуально осознанных) установках, стереотипах, ожиданиях, предубеждениях, искажающих представление лица пр ро сам себя"Мнение о своем"Я"человек творит со страстью, она составляет собой тенденциозный психологический автопортрет"[184,165]. Неадекватная моральная самооценка может быть разной степени завышенной или заниженной. У одних людей преобладают защитные установки на утверждение собственного достоинства, поддержания высокого уровня своего авторитета, хорошей репутации. Склонность к самоидеализации приводит к тому, что" нам совестно представлять себе вещи такими, какие они есть. Кто из нас не пытался иногда придать оттенок героизма, великодушия или тонкого понимания простейшем своем поступке, совершенном иногда совсем слу дково?"[184,78]. В определенных условиях подобные тенденции принимают различные формы переоценки своих добродетелей и недооценит своих пороков - от лишнего высокомерия при недостаточной самокритичности в гипертрофированной высокомерия,"мании величияаної зарозумілості, "манії величності".

В других неадекватность моральной самооценки проявляется в уменьшении или игнорировании своих достижений, достоинств и явном преувеличении собственных недостатков, в излишней драматизации слабостей, ошибок, вины, что представляются как неискоренимые пороки, недостатки. Такого рода недооценка себя время вырождается в болезненное самоуничижение и самошельмування, создавая устойчивый комплекс неполноценностиі.

Ошибочная моральная самооценка связана как с неадекватной оценкой лица окружающими, так и с абсолютизацией или игнорированием ней общественного мнения. Такая самооценка становится следствием, фальсифицированного стал шкафчик к другим"Каждый человек измеряет других собой что ниже ее или равна ей, то она понимает, по-возможности поэтому она верит; что выше его способностей или развития, того она не понимает, поэтому и не веры во"Человек склонен переоценивать себя, когда принимает на веру слишком лестную мнение о себе или защищается от негативных оценок, считая их несправедливыми, когда судит о других по завышенным критер иямы, а о себе - по заниженным. Вместе субъект, конечно недооценивает себя, если окружающие оценивают его низкиеють його низько.

Человек склонен переоценивать себя, когда принимает на веру слишком лестную мнение о себе или защищается от негативных оценок, считая их несправедливыми, когда судит о других по завышенным критериям и, а о себе - по заниженному.

Субъект обычно недооценивает себя, если окружающие оценивают его низко (или он сам так считает), а про себя он выставляет более высокие требования, чем другие. Эгоцентризм при завышенной самооценке приводит авторитарное отношение к другим (в виде снисхождения, пренебрежения, презрения, что унижает покровительство), а при заниженной (явное расхождение положительной самооценки с общественным мнением) порождает различные ф ормы психологической самозащиты, недоброжелательности к окружающим (в одних случаях - мнительность, обидчивость, зависть, ревность, в других - скрытность, лукавство, хитрость, в третьих - амбиции, мстивис во, злорадство).

Для некоторых важно не столько то, что думают о них другие, поскольку собственные представления о том, как относятся к ним со стороны. Эти люди чаще других судят по себе, проецируя на этих представлениях свои недостатки ( ("меряют на собственный аршин"ршин").

Наиболее рационализированным и одновременно острой формой моральной самооценки является самокритика. Отношение к критике и способность к самокритике - важнейшие показатели уровня моральной и интеллектуальной зрело ости лица. Чем сильнее человек духовно, писал -. Белинский, тем смелее она смотрит на свои слабости и недостатки. Атмосфера взаимного отчуждения, аморализма и лукавства в обществе препятствует ши. Роко распространению здорового самокритики среди его членов. В одних, это проявляется в равнодушии или цинично апологетическом отношении к своим и чужим недостаткам, в других - в паническом страховые саморазоблачения и в траты престижа перед недоброжелательной общественным мнением, в стремлении к показной благопристойности, у третьих самокритика остается беспринципной, пассивной или приобретает деструктивный характер, виродж уючись в религиозно - фанатичное самошельмування. Избегая душевного дискомфорта, человек нередко предпочитает горькой правде о себе над сладкой ложью, пряча или оправдывая перед собой и другими собственные недостатки. Подобного рода ложь путем изыскания"хороших"основ для реабилитации плохих намерений и деяний. Гегель называл"пробабилизма"- изящным лукавством, при котором"сделав любой пога ный поступок, пытаются превратить его для собственной совести в нечто, что можно представить себе и добрым поступком"[48, 39собі і добрим вчинком" [48, 39].

Критическая моральная самооценка, умение воплотить ее, несмотря на все лестные самооправдания, которые подсказывает человеку самолюбие, - непременное условие настоящего морального резонанса с другими людьми, а значи ить и взаиморасчетов и мировоззренческую позицию по отношению к себе, и морального смысла своей жизни, отражаясь во всей многогранности социальной активности личности. В такой трактовке. Я-концепция - не совокупность ф рагментарних образов. Я и оценок его отдельных граней, а - целостная система взглядов на себя, как субъекта нравственной жизнедеятельностиі.

На формирование индивидуальной моральной самооценки существенно влияет общественное мнение. Вместе чрезмерная чувствительность лица к мнению других лиц приводит к конформизму и потери нравственной автономии. Но и постоянно скептически воспринимая, или игнорируя мнение окружающих о себе индивид рискует потерять критерии моральной самооценки и дезориентуватися по социальной ценности своего. Я.

Многократно порождаемые общественным мнением оценочные ситуации, в которые попадает человек, стимулируют в ней склонность к самооценке. Становление индивидуальных критериев и мотивов, навыков и привычек моральн ной самооценки протекают в общении посредством взаимооценок людей на основе усвоенного морального кодекса данного общества. Психологи установили, что человек часто неосознанно воспроизводит. Групповой в оценку ее поведение, провоцирует оценку других по себе и наоборот: об окружающих нередко судит по аналогии с собоою.

Генетическая и функциональная моральная самооценка опосредованная оценке нас другими, нашими оценочными отношениями к ним и на уровне мировосприятия становится автономным актом самопризнания и самоотношения ния. Но и зрело оценивая свои поступки, лицо периодически"самовидчужуеться", смотрит на себя глазами авторитетных лиц и референтных декабряентних груп.