Учебники Онлайн


Передмова

На рубеже второго и третьего тысячелетий человечество встретилось с множеством социальных, политических, экономических, экологических, психологических и других проблем, от решения которых зависит не только будущее, но и и сам факт его существования. Еще больше проблем встал перед народом нашего молодого государства. Сложные динамические процессы государства и демократии, происходящие требуют гуманизации общества. Они чрезвычайно повысили роль каждой личности, ее самостоятельности и ответственности. Построение высокоцивилизованной государства невозможно без наличия у представителей самых разных профессий не только ди вой компетентности, и таких чисто моральных качеств - честности, доброты, добросовестности, порядочности, т.е. морального надежности. Эти черты, прежде всего, необходимы педагогу, который взял на себя ответственность во формировать личность и высокосознательного гражданина. Ведь делать это он как косвенно - собственным примером, влияя на моральный мир индивида, так и целенаправленно, планомерно. И первое, и второй трудно представить без усвоения знаний по основам этики, которые и раскрывают закономерности нравственной жизни людей, учат человека искусству жить в обществільстві.

В этом плане важное значение приобретает поиск эффективных методических средств обучения. Это руководство является итогом одного из направлений такого поиска

Без применения метода упражнений трудно себе представить успешное усвоение многих наук, в том числе и общественных. Этика - не исключение. Ведь, чтобы по-настоящему овладеть этическими знаниями, воплотить их в осознании млени мотивы своего поведения и деятельности, сделать их элементами своего жизненного опыта, недостаточно усилий, направленных на усвоение теоретических положений. Следует разносторонне развивать присущую каждой человеку способность давать оценку различным жизненным явлениям. Без этого невозможно сделать правильный моральный выбор, то есть осуществить именно тот вариант поведения, который наиболее соответствует нашему воображению о дол не предоставляется достойныхідне.

Наконец, в жизни важно не только выбрать правильную позицию, но и суметь убедительно ее обосновать эмоционального обоснования ("совесть подсказывает") может быть недостаточно. Важно логично аргументировать свои й линию поведения, а также свое отношение к позиции другого человека или какой-либо общественной группы. Неумение отбросить чужую точку зрения на жизнь, а тем более отстоять свою собственную, обезоруживает нас перед злом и несправедливостью. Данное руководство по этике и является одним из дидактических методов усвоения этой дисциплины, призванный повысить эффективность ее преподавания. Приведенные в нем упражнения и задания помогут ут развить у студентов способность оценивать и анализировать нравственные ситуации, выработать навыки по решению моральных конфликтов, ведения дискуссий с морально-этической проблематике. Они могут быть использованы для взаимного контроля и самоконтроля, а также при подготовке к проведению диспутеведення диспутів.

Во второй части изложены стержневые темы по проблеме нравственной саморегуляции жизнедеятельности человека и тестовые задания. Считаю, что все это в определенной степени может удовлетворить социальную потребность в специа альной подготовке студентов к профессиональной деятельности и активации их нравственного сознанияі.

Часть I Практикум

Раздел 1 Предмет и задачи этики

1. Общепризнанно, что этика - это наука о морали. Да задумаемся: с какой стороны мораль интересует этику? вовых общественных явлений затрагивает вопросы морали и психология, педагогика, эстетика и т.п.. Но для последних мораль не является специальным предметом есть в этом случае не совпадают объект научного познания и предмет науки. Этика - это специфический аспект морал моралі.

В чем специфика этики?

2. Проанализируйте следующие ответы на вопрос:"Что такое этика?"

а) правильной;

б) в целом правильной;

в) частично правильной;

г) неправильной

В чем недостаток этих определений предмета этики?

а). Наука о поведении человека в обществе

б). Наука о надлежащем

в). Философская наука о морали

г). Философская наука о морали в целом как одну из важнейших сторон жизни людей, форму общественного сознания и историческое явление

д). Наука о трансформированы в сознании людей законы человеческой природы

есть). Наука о методах построения нравственным суждений ж). Наука о нормах и принципах поведения человека в обществе

3. Задание этики заключается в необходимости"найти надежную опору в чистых, автономных идеях разума, свободного от любых внешних опор и авторитетов, как на небе, так и на земле, и только в самом себе, в своих собственных логических требованиях как такую, что находит залог своей истины и достоверности"(Есть. Спекторский.. Спекторський).

Какое направление этики выраженный в этом тексте?

4. Определите, к которым этических направлений относятся высказывания мыслителей

Какое их социальное назначение?

а)"Мораль в самом общем смысле - это учение об искусстве направлять действия людей таким образом, чтобы производить наибольшую сумму счастья"

б)"Все теории морали, поскольку они являются философскими теориями, являются нейтральными по отношению действительной поведения. Глупо, а также самонадеянно для философа какого бы то ни было рода выступать в роли проповидних ника моралиа моралі".

в)"Мудрость заключается в том, чтобы говорить истинное и, прислушиваться к природе, обращаться с ней сознательно"

г)"Живые человеческие силы - вот главная пружина истории человечества"д)"Там, где нет необходимого для жизни, там отсутствует и моральная необходимость. Основа жизни - это основа и для морали. Там, где от голода, е ид бедности ты не никакого материала в теле, там не основы и материала для морали в твоей голове, сердце твоем, в твоем чувстве у твоєму почутті".

ж)"Корень зла не в вещах, а в душе"

с)"Зло, как и добро, имеет своим источником волю, а последняя в своем понятии такое же добро, как и зло"

5. Согласны ли вы с высказанным ниже мнением?

"В морали, так же как в физике и механике, последствия всегда пропорциональны причинам"(К. Гельвеций)"При наличии правильного метода значительную часть этики можно было бы построить с такой ясностью, которая мы ислячий человеку оставляла бы так же мало оснований для сомнений, как мало их для сомнений в истинности доказанных ей математических предложений"(Д. Локкпозицій" (Д.. Локк).

6. Определите, нравственный черта раскрывается в высказывании"Когда меня спрашивают, как можно определить добро, мой ответ таков: оно не может быть определено, и это все, что я могу сказать"(Дж. Мур)

7. Актуальна приведена ниже требование сегодня?

"Благо везде и везде зависит от соблюдения двух условий:

- правильной установки конечной цели всякого рода деятельности;

- нахождение соответствующих средств, ведущих к конечной цели. Может случиться, что оба эти требования будут стоять в противоречии

друг с другом или совпадать, может случиться, что они будут совпадать: иногда цель определена прекрасно, но допускаются ошибки в средствах, ведущих к достижению этой цели или есть все средства, ведущие ь к достижению цели, но сама цель поставлена ??плохо. Следует стремиться обладать, и тем, и другим, то есть уметь определять и цель, и такие, что способствуют достижению ее, средства"(Аристотельстотель).

8. Какие перспективы открывают перед этикой подходы, высказанные ниже:

а)"Этика должна бы себя признать несостоятельной. Отрицание возможности обобщений в морали объясняет нам, почему нет и не может быть науки о поведении"(Данэм)

б)"Нравственное суждение не является ни истинным, ни ложным. Оно ничего не утверждает, его нельзя ни доказать, ни опровергнуть"(Р. Карнап)

9. Актуально ли сегодня следующее ленинское положение для вопросов нравственной жизни?

"Кто берется за конкретные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно"наталкиваться"на эти общие вопросы (Ленин. В.И.. Установление собр тв - т 15, с368)

10"Каким бы ни был общественный организм, порочная природа граждан всегда будет давать о себе знать своими недобрыми действиями. Нет такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превратить св нцеви инстинкты в золотые нравы"(Г. Спенсер (Г.. Спенсер).

ли убедительна для вас такая точка зрения?

11. Определите свое отношение к точке зрения, распространенной и по сегодняшний день:"Вся система общественного философии марксизма проникнута принципиальным отрицанием этики внеклассовой этику марксизм считает передс судом, а классовая этика есть внутренняя невозможность этого марксизм вполне последовательно на место морали ставит классовый интерес. Получается очень стройная социологическая построение, в которой для, собственно, этики места нет »(из предисловия к книге. К. Форлендер"Кант и. Маркс""Кант і. Маркс").

12. Существует мнение, что этика - наука о внешней культуре людей, о том, как они должны себя вести на улице, в гостях, дома, на работе, в театре, в транспорте и т.д.

ли это круг вопросов предметом этики?

13. Примите участие в дискуссии:

Кто первый должен здороваться, вставать из-за стола выходить из средств транспорта, как вести себя за столом - все эти советы дать легко и просто. И обучать этим правилам хорошего тона принадлежит родителям м еще в детстве. Гораздо сложнее и тоньше - все то, что касается сферы чувств, взаимоотношений между людьми. Здесь не может быть правил и законенів.

Правильна ли эта мысль?

14. Согласны ли вы с утверждением о значении этики, следующим?

"Этика как наука призвана изучать закономерности человеческой жизни и вооружать людей для борьбы за счастье. Поэтому и считают этику"логикой счастья"Конечно, наука этики не дает рецептов для"эликсира счастью я", но без нее, без реализации ее законов и требований нет ни человеческого счастья, ни человеческой жизни вообще"(Г. Д. Бандзеладзея взагалі"(Г.. Д.. Бандзеладзе).

15"Тщетная дело устанавливать нормы поведения для отдельных случаев, прежде чем найдено принципы и законы, и меру справедливости и несправедливости"(Т. Гоббс)

Против какого подхода направлен это выражение?

16. Определите этический направление, выраженный в высказывании. Дика - героя романа. Д. Лондона"Маленькая хозяйка большого дома":

"Я слушаю, слушаю и говорю, говорю без конца, как, например, сейчас, а убеждений у меня все же нет каких-либо. И нет никакого мерила. Неправда, мерило есть, - возразил. Дик -. Старый, вечное мерило: истинно то, ч что оправдывает себя в жизни. Ты знаешь, я равнодушен к морали и признаю ее только тогда, когда она полезнана корисна".

17"Позор проповеднику, который уверяет нас, будто зло лежит в мире, а не в нас самих"(С. Кьеркегор)

Покажите связь идеализма и метафизики в этом утверждении

18"Возвеличу

Малых тех рабов немых!

(Т. Г. Шевченко). О каком возвеличивания говорит в этих строках поэт?

19. Сделайте этический анализ народных пословиц:

а)"Как аукнется, так и откликнется"

б)"Не рой другому яму, потому что сам в нее упадешь"

Сравните"с золотым правилом"морали:"Не делай другому того, чего себе сам не желаешь"и с"категорическим императивом"И. Канта:

"Чины по субъективным принципом, который одновременно может иметь силу всеобщего закона"

Что общего и в чем существенная разница между ними?

20. Как вы понимаете риторический вопрос, высказанное в строках:

"Когда девушка вечерами и ночами стремится принести пользу миру. Когда она мечтает о неописуемое прекрасное и высокое. Далеко это от жизни?

Если эти мечты прекрасные, не будет прекрасной и ответ на них?"

("Клич"1924. Живая этика -. М:. Республика - 1992). Какой этический направление здесь представлены?

21. Составьте план диспута на тему:"Можно ли научиться морали?"

22"моральных норм невозможно соблюдать: они запрещают, например, обманывать и позволяют ложь. В морали на каждую норму найдется антинорма и человек только теряется от этого"(из выступления на научно-практической конференциииконференції).

Рассмотрите это рассуждение с позиции единства абсолютного и относительного в моральных нормах. Найдите в нем ошибку

23"Главный вес клал я завсегда на получение общечеловеческих прав, зная, что народ, добывая себе общечеловеческие права, тем самым приобретает себе и национальные права"(И. Франко)

Касается это высказывание этики?

24"Невежество - мать злобы, зависти, скупости и всех других низменных и грубых пороков, а также грехов"(Галилео. Галилей)

Какое невежество здесь имеется в виду?

25"Философия или любовь к мудрости, направляет весь круг действий своих к той цели, чтобы дать жизнь духа наслаждений, благородство сердцу, светлость мыслям как главе всего. Когда дух веселый, мысли спокойны, сердце это мирное, - то все светлое, счастливое, блаженное. Вот это философия"(Г. С. Сковорода). Конкретизируйте, какую цель должна определять этика, поскольку по. Канту, она - практическая философия?. Вечную, повседневную, д. ь-какую? звинути цю думку.