Учебники Онлайн


6. Почуттєво-моральнісне ставлення людини до себе

нравственные отношения субъекта к себе и другим невозможно только как рассудочное, бесстрастное, потому что не только в мышлении, но и всеми чувствами человек утверждает себя в предметном мире, в том числе и д духовными чувствами [188,134]. И поскольку без эмоций вообще невозможен поиск истины, поскольку целостный акт морального самопознания и самооценки выступает в единстве с самопереживаниям.

Вне эмоциональным самоотношением системе нравственных ориентаций личности не существует. Моральные принципы и нормы общества становятся убеждениями последней тогда, когда превращаются в ее духовные потребности удовольствие (или неудовольствие), которые вызывает положительные (или отрицательные) переживания. Возникновение нравственного чувства свидетельствует о том, что объективно ценное стало для человека субъективно важным и превратили ося в заслуги самосознания. В свою очередь моральные убеждения и потребности являются показателями того, что социальные критерии согласовано с. Я, остались с ним. Понятие долга, ответственности, доброты, справед ности становятся личными критериями оценки и самооценки только превратившись в соответствующие чувства"На самом деле моральный тот, кто заботится слить требования долга с потребностью внутреннего существования"[18 8, 137uot; [188, 137].

Определяя нравственное чувство, как способность воли к сознательному подчинения моральному закону, который стал мотивом поступков - чувством долга,. Кант одновременно абсолютизировал его субъективность, противопоставляя или объективном знанию и сознания. Ближе к истине. Гегель, который рассматривал чувства как форму непосредственной единичности субъекта, в который может быть вложено разное объективное содержание. Если элементарные эмоц ии приятного и неприятного выражают поверхностные, случайные отношения, потребности индивида в его бытия, то стыд, раскаяние и другие чувства в своей основе имеют нравственное содержание, в котором имеется спивст авляеться с надлежащим [45, 315]. Емотивисты и экзистенциалисты выбирают из нравственных чувств нравственное содержание, сводят их к интуитивным субъективных оценок. В этом случае нравственное чувство по-подлинно м теряет реальное значение в жизни человека и обществства.

В современной философии и психологии человеческие эмоции в широком смысле рассматриваются как идеальный отпечаток отношение субъекта к окружающему миру и самому себе в форме специфических переживаний через приз застав его разнородных потребностей, интересов, целей (Ф. Е. Василюк,. В. К. Вилюнас,. В.И.. Додонов,. П. Н. Якубсон и др.). Так, только в идеале рождаются и удовлетворяются социальные потребности человека, последняя является существ й активно страстной и одновременно такой, что страдает и испытывает потребности. Ее отношение к предметному миру и к себе - это"человеческая деятельность и человеческое страдание, потому что страдание в человеческой сути является самопотребою человека"[153, 135дини" [153, 135].

Нравственное чувство - сложная форма эмоционального переживания, выражающего оценочное отношение субъекта к своей и чужой деятельности и побуждает к определенным поступкам. Функциональное значение нравственных чувств заключает теряет в том, что они регулируют отношения между людьми на основе осознания каждым своей ответственности перед обществом и личной моральной ценностью. Подобно тому, как человек требует словесного одобрение собственных поступков, она испытывает потребность в положительных эмоциональных реакциях, и проявляет их в какой-то мере, изменяя эту оценку. Потребность в эмоциональном контакте определяет"и моральное самочувствие лица мо ной чувств, выражая систему ценных координат"взаимодействия человека в обществе [145, 171]. Разные чувства, в том числе направленные на себя - гностические (удивление, правоты, сомнения), практические (уверенности ности и застенчивости, покоя и тревоги, радости и горя), эстетические (ирония и отвращение), включаясь в нравственной деятельности, приобретают характер нравственных переживанийних переживань.

Разделение нравственных чувств на общественные и индивидуальные, полезные и вредные иногда достаточно условный

Личностные чувства, проявляющиеся отношением к себе (совесть, гордость, стыд, скромность и др.), также являются социальными. Переживая моральную ценность своих и чужих поступков, человек осознает или др. нтуитивно сопоставляет себя с другими и других с собой, исходя из определенных социальных установок. Ей бывает стыдно не только за себя перед другими, но и других перед собой, поскольку она идентифицирует себя с другими. Скромность как чувство, в котором проявляется критическая самооценка, и есть уважение к окружающим, а зависть и ревность характеризуют эмоциональное отношение человека не только к другим, но и к себе, пос олько при этом подавляется собственное самолюбие. Нельзя также согласиться с тем, что скромность и гордость бесспорно относят к достоинствам, а зависть и ревность к негативным эмоциональным состояниям. Очевидно каждое из чувств, в зависимости от формы проявления в конкретной ситуации может приобрести альтруистического или эгоистического характера, проявляясь как полезное или вредное для общества и особен особи.

Все, что оценивается лицом как добро или зло, затрагивает ее нравственные идеалы, убеждения, интересы, потребности, переживания в форме положительных и отрицательных чувств, особенно тогда, когда оценке подвергается особ бысть поведение.

Пока потребность человека не удовлетворена, последняя находится в состоянии недовольства своими потребностями, а следовательно и сама собой. Чем яснее осознанная несоответствие между ценностной информации о собственной моральнис сна деятельность и моральную установку, которая стала потребностью лица, тем острее и глубже ощущается ее недовольство собой через различные чувства. Напротив, чем выше степень совпадения надлежащего и реальног в, желаемого и достигнутого в поступках, тем больше очевидность чувство удовлетворения собой в форме чувств правоты, выполненного долга, невинности, самоуважения, гордости, радости, интенсивность которых о является той мере, в которой положительный эффект нравственной деятельности превосходит ожидаемый. А поскольку личный нравственным опыт отмечается как успехами, так и неудачами, то мнение субъекта о с ебе становится противоречивой, легко отображаемой под влиянием амбивалентных чувств"Неудивительно поэтому, что, говоря или думая о себе, человек настолько сильно находится во власти настроения и аффектов"[145, 17 9]. Наконец, привычные действия по однотипных условий, соответствующих элементарным нормам и правилам общественной жизни, обычно не сопровождаются какими-либо заметными переживаниеми переживаннями.

С другой стороны, если это не следует из личного убеждения и не связано с удовольствием, моральными потребностями,"вообще совершенно не необходимо, чтобы, оценивая мой поступок с точки зрения обязанности, я ощу ував переживания и сильное волнение чувств: напротив, впечатление я могу произвести также в воображаемой сознания, и таким образом рассматривать дело в полном покое"[47,318]. Подобный разрыв между самооценкой и чувством может привести равнодушную розрахунковисть, оценочное самооправдания без моральных действий. Понятно, что дело здесь не только в необходимости, но и в условиях, которые способствуют или препятствуют ее удовлетворению, о буджуючы или усыпляя, усиливая или ослабляя в человеке нравственное чувство есть"недовольство собой более или недовольством собой в рамках определенного положения, которое предопределяет культуру личности, или вон в является моральным недовольством. Видимо, в первом случае, это одновременно и главным образом - недовольство существующими отношениями, во втором - идеологическое выражение самих этих отношений, отнюдь, не выходя из их рамок, а наоборот, вполне принадлежа к этим отношениям"[184, 135ідносин" [184, 135].

Единство морального самочувствия и самооценки предполагает их разнообразие как формы и содержания ценностного отношения человека к себе. Положительно или отрицательно оценивая свои поступки и моральные качества, человек пер реживае эмоциональное состояние различной модальности, сложности, интенсивности, глубины сознания. Нравственное чувство на счет"Я"не возникает вне и независимо от внутренних оценок и самооценок (рефлексивных т а интуитивных). На уровне зрелого нравственного отношения человека к себе элементарно синтетически эмоционально-оценочная реакция сменяется на более сложную и дифференцированную, в которой нравственные чувства формируются и проявляются на основе осознанных самооценок, приобретая под их действием определенного направления и придавая им специфической тональностиї тональності.

Нравственное чувство само собой не оценивает, а выражает оценку (и самооценку). Переживание, в которых проявляется нравственные отношения субъекта к себе, зарождаются на основе оценок его со стороны других и только как следствие становится непосредственной реакцией на самооценку личных порывов, поступков, черт характера. При многогранном выходе начальных оценочных ситуаций снова оживает, самопидкриплюеться, генерализует ься все более устойчивое, эмоциональное самоотношение в виде актуального нравственного переживания. Таким образом, в некоторых случаях нравственное чувство к себе возбуждается вследствие осознанной самооценки, в других - стимулирует и укрепляет именно ее, опираясь в свою очередь уже на спонтанную оценку своего"Я"в конкретной ситуациитній ситуації.

Осознавая оценочные самоотношения, мы достигаем и качества вызванных ими нравственных чувств: осознанное знание становится известным переживанием. В свою очередь, чувства, ощущения по отношению к себе и других нередко ко проявляются для нас симптомом скрытой нравственной позиции"В наших мыслях мы можем себя обманывать, но ощущение наши скажут нам, кто мы есть: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое наспех. Равде"[176, 118]. В то же время, влияние эмоциональных состояний на самооценку бывает и чисто негативным, искажая ее нравственным содержание. Так, чувствуя неприязнь к человеку, мы нередко отталкиваем ее справедливую критику в наш адрес, свысока оцениваем свои поступки относительно ее. Заниженная или завышенная самоуважение препятствует адекватному восприятию чужих оценок и самооценкиок і самооцінок.

вербализованной самооценка и ее внутришньоемоцийний проявление может существенно расходиться с глубинными переживаниями, которые свидетельствуют о неосознанном оценочное самоотношение человека. Верно, что"эмоциональные и. Когнитив ные компоненты"Я"всегда сосуществуют, но каждый из них имеет свою личную логику развития, они взаимосвязаны"[98, 68]. У каждой личности в различных ситуациях соотношение рациональных и эмоциональных декабря. Аней в установке"Я"может быть разнообразным. Моральные чувства возникают и протекают непосредственно, но это не значит, что они не подвластны самооценке, самоанализу, саморегуляции [175, 98]. Эмоционально е отношение к себе обычно формируется спонтанно и в меньшей степени подчинено контроля самосознания, чем чувство направлены на других. Но и моральные самочувствие осознаются нами. Чем яснее, тем наилучший е мы понимаем необходимость критической переоценки"Я", стремясь выявить нравственные сущность переживаний за степени их единства, искренности деятельности"Превращая наши чувства на предмет созерцания и раздам мел, мы глубже переживаем их и свободно владеем ими"[45, 273 переживаємо їх і вільніше володіємо ними" [45, 273].

Нравственные чувства, в которых проявляются интуитивно-оценочное отношение субъекта к самому себе, далеко не всегда безошибочны, - так считали. А. Шефстбери,. Ф. Хатчесон,. К. Ясперс и др.. Они могут быть разно й степени адекватными или неадекватными рациональной самооценке поступков. Так, подсознательно чувствуя отрицательное в своем действии или замысле, индивид в это время нередко пытается сознательно оправдать их или, нав паки, самокритично оценивая поступок, глубины души стремится смягчить собственную вину. В любом случае поступок несет субъекту глубокое моральное удовлетворение, когда его рациональная самооценка совпадает с е моцийним отношением к собственному поведениюедінки.

Таким образом, в состоянии и перестройке эмоционально-нравственного отношения человека к себе ведущую роль играет оциночнокогнитивний аспект самосознания. В отличие от сознательной самооценки, опосредованной оц цинка других, эмоциональное переживание это нам непосредственно, хотя и истинная нравственная сущность его раскрывается с помощью рефлексии. Исходное нравственного самопереживания лица, производящего эмоциональное отношение к ней значимых фигур и групп путем внушения, только как следствие становится спонтанным. Кроме того способность к сопереживанию развивается на основе осознания индивидом эмоционального к своему иду, который, в свою очередь, обогащается и глубже осознается путем достижения сложного мира нравственных чувств других людей. При таком взаимопонимании и взаемоспивчутти каждый становится"alter ego"другого. СХ о, без чего невозможно осознание своего и всех других. Я. Это является обязательным психологическим условием гуманизма. Генетически наиболее ранней формой эмоционального самоотношения человека есть обычное чувство любви к себя, глубинную основу которого составляют потребности самосохранения и самовыражения і самовираження.

В домарксистской этике"любовь к себе","самолюбие","эгоизм"трактовались по-разному. Платон,. Августин-Аврелий,. Фома. Аквинский,. Кант самолюбие возводили к эгоизму, противопоставляя ему чувство обо овьязку, любви к ближнему. Демокрит,. Эпикур,. Спиноза, английские и французские математики,. Фейербах и. Чернышевский оправдывали любовь к себе как важный мотив поведения человека и необходимое условие ее личного суверенитета, счастья, гуманного отношения к друя, гуманного ставлення до інших.

В капиталистическом обществе между интересами возникает антагонизм, который составляет основу противоположности альтруизм - эгоизм. Любовь к себе здесь проявляется в самолюбии - эгоистическом чувстве, в котором особ бысть благо нередко абсолютизируется и противопоставляется интересам других, благу общества. Усложняя человека, частная собственность может порождать в ней эгоизм. Вторая форма самозатруднення - неприязнь, е драге, страх и ненависть человека по отношению к себе как следствие разочарования и неосуществления своих возможностей, несбывшихся действий, измены личных идеалов, убежденыань.

Любовь к самому себе может и полностью раствориться в самоотречении общественного блага. При этом моральная любовь к себе как личности невозможна без гуманного отношения к человеку как к высшей ценности. В свою очередь действующая любовь к конкретным лицам не может быть без требований и уважения к себе как полноценного члена общества. Это подтверждается опытами психологов, которые пришли к выводу: тот, кто не считает себя достойным л юбови и уважения в конце концов становится мизантропом, не способным любить друших.

Марксистская этика в любом случае оценивает эгоизм как ложную моральное качество, которое проявляется в жизненных установках на достижение своих полезных целей в ущерб другим индивидам, обществу и несум местную с гуманизмом. А эгоцентризм в научной психологии рассматривается как временное психическое состояние и более устойчива возрастная или индивидуальная особенность человека, направленная преимущественно на личном"Я", которое с принимает мир через свои чувства и желания. Дети до определенного возраста по-своему эгоцентричны, но далеко не каждый из них становится эгоистом. При неблагоприятных обстоятельствах эгоцентризм может стать психологической предпосылкой ю развития эгоизма. Эгоистичный человек может не быть эгоцентриком, если хорошо понимает интересы других, но сознательно пренебрегает ими. При этом"Я"становится для лица объектом исключительного внимания и заботы, устойчивой дом инантою, определяющий все его мысли и дизначає усі її думки і дії.

Вторая форма эгоизма - отвращение и ненависть к себе как постоянное самочувствие - возможно очевидное только в патологии. Конечно, ведь подобные настроения проявляются как ситуативные кратковременные чувства, вызванные общ обострение конфликта между идеальным и реальным"Я"Наконец, человек, иногда проявляет пассивное, безопасно-легкомысленно или безответственно-циничное отношение к ценностям собственной жизни, которые получили или потери ли для нее личную сущность. Подобная равнодушие к себе не имеет ничего общего с аскетическим самоограничением, самопожертвованием во имя высокой цели и чаще сочетается с бездушным отношением к другим. Злоупотреблением своим духовным и физическим здоровьем, пренебрежение внутренней и внешней культурой, здоровым образом мыслей и жизни обязательно возвращается потерей личного достоинства и розу мение сути бытияння суті буття.

На зрелом уровне духовно-нравственного развития личности эмоционально-оценочное отношение к себе нередко выступает как сложный синтез моральных и эстетических чувств. Подчеркивая повышенно-некорыстная характер самоуважения и совести,. Кант относил их к"эстетических состояний души"[79, 130]. Действительно, если элементарное чувство, находится в плену глубокой практической потребности, имеет лишь ограниченную сущность, тем сложнее морально-эстетическое чувство свободы, отличаясь от эгоистического расчета, становится способом широкого социального самоутверждения человека. В этом плане, например, оправдана гордость в отличие от п римитивного самоудовлетворения или самолюбия является проявлением морального уважения к незапятнанной чести и человеческого достоинства в себе, включая морально-эстетическое удовольствие. Напротив, чувство стыда связано со страхом перед другими и отвращением к низости мотивов и мерзости идей, противопоставленных идеала добра и красоты в человеке. Состояние чувство гордости нередко выходит за пределы личных заслуг, охватывает кая достижения широких социально-этнических групп, к которым мы правомерно считаем себя причастнымсебе причетними.

Среди"рефлексивных"нравственных чувств и качеств, безусловно, весомой в народной самосознания остается эстетическая ценность скромности. При этом имеется в виду невзрачная застенчивость, которая"насО. Равде"является лишь замаскированной гордыней", а"умеренность", вообще, добровольное ограничение самолюбия человека. Мира скромности определяется границей между покорностью и наглостью, самоунижением и развращением, аске тизма и распущенностью. Скромность отличается уважением лицом других и высокой требовательностью к себе, отвращением к лести и чувством собственного достоинства, самокритичности и самообмежености [6, 130критичності і самообмеженості [6, 130].

Чувство комического (юмор, ирония, сарказм) позволяет лицу с позиции морального неотразимости высмеивать, отталкивать не только чужие, но и личные слабости, недостатки, ошибки и недостатки как случайные несущественные для его натуры. Аристотель характеризовал иронию как определенные убеждения в своих достоинствах и противоречиях. Гегель отмечал, что"вообще невозможно навязать насмешку тому, кто не имеет в себе н асмишкы над самим собой, иронии над самим собой »[48, 71]. Обычно самоирония свойственна человеку душевно устойчивой, морально сильной и уверенной в своей способности преодолевать моральные дефекты, подниматься над с обою. Смеясь над глупостями других, мы чувствуем, удаления от них и в то же время кажемся себе выше их, ибо"комическое пробуждает в нас чувство собственного достоинства"[186, 293]. Иногда мы насмихаемося над собой с целью самозащиты от возможных насмешек окружающих, пытаясь компенсировать недостаточное развитие определенных качеств. Смех над собой бывает и неуместным, горьким, саркастическим, бесстыдно циничное м. Но лишь в аморального индивида ирония"может доходить до насмешливого самобахвальства своими неудачами", - писал. Чернышевский [185, 230]. Между тем, наши неудачи часто вовсе не комические, а бессмысленные и т рагични, том, что касается них оправданным становятся стыд и горечь, гнев и отвращение. Некоторые настолько глубоко страдает из-за недостатков других и собственные,"во всем смешном, нелепом, пустячному бачи во одну только мрачную, тяжелую сторону противоречий морали с высшим достоинством человека; недовольство собой и миром принимает в них преимущество над тем, что в настроении может быть веселым"[186, 293м, що в гуморі може бути веселим" [186, 293].

Моральная личность с позиции оптимизма способен критически оценивать, переживать и преодолевать личные несовершенства, не теряя чувства собственного достоинства и утверждая прогрессивное, нравственное отношение. Без зпосередньо благодаря самоиронии мы радостнее и решительнее расстаемся с негативным прошлым, изымая из себя устаревшее. В этом смысле ирония над собой выступает как своеобразная форма самокритики. Чувство юмора по отношению к себе, что способно подниматься над личными недостатками, - признак высокой культуры самосознания и духовной силы человекини.

Наиболее общим эмоционально оценочным отношением человека к себе самой и окружающей его мира составляет состояние счастья, которое синтезирует другие положительные чувства. Достижение счастья всегда было и остается одной из фундаментальных потребностей и цели жизни человеки.

Счастье как относительно устойчивое внутреннее удовлетворение человека всей своей жизнедеятельностью или отдельными ее моментами обусловлено совокупностью внешних обстоятельств социальным макро-и микросредой. Индивидуальный содержание счастье определяется богатством потребностей и умений, желаний и стремлений, интересов и целей, принципов и идеалов, предпочтений и ожиданий человека, тем, какую сущность она вкладывает в личную жизнь, в чем видит свое призвание и назначение. В зависимости от того, чем и кем люди больше дорожат, они могут находить свое счастье в труде и знаниях, в дружбе и любви, семье и детях, здоровье и достатке, у спеху и уважении и тд. Эмоциональные формы переживаний счастья, его сила, глубина, протяженность зависят от того, насколько реализуются эти ценностные ориентации, насколько они значимы для лица. Субъективно щас я как важен эмоциональный компонент самосознания характеризует целостное переживание духовного подъема лица - радость личного бытия. Вместе оно может быть кратковременным состоянием, длительным процесс ом, глубинным самочувствием в нем удивительно переплетается индивидуально-психологическое, общечеловеческое, абсолютное и относительное, статические и динамические моментмоменти.

Существенной предпосылкой и составным элементом счастье есть моральное благополучие человека. В этическом плане счастья выступает как интегральное определенное отношение субъекта к своей моральной деятельности на основе понятн лого понимание главного смысла своей жизни, переживаемого в виде оптимистического настроения, жизнерадостности, наслаждения полнотой бытия, гармонии общественного и частного блага, убеждения и поведенческих ки, обязанности и увлечения и т.д."Счастьем вообще называется чувство согласия с собой» [48, 351]. Но полноценное счастье не сводится полностью ни к внешнему и внутреннему комфорту, ни к постоянной без турботности и покоя, потому что невозможно без борьбы и страданий, победы и поражения, любви и ненависти, самоограничения и самопризнания во имя общественно и лично значимой высшей цели и ценнои і цінностей.

Зрелость морального самознання заключается в том, что нравственная личность способна понять, в чем ее истинное счастье, заслуженно оценить, сохранить и не потерять его, не принося вреда другим

Осознание выполненного долга, оправдана моральная удовлетворенность собой, самоуважением становится важными субъективными предпосылками и компонентами счастья. А. И. Герцен утверждал, что"для человека не имеет блаж женства в позаморальности: благодаря нравственности и благотворительности только и достигает она высшего блаженства"[44, 495], а. Л. М. Толстой эту мысль выразил так:"счастье - это удовольствие без раскаяния"[173, 574]:. Оно достигается благородством помыслов и действий, незапятнанной честью, чистой совестью в процессе активной нравственной деятельности во имя добра. Личное счастье не измеряемое, оно расширяется и обогащается, органично сливаясь с судьбой своей. Родины, народ своєї. Батьківщини, народу.