Учебники Онлайн


Принцип коллективизма

Внутренний мир личности амбивалентный: характеризуется автономностью и одновременно зависит от социальной среды (нравственных отношений, духа коллективизма). Коллективизм является свойством личности, в отражает уровень социального и духовно-нравственного развития человека и проявляется в личной ответственности за коллектив, постоянных действиях на пользу коллективу.

. Принцип коллективизма (лат со llectivus - собирательный) - нравственный принцип, при котором коллективные. Интересы и цели превалируют над индивидуальными

. Коллектив является сообществом людей, объединенных общественно значимыми целями, что свидетельствует о высоком уровне их сплоченности. Степень его позитивного влияния на личность определяется доброжелательностью и заботой у в отношении коллектива к внутреннему миру индивида. Гуманистический подход в решении проблемы"коллектив - личность"отрицает такую ??категоричность, но и не дает безусловного приоритета особист ости над коллективом. В прежней системе нравственного воспитания доминировала идея абсолютной подчиненности личности коллектива. Лишь во взаимосвязи эти идеи являются продуктивными, и на них основывается статистик й личностно ориентированный подход к нравственному воспитанию в педагогической теории и практике такого подхода придерживался. А. Макаренко, который сформулировал идею нравственного воспитания личности"в коллективе и через коллективві та через колектив".

Коллективистская концепция нравственного воспитания является достоянием мировой педагогической мысли и отвечает гуманистической теории время некоторые ученые (О. Вишневский,. Ю. Азаров) предлагают отказаться от принц ципа коллективизма и концептуальных наработок. А. Макаренко как антигуманныйнних.

В современном обществе роль социума в нравственном воспитании личности умаляется, наблюдается нигилистическое отношение к идее коллективизма, растет уровень агрессивности и насилия в молодежной ному среде, где культивируют"зоологический"индивидуализм и эгоизмам і егоїзм.

Настоящий коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы, стремление ребенка. Разрушают его так внутриколлективные явления, как круговая порука, конформизмам.

Морально-правовые отношения большинства педагогических коллективов характеризуются единством, дружбой, взаимопомощью и моральным здоровьем. Однако существуют коллективы круговой порукой где происходят грубые нарушения дисциплины, царит нравственная атмосфера, которая подавляет прежде воспитанников. По круговой поруки общность основывается на мнимых дружбе и товарищества, взаимной. Извините энные за совершение аморальных поступков (сегодня ты меня"прикрыл", а завтра я тебя), страха за унижение достоинства. Для нее характерны отношения, лишенные гуманизма и порядочности. Эта общность протис тавляе себя коллективу как"не нашему"В ней могут образовываться собственные нормы, правила и критерии поведения. Деформация человеческих отношений балансирует от грубого унижения достоинства личности в издевательствах я над ней и навешивания ярлыков всего страдают люди, взгляды которых отличаются от общих, провоцирует негативное отношение коллективативне ставлення колективу.

Вызвать круговую поруку могут также консервативные традиции"утрата ценностей некоторыми педагогами, кажущееся восприятия педагогами неформальных группировок в коллективе как настоящей дружбы; неправовые са анкции некоторых руководителей по отношению к подчиненным, их безразличное отношение к подчиненным, недоверие, подозрение и страх брать на себя ответственность за друінших.

Условиями возникновения этого явления является также низкий авторитет руководителя, отсутствие сознательной дисциплины или ее грубое нарушение, низкая педагогическая, этическая и правовая культура педагогов, деформированный совести во педагогических работников. Такие негативные общественные явления отрицают демократическое, правовое общество, гуманистические нормы и правила поведенияи.

Принцип коллективизма разрушает также конформизм - приспособление личности к коллективу, заключающийся в пассивном восприятии норм, правил, порядка, действующие в нем. Мера конформности - это степень подпора ядкування индивида коллективным стандартам и требованиям. Она может проявляться только внешне, когда педагог не меняет своих взглядов, но и не выражает их вслух и делает вид, что разделяет позицию коллект иву. За прекращение давления или выхода индивида из-под контроля определенной группы он снова действует согласно своим убеждениям сложной является"внутренняя конформность", которая заключается в том, что под давлением коллектива педагогического руководства учитель, усвоив взгляды большинства (причем не через убедительные аргументы, а из-за опасения остаться в изоляции), становится приспособленцем, пассивным исполнителем действий других. С формованисть таких социально-психологических убеждений у педагога сказывается на его отношениях с учениками. Требования его должны авторитарный характер, отрицают творчество личности ученика, формируют психо логию повиновения. Конформизм воспитывает тиранов, поскольку отрицает оппозицию, свое мнение. Гуманистическое решения проблемы конформизма экзистенциалисты видят в том, что. Я и. Другие должны находиться в гар. Моне. При отсутствии гармонии между. Я и. Другими стоит задача самореализоваться, остаться собой и преодолеть авторитарное влияние коллективний вплив колективу.

Современный украинский педагог. М. Красовицкий утверждает, что принцип коллективизма в учебном процессе может быть применен, если воспитание осуществляется через гуманную и управляемую педагогами детскую спил льнисть, предусматривает активную общественную деятельность ее членов, сотрудничество, социальный контроль, ответственность и уважение к личности. Его не следует использовать, если через коллектив лич те навязывают политические или религиозные взгляды, сферу действий, если игнорируют ее свободу и самостоятельность, подавляют собственное. Я. Проанализировав отечественную и зарубежную педагогическое наследие, педагог. Предложен вал такие рекомендации относительно применения принципа коллективизма в современном учебно-воспитательном процессесі:

1) реализовать принцип самостоятельности детского и юношеского коллективов. С этой целью следует отбросить идеологические наслоения на школьную жизнь, содержание его деятельности, чтобы оно не порождало насилия н над ребенком;

2) учитывать все источники воспитания (в частности, внутренние силы личности). Для этого необходимо нивелировать отношение к коллективу как единственного средства воспитания;

3) возразить коллективную ответственность за поступки отдельной личности, что является одной из фундаментальных основ"тюремной"педагогики. Внешне укрепляя дисциплину, этот подход раскрывает возможности для знуща ань и расправы воспитанников над личностьюсобистістю;

4) согласовывать интересы личности с интересами коллектива (группы, большинства); избегать конфликта индивида с коллективом;

б) предоставить приоритет свободному развитию личности, обеспечивается отказом в воспитательном процессе от преимущества коллективной (групповой) мысли над мыслью отдельной личности при решении коллективных х вопросов. Игнорирование личного мнения приводит нивелирования и угнетение личности, воспитывает в ней или крайний конформизм, или цинизм и протест против коллективных действий;

6) предоставить ребенку свободу выбора в воспитательных мероприятиях, формах и объектах общения, политических взглядах, мировоззренческих и религиозных ценностях, хобби и т.д.;

7) отказаться от обсуждения в коллективе любого поступка личности. В. Сухомлинский считал, что такое обсуждение является педагогическим невежеством и использует детский общность как педагогическую палку, средство травли личности, давления на нееї.

Итак, главной целью формирования и деятельности детского коллектива является личность, ее способности, интересы, потребности, раскрытие творческого потенциала ребенка. Настоящий коллективизм основан на безусловном виз знании уникальности, неповторимости индивида, уважения к его личности в сочетании с ответственностью и требовательностью к нему. Коллективистское воспитания основывается на создании в детском коллективе с истема гуманных отношений. Обеспечение свободы каждой личности в коллективе предполагает необходимые для его нормального функционирования ограничения, игнорирование которых приводит к культивированию в школе"с оологичного"индивидуализма. Необходимо сохранить демократические традиции организации жизни детей в коллективе - самоуправление, гласность, выборность и смену лидеров, сознательный порядок, дисциплину и самооб меженный. Невозможно успешное воспитание гражданина, если ребенок не приобретает в школе опыта ответственности за выполнение определенных функций в организации жизни школы и класс школи та класу.