Учебники Онлайн


ГЛАВА 4 Украинская философия: традиции и особенности

Философия Украина - органическая часть всемирной философии. Проблемы, которые она рассматривает, тесно связаны с постановкой и теоретическим их решением в мировой философии. Вместе с тем история философии й Украине воспроизводит и самобытные подходы и пути решения этих проблем, опирающихся на национальные культурные традиции. Наше обращение к истории отечественной философии имеет большое познавательное значение. Известно, что без истории нет и теории. Не изучив содержание и этапы развития философской мысли в Украине, невозможно в полной мере понять историю украинского народа, особенности формирования его духовн ого мира, его культуры и традицийдицій.

Ряд философов в развитии и становлении философии в Украине выделяют три периода: первый - становление и развитие философской мысли в. Киевской. Руси, второй-период философии украинского. Возрожд ения и. Просвещения и развития философии в. Киево-Могилянской академии, третий - период украинской философии в культуре романтизма XIX-первой половины XX в. Соглашаясь с такой концепцией периоды зации истории философии в Украине, пожалуй, стоит дополнить ее четвертым и пятым периодами. Четвертый период-с 30-х годов XX века до конца 80-х годов - философия советского периода, а также философия украинской диаспоры. Пятый-период рождения культуры независимой Украины и формирования современной философии конца XX и начала XXI сI ст.

Итак, цель этого раздела - провести общий обзор развития украинской философской мысли, начиная с эпохи. Киевской. Руси и заканчивая исследованиями современных отечественных философов

1 Философская мысль в духовной культуре Киевской Руси

Киевская. Русь - первое восточнославянское государство, где в пределах духовной культуры осуществлялось становление отечественной философской мысли. Но определить"момент"возникновения философии как таковой, конечно, них кто не может, поскольку ее становления - это длительное накопление обобщенных знаний о близлежащем свилишній світ.

Можно лишь с уверенностью сказать, что для отечественной культуры в становлении древнерусской философской мысли принципиальное значение имел процесс христианизации. Киевской. Руси (988). Победа христианства на априкинци X в имела своим следствием проникновения античных и средневековых философских идей на. Русь через. Византийскую империю и соседнюю. Болгарию. Это время и является началом развития философской мысли в. С тародавний. Русусі.

Второй важной предпосылкой возникновения, распространения и развития идей в. Киевской. Руси является письменность. Историки считают, что письменность на. Руси возникает сразу после образования славянской азбу уки. Кириллом и. Мефодием, то есть с начала X в, а приобретает развитие и распространение с середины X в. Об этом свидетельствуют, например, тексты договоров, заключенных князьями. Олегом и / горем в 907,911, 944 годах их с кладалы греческом языке и сразу же переводили и писали русскоькою.

Важным этапом в зарождении философской мысли на. Руси формирования литературно-письменного языка, когда в связи с введением христианства начался массовый перевод книг

В древнерусской литературе XI-XII вв можно выделить следующие направления: переводная литература и оригинальная. Переводились прежде библейские тексты, произведения отцов церкви и богослужебной литературы, нужно ни для практического функционирования новой идеологии. Библия переводилась частями. В. ХШ-XIV вв был переведен. Новый. Завет и несколько книг. Ветхого. Завета. Полный же перевод. Библии осуществили лишь наприк нци XV с XV ст.

Первое место среди самых распространенных в. Древней. Руси переведенных произведений занимает произведение. Иоанна. Дамаскина"Источник знаний"Широко был известен в. Древней. Руси славянский просветитель. Иоанн. Болгарский (864-927). Он н перевел с греческого сочинения. Иоанна. Дамаскина, написал несколько своих произведений и составил славянский"Шестиднив", то есть толкование библейского рассказа о шести днях сотворения мира (по. Библииння світу (за. Біблією).

Распространение в. Киевской. Руси получили и сборки высказываний древнегреческих и римских философов. Одной из таких был сборник"Пчела", где содержались отрывки из философских сочинений. Платона,. Аристотеля,. Сократа,. Пи ифагора,. Демокрита,. Эпикура,. Анаксагора и др.. Благодаря таким произведениям, как"Повесть о царевиче. Иосафа"и"Повесть об. Акире мудрого",. Древняя. Русь знакомилась с философской мыслью средневекового хранилище дкою думкою середньовічного. Сходу.

В XI-XII вв появляются и оригинальные произведения древнерусских авторов. На первое место по своему философско-мировоззренческим значением следует поставить"Слово о. Законе и. Благодати", написанное первым русским за по оходженням митрополитом. Иларионом. В формировании мировоззренческих идей большую роль играли и такие произведения, как"Послание. Фоме"Клименты. Смолятича (сэр XII в),"Слово о терпении и любви"Феодосия. Печ ерського (около 1036-1074 гг),"Златоуст"и"Торжественник", а также"Притча о человеческой душе и теле"Кирилла. Туровского (около 1130-1182 гг),"Слово"и"Моление"Даниила. Заточника (конец ). В основу почти всех русских летописей, рассказывающих о начальной истории. Руси, положено летописный свод, который называется"Повесть временных лет"Нельзя не упомянуть и произведение"Слово о полку. Игорь евим"(1187). Это не только выдающийся литературный памятник, но и источник философских взглядов этапа становления государственности восточных словьяки видатний літературний пам'ятник, а й джерело філософських поглядів етапу становлення державності східних слов'ян.

Мыслители, писатели, публицисты были не только среди лиц духовного звания, хотя именно они преобладают в средневековый период. Значительным культурным деятелем. Киевской. Руси среди мирян, несомненно, является к князь. Киевский. Владимир. Мономах, автор"Поучения"Это один из немногих текстов, где представлен этический кодекс поведения миряедінки мирян.

Мы перечислили основные достопримечательности письменной культуры. Киевской. Руси, хотя далеко и не все. До нас дошло 424 рукописи XI-ХИ 11 в. А общее количество рукописных книг времен. Киевской. Руси может составлять от д 31,5 до 130-140 тысяч томеів.

Во всех этих работах находят свое выражение особенности, составляющие основу философской культуры. Киевской. Руси. Какие же это особенности?

Во-первых, для философской культуры. Киевской. Руси характерен синкретизм, т.е. нерасчлененность. Дело в том, что в культуре. Древней. Руси не существовало еще распределения между различными сферами духовной деятельности те человека. Каждое произведение той эпохи для нас является одновременно памятником и истории, и литературы, и философииії.

Во-вторых, для философской мысли той эпохи характерно разнообразие подходов к решению тех или иных проблем. Она развивается не как монолог, ограничен православной догмой, а как полифония (бага атоголосся) различных позициий.

В-третьих, для философской мысли того периода характерна теистичнисть, т.е. развитие под эгидой церкви, церковного мировоззрения. Однако, будучи теистической, она не была теологической. Как это понимать?

Дело в том, что древнерусские книжники основном были не теологами, не религиозными проповедниками, а политиками их беспокоили прежде всего социально-политические и этические проблемы. Однако их труда создавались я под значительным влиянием религиозной идеологии. Поэтому философская культура того периода является теистической, но не теологическиною.

В-четвертых, для философской культуры. Киевской. Руси характерна этизация. Это означает, что рассмотрение любых проблем осуществлялся книжниками с позиции этики: через конфликт сил добра и зла

В-пятых, для философской мысли периода становления характерна историософичнисть есть центральной проблемой философской мысли. Киевской. Руси была проблема выработки представлений о человеческой истории

Какие философские вопросы были в центре внимания киевских"книжников"?

Прежде древние русичи пытались ответить на вопрос: что такое философия? идповидь на вопрос:"Откуда пошла земля. Русская?"иївської. Русі.

Следовательно, можно утверждать, что уже в эпоху развития. Киевской. Руси были заложены основы философского мышления, сформулированы основные понятия и категории, усвоены и творчески приспособлены к русской действительности элементы византийской, а через нее греческой и восточной философской культур.

Дальнейший распад. Киевского государства, междоусобицы, перенос путем обмана в 1169 г епископом. Федором митропольнои кафедры в города. Владимир негативно повлияли на развитие духовной культуры и философ. ФСК мысли на. Руси. Но. Русь ждали еще большие испытания, а именно - татаро-монгольское неволя, что отбросило ее развитие на сотни лет. Пройдет время, и. Киево-Печерский"патерик"в XV в с сочувствием и гордостью вспомнит былую мощь. Киевской. Руси, духовную стойкость русичей в годы монолитной странолітної країни.