Учебники Онлайн


5. Моральне самопізнання індивіда, його умови та способи здійснення

Соотношение между самосознанием и самопознанием философской литературе трактуется по разному: одни авторы в самопознании видят условие самосознания, другие - лишь его результат, а третьи со овсим не упоминают способность самопознания в связи с деятельностью самосознания.

В"Словаре по этике"самопознания не рассматривается ни в отдельной статье, ни в контексте анализа нравственного самосознания, самооценки, самоконтроля, самовоспитания. Между тем, ряд философов, этиков, психоло огивы (Р. Д. Азимова,. А. Г. Спиркин,. И. И. Чеснокова и др.) характеризуют самопознания как одну из ведущих функций самосознания лица. Действительно, всякое знание является идеальной формой существования мировосприятия, адж е"что-то возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение"[21,14]. Итак, и знания субъекта о его собственный социальный статус, внутренние потенции и с овнишни акции является важнейшим способом функционирования его самосознания. Самосознание не тождественна самопознанию, как считал. Декарт, и не является ее предпосылкой, как утверждал. Кант. Самосознание в виде знания субъекта о себе непосредственно обусловлена ??умственной деятельностью, направленной на него самого, выступая как познавательная самосознание. С другой стороны, самопознания предполагает определенный уровень самос ведомости, в которой лицо выделяет себя в качестве предмета познанияяє себе в якості предмета пізнання.

Нравственное самопознание. Сократ,. Платон,. Монтень,. Локк,. Кант,. Гегель рассматривали как важнейшая обязанность и вполне выполнимая задача каждого лица Его специфика проявляется не столько в психологической их механизмах, общих для всех видов самопознания, поскольку в смысле, что отражает в нормативноциннисному ракурсе положение личности в системе нравственных отношений, характер ее нравственной деятельности, мо ные качества, поступки, их мотивы и др.. Самопознание - одна из основных форм проявления и средство обогащения, развития нравственного самосознания. Необходимость в нем обусловлена ??общественной необходимостью в оптима льной регуляции каждым человеком своей моральной деятельности на основе достаточно полной и верной информации не только об окружающей среде (его нравственных приказов, ожиданий, санкций), но и о себе же (свои моральные обязанности и права, побуждения и действия, нравственный складад).

Постигая свое моральное бытия (сущность) через призму социально должного, мы достигаем успешной нравственной самоориентации, адекватного самораскрытия и самоопределения в обществе. Понятно, что наш вые моральные возможности полностью реализуются только в хорошие. Но и, познавая себя, мы становимся все более добродетельными, как утверждали. Сократ,. Платон,. Монтень,. Спиноза,. Локк,. Руссо. Нравственное самопознания н является лишь необходимым, но и вполне возможно, поскольку его предмет - моральное. Я - становится объективной и субъективной реальностью для самосознательным личности. Вместе с тем этот процесс достаточно сложный и противоречивым ивий. Айрис. Мердок в духе неопозитивизма констатировала"извечную противоречие между познанием самого себя, которое нам дается в объективных самонаблюдении, и ощущениях собственного"Я", приобретаемого субье ктивного; противоречие, по которой, видимо, постижения истины вообще невозможно. Самопознание излишне абстрактное, самоощущение излишне личное, головокружительное. Возможно, какая-то цельная воображение, своеобразный гений морали смогли бы прояснить его как функцию высшего и более общей сознания"[123, 128свідомості..." [123, 128].

Действительно, самопознания отличается своеобразным сочетанием объективного и субъективного, конкретного и абстрактного, единичного и общего, чувственно-эмоционального и логичнорационального. Самое трудное - пи и знать самого себя, - предупреждал. Фалес, а. Бэкон уточнял:"Во всяком случае необходимо приложить не менее, а то и быстрее и больше для того, чтобы получить о самих себе, а не только о других, детальные и правильные воображения"[20,476]. Сложность эта, очевидно, заключается в том, что субъект познания одновременно является объектом для себя, а это неизбежно порождает опасность субъективизма в исследовании и объяснении своих по мыслит, переживаний, поступков и качеств. Нравственное самопознания не может быть бесстрастно-объективистского, так как собственное лицо представляет особый интерес для субъекта, тем более, когда вопрос поста есть по ее нравственной ценности. Вместе оно должно быть беспристрастным и направленным на достижение объективной истины"Чтобы объективно понять свои переживания, необходимо не регистрировать лишь то, что непосредственно данное в видениях сознания, а открытыми глазами взглянуть на свою реальную жизненную позицию, которой обусловлены эти переживания и осознавать себя в ней. Это часто является вопросом не только интеллекта альной, но и морального честности и морального мужества"[150,40ої мужності" [150,40].

Познавательный интерес к собственной личности обусловлен необходимостью человека в самоориентации и самореализации, самоутверждении и самосовершенствовании в процессе совместной деятельности и взаимного общения с и другими. В определенных условиях моральное самопознание становится относительно самостоятельным процессом, требует, полной концентрации внимания и напряжения ума, чувств, воли. Но для того, чтобы понять себ е, совсем не обязательно удаляться от людей, потому что желающий этого всегда и везде сможет уединиться в собственной душе, - справедливо заметил. Марк. Аврелий [1,220]. Уход от"мирской суеты"в пос янно болезненное самокопание никому еще не помог понять свою нравственную сущность. Вместе время от времени возникает необходимость наедине с собой разобраться в своих противоречивых побуждениях и поступках, крит ичному проанализировать допущенные ошибки, подвести черту под сделанным и пережитым, наметить планы на будущее. Человек не только имеет право на уединение, писал. Н. Г. Чернышевский, но и нуждается, чтобы п ериодично сосредоточиться на своей внутренней жизни [185,230]. Аутокомуникация это - способность обсуждать с самим собой пройденный путь и перспективы, анализировать сокровенные мысли и чувства. Необходимо отличать одиночество как форму социального отчуждения личности, переживаемого как состояние отрешенности, от необходимости в уединении, необходимом взрослому человеку для нормальной рефлексии, самооценки, са мовдосконалення [185,151]. Несмотря на сплошь интимный характер, диалогическое общение индивида с собой в процессе нравственного самопознания остается социальным по своему происхождению и методами функционирования специфическим воспроизводить в общих чертах содержание и структуру познания других людей в процессе нравственного общения с нимо спілкування з ними.

Противоречия морального самопознания, не решаемые в рамках пассивного самоанализа и рефлексии, замкнутого в себе индивида, становятся вполне переборювани в процессе практического взаимодействия с другими членами с общества. Из того, что далеко не каждый адекватно познает себя в моральном аспекте по мере несоответствия между поступками и представлениями о себе,"вообще, вряд ли кто вообще способен отразить себя верно"[155,114]. Принципиальное ограничение познавательных возможностей человека относительно самого себя ведет к унижению и искажения жизненных функций самосознания, означая отрицание ее возможности ус видомлюваты то, что она думает, чувствует, делает и сознательно творит себя по законам добрконами добра.

Гипертрофированное самопознания оторвано от общения с окружающими неизбежно парализует моральную активность личности, вырождаясь в бесплодное самокопание. И чем больше последняя сосредотачивается на самой себе,, тем она больше духовно беднеет, тем менее важным объектом познания становится для себя и для других средх.

Большинство ученых считают, что эмпирическое и теоретическое само-постижения человека ни исторически, ни онтогенично не предшествует его практической самореализации, а включено в нее, оправдано, обусловлено и опосредованно. Ован ней"Только выполняя свои моральные обязательства, лицо окончательно освобождается от субъективного произвола рефлексии о надлежащем и разрешено", - отмечал. Гегель [48, 40]. Нравственная сущность человека п роясняеться для нее и окружающих при условии, что она реализуется ею в общении с другими, объективируясь в поступках. Вместе самопознания невозможно без признаний, то есть без словесного выражения п ро себя, самоописания, автохарактеристикуарактеристики.

Формирование необходимости в моральном самопознании определяется степенью осознания социальной необходимости в моральном саморегуляции и самосовершенствовании относительно требований общества к его поведению зарождает сражаясь в отчуждении эта необходимость достигает различной необходимости в юности и зрелом возрасте, причем переживается тем сильнее, чем яснее индивид понимает противоречия между собственными притязаниями и отношением ям к нему окружающих, чем больше он сам испытывает сомнения в своей моральной правоте, испытывает неудовлетворенность своими решениями и поступками. Подобного рода"когнитивный диссонанс"становится важным стимулом пе реосмислення и критической переоценки самого себя [39, 266]. В этой связи требует уточнения положения. И. С. Кона:"Чем активнее информационный обмен между индивидом и средой, тем меньше у субъекта оснований задумываться о себе, делать себя объектом исследования, слабо выраженной в этом случае есть и аутокомуникация"[98, 77]. Конечно, в момент общения с другими поглощена работой лицо, как правило, не использует развернутый диалог с собой, а начинает размышлять о своих поступках, только оставаясь наедине. Но в дальнейшем побуждением к углубленному самоанализу служат конфликты, вин икають именно в процессе информационного взаимодействия с окружающими, когда проявляется несовпадение самооценок с их мнением. Более того, чем интенсивнее обмен достоверной информацией о других, тем серьезнее ими могут быть основания у каждого для того, чтобы задуматься о себого, щоб задуматися про себе.

Если непосредственным критерием истинности морального знания человека становится собственная поведенческая практика, то косвенным показателем достоверности самопознания может быть многократное совпадение автохарактеристы ики со справедливой общественным мнением"Кто хочет точно знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, соответственно, должен отдать себя на его суд"[49, 232]. Сверяясь с мнением других обо мне, я убеждаюсь в своей правоте или неправоте. Общество же, действительно, определяет мою реальную моральную ценность не только по субъективным побуждениями, но и по объективным результатам моих поступков, пря мо или косвенно затрагивая интересы других лиц. О скрытых помыслы и ощущения реальных индивидов можно достоверно судить лишь по социально важными действиями, мотивами, целями и результатами, которые далеко не всегда совпадают по нравственным содержанием. В характеристике индивида можно беспрекословно исходить из его представлений о себе самом, потому что, во-первых, по мере различных объективных и субьек тивных причин далеко не каждый способен составить о себе правильное мнение, а во-вторых, не всегда он решится публично признать то, что думает о себе, особенно, если это может характеризовать он не отрицательно. При анализе и оценке собственных убеждений и поступков"очень легкие непроизвольные недоразумения с самим собой, здесь открытое, при всей добропорядочности человека, наиболее широкое поле ошибок перед самым с обою"[41, 174амим собою" [41, 174].

Вместе с тем субъект постигает нравственную сущность собственных поступков не только"извне"при оценке их явных последствий, но и непосредственно"изнутри", учитывая свои мотивы и цели, о которых другие могут узна. Атис только опосредованно через его слова и поступки. В данном случае преимущество самопизнаючои лица перед окружающими заключается в том, что ей одной известны истинные мысли, интимные чувства, невыполнимые нами ры, которые она намеренно или без умысла скрывает от них. В определенном смысле каждый знает себя лучше, чем другие, которые делают выводы о нем поверхностно, только по манерам и поступками, а не по действительным нами рамы, - отмечал еще. Монтень [128, 348]. Именно потому, что в процессе самопознания субъект и объект постоянно выступают в нераздельном сочетании, индивид знает и те свои поступки, которые делает без свидетелей. Он л аден улавливать в себе малейшие движения души, фиксируя внимание на субъективных состояниях, недоступных для посторонних наблюдений. Только устали наблюдая за собой, мы постигаем сокровенные законы психическими ого жизни,"игра которых открыта перед нами только в нашей (собственной) самосознания"[41, 202]. А это очень важно при определении степени нравственности своего поведения, что невозможно без учета всей систем и поступков, их мотивации и целейистеми вчинків, їх мотивації та мети.

Сложность морального самопознания индивида заключается в том, что объект его динамичный и качественно неисчерпаем, потому что его нравственная деятельность и отношения бесконечно изменчивы, разнородные по содержанию и форма ами проявления. Гносеологический образ"Я"в моральной самосознания субъекта в данный момент избирательно отражает лишь некоторые фрагменты его многомерного нравственного жизни, находясь в непрерывном р озвитку, поскольку сам он направлен в будущее, созидается. Индивид как потенциальный и актуальный объект нравственного самопознания по своему содержанию значительно богаче, чем его субъективный обративний образ.

При определенных условиях еще не становятся или не является предметом самопознания отдельные моменты нравственной деятельности, не составляют особого интереса для самого субъекта в данный момент, выпав из его внимания или абути ним, излишне тяжелые для понимания или самоочевидны, возникшие бессознательно или вытеснены в сферу подсознательного как привычные, неприятные, неприемлемые для него. Человек далеко не всегда признает значение и д инамику своих внутренних и внешних моральных действий, их субъективные привычки и объективные последствия, хотя в принципе"любой бессознательное содержание может стать достоянием сознания"[41, 403]. Но даже то у составе нравственной деятельности, которая непосредственно является предметом познания,. НЕ постигается человеком сразу, вполне и адекватно. В нравственном самопознании неизбежны субъективности и ограниченность знаний о себ е преодолеваются постепенно на основе нравственной практики в процессе движения от незнания, ошибок, или относительно истинного о собственном моральном облике ко все более полному и глубокому объективно истинного зн. Ання, от чувственно-конкретного, ситуативного самовосприятие к логически-абстрактного, обобщенного понятия о нравственном"Я"[41, 404"Я" [41, 404].

"Поскольку моральностная деятельность как система поступков выступает в форме общения, нельзя полностью согласиться с предположением, будто познание самого себя через деятельность имеет другие способы, средства и ре. Ивне, чем через общение"[175, 178]. Ведь моральное самопознание возможно только через общение в процессе нравственной деятельности, через самонаблюдение, рефлексию, интуицию, на уровне разумівні розуму.

Важным методом нравственного самопознания служит целенаправленное активное самонаблюдения с помощью которого субъект выделяет, собирает, фиксирует, описывает конкретные факты собственной жизнедеятельности. При этом мо оральное самовосприятия зависит от мировосприятия личности, делая обратную субъективную действие на него"Нет свидетеля более верного, чем каждый в отношении самого себя, но нет и более тенденциозного. Это проявляется уже в отборе и интерпретации той ценностной информации о наших внутренних состояния и их внешние проявления, полученной путем интроспекции"[39, 143ot; [39, 143].

В процессе самопознания элементарное чувство непосредственной тождества человека с собой в самопереживания через идентификацию себя с другими поднимается к самоидентификации в обобщенной мысли о себ бе как"Я""Личность становится для себя тем, чем она есть в себе, через то, что она представляет для других» [39, 144]. Систематически сопоставляя результаты наблюдения других лиц данным самонаблюдения в конт. Экста самоспилкування, индивид ищет сходство и различие между собой и ими, уподобляет и переносит на себя характерные им черты, а свои - на них. В его самосознания возникают представления и понятия о с ебе как человека определенного пола, возраста, социальной, этнической, профессиональной принадлежности, семейного положения. В составе цельного образа"Я", который формируется, все теснее переплетаются общие, особые и непо повторном индивидуальные рисі та неповторно індивідуальні риси.

Чем полнее в нравственной деятельности выражены типичные черты представителя определенной эпохи, страны, социальной общности и, чем глубже он методом самоанализа постигает их в себе, тем выше научно-познавательная а ценность его автопортрета и, тем достовернее воплощенная в нем моральное самосознание общества. Так, в размышлениях. Марка. Аврелия и. Сенеки, в автобиографиях. Абеляра и. Петрарки, в исповедих

Руссо и. Монтеня, в дневниках. Толстого, в письмах. Чехова,. Шевченко,. Франко отразился не только уникальный душевный мир каждого из них, но и макромир нравственных исканий человечества. Абсолютизация конкретн но-единичного при игнорировании социально-родового в объекте самопознания порождает опасность самоизоляции субъекта, лишает его нравственной значимости. Ведь самопознания"имеет тем меньшую ценность, чем менее удается к познанию всеобщей интеллектуальной и нравственной природы человека и, чем больше оно, отвлекая свое внимание от обязанностей человека, то есть истинного содержания его воли, вырождается в же удовольствие индивидуума со своими, ему одному дорогими особенностями"[145, 7ot; [145, 7].

то же время есть несколько однобоким утверждение, будто самосознание относится"к наиболее статических форм сознания, ведь в ней осознаются наиболее существенные, функционирующие качества в более или менее длительное и срок социальных отношений индивида"[37, 101]. Осознание себя предполагает отражение и несущественных, случайных, кратковременных связей субъекта со средой на разных ступенях его развития, выс топая в единстве процесса становления и его фиксированного результата. Безусловно, чем выше уровень зрелости самосознания, тем глубже последняя отражает наиболее общее и устойчивое, существенное в человекєве в людині.

Непосредственно в чувственном самосозерцании без достаточного социального опыта и уровня развития интеллекта невозможно определить моральное качество феноменов сознания и поведения личности. Но и само-восприятию тия не так же"пассивное"и"нейтральное", как это может показаться: в его избирательной направленности на определенные факты жизни субъекта проявляется и мировоззренческая тенденциозность, - нередко в виде подсознательного н аказу. Вместе сквозь призму субъективного самочувствия индивид часто воспринимает мир однобоко, иллюзорновіт однобоко, ілюзорно.

Для проникновения в нравственную сущность и специфику"Я"необходима моральная рефлексия - более сложная, логическая форма самопознания социального в индивидуальном. Если человек признает себя существом общественным ей не может быть чужой рефлексия, - отмечал. В. Г. Белинский. Исключения составляют исключительно, практические, мелкие натуры, находящихся в духовной апатии. Лишь тот, кто понимает свои чувства, намерения и поступки и, чувствует и действует сознательно, по-человечески же время постоянно рефлектируя над собой, он"раздваивается", живет неполно: чувства его тускнеют, мысли мельчают, намерения не осуществляются [17, 109]. Традиционное р озуминня рефлексии, идущий от. Декарта,. Локка,. Лейбница,. Гегеля, сводится к самоотражения в уме субъекта его духовного мира. В этом смысле самосознание является чистой рефлексией"Я"осознают ния самого себя, поскольку оно служит объектом для самого себя"[47, 123]. Гегель рассматривает рефлексию и в более широком аспекте, чем обращение субъекта к себе в своей объективной всеобщности и к мира в его субъективно опосредованной единичностийого суб'єктивно опосередкованій одиничності.

В научной литературе время дается расширенное объяснение моральной рефлексии как способности субъекта к рациональному обоснованию общественных и собственных нравственных идеалов, принципов и норм, к объяснению я и оценки своих поступков. В таком объяснении рефлексия выступает как важный признак нравственности, показатель прогресса морального сознания, выраженного в способности к рационализированной мотивации, самоориента ции, самостоятельного выбора, автономного самоконтроля. Целесообразно выделить понятие моральной рефлексии в более узком смысле как размышления человека над собственной нравственной деятельностью, ее предпосылками и рез ультатамы; способности осознавать свои поступки, намерения, мотивы. Особенность подобной саморефлексии просматривается в таком анализе своего сознания и поведения, который приводит к обобщению собственных м оральных позиций, решений и дает ощущение внутренней свободы"Этическое рефлектування становится при этом способом внутреннего самостановления человека в столкновении с обстоятельствами"[17, 127]. С помощью рефлекс ии человек поднимается над собой, вырываясь за пределы чувственной поглинутости непосредственным потоком жизни. В отличие от рефлективного размышления о другом лице или умственного диалога с ней саморефлексия является самоанализом в форме диалога с самим собой, особенно по поводу критических ситуаций, в которых субъекту приходится осуществлять радикальный моральный выби моральний вибір.

В процессе нравственного самопознания используются те же логические операции, что и в других формах ценностного познания, с поправкой на специфику предмета и характер исследования. Проявление нравственного аспекта в своей жизнедеятельности предполагает способность человека временно абстрагироваться от других ее характеристик, в данном случае несущественных для нее. Исходя из собственных моральных установок, субъект в сплошной в потоке информации о самом себе выделяет, анализирует, сопоставляет, дифференцирует и оценивает отдельные поступки и компоненты, которые затем интегрирует и обобщает в целостный образ"Я"В результате конкретные сит уативни проявления нравственной деятельности в самосознании рефлектирующей лица синтезируются и генерализуються в виде существенных моральных качеств, создавая системное знание о ее моральном облике - от тельно стойку и в то же время динамическое"Я - концепцию", которая состоит в двуединой процессе изучения и обобщения на основе социального утверждения и самоутвержденияення та самоствердження.

Степень самопонимания характеризуется адекватностью и глубиной проникновения субъекта в свою социально-нравственной сущности, целостностью и полнотой охвата ее многих проявлений, стабильностью и. Упорядк кованистю знаний о собственном"Я", способностью эффективно использовать их в саморегуляции, прогнозировании и совершенствовании своей нравственной деятельности в соответствии с требованиями данного общества. Там, где родо ва сущность человека искажена ее одномерным существованием и в. Иллюзионное виде отображается общественным мнением, разочарована самосознание не в состоянии постичь ни моральной значимости отдельных поступков, ни сути жизни вообще. Отказавшись от попыток понять себя и окружающих, многие ограничиваются бездумным созерцанием игры своих и чужих страстей или полностью поглощены суетой житейских раз счетов розрахунків.

Различные уровни рационального самопознания определенной степени обусловлены взаимодействием здравого смысла и разума. Согласно. Канту, морально практическому разуму приписывается безусловный закон долга, из которого здоровье ный смысл выводит понятие надлежащего и соотносит его с конкретной целью. У. Гегеля разум выступает в единстве сознания и самосознания на основе преодоления противоположности надлежащего и существенного; в др. становится практически умственным,"только тогда, когда выдвигает требования, чтобы добро осуществлялось в мире, обладало внешней объективностью"[47, 16]. Исходя из подобного объяснения самосознания как высшего ступе ния разумной сознания,. Р. Д. Азимова ограничила функции здравого смысла формальным усвоением моральных ценностей, а ума - превращением внешне надлежащего во внутренне необходимое для личности [3 40собистості [3, 40].

Однако общественный и собственный нравственным опыт может по-разному осознаваться и практически использоваться человеком с помощью мировосприятия на уровне как здравого смысла, так и разума в их взаем моде. В рамках рефлексии здравого смысла индивид ограничивается осознанием совокупности своих отдельных поступков, моральных качеств, социальных ролей в зеркале мнений различных лиц и референтных групп (в произ ляди будничных знаний о собственном моральном статусе). Человек со здравым смыслом способна достигать относительно истинного знания о себе и целесообразно руководствоваться им в своем поведении. Но, исходя из повседневно го жизненного опыта, она, конечно, склонна объяснять свои поступки в простых стереотипных ситуациях стечению внешних обстоятельств и внутренних побуждений, особенностями характера, темперамента и пр.. При и ких раздумьях каузальные связи проявляются на поверхности моральных явлений, нередко принимая вид случайных. Рассудительная человек иногда познает свою моральную деятельность односторонне и фрагментарно, с гладжуючы противоречия и абсолютизируя различия, а потому в нестандартных, сложных, конфликтных ситуациях становится беспомощным. Метафизическая ограниченность чисто расчетливой самоориентации ухудшается историко чно определенным образом жизни и системой воспитания. При разных социальных условий рассудительность может выступать как жизненной благоразумием, реалистичным взглядом на себя и окружающих, трезвой осмотрительностью и ум ирнистю, или в виде искривленной рассудительности, мещанского предрассудка, эгоистической расчетливости, вульгарного практицизма и хитроумного конформизмормізму.

Разум в гносеологии рассматривается как более сложная и совершенная форма логического мышления, диалектически преодолевает ограниченность здравого смысла. В этике моральный разум определяется как"развитая способность ь общественного человека обдумывать социальную действительность и самого себя в нравственным характеристикам", как"критически мыслящая совесть", основана на преодолении"дуализма между научно-познавательными возмож себя человека и его духовно-нравственным развитием, на постижении истины, которая включает в себя решение этических проблем [17, 91]. Такое этическое знание - не только продукт ума, но и предпосылка последующих моральные менных поисков, результат которых зависит и от методологических, мировоззренческих (в том числе морально-этических) позиций субъекто-етичних) позицій суб'єкта.

Нравственное самопознание становится разумным при условии, что все глубже проникает в сущность не только отдельных поступков и качеств личности, но и всей ее нравственной деятельности и морального облика в их системной является единства и противоречивом развитии, постигая общее в единичном, необходимо в случайном, должное в сущем. Моральная проницательность ума проявляется не столько в способности чувствовать тончайшие нюансы в мотивах и поступках, поскольку в объяснении всего поведения сложным комплексом социальных и психологических, объективных и субъективных, существенных и несущественных причин в контексте разнородных общественно их отношений. Действительно, разумное отношение к себе, в отличие от рассудительности как морально-прагматической качества, направленной в основном на обеспечение собственного блага и счастья, приводит прежде пиклув. Ання о благах и счастья других людей. Только человек, адекватно познав глубокая взаимосвязь социального и личного, способна в полной мере стать морально свободной и нести ответственность за собственные ум ислы и деяния, образ жизни, судьбу"Разум дан человеку для того, чтобы она разумно жила, а не для того, чтобы она видела, что она глупо живет"[9]. Она понимает свои достоинства и недостатки, употребляя заход и для утверждения первых и искоренения других. Самокритично обдумывая свое прошлое и настоящее, она стремится правильно прогнозировать и творчески совершенствовать нравственные деятельностьнісну діяльність.

Нравственное самопознания выступает в диалектическом единстве рефлексивного и арефлексивного, опосредованного и непосредственного, рационального и эмоционального, дискурсивного и интуитивного аспектов. Часо ом в этике одни моменты самопознания нередко абсолютизируются и мистифицирует за счет искажения и принижения роли других. Исходя из разных позиций, представители этического интуитивизма (Дж. Мур,. В. Джонсон,. Г. Ричард,. В. Росс) и емотивизму (Е. Айер,. Б. Рассел,. Р. Карнап) пришли к выводу, что о собственных моральные качества судит, только руководствуясь чувствами или"самоочевидными"понятиями добра и обо связку [134, 97]. Экзистенциалисты (М. Хайдеггер,. К. Ясперс,. Ж. П. Сартр) считают, что только с помощью интуиции в критических"предельных"ситуациях мы способны иррационально постигать свою уникальную моральную с утнисть независимо от социального и индивидуального практического опыта и теоретических знанияичного досвіду й теоретичних знань.

С другой стороны, часть этиков, преувеличивая роль осознанно-рефлексивной формы самоориентации лица, явно недооценивает значение подсознательно интуитивного способа"ускоренной, непосредственной ориентации в мире социальных ценностей"[9, 79]. Между тем, познавательно-оценочное отношение лица к себе проявляется не только в дискурсивно-логической, рефлексивной форме аргументированного самоанализа (когда возникает необходимость обосновать свое мнение перед собой и другими), но и в виде арефлексивного, интуитивного"прямого"усмотрению определения нравственной ценности своих поступков (особенно, когда обстоятельства не допускают или не требуют развернутого доказательства). Подобно тому, как внутренняя речь субъекта только в сокращенном виде воспроизводит его внешнюю язык, развернутый размышление вслух при переходе к рефлекс ии"о себе"все больше сворачивается, принимая формы. Антиною и соритив, пока не превратится в предельно сжатые интуитивный вывод без осознанных ссылок и промежуточных вербальных итоговпроміжкових вербальних підсумків.

нравственного интуиция проявляется на разных уровнях самопознания мгновенном познании лицом своих субъективных состояний, переживаемых в прошлом (чувственная интуиция), в безотчетной самооценке стереотипного вч дыха, не мотивируется, осуществляется в элементарной ситуации (рассудительная интуиция), в бездоказательном (и нередко очень правильном) определении сущности своей нравственной позиции, линии поведения в ст адний конфликтной ситуации при остром дефиците времени и информации (интуиция ума). Эвристическая роль интуиции такого рода особенно велика в критические моменты жизни человека, когда решается ее судьба и возникает срочная необходимость оптимального самоопределения на основе"экспресс-анализа"Функционально такая интуиция выступает как неделимый, эмоционально-рациональный акт внезапного озарения ("инсайта") непосредственного постижения этической ценности поступков, образа жизни, нравственного облика человека без осознания внутренней логики этого процесса. Отсутствие нравственного чувства порождает моральную слепоту и глухоту, своеобразный"дальтонизм"- невозможность различать добро и зло в себе и других то же время, генетически моральная интуиция в любой форме и на разных уровнях является продуктом и компонентом поисковой й умственной деятельности, опосредованное приобретенным нравственным опытом, нравственными знаниями. В конечном счете истинность интуитивного (как и дискурсивного) заключения о себе подтверждается или спростов уеться всей практикой социального общения человекикою соціального спілкування людини.

Специфические трудности самопознания еще не дают оснований для вывода о том, что оно всегда"остается на уровне практического знания, - не в силах подняться на уровень науки"[39, 117]. Во-первых, эмпирические зн ния лица о себе, включены в виде самосознания в социологические, психологические, этические исследования, становятся необходимым условием научной достоверности последних. Во-вторых, чем выше теоретический. Риве нь наших знаний о человеческой природе, тем больше вероятность того, что целенаправленное самоисследования позволит каждому достигать объективно истинного знания о себе КД. Ушинский справедливо отмечал разумно мыслящий человек по отношению к себе непременно выступает как историк, философ и психолог, ведь"каждый делает наблюдения над собственным развитием, над своими психическими процессами: каждый делает опыт и в психической сфере и осмысливает результаты этих опытов"[176, 98]. Мы не только попадаем в разные ситуации, но и сами выбираем и создаем их, принимая решения и совершая поступки, подвергая себя"вып испытания на прочность", проверяя собственную моральную надежность,"экспериментируя"над собой, благодаря чему еще лучше познаем свои нравственные потенции. Опора на нравственные практику и знания основ совре сной социологии, этики, психологии будет способствовать все более правильному и научно обоснованном пониманию лицом нравственной сущности своего поведения и характера. Ведь моральное самопознание"осуществляемой я, как и всякое познание в рамках относительных, а не абсолютных истин"[6, 66]. Но и во всяком морально-этическом знании человека о себе является зерна абсолютной истины, из-за чего в своем индивидуальном и истор ичному развития она способна приближаться ко все более полному и глубокого знания о себе много относительных истио та глибокого знання про себе через багато відносних істин.

Высшей степенью разумного отношения к миру и себе мудрость. Истинная практическая мудрость, в противовес замысловатости, предполагает заботу о собственном достоинстве и добродетельный образ жизни, умелое ис вания своих знаний и опыта при выборе поступков, - считал. Ф. Бэкон [20, 546]. По мнению же. Гегеля, жизненная мудрость проявляется на степени нравственности как"мудрое знание того, что на самом деле есть в себе и для себя справедливым и разумным"[45, 375ot; [45, 375].

В современной этике моральная мудрость рассматривается как сложная комплексная качество сознания и поведения личности, характеризующий высшую степень ее нравственной культуры, проявляется в способности и хотел. Гненный эффективно использовать этические знания и жизненный опыт для принятия оптимальных решений в своей нравственной деятельности. Мудрость - высшее проявление духовности, сплав интеллекта, опыта и моральн ого чувства. Исходя из научной тезисы о самопознании как"первое условие мудрости", необходимо отметить, что специфика ее - в наиболее глубоком и правильном проникновении в сущность бытия человека, в ее с оциальне призвание в исторически определенную эпоху, в ясном понимании содержания и цели собственной жизни, путей достижения общего блага и личного счастья, в самоопределении прогрессивной нравственной позиции свободно реализуется в достойный образ жизни"Мудрость жизни в том, чтобы знать свое назначение и средства выполнить его"[1]. Во все времена истинный мудрец - это не бесстрастный резонер или праведный отшельник, а живая личность, ведет активную борьбу с чужой и собственной несовершенством ради добра и справедливости. Мудрость проявляется в способности проектировать свой жизненный путь, адекватно прогн озуваты собственное поведение и его последствия при разных обстоятельствах, выбирая наиболее правильные, умные их варианты ради реализации своего социально-нравственного назначения и призвание, а следовательно и достигнет ния счастьюа отже й досягнення щастя.