Учебники Онлайн


56 предметов социальной философии

Одной из составляющих философии является социальная философия, которая исследует общество. Но общество исследует вместе с философией целый комплекс наук - обществознание. К обществоведческих наук принадлежали ать, например, политическая экономия, история, социология, эстетика, языкознание, демография, юриспруденция и другие. Каждая из этих наук исследует один и тот же объект - общество. Однако любая из них имеет своим предметом какую-то отдельную сторону или уровень исследования и свои методы познанияання.

Политическая экономия, например, изучает законы общественно-производственных, т.е. экономических отношений людей на разных этапах исторического развития общества ее интересуют прежде условия и формы производства, распределения и обмена материальных жизненных средств в различных человеческих обществах. История как наука направляет свой взгляд в прошлое. Ее интересуют важные события прошлого, их причины, сущность, специфика и характер различных государств, жизни выдающихся личностей, государственных и политических деятелей разных народов. Историка интересует конкретный материал прошлого, отдельные стороны жизни общества на определенных этапах его ро свитка. Социология исследует современность. Ее интересует функционирование и развитие взаимодействия различных социальных институтов, человеческих индивидов и их групп, общностей, влияние определенных факторов на протекание общ ильних процессов. Социология изучает, в частности, состояние дел на конкретном предприятии, учреждении, уровень авторитетности государственного или политического руководства и др.. Эстетика как наука изучает закономерности ро свитка искусства. Языкознание изучает законы возникновения и развития языка и тови і т. д.

Как видим, названные (и другие) науки об обществе имеют свой предмет исследования, который так или иначе касается именно общества. Но каждой наукой изучается какая-то отдельная сторона общественной жизни, п определенные виды общественных относин.

В отличие от этих наук социальная философия исследует общество в целом, как целостную систему во взаимодействии всех его сторон. Социальная философия стремится дать ответ на вопрос о том, что определяет хар рактер общественного устройства, чем обуславливается развитие общества, от чего зависит переход от одного исторического степени к другомуо.

Существуют фундаментальные, важные вопросы, без выяснения которых невозможно правильно объяснить развитие общественной жизни в целом и развитие любой из его отдельных сторон

Так, в общественной жизни мы наблюдаем экономические, политические, идеологические отношения. Существует ли между ними определенную связь и какой характер этой связи? дь социальная философиия.

Следует назвать еще такие важные вопросы, интересующие социальную философию ли в сложном, многообразном, противоречивом историческом процессе внутренне необходимую связь, закономерность, здесь, в общест зверей жизни, в отличие от природы, господствует случайность, хаос и произвол? поступательного развитияу?

На все эти и другие вопросы должен дать ответ социальная философия. Она является научной теорией, объясняющей важнейшие, фундаментальные проблемы развития общества как целостной системы. Вместе с тем, социал льна философия является научным методом изучения каждой из отдельных сторон общественной жизни, методом исследования конкретных исторических объявленияищ.

57 Специфика социального познания

Предмет социального познания имеет свою специфику по сравнению с другими объектами познания, что обусловливает определенные трудности в исследовании общества

Во-первых, общество как система чрезвычайно сложна, разнообразной структурой. В нем функционируют самые разнообразные факторы: экономические, политические, идеологические, нравственные, религиозные, эстетические, национ ные, семейные и т.д.. Рассмотрение любого социального явления с необходимостью требует учета комплекса факторов, их взаимодействия, влияния каждого из них на явление, изучается. Отсюда - чрезвычайные трудности в глубоком, совершенном познании сущности конкретного исторического процесса или явления, его причин, направления, развития его источников и т д. Возьмем, например, такое явление, как семья. Казалось, на перев и взгляд, здесь отсутствует многофакторность. Проблема может рассматриваться только через призму любви. Но действительность свидетельствует, что здесь тоже могут переплетаться разнообразные факторы: моральные, правовые, религиозные, на остальных, политические и др. та інші.

Во-вторых, для общества характерна чрезвычайная динамичность, происходят постоянные изменения. Если законы природы более-менее стабильны, или долговечны, то общественные законы, в отличие от законов природы, возникают позже, реализуются. Лишь в сознательной деятельности людей. Они более сложны по механизму проявления и не так четко функционируют как законы природы. Нередко общественные законы выступают как"законы- тенденции", имеющих определенную степень вероятности. Отсюда - трудность в их познании, определенности, что очень часто порождает разочарование в их объективном существовании, вызывает противоречивую палитру взглядов на су общие явления в процессе их исследования представителями различных направлений философской мыслисофської думки.

В-третьих, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. Но каждый человек имеет своеобразный характер, мысли, стремления, ставит определенные цели, выбирает средства достижения этих целей. На пе. Эрши взгляд, любой член общества неподвластный общественным закономерностям, действует по собственному усмотрению, по собственной воле, стремлением. Сколько людей - столько и разновидностей процессов, событий, стимулов, ди тельности и т.п.. И по этой разнообразием чрезвычайно трудно выделить общую тенденцию, определенную закономерность происходящих в обществе. Задача исследователя: выявить, что вызывает деятельность отдельны их людей, их стремления, желания, что общего в содержании, сути многоцветной жизнедеятельности каждого человекюдини.

В-четвертых, спецификой общественного познания является ограниченное использование такого метода познания, как эксперимент. Если в естественных науках этот метод используется довольно часто и без ограничений, то применительно но общества возникают существенные сложности. При необходимости, т.е. при неудачном эксперименте, или при неподтверждении какой-то гипотезы относительно природного явления, его можно до бесконечности, что недо пустим в исследовании общества. Ведь в обществе эксперимент проводится над людьми, и, если он окажется неудачным, то страдают люди. Повторение эксперимента не гарантирует его успеха. Опять могут быть негативные последствия, могут страдать люди. Но, несмотря на такие возможные последствия, эксперимент в социальном познании необходим. Однако он требует очень пристального подготовки, подсчет вс их возможных последствий, осторожного проведения, чтобы свести к минимуму нежелательный результат. Гораздо вреднее последствиями может быть принятие любого решения в масштабе общества без научного обоснования, без социального экспериментерименту.