Учебники Онлайн


Розділ 9. Суспільний розвиток і мораль

393"В нашу эпоху форуме острой темы и для познания и для жизни, чем тема культуры и цивилизации, их различий и взаимоотношения. Это тема того, ожидающая нас судьба"(М. Бердяев)

Видите ли вы взаимовлияние этих двух явлений?

394. Касаются приведены ниже высказывания понятие культуры нравственного?

а)"Культура - выразительное и говоря бытия"(М. Бахтин)

б)"Первое требование культуры в требовании справедливости, то есть гарантии того, что однажды установленный правовой порядок не будет нарушаться в пользу какого-либо индивидууму, и, чтобы такого рода право н ни стало волеизъявлением небольшого коллектива (С. ФрейдЗ.. Фрейд).

в)"Культура - это скелет знаний, наиболее вероятные направления мысли, присущие соответствующей части человеческого общества (А. Моль)

г)"Культура - это способность произвольно определять самому себе цели, умение их осуществлять, используя при этом природу как средство достижения свободных целей и способность человека сделать саму себя (как свободных ьну существо) конечной целью своего собственного существования"(Е. Дарвин (Е.. Дарвін).

395"Современная цивилизация находится на критическом этапе своего развития. Уже сегодня заметны контуры нового человеческого мира, который формируется в противоречиях и напряжениях нашей эпохи изменения, происходящие ся, настолько фундаментальны, что западные философы футурологи не без оснований сравнивают их с переходом общества от каменного века до зализногалізного.

Какие новации в сфере морали вы можете назвать?

396"Все распространенной сейчас становится мнение, что показателем уровня нравственного развития человека и общества политика ненасилия. Последнее вместе с тем является прагматичным императивом нашего времени. Вся логика развития с современной цивилизации ведет к пониманию ненасилия как важнейшего условия дальнейшего прогресса и процветания человечества, следовательно является стратегией будущего (В. С. Степин. Этическая мысль: научно-публицистические статьи -. М, 1992. —. М., 1992).

А как считаете вы?

397. Утверждение известного философа. В. С. Библера гласит:

"На самой заре человеческой истории было"изобретено"(для краткости скажу так) особый"прибор", некоторую"пирамидальную линзу"самодетерминации"извне"и"изнутри"вживлены в наше сознание своей сливок шиной этот прибор позволяет человеку быть полностью ответственным за свою судьбу и поступки. Этот странный прибор - культура. Когда сейчас, с развитием предпринимательства, массовым явлением становится автономия личности, ее са мостийнисть, целеустремленность, личность проявляет себя не только в морали, но и во всех видах личной активности. Так что ее, автономию личности, безошибочно можно именовать модусом культуры. А время пр обудження автономной личности - время пробуждения культуры, не так ли?тономної особистості — часом пробудження культури, чи не так?"

А как считаете вы?

398. Объясните, чем вызвано и стало возможным такое высказывание:

"Дружба и справедливость невозможны отношении неодушевленных предметов так же, как и в отношении коня или быка, или раба, поскольку он раб"(Аристотель)

399. Проанализируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные. А если ни одно из них не удовлетворяет вас, сформулируйте свою позицию по следующим вопросам:

а). Научно-технический прогресс улучшает нравы

б). Научно-технический прогресс ухудшает нравы

в). Научно-технический прогресс никак не влияет на мораль и нравы

400"Марксизм в философском смысле является нигилизмом, отрицанием обязательных ценностей и открытым провозглашением классового эгоизма единственным практическим мерилом"(С. Франк)

Согласны ли вы с приведенным суждениям ученого?

401"Многие предупреждал против одиночества: эта мертвляча сестра невежества убивает и гасит лучшие огни. Не сочтите напоминание об одиночестве нецелесообразным при творчества кооперативов (общин). Напротив, ко ожний устав должен писаться не для себя, а для других. Среди различных наименований слово"друг"будет сердечный. Именно сердце не принимает одиночества. Сердце живет самоотверженностью. Такое крепкое сердце, когда оно беспокоится о будущем, не думая о себе (Общество. Живая этика -. М:. Республика, 1992. —. М.:. Республіка, 1992).

Содержание какого принципа морали скрывается в этом извлечения?

402Який тип морали характеризуют следующие высказывания?

"Интерес индивидов не должен уступать общественному интересу. Индивидуальные интересы - единственно реальные интересы"(И. Бентам)

"Можно предположить, что ценными человеческими чертами должны быть признаны: ясное понимание личных выгод и решительно стремление добиться их любой ценой"(Д. Дьюи)

403"Чем иным является богатство, как абсолютным проявлением творческих дарований человека всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому-либо заранее установленного масштаба"(К. Маркс. Экономические рукописи 1857-1858 8 гг -. К. Маркс,. Ф. Энгельс. Соч тридцать второй вид, ч 46,1, с 476вид., ч. 46,1, с. 476.).

Раскройте смысл этого положения. Покажите, что оно может давать для перспективы развития общества и каждого отдельного человека

404. Пятый пункт декларации. Международной гуманистической этике. Союза гласит:

"Гуманизм является путем жизни, обеспечивает максимальные возможности самовыражения"

Правильным или ошибочным, на ваш взгляд, приведенное положение?

405. Дайте аргументированную оценку такой позиции

"Да, я ненавижу так называемый"толпа", представителем которого, в частности, я. Но перед гениями человечества я преклоняюсь. Я заявляю, что земля создана для гениев в широком понимании значения этого слова. Г. Гений - это нормальный человек, все остальные - недочеловека. Я знаю, найдется немало лукавых, которые будут хватать меня за грудки за такие высказывания, но разве я не прав? если от нее отдает цинизмом? quot; (Із листа до редакції).

406Один из героев романа. Ф. М. Достоевского"Братья. Карамазовы"заявляет:"От высшей гармонии я абсолютно отказываюсь. Не стоит она и слезинки хотя бы одного замученного ребенка"

Как вы понимаете это высказывание?

407"Чем выше статус и уровень ожиданий, которые данная страна связывает с будущим, и следовательно, чем большую долю она надеется получить от мирового обновления, тем больше должен быть ее собственный вклад к в это обновление"(Аурелио. Печчеи. Из выступления на научно-практической конференцииконференції).

Согласны ли вы с такой точкой зрения?

408. Поясните, что понимают сегодня, когда говорят"новое мышление"Каковы его главные составляющие?

409"Предприниматель как социальный тип задает лишь стандарт, по которому можно обрисовать прагматизм как разновидность нравственного образа мышления и линии поведения, но вовсе не исчерпывает этой разновидности"(Р. П. Апре есян. Этическая мысль -. М, 1992мка. —. М., 1992).

Как вы понимаете это суждение?

410"Хочу жить для себя, а не для другого"- данная формула вполне характерна для прагматического мировоззрения. Однако было бы неправильным сразу отнести ее к высказыванию, к манифестации эгоистической сознания. Я. Как известно, эти слова древнегреческого поэта конца VI в до не имеют совсем иной смысл: так ответил. Пиндар на лукавый вопрос о том, почему. Симонид поехал в. Сицилию к тирану, а он не желает, а він не бажає.

Какой проявление сознания. Пиндара здесь имеет место?

411"Сегодня важно, чтобы человечество от старых менталитетов техногенной цивилизации перешло к новому видению мира. Новый образ жизни в этом мире обязательно будет включать стратегию ненасилия. Когда я работаю с объектом, в который я сам включен, то насильственная, грубая его переработка может обернуться катастрофическими последствиями для меня самого, потому, трансформируя объект, я меняю свои собственные связи и функции. В этом случае неизбежны определенные ограничения моей деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения знаний мира, в которых обеспечиваются стратегии выживания. И эти ограничения базуют ься не только на объективных знаниях о возможных линии развития определенных объектов, но и на моральных ценностях, понимании приоритетов добра, красоты и человеческой жизни (В. С. Степин. Перспективы цивилизации: в ид культа силы к диалогу и согласию"Этическая мысль -. М, 1992на думка. —. М., 1992).

ли вы мнение ученого?

412. Раскройте смысл приведенного ниже выражения, определите свою позицию по отношению к нему

"XX век будет веком гуманитарных наук, или его вообще не будет"(К. Леви-Стросс)

413. Проанализируйте следующее суждение, определите насколько оно правомерно

"Только качественный скачек во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвать порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психологии ичных изменений в самой человеческой природе очень сложно, но совсем не невозможно. Пришло время проявить и высвободить дремлющую в каждой человечные способность видеть, понимать и творить, направлять моральный энергию л иудей на то, чтобы они сами творили достойное их общее благо. Ауреллио. Печчеи. Человеческие качества -. М, 1990і. —. М.,1990).

414. Я все чаще думаю о предках - человекообразных обезьян (это, если поверить, что мы произошли от них). Как бы повели себя они, всего-всего человекообразные, в нашей ситуации, когда кажется, всем понят. Ило, что роем себе могилу, но продолжаем это делать"по плану"и"хозрасчетом"Я почему-то думаю, что далекие предки давно бы уже остановились, серьезно задумались и не возвели бы сущность дела в"очистительную их сооружений"Возможно, чистящие средства и механизмы нужны самому человеку?. Ведь природа под ее"руководством"живет и дышит так, как живет и дышит человек, не очищаясь от грязи душевного!. Уже давно не человек живет по ее законам, а природа по законам - капризами и причудами человека. Присмотритесь к ней (к себе), в"царя"и"обладателя"Природы и вы, как в зеркале, увидите, почему так плохо ей, бедной, мно остраждальний. И поэтому для меня главный вопрос - не экологично, а человеческое: как спасти человека?"(К. Канаева. Этика и экология. Этическая мысль -. М, 1992тувати людину?" (К.. Канаєва.. Етика і екологія.. Етична думка. —. М.,1992).

А каково ваше мнение относительно"главного вопроса"сегодняшнего дня?

415"Каждый, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один, заслуживает высшей похвалы человечества, для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе"(Дж. Жонатан. Свифтатан. Свіфт).

Аргументируя продолжите мнению ученого

416. Разделяете ли вы мнение. И.. Франко:"Главный вес клал я за все до на получение общечеловеческих прав, зная, что народ, добывая себе общечеловеческие права, тем самым приобретает себе и национальные п права права".

Почему?

417"Где только частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное решение государственных дел"(Томас. Мор)

А как считаете вы?

418"Частное предпринимательство возможно лишь при условии, когда будет соответствующий уровень морали"(Л. Я. Гозман). В чем, по вашему мнению, влияние общественной нравственной атмосферы на развитие предпринимательства?

419. Разделяете ли вы такое мнение:"Никто другой не может культивировать человека, кроме нее самой, присилування к культуре дает обратный результат. Воспитание - это самодеятельность"(Фихте)

Почему?

420. Труд развивалась исторически. В доиндустриальном обществе - это"игра с природой"В индустриальном -"игра с созданной природой"В постиндустриальном -"игра между людьми": образуется мир, в каком м сочетаются научные знания, высокая образованность, общественная организованность и все то, что предполагает скорее кооперацию и взаимодействие, чем координацию и иерархию (Д. Беллж координацію та ієрархію (Д.. Белл).

Видите ли вы нравственный прогресс в исторической генезе труда?

421. Какие из компонентов нравственной культуры составляют основу приведенного ниже утверждения?

"Культура должна творить контексты, основу смысла, с которым может быть связано принятия индивидуального решения. Культура и имеет своей задачей включать все богатство человеческих за души и тела а людей, а также противостоять упрощенном информационно-технократическом подходу к познанию и пониманию"(П. КозловскийКозловський).