Учебники Онлайн


3. Особливості онтогенезу моральності індивіда

Если сделать вывод, что решающими факторами в биологической эволюции организмов выступают наследственность, изменчивость, естественный отбор, а генетическую связь человека с животным миром неделим, т то немалый интерес вызывает то, что в пределах биологической эволюции появляется новая форма отражения, благодаря которой через трудовые, общественные отношения наши предки превратились в современных людей. Как же е возникает при этом способность к целенаправленным действиям, без которых нравственное развитие человека представить невозможно? умную"?. Если поиски ответа на первый вопрос продолжаются, то вопрос о сущности становления вида"человек разумный"получило различные подходы во многих концепциях эволюции частности, по концепции га рмонизуючои эволюции главным фактором биологического развития предков человека было влияние социальных факторов. А единство биологического и социального стала проявлением длительного процесса гармонизируя эволюции тв аринних предков человека, имевших только биологическую сущность"Прыжок"этот, как считается, происходил в течение миллионов рокиідбувався протягом мільйонів років.

В последние же десятилетия заметно оживились попытки рассмотреть в рамках природно-научного исследования рядом ученых толкования и сферы нравственности, включая высшие проявления человеческого духа как части биолог гии человека, которые подчинены законам эволюции и попытки эти выходят далеко за рамки изучения биологических основ нравственности (области малоизученной и чрезвычайно важной) и проникают в очень актуальную с феру для современного человека и человечества определение"стратегии гуманностиності".

Безусловно биологическое в человеке имеет огромное значение для его становления, для жизнедеятельности вообще, оно выступает в качестве необходимости предпосылки развития надбиологичних свойств. Ведь"человек а умная"будто воспроизводит в своем онтогенезе, т.е. процессе индивидуального развития, общие черты своего происхождения. Она течение времени, который проходит в утробе матери, хотя и находится под влиянием соци ализованои генетической программы, и, будучи существом биологическим, подчинена только законам биологии. После рождения ее на основе биологических предпосылок происходит сложный процесс формирования сознательно сти, мышления, речи. Проходят сложные преобразования биологической сущности в общественную, при этом внешнее в виде социальной программы становится внутренним, преломляясь через интеллект и эмоций но-чувственную сферу. Происходит становление личности. Хотя и в это время генетическая программа своего значения не теряет, изменяется всего на всего ее роль: в процессе эволюции эта программа набрала власт ивостей, которые и способствуют готовности новорожденного к развитию в адекватных социальных условиеоціальних умовах.

Для каждого данного поколения действует объективно обусловлена ??социальная программа, нередко составлена ??стихийно. В ней находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, ре. Ивэн развития производственных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, с помощью которых формируется поколения.

Социальная сущность человека развивалась в каждом поколении, будто заново, после того, как ребенок вступала в общение с другими людьми. Эта особенность противоречит генетической специализации, которая могла бы в ограничивать возможности следующих поколений, формировать социальную сущность людий.

Учет влияния врожденных особенностей индивида имеет большое значение при анализе индивидуализированного взаимовлияния биологической и социальной. Что же составляет эти особенности?

Общепризнанно, что, прежде всего, большое значение имеет темперамент, который и является в своей основе врожденной чертой человека и характеризует динамические особенности психической деятельности индивида. Известно, в частности, щ что за I. П. Павловым темперамент детерминируется действием трех основных свойств нервной системы: силой, уравновешенностью, подвижностью процессов возбуждения и торможения. Комбинация последних при водит к появлению четырех типов темперамента: сангвиник - сильный, уравновешенный; флегматик - инертный; холерик - сильный, неуравновешенный; меланхолик - слабый, неуравновешенный [138, 143143].

Да, сам по себе, темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности и не характеризует ее возможностей, а отражает лишь динамическую сторону человеческих поступков. Вместе с тем, окончательное фо ормування значительной степени зависит от морально-волевых качеств характера, связанных уже с содержательной стороной деятельности человеки.

Характер - это более сложная система в человеческой психике, для его формирования ведущим служит влияние условий жизни и деятельности человека. При включении в характер свойств темперамента, последние естественно с изменяются. Итак, никакой. Темперамент не служит препятствием для развития личности, для формирования его как положительных ценностных свойств, так и отрицательныхих.

Свойства темперамента - это лишь предпосылки для воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических свойств

Даже формально динамическая сторона психических процессов - при очевидной фенотипический обусловленности ее элементов в условиях нормального генотипа - не является жестким генетически детерминированным"каркасом"развития лица. Реализация этих процессов более зависит от условий развития, которые несут в себе и компонента прижизненного опыта. Правда изучения человека на срезе биологических и социальных наук продолжается до сих пор и является ли не одной из важных проблем современной науки вообщеауки взагалі.

Если же попытаться несколько конкретизировать генезис и сущность человека, то здесь нельзя не обратить внимания на то, что жизнь индивида то - единство различных его социальных сторон, каждая из которых делает относительно са. Самостоятельно влияние на формирование индивидуального сознания, в том числе и ее моральных компонентов. Влияния эти происходят для индивида на уровнях макро-и микросреды. С одной стороны - это влияние, непосредственно средне окружающей индивида действительности в виде отношений, условий труда, быта и тп. С другой - разнообразные феномены духовной культуры общества и представления, ценностные ориентации, нормы, воплощенные в массо ресниц сознания тощтощо.

Формирование личности, ее, собственно, моральной грани подчинено, как общим закономерностям развития духовного мира в целом, так и специфическим. Прежде, в нравственном развитии играет важную в роль усвоения индивидом моральных ценностей и норм. Это усвоение во многом зависит от того, как представлены эти ценности и нормы в сознании и поведении непосредственно окружающих индивида людией.

Наличие нескольких социальных источников влияния на формирование личности в целом, ее моральной стороны частности, их взаимодействие дает основания для того, что некоторые ученые абсолютизируют роль одних факторов, вс дооценивают значения других. Так, в некоторых концепциях утверждается, что на индивидуальное сознание влияют только конкретные условия жизни: вид профессиональной деятельности, межличностные отношения, уровень вж итку тощо.

Многими игнорируется значение более широких общественных отношений для формирования личности, смешиваются различные аспекты влияния на индивида повседневной действительности, которая может выступать, как фактор:

1. Что создает ситуативные мотивы поведения, прежде всего, непосредственные материальные интересы и потребности личности;

2. Что порождает некоторые элементы морального сознания необходимы для нравственного поведения психологические свойства;

3. Что облегчает или, наоборот, затрудняет формирование основных структур нравственного сознания: нравственных убеждений и потребностей, определяющих возможности влияния на индивида общественной морали

В других же концепциях не рассматривается активная роль общественного сознания, особенно идеологии и культуры в социализации личности. В них общественное сознание, прежде всего, мораль выступает простой сумо й индивидуальных сознаний, формируются стихийно, под влиянием одних только непосредственных условий жизнедеятельностия.

А в результате этого деформируется сложная диалектика общественного и индивидуального сознаний

Да и общественная мораль, как система моральных ценностей, норм поведения и как специфическое явление обыденного сознания (элементарные правила бытия, простые нормы морали) наиболее последовательно кристаллизуется и с сохраняется в культуре. Потому культура, в том числе ее моральный элемент, создается многими поколениями людей и процесс этот, в результате которого рождаются нравственные представления как явления культуры очень ск готов. А осуществляться только на основе собственного опыта отдельного индивида или даже поколения людей он не может. Следовательно, общественная мораль и как часть культуры, и как явление массового сознания для индивида выступает объектом усвоения и развития. С помощью опредмеченных в культуре и представленных в массовом сознании нравственных ценностей, а также других феноменов общественного сознания индивид осознает гл ибинни грани общественных отношений, тенденции их развития, общественные потребности, формируется как моральная существстота.

Рядом с преувеличением значения воздействия на индивида его непосредственного окружения ряд ученых игнорирует роль материальных условий жизни, предметной деятельности человека в его становлении как личности

Так, известный французский социолог. Е. Дюркгейм утверждал, что индивид как социальное существо - продукт общественного воздействия, все виды социальных влияний общества на человека -"вполне психические, они ст ладаються, исключительно, с представлений и объективизирована чувств"[65, 17t; [65, 17].

С другой стороны, абсолютизирует роль общественного сознания в процессе формирования духовного мира личности частности социологической теорией последняя рассматривается как сердцевина ценностно-нормативной модели общества. Согласно этой теории индивид якобы вообще не имеет соприкосновения с объективной действительностью, общественными отношениями, взаимодействуя только с системой норм и ценностей, - своеобразным"двойником"р еальности. Причем, ценности и нормы выступают в одной только форме - как установки социальных групп, которые полностью подчиняют своему влиянию индивида. Этой теорией не только недооценивается роль объе ктивного действительности, но и не рассматривается и то, что основная часть нравственных представлений возникает"сохраняется"на макроуровне социума и лишь"транслируется"от общества к индивиду группамід суспільства до індивіда групами.

Критика различных форм преувеличение роли того или иного воздействия источников для формирования личности не должна ограничиваться выдвижением одной только тезисы, что каждый источник по-своему важно и значимо. При. Этому ом необходимо не только выяснить конкретную роль каждого фактора (что уже, в основном, сделан автором), но и рассмотреть их как действующих на развитие индивида независимо друг от друга, а в тесно м взаимосвязи, однонаправлено, синхронно. Нарушение этих условий может обернуться моральными потерими.

Если же попытаться несколько конкретизировать социальный генезис и сущность человека, то можно выделить следующие формы ее проявления, как индивид, индивидуальность, личность, личность. Индивид является чем-то сугубо средним в в качественном плане, то определение представителя человеческого рода вообще. Когда человека характеризует некая неповторимость как в биологическом аспекте, так и в социальном проявлении употребляется термин индивидуальнис во [174]. Понятие это, как видим, имеет эстетическое окраски. Индивидуальность может быть как привлекательной, так и преступной, есть творить зло или способствовать утверждению добробра.

Для определения сочетания определенных социальных качеств человека употребляется понятие лицо, такая признак социальной роли человека. Эти два определения в одной и той же человеку могут согласовываться, дистанцировать, даже находиться в конфликте. На работе или в учебном коллективе кого-то знают с одними качествами, дома - он совсем друий.

Личность же - то единство индивидуальных и социальных черт человека и понятие это более шире и глубже чем понятие индивидуальности. Так наличие неповторимости во всем, глубокого чувства такта, гармони ии, четкой позиции у человека, но она на этом не акцентирует. Итак, личностью человек является в том случае, когда она выступает субъектом своих поступков, когда он осознает свои поступки, действия и берет на себ е за них ответственность. Такой человек является инициатором своей жизни, производит и осуществляет жизненную стратегию. У каждого человека эти качества развиты по-своему - в большей или меньшей степени [174]. Что же делает человека настоящей личностьютістю?

Во-первых, - способность противостоять среде [141, 97]

Вторым фактором является осознание своего отличия со средой, усилия незлиття с ним. Помним в. В. Франкла:"Не столько человек совершает поступки, поскольку поступки совершают человека"[185, 73]. Поэтому дл ля исследования темы нам необходима ясность в ответе на вопрос: что же представляет собой нравственное развитие личности вообще, в чем особенности, критерии, закономерности нравственного становления личности подростка частностиітка зокрема?

Установлено, что развитие индивида - то объективная, закономерная тенденция в смысле временного его проявления как развития самой сущности человека

Моральная сущность человека в своей действительности это - ансамбль конкретных отношений, в которые она включена в качестве субъекта, духовно и практически усваивает их и создает в процессе деятельного существования. Следовательно, м нравственное развитие индивида - то сложный, многогранный процесс социализации его и индивидуации. Каждый человек - не просто продукт среды и объект воспитания, она - субъект практической деятельности направленной на активное изменение обстоятельств и на самосовершенствованиея;

не только стихийно, но и сознательно развивается, обновляет внутренний и окружающий мир, а значит, является создателем самой себя, как свой собственный продукт и результат [141, 97]

Именно при содействии социального окружения подросток осуществляет моральную саморегуляцию не только как ситуативное самоизменение на уровне конкретных поступков, но и в форме сознательного управления процессом перспективного саморазвития, планомерного и стихийного само-формирования и самопреобразования в масштабе всей жизнедеятельности. В определенные моменты человеческой жизни в целом (а следовательно, включая моральный аспект) становится объектом р озумнои свободной самоорганизации и самоконструирование со стороны субъекта.

Потребности и способности при этом морально самоопределяющихся, самоутверждаются и самосовершенствуются. Многогранное нравственной жизни человека наиболее глубоко выражает саму сущность ее социальной жизнедеятельном ости. Устройство, стиль жизни становится действительно моральным в той мере, в которой нравственные ценности общества выступают как сущностные характеристики, своеобразно отображаемые в сознания и самосознания индивида по мотивам долга, чести, достоинства, совести и т.д. [92, 10404].

Для сознательного выбора и реализации самобытной программы, планов и линии жизни подростка необходимы как социальные, так и индивидуальные предпосылки. Фундаментальная нравственная потребность стать личностью и утвердит ити себя как личность выступает в качестве стремление определиться и утвердиться в плане свободной самобытной индивидуальности, полнокровного члена общества.

Морально самоопределиться значит сознательно сориентироваться в системе этических ценностей, в выборе жизненной позиции, исходя из единства как личных, так и общественных интересов. В результате возникает устойчивая а моральная определенность образа мышления, образа жизни, выражает социальную надежность личности, ее способность быть хозяином своей судьбы, личного счастья [92, 105].

Наконец, нравственное развитие выступает как имманетний диалектический процесс зарождения, вызревания и решения специфических внутренних и внешних противоречий, детерминирующих качественные изменения в моральной сознательную мосту и поведении. При этом объективные причины (социальное макро-и микро-среда) определяют моральную жизнедеятельность индивидов, преломляясь через субъективные детерминанты и условия их протекания. Нравственное развитие индивида проходит на основе осознания и решения внутренних противоречий между его этическими знаниями и убеждениями, моральными (или аморальными) побуждениями, между идеалом и ная вним уровнем нравственной деятельности, целями, средствами и результатами последней, между новыми ценностными ориентациями и устаревшими привычками, между моральными потребностями и способностями [92, 1066].

Индивид может морально формировать и развивать себя двояко: во-первых, опосредованно - через практическую деятельность, направленную на совершенствование социальной среды, которое в конечном итоге изменяется. Юе и его самого нравственное сознание и поведение, во-вторых, непосредственно - путем самовоспитания, ближайшей целью которого становится нравственное совершенствование собственного"Я"в системе взаимоотношений с другими люд ьмы. Оба эти аспекта жизнедеятельности выступают в единстве и взаимообусловленностиумовленості.

Прогрессивная ученых считает, что главную роль играет самовоспитание, ибо оно в целом осуществляется как целенаправленный, деятельный развитие в соответствии с личным идеала, выступая закономерным продолжением, усилением, углублением и завершением формирующего влияния среды и воспитания в качестве исходных предпосылок. Но его не следует сводить к социальной адаптации, конформизма, приспособленчества. По п евних условий, особенно в конфликтных ситуациях, самовоспитания может ослаблять, нейтрализовать, искажать позитивное или негативное влияние окружающих. Активное сопротивление пагубному влиянию среды и в иховання имеет нисколько не меньшее значение для нравственного совершенствования человека, чем готовность в полной мере способствовать положительному влиянию. Особенно интенсивно противоречиво этот процесс протекает в подрост овому и раннем юношеском возрасте. В длительных и трудных поисках подростка нередко происходит формирование его нравственного идеала, осуществляется оно на основе усвоения социальных концепций смысла жизни и пр. изначення человека, моральных требований и идеалов общества, синтеза и обобщения моральных качеств авторитетных педагогов, современников вообще, исторических героев, художественных персонажей. Вместе с тем, посколь ки человек считается высшим существом, то то, что составляет ее истинную сущность не может не отразиться на том, что каждый от себя приносит в свой нравственный идеал (что-то неповторимо индивидуальное), выражающий его глубинную сущность, жизненные потребности, запросы, интересы, цели, планы, мечты [93, 103]. В зависимости от нравственного идеала подростка можно судить о том, каким он в данный момент является, в чем видит свое жизненное е призвание и главная задача. Нравственный идеал подростка как элемент его мировоззрения становится достоянием его сознания и самосознания, критерием и целью самосовершенствования той мере, в которой воспринимается я сознанием в качестве возвышенного образа собственного. Я. Пока педагогический образец остается на уровне надличностный и извне навязываемого, абстрактного, должно, персонификуючись в конкретной мод эле нужного, эмоционально притягательного, интимного. Я, он не может быть выше ориентиром, внутренним стимулом и эффективным средством нравственного совершенствования. Только тогда, когда подросток сопоставляет себя со с воим идеалом как свободно выбранным эталоном морального совершенства, он способен правильно оценивать и корректировать свои поступки и образ жизни. Отвечая разной модальности на актуальные сенсожиттеви вопрос, (которым я должен, могу и хочу стать?). Идеал выполняет познавательную, мировоззренческую, нормативную, циленаполягаючу, мотивационную, императивную, программирующую функции в нравственном усовершенствовании личности подростка [94, 106а [94, 106].

Идеал подростка. Я не сводится ни к фрейдовского"сверх-Я", ни к идеализированного «Я» - представление личности о своих лучших (реальные или мнимые) качества в настоящее время, а выступает как проекция себя в сравнительно в отдаленное, хорошо и прекрасное, желательно мнимое будущее. Прогресс в нравственном развитии ребенка не может не включать изменений в содержании и структуре его нравственного идеала в сторону обогащения и сближения с идеалом наиболее прогрессивных сил социума. По мере того, как идеалы общества и личности подростка совпадают, нравственное развитие становится единственно направленным и взаимообусловленным, а значит, растет его эффективностьстає його ефективність.

Чем правильнее и полнее познает подросток несоответствие между идеальным и реальным. Я, тем острее он переживает потребность в нравственном совершенствовании: все глубже входя в образ"лучшего. Я", мысленно идет ентификуючы себя с ним и практически перенося несбывшейся настоящее мнимые черты своего будущего совершенства, неуклонно приближаясь к заветной нравственной цели. По мере достижения новых успехов на ц ем пути дистанция между потенциальным и реальным уровнями его нравственного развития сокращается, но все же сохраняется, пока требования к себе начинают расти [94, 107]. Очевидно, абсолютная, моральная дос коналисть как окончательная совершенство, высшая степень развития, вершина надежд и мечтаний недостижимы, поскольку общественный и личный моральный идеалы всегда относительны, исторически ограниченные, динамическиеі, динамічні.

Понятно, что в подростковом периоде развития индивида все эти процессы протекают гораздо сложнее, часто для них характерна стихийность, незпрогнозованисть. Они реже носят целенаправленный, планом мерный характер и связано это прежде всего с теми физиологическими метаморфозами, которые происходят в это время в организме: интенсивный гормональное развитие, становления нервно-психической системы а следовательно, и характера и т.д.. А рядом с этим подросток хочет уже быть не просто самостоятельным, но и взрослым в глазах сверстников, других окружающих. Стремится утвердить себя в коллективе, для него сейчас очень высок а вторитет товарища, в подавляющем большинстве случаев значительно выше авторитета родителей или педагогов [36, 31 31].

Имеют место проявления влюбленности, половое влечение. В характере - слабая воля, несдержанность, невыдержанность, импульсивность. В среде ребят - не редкостью становятся ложные формы утверждения себя средствами драки, курение, грубостьті.

Подобное распространено и среди девушек, и при этом чрезмерное внимание к своей внешности (прически, одежды). А в моральном плане имеем большие проблемы. Процесс социализации и индивидуации в этот период осложняется юеться. А уровень абстрактного ума - еще низкий. Дает о себе знать и ограниченность знаний. Поэтому, хотя подросток и признает моральные нормы, не всегда способен их реализовать [36, 32, 32].

В этот период начинают формироваться чувство совести, долга, чести, появляется ярко выраженное стремление к самовоспитанию, самореализации. Подростки заводят дневники, где оценивают свои действия, поступки,, намерения, мысли, чувства с моральной точки зрения. Во многих из них наблюдается чрезмерное недовольство собой, которое иногда ложится в основу комплекса неполноценности, мешает развитию личности. Закон омирним в этот период является забота подростка о собственном авторитет - зарождение чести в виде гиперболизированных чувств величества, недоверия, скепсиса, негативизма. У многих подростков понятие морали имеют неправильный характер: смелость сводится к удали, принципиальность - до упрямства, требовательность к другим проявляется в категорической форме. Характерным признаком считается неумение прощать что ведет к разрыву отношений. Достаточно распространенным среди подростков является максимализм, хотя по себе - требовательности часто минимум. Закономерным, нередким явлением в этот период является дефицит самокритичности. В условиях мо ральной глухоты распространены даже драки, нечестность, черствость, ложь, воровство тощжки тощо.

Не менее ярким штрихом является и духовные противоречия, ведь все, что осуществляется вокруг подростка, глубоко его волнует, становится личным интересом. Подросток при этом бурно реагирует на окружающие противоречия я типа: в жизни - одно, на словах - другое. Вызывает подобную реакцию подростковый максимализм, стремление докопаться до истины, непримиримость ко злу, несправедливости - с одной стороны, с другой же - неумение разобрать. Атис в сложных жизненных ситуациях, низкая способность к абстрактному мышлению [39, 1011].

Именно поэтому подростковый период требует от педагога и родителей незаурядной внимательности, серьезности, гибкости в стратегии отношений с этой возрастной категорией. Кроме того, в этот период происходят интенсивные метаморфозы в становлении характера подростка, а потому педагогу, вместе с родителями, очень важно приложить максимум умения и усилий, чтобы направить вектор движения этого процесса в нужном направлении учи ие вышеперечисленных закономерностей поможет сделать это на научной основві.