Учебники Онлайн


Розділ 5. Моральне становлення особистості

248. Какую из следующих точек зрения вы считаете правильным. Почему?

а)"Человек, который является личностью, обладает таким уровнем психического развития, что делает способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием"(Л. Божович, психолог)

б)"Личность - это выбор и преодоление. Выбор - это осознание своего назначения, преодоления - характер, воля и реализация выбора"(Т. Афанасьева)

249. Какие основные этапы можно определить в процессе нравственного развития личности?

250. Американский социолог. Ф. Мейер в книге"Наше беспокойную жизнь"приводит ответы молодого американца. Марка на вопрос о его цели и место в жизни"Предоставьте другим менять мир. Я хочу весели. Итис бы я обращал миллионами долларов, то приобрел бы себе гарем, женщин, яхту и, по крайней мере, пять гоночных автомобилей, и путешествовал бы по миру в поисках приключенийу в пошуках пригод ".

приковано касается кровати, тяжело больного. Николая. Островского посетил корреспондент зарубежной газеты. На вопрос журналиста, откуда писатель черпает силы для творчества, слепой, парализованный. Островск кий ответил:"Общее дело, общая борьба дают силы перенести все. В этом огромная духовная сила человекаа людини...".

Сравните высказывания, покажите влияние социальных условий на формирование личности, ее счастье

251"Если бы, родившись на каком-то необитаемом острове, я принадлежал там самому себе, то жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей"(Г. Гельвеций)

ли эта мысль?

252. Примите участие в дискуссии. Попробуйте убедительно возразить такое мнение

"Здравствуйте влияния не существует влияние уже сам по себе аморален. Аморальный с научной точки зрения. Потому что влиять на другого человека - это значит передавать ей свою душу. Она начнет думать не своими ду. Умками, не своими страстями, и добродетели у нее будут не свои, и грехи, если предположить, что таковые вообще существуют, будут заемными. Она станет отголоском чужой мелодии, актером, выступает в р оли, не для него написана"(О. Уайльд"Портрет. Дориана. Грея"t;Портрет. Доріана. Грея").

253. Какие противоречия можно определить в процессе нравственного развития личности?

254"Если человек трудится только для себя, она может стать знаменитым ученым, великим мудрецом, прекрасным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком -. Маркс. К. Размышления юноши а при выборе профессии. Маркс. К,. Энгельс. Ф. - тв, второй вид, т 40, с 7, т. 40, с. 7).

Примите участие в обсуждении приведенной выше цитаты

255"Животворящий влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды труда можно отобрать, унаследовать, купить, но внутренней, духовной животворящей силы труда нельзя ни ото рати, ни унаследовать, ни купить за все золото колоний. Она остается у того, кто трудится. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должна идти назад ( КД. Ушинский. Д.. Ушинський).

Что называется здесь животворной силой труда?

256"Большая общественная работа, где бы я действительно мог жить и творить народа добро, мне не судилась

Я лишен творчества в жизни, лишен радости, гордости творчества в пользу народа. Я не живу в атмосфере государственного горения, в атмосфере авангарда государственного штата. Меня туда не пущено. Поэтому, с изолированный и одинокий, я мучаюсь в критицизме и боязни за судьбу народа, может порой теряя верные пропорции в балансе добра и зла"(О. Довженко. Дневник 1943ик 1943 р.).

Сделайте этический анализ осмысления художником своего жизненного пути. Какие основания, по вашему мнению, были в"Украинском да. Винчи"считать себя"лишенным творчества в жизни"? го развитияо морального розвитку.

257"Вглядываясь ежегодно в глаза ребят, которых мы вместе с родителями проводим в самостоятельную дорогу трудовой жизни, я каждый раз не могу спокойно думать об одном и том же: что же самое главное в лю. Иуды, которую мы творим?"(В. Д. Сухомлинскийухомлинський).

Что вы можете ответить на поставленный вопрос?

258. Проанализируйте извлечение из повести. Аллы. Дрябкинои"Что скажешь о себе"ли описанная ситуация является жизненной?

"В лаборатории, хотя и не сразу, он подвергся тихой разврате безделья. Это были ужасные три года, когда все было безрадостным. Он имел конфликт с. Аллой - первый и последний. Нет, она не требовала от него продвижение по госслужбе, не упрекала невысокой зарплатой. Но просто однажды сказалаазу сказала:

-. Саша, смесь дилетанта с алкаш мне не нужна. Это - не профессия, нет такой профессии. Ты - дилетант в технике, любитель в литературе. А если уж ты сам не можешь поставить перед собой цели в науке змотуйся из. НИИ. Зовет тебя. Витя. Сапего на завод и иди. Достаточно валять дуракаурня".

Разумов не мог с ней не согласиться, потому что чувствовал: болото чистенького безделья засасывает его, лишает аппетита к жизни

И, на буксире у. Вити. Сапего,. Разумов отправился на завод, о чем никогда не пожалел. Разница между очень конкретной, гудя, гремящей, иногда суетливою реальностью завода и кабинетно-тихими страстями д к литературе и искусству высекла внезапно яркую искру страсти к жизни вообще. Пришел покой, но не покой болота, а истинный, оплаченный спокойствие, дающее возможность может рассуждать, не суетитися вкладывать душу в дело и жизнь своих близкихх".

259"Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически"(из записных книжек. А.П.. Чехова). Что предполагает в человеке понятия"нравственная чистота"?

260. Что такое нравственный идеал?

Составьте план проведения диспута на тему:"С чего начинается личность?"

261. Испытайте свою способность к самоанализу. Попробуйте, нарисовать собственный портрет. Сначала набросайте внешние приметы, затем опишите характерные особенности лица, фигуры, походки, попробуйте в определить черты, присущие вам как индивиду: темперамент, вкусы, наклонности, привычки. Наконец, определите свои личностные данные. В чем и насколько проявляется ваше осмысление и целенаправленное руководство свое ю поведением?. Тереса семьи, страны? інії?

262. Насколько суждения, приведенное ниже, соответствует действительности?

"Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, в которой личность, формируется, прикоснувшийся, будто случайно, мимолетность"(В. А. Сухомлинский)

263. Правильно следующее утверждение?

"В мире непрерывного образования, заведенной в большинстве стран, не пора сделать то неизбежен вывод, что пригодность к функции воспитателя должна отныне входить в программу обучения каждого индивида частности, является позасумнивним, что теория и практика образования неотделимы в наше время от педагогической подготовки каждого индивида современного общества, если он в силу своей профессии имеет возможность влиять на других, наделен властью над ними или несет за них ответственность"(Драголюб. Нейман, директор департамента подготовки преподавательских кадров высшего образования. ЮНЕСКОіти. ЮНЕСКО).

264. Примите участие в дискуссии, в которой оказались такие позиции. А как по вашему мнению?

а)"Нравственность или безнравственность генетически запрограммирована, унаследованная от предков";

б)"Человеческие пороки и добродетели не является врожденными, они приобретаются под влиянием социальной среды и воспитания";

в)"В нравственном отношении человек становится только такой, какой сама себя воспитала"

265. В чем, по вашему мнению, заключается специфика нравственного воспитания, условия его эффективности?

266. О. Пушкин шутку обращается к подростку:"Душа моя,. Павел. Соблюдай следующие правила: люби то-то, не делай того-то"

Как известно, во всякой шутке есть доля правды. Итак, можно с этих строк сделать выводы о принципах воспитания, которых придерживался поэт?

267Яки примеры нравственного самовоспитания вам известны?

268"Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода"(Маркс,. Энгельс. Немецкая идеология. ТВ второй е изд,. ТС,. С75 вид., т.З, с.75).

Приведите аргументы, которые бы подтвердили или опровергли это положение

269"Когда семья не умеет, пусть школа научит чистоте во всем бытии грязь не от нищеты, но от невежества. Чистота жизни - преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым?. Следует оборуд. Уват школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуманный с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни. Где одному не найти решения, помо же община не кулачные бои, но создатели будут гордостью страны"(Живая этика -. М:. Республика, 1992.:. Республіка, 1992).

О какой чистоте говорится в приведенных строках?

270"Школа должна не только привить любовь к книге, но и научить читать, а последнее не легче от первого. Надо уметь сосредоточить мнению, чтобы вникнуть в книгу не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почетное место во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу как друга дома. Кооператив (духовное сотрудничество), прежде всего, имеет книжную полку, содержание которой очень обширный. Будет рассказ но о ценностях. Отечества и связь ее с миром, показано будет героизм создателей и тружеников. И понятие чести и долга, и обязательства к ближнему утвердятся так же, как и милосердие. Многие примеров, звать к познанию, открытие"(Живая этика -. М:. Республика, 1992М.:. Республіка, 1992).

На каких из предпосылок реализации нравственного совершенствования личности акцентировано внимание в приведенных строках?

271"Сложности и трудности воспитания совсем не в том, что избыток материальных и духовных благ таит в себе некую опасность. Просто, чем больше радостей жизни даем мы молодому поколению, тем заботливым. Вишеу и настойчивее должны вкладывать в юные сердца те моральные ценности и богатства, те святыни, без которых жизнь превращается в прозябание. Главное - гражданское воспитание. Это сердцевина, стержень всякой воспитательной работы. Молодежь трудится вообще - то немало. Но этот труд всегда занимается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мышления суждения, решения, ответственности - тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда"(В. А. Сухомлинскийt; (В.. А.. Сухомлинський).

Раскройте смысл приведенного высказывания. Насколько оно созвучно с проблемами нашей повседневной жизни?

272"Человек - отнюдь не венец творения, рядом с ней на том же ступени совершенства стоят все другие существа. Против всех других существ человек, - даже со всем ее цикавущим содержанием, - найбезпорад-мого и на айноровитиший зверь, збочившы с большой дороги инстинктов, заблудился на губительных обочине"(Ф. Ницшеt; (Ф.. Ніцше).

Согласны. Вы с автором этих строк?

273"Разум есть правым и истинным, когда узнает все себе подобное, когда ни одной вещи, от него скрытой не будет, и он когда углубится в себя на длительное время"(Г Конисский)

Как вы понимаете это высказывание?

274"Богатство мира составляют именно оригинальные люди. Благодаря им и в произведениях мир именно мир, а не пустыня. Воспоминания о людях и история их жизни - сумма его сил, его священная собственность на вечные времена, что поддерживают его и насколько возможно помогают ему проталкиваться вперед сквозь неизведанную еще глубину"(Карлейль. Томасрлейль. Томас).

Почему"оригинальные люди"составляют богатство мира?

275"Гении - наши настоящие люди, наши великие люди, вожди тупоумного толпы, который следует за ними, будто прислушиваясь к велениям судьбы. Они обладали редкой способностью не только"догадываться"и"думать",, но знать и верить. Между тем, как другие, ослепленные одним внешней стороной вещей, бесцельно носились по большому ярмарке жизни, они рассматривали сущность вещей и шли вперед как люди, имеющие перед глазами а путеводную звезду, и ступают по надежным тропам"(Карлейль. Томасих стежках" (Карлейль. Томас).

Прокомментируйте данное высказывание. Используйте при этом понятие нравственной личности

276"Красота души придает очарования даже невзрачной телу, точно так же, как уродство души кладет на замечательную фигуру и на прекрасные члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас какую-то непонятную сразу"(Г. Е. Лессинг.. Е.. Лессінг).

Попробуйте объяснить генеза этой закономерности

277"Люди со склонностью к мегаломанией отличаются от людей, склонных к нарциссизму, тем, что хотят быть быстрее мощными, чем привлекательными, - чтобы их скорее боялись, чем любили. К этому типу отн носятся сумасшедшие и большая часть известных нам из истории великих людей"(Уильям. Расселльям. Рассел).

Подумайте над этим выражением. Используйте при этом такие категории этики, как добро, зло, достоинство, любовь и т.д.