Учебники Онлайн


4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В предыдущих главах подчеркивалось, что сущность человека в своей действительности оказывается как совокупность (ансамбль, система) всех общественных отношений. Общим субъектным бытием человеческой сущности является обще ильство и лицо. Но общество и личность - это абстракции, характеризующие определенную степень раскрытия взаимосвязи сущности человека и человеческой действительности, на котором сущность человека предстает в качестве сплошь ства и лица как субъект социальной деятельноститі.

Однако общество и личность осуществляют свою жизнедеятельность в конкретных исторических условиях и в конкретных исторических формах, которые в своей совокупности и взаимосвязи составляют человеческую действительность в ее реальном ьному бытии. Основными формами человеческой действительности являются: общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество. Анализ основных форм человеческой действительности является дальнейшим восхождением от абстрактного к кон конкретными в раскрытии сущности человека и мира его бытия субстанциональных основой форм человеческой действительности есть сущность человекини.

Общественно-экономическая формация

отношении общества общественно-экономическая формация может быть рассмотрена и как конкретно-историческая его форма, характеризует общество как определенную целостность, и как определенную степень его развития как некоторый ный тип, что делает проследить исторический процесс изменения и взаимопереходы общественно-экономических формаций.

Но, пожалуй, самым важным является то, что общественно-экономическая формация является структурно-содержательным аспектом человеческой действительности. Раскрытие ее специфики отвечает на вопрос о том, как устроено общество из каких структурных элементов оно состоит, каков механизм взаимосвязи между ними. Следовательно, понятие общественно-экономической формации служит для обозначения общества как внутренне структурированной целостно ости. Это конкретно-историческая форма существования и функционирования обществтва.

Основой для раскрытия структуры общественно-экономической формации является структура сущности человека. Различные уровни (порядки) сущности человека проявляются в ней как важнейшие ее стороны. Общественно-экономическая форма ация охватывает прежде сущность второго, третьего и четвертого порядков (материальное производство, систему общественных отношений, общественное сознание и целеполаганияя).

Как отмечалось, исходной посылкой возникновения человека, ее выхода из животного мира стало опосредования ее непосредственной жизнедеятельности потребностью в производстве орудий труда и производстве средств по адоволення потребностям. Иными словами, материальное производство становится основой жизнедеятельности человека. В общественно-экономической формации этот уровень сущности человека выступает как производительные силы, мистят ь в себе людей с их потребностями, способностями и навыками применять орудия труда, а также средства производства, с помощью которых человек, воздействуя на природу, создает мир очеловеченной природы. Продукты вни силы - это не только важнейший, исходный момент формирования, становления общественно-экономической формации, но и подвижный элемент ее структуры. Дело в том, что каждая удовлетворенная потребность, об этом с ее удовлетворения приводят к рождению новой потребности. А совершенная, новая потребность обусловливает необходимость совершенствования и создания новых орудий труда для ее удовлетворения, а также развития, совершенствовать ния способностей, творческих возможностей, навыков человека как главной производительной силы. Таким образом, уже в самых производительных силах заложена внутренняя противоречивость: противоречие между потребностями и обусловлен ними имеющимся уровнем развития орудий труда ограниченными возможностями их удовлетворения, что обусловливает необходимость совершенствования и создания новых орудий труда приводит к изменениям в развитии всего формацийрмації.

Однако процесс материального производства, функционирования производительных сил может осуществляться только в определенной системе связей и отношений, складывающихся между людьми независимо от их воли и желания. Социал. Высокоточный форме, в рамках которой и посредством которой осуществляется производство, обусловлены отношения не только между людьми, но и между обществом и природой, являются экономические отношения. Возникнув как результат становления процесса производства, они превращаются в его предпосылку. Они влияют на производительные силы, способствуя или препятствуя их развитию. Экономические отношения - это те социальные формы, у которых и с помощью которых осуществляется производствцтво.

Относительно структуры экономических отношений существуют различные точки зрения. В самом общем виде экономические отношения можно определить как систему связей, в которые вступают люди в процессе производства. Однако при таком подходе к их пониманию остаются в тени их специфические особенности, которые составляют их качественную определенность. Экономические отношения - это система связей и отношений между людьми в процессе производства, обусловленных их взаимным отношением к средствам производства и выявляемыеся:

- в конкретно-исторических формах собственности;

- в образе сочетания рабочей силы с орудиями труда;

- в формах обмена деятельностью, обусловленных общественным разделением труда, отличием места, положения лиц, групп, классов в системе общественного производства;

- в формах распределения, обмена, потребления

Признаком, определяющим специфику экономических отношений в их целостности, способ сочетания рабочей силы с орудием труда. Оно осуществляется через: 1) организационно-технические, 2) социально-экономические, 3) административно-распределительные отношения. Хотя сочетание рабочей силы с орудием труда связано с формами собственности, но не форма собственности, а способ сочетания рабочей силы с орудиями труда определяется в отличие между формациями. Так, рабовладение, феодализм и капитализм базировались на частной собственности на средства производства и результаты труда, но различались они прежде способом соединения рабочей силы с орудиями труда: рабовладение - внеэкономическое принуждение, феодализм - неполная зависимость производителя от феодала, капитализм - возможность свободной продажи рабочей силыили.

Формирование экономических отношений обусловлено уровнем развития производительных сил. Производительные силы не только обусловливают возникновение экономических отношений, но и определяют их характер. Они при необходимости, к когда экономические отношения перестают соответствовать их развития, обусловливают изменение старых и замену их новыми экономическими отношениями. Экономические отношения оказывают влияние не только на производительные силы, но и на все стороны жизни человека. Это проявляется в том, что они играют определяющую роль в утверждении в данном обществе всеобщего способа распределения, обмена, потребления, определяет степень и хара ктер удовлетворения потребностей людей. Можно в известном смысле сказать, что производство и воспроизводство экономических отношений важнее, чем производство продукта. Это объясняется тем, что производство материальных х благ воплощается в определенном количестве и качестве произведенного продукта, тогда как экономические отношения обусловливают способ, степень и характер удовлетворения потребностей социальных субъекте'єктів.

Производительные силы и экономические отношения составляют способ производства, что является основой общественно-экономической формации

Часто способ производства определяется как единство производительных сил и производственных отношений. Но это, скорее, не определение способа производства, а указание на два его структурных элемента. Чтобы дать определен ения способа производства, необходимо прежде указать на те особенности, которые характеризуют его как некую целостность, а также ту роль, которую он играет в жизнедеятельности общества. Учитывая спе цифику производительных сил и экономических отношений, можно дать следующее определение способа производства. СПОСОБ. ПРОИЗВОДСТВА - это конкретно-историческая, устойчивая система связей и отношений, в которой и с помощью как й люди, сочетаясь определенным образом с орудиями труда и вступая на основе их взаимного отношения к средствам производства в общение друг с другом, осуществляют, регулируют и контролируют вещественный о мин между обществом и природой, а также между собой для удовлетворения своих потребностей, то есть для обеспечения своего существования, функционирования, развитияитку.

данном определении подчеркивается, что способ производства-это специфический способ обеспечения удовлетворения потребностей людей, основа производства и воспроизводства человека. Он является материально-экономической основой сус совместно-экономических формацийї.

Способ производства обусловливает возникновение и влияет на характер всех общественных отношений, составляющих общественно-экономическую формацию как систему. Однако в механизме детерминации структуры формации производительность вни силы и экономические отношения играют неодинаковую роль. Как отмечалось, внутри способа производства производительные силы обусловливают возникновение и характер экономических отношений. Экономические же отношения являются той социальной формой, которая непосредственно влияет на процесс производства, на реализацию его результатетів.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и подчеркнуть, что из-за недостаточного внимания разработке понятийного аппарата, развития теории в целом, часто те же понятия употребляются с разным смысловым значением, а дея какие - используются для обозначения различных явлений, процессе.

Так, когда речь заходит о производстве, то имеют в виду материальное производство. И этот срок без оговорок применяется для характеристики других активных форм деятельности человека действительности же прои обництво - явление многоплановое. Поэтому следует учитывать, в каком смысле, относительно характеристики которой сферы жизнедеятельности оно применяетсяься.

В процессе производства следует выделять два основных его аспекты. Материальное производство, целью которого является прежде всего производство средств удовлетворения жизненных потребностей человека есть речь идет о процессе создан ния орудий труда и с их помощью - преобразование человеком природы на средства обеспечения своей жизнедеятельности. Эта сфера жизни, безусловно, является одной из важнейших сторон бытия человека. Это - материальная основа и предпосылка существования человекдини.

Но этим нельзя ограничиться при характеристике производства. Есть еще понятие"общественное производство"Дело в том, что главной производительной силой является сам человек. Поэтому в процессе производства осуществляется не п простое создание средств производства и средств жизнедеятельности, а создание (производство) и воспроизводство самого человека. Итак, понятие"общественное производство"по объему шире понятия"материальное произ фективности"В нем именно создание и воспроизводство человека является главной, выше метометою.

Кроме этих понятий как один из аспектов общественного производства существует еще понятие"духовное производство"Духовное производство является одной из важных сторон производства и воспроизводства человека

В этой связи возникает вопрос о тех социальные формы, в которых и с помощью которых осуществляется материальное и общественное производство сих пор в исследовательской и учебной литературе для обозначения социал ной формы и первого и второго чаще употреблялось понятие"производственные отношения"И в этом есть свой определенный смысл, потому что речь идет о социальной форму производства. Однако, если материальное и общественное пр обництво различаются по объему содержания, то целесообразно выяснить, какие понятия полно выражают ту социальную форму, характеризующий каждое из ниних.

Как уже отмечалось, социальной формой материального производства являются экономические отношения, социальной формой общественного производства - производственные. Безусловно, экономические отношения являются в то же время и отношения ами производственными. Иными словами, экономические отношения являются производственными, но все производственные отношения являются экономическимми.

Как это понять? отношений. В его производстве и воспроизводстве участвуют и другие сферы общественных отношений, и эти отношения относительно процесса общественного производства выступают как производственные отношенийи.

Можно сказать, что общественное производство (создание и воспроизводство человека) зависит не только от экономических отношений, от взаимного отношения людей к средствам производства и результатов труда

частности, его осуществление зависит также от взаимосвязи между отраслями, сферами производства, от его связи с источниками сырья, энергетическими источниками, с наличием рабочей силы, с рынками сбыта с климатическими, географическими и другими условиями. Специфической социальной формой, обеспечивающей осуществление производства в его целостности, являются отношения исторических общностей людей (род, племя, народность нация). Все они - субъекты общественного производства, а отношения внутри и между ними выступают как социальные формы, обеспечивающих его функционирование. С этой точки зрения отношения исторических общностей лю дей выступают как производственные отношения. Однако, если формирование этих отношений обусловлено развитием производительных сил, то их характер, специфика осуществления определяется характером экономических относиосин.

Кроме экономических отношений и отношений исторических общностей людей важную роль в структуре общественно-экономической формации играют брачно-семейные отношения. Это сфера непосредственного воспроизведения человека. Т. Здесь важно не только биологическое воспроизводство индивидов. Семья является важным фактором воспитания подрастающего поколения, становление человека как субъекта социальной деятельности. Характер взаимоотношений в семье. ВПЧ ивае на характер отношения человека к труду, на ее формирование как главной производительной силы. Производство, его развитие, общественное разделение труда являются главными факторами, которые обусловили возникновение, становление, изменение форм семьи в историческом развитии общества. Характер же взаимоотношений в семье зависит прежде всего от характера господствующих в обществе экономических отношений. Таким образом, брачно-семейные отношения в системе общественного производства и воспроизводства человека приобретают значение производственных относиідносин.

Жизнедеятельность людей в значительной степени зависит от конкретных, реальных способов и возможностей удовлетворения их жизненных потребностей, от тех непосредственных условий, в которых она протекает. Этой сферой отношений есть от дносины быта. От уровня развития, от состояния этих отношений зависит уровень производительности труда, психологическое и физическое состояние человека. Например, благоприятные транспортные условия, наличие на рабочем месте и удобств (душ, буфет, место для отдыха) способствуют укреплению положительных эмоций, повышению производительности труда. Это касается не только труда. Плохие условия в домашнем быту часто становятся причин й плохого настроения, возникновение споров, конфликтов в семье, в отношениях с соседями, распада семьи. С этой точки зрения отношения быта выступают как производственные отношения в процессе производства и воспр ения человекня людини.

Реальные возможности обеспечения жизнедеятельности людей в виде наличных средств и условий для удовлетворения их потребностей определяются уровнем развития материального производства. Способ же, степень и характер удовлетворения оленных потребностей определяются экономическими отношениями. Отношения быта тесно связаны со всеми сферами общественных отношений. Однако они не растворяются в них, а сохраняют относительную самостоятельность и играет ют важную роль в жизнедеятельности человека. Эти отношения являются не чем иным, как сферой, формой и способом осуществления непосредственной жизнедеятельности людей в рамках и при помощи отношений быта забезпечуеть ся удовлетворения первых жизненных потребностей, от чего в значительной степени зависит отношение человека к миру и к самому себ себе.

Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный структурный элемент общественно-экономической фо ормации - межличностные отношения. Они существуют во всех сферах жизнедеятельности людей. Но от этого они не теряют своей относительной самостоятельности. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность производства, работы научно-исследовательских институтов, морально-психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные (и ндивидуальни) особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные основы, политические ориентации и тин Хороший руководитель способен сплотить коллектив п идприемства, учреждения, вызвать заинтересованность сотрудников в улучшении работы трудового коллектива, обеспечить повышение производительности труда, эффективности процесса производства. Плохой руководитель с пригоден развалить работу предприятия, которое процветает, внести разлад в трудовом коллективе. В функционировании трудовых коллективов имеют значение личностные характеристики не только руководителя, но и каждого его члена. Межличностные отношения играют важную роль в сфере воспитания, образования, медицинского обслуживания, в дружбе, в любви, короче - во всех сферах жизнедеятельности людиості людей.

Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются важные вопросы производства и воспроизводства человека. В этом плане они предстают как производственные отношения

Сказанное касается и отношений общества и личности. Эта сфера общественных отношений охватывает все стороны взаимоотношений личности и непосредственного мира его бытия - общества. Они активно взаимно влияют друг на о одного. Общество с помощью системы государственных и негосударственных институтов, учреждений выполняет регулятивную функцию в отношении лица ее жизнедеятельность регламентируется не только объективно сложенными в общест ильстви отношениями, но и создаваемыми законами, постановлениями, указами. В то же время, выполняя социальные функции, личность стремится к реализации своих сущностных сил путем завоевания соответствующих прав и св обод. В ходе исторического развития отношения личности и общества подвергались существенным изменениям. Важно отметить, что на разных этапах истории от имени общества выступали определенные социальные силы, которые свои групп ове интересы стремились представить как интересы всех людей, приводило к обострению социальных противоречий, вплоть до возникновения конфликтов: войн, восстаний, революцийволюцій.

Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны в условиях, когда лицо поднимется до понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс с общества невозможен без прогресса лица, а прогресс лица невозможен без прогресса общества их взаимосвязь является процессом становления и развития человека, процессом ее создания и воспроизведения. Под этим ку том зрения отношения общества и личности выступают как производственные отношения их возникновения обусловлено развитием производительных сил. Характер же их зависит от характера экономических относиносин.

Важны также отношения человека (общества и личности) и природы. На ранних этапах становления человека она принимала от природы меньше, чем та могла дать, и легко воспроизводила то, что было использовано чел единственной. Но по мере развития производства, с ростом потребностей общества как целостной системы человек начал очеловечивать природу не только в позитивном, но особенно в негативном плане. Она начала, и в этом достигла многого, разрушать природу, варварски использовать природные богатства, разрушать природные условия своего существования. Возникли глобальные проблемы, задержка в решении которых может пост. Авито под угрозу существование сама жизнь. Это проблемы выживания человечества. В этом плане отношения человека и природы тоже приобретают значение производственных отношений, потому что они непосредственно касаются производ тва и воспроизведение человеклюдини.

Таким образом, все общественные отношения как формы, обеспечивающие осуществление общественного производства, выполняют функцию производственных отношений

Итак, подобно тому, как материальное производство является составной частью (важнейшей, определяющей) общественного производства, экономические отношения являются составной частью (важнейшей, определяющей) вы иробничих отношений. С этой точки зрения производственные отношения, как отношения производства и воспроизводства человека, включают в себя: экономические отношения, отношения исторических общностей людей, брачно-семейные, быт е, межличностные, отношения общества и личности, человека и природныхи.

Здесь может возникнуть возражения. Ведь говорилось, что все они - формы общественных отношений, а не просто производственных. Так, говорилось. И это правильно. Дело в том, что общественные отношения могут проявляться в в разном плане. В данном случае они рассматривались как производственные относительно общественного производствицтва.

Однако этот аспект рассмотрения общественных отношений не является единственным. Все они имеют своих субъектов, носителей, взаимоотношения между которыми выступают как социальные отношения, которые проявляются как внутри каждой сферы сплошь ьних отношений, так и между ними. На этой основе происходит формирование социальной структуры общественно-экономической формации. Кроме того, взаимоотношения между людьми во всех сферах жизнедеятельности сказываются на их сознания, что приводит проявление общественных отношений как духовных отношений. Важнейшими в структуре духовных отношений являются: политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные, научные, философские, идеолог. Ичне. Они приобретают относительную самостоятельность в структуре общественно-экономической формации и играют важную активную роль в жизнедеятельности человекюдини.

На основе осознания людьми своего отношения к условиям бытия, друг к другу, реализации этого осознания в целеполагательный деятельности происходит формирование системы институтов, выполняющих ре ятивну функцию как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях человека и природы: государство со всей ее структурой, хозяйственными институтами и тен.

Каждый из структурных элементов общественно-экономической формации, будучи обусловленным определенной системе связей и отношений, оказывает активное обратное влияние на эти связи и отношения и друг на друга. Поэтому су в совместной-экономическая формация - это определенная целостность, это конкретно-историческая форма существования и функционирования общества.

Интегрированным выражением общественно-экономической формации являются общественный порядок. Понятие общественного строя имеет важное значение для понимания формации как целостности. Общественный строй не противопоставляется общественно-эко ономичний формации, а является ее специфическим выражением, можно сказать, ее существенной стороноою.

Когда мы говорим об общественном порядке, то главное внимание обращается на способ взаимосвязи между структурными элементами формации, благодаря которому выступает как целостный функционирующий организм. Общественный порядок, формируясь на основе всей формации, приобретает относительную самостоятельность. Он не сводится к простой совокупности всех ее структурных элементов, и в то же время, не растворяется в них. Непосредственное осно ву общественного строя составляют экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование (государство, хозяйственно-организационные учрежденияви).

В рамках общественно-экономической формации каждая из сфер общественных отношений обеспечивает определенную сторону жизнедеятельности людей. Функционирование различных общественных отношений связано с удовлетворением определенных групп потребностей как индивидов, групп, классов, так и общества в целом. Общественный же порядок обеспечивает удовлетворение не какой-то группы потребностей, а определяет общий способ, степень и характер удовлетворения всех потребностей. Т а, например, с возникновением капитализма способом обеспечения жизнедеятельности работника стали купля-продажа рабочей силы, степень удовлетворения потребностей стал определяться уровнем заработной платы, характ ер их удовлетворения - товарногрошовимы, рыночными отношениями. Для капиталиста способом обеспечения его жизнедеятельности стало производство добавленной стоимости и превращение ее в капитал, степень удовлетворит ния потребностей стал определяться масштабами прибыли, характер их удовлетворения - товарно-денежных, рыночных отношенийнами.

Имея своей основой экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование, общественный взаемоповьязуе все структурные элементы общественно-экономической формации в целостность и выполняет ежедн к ним регулятивную функцию - активно влияет на специфику проявления всех общественных отношений. Он приобретает значение специфического императива, что обусловливает особенности функционирования всей общественно-экономической й формации. Общественный строй характеризует качественную определенность общественно-экономической формации и отличает одну формацию от иногоої.

Отношение к общественного строя является главным фактором, определяющим позиции и направленность деятельности социальных субъектов. Если общественный строй обеспечивает удовлетворение потребностей определенного социального субъекта (в лица, группы, класса), то этот социальный субъект заинтересован в сохранении и укреплении такого общественного строя, если он не отвечает интересам социального субъекта, то этот социальный субъект зацика влены в замене его другим общественным строем. Однако замена одного общественного строя другим не может происходить по прихоти и желанию того или иного социального субъекта. Это изменение одного общественного строя др. шим становится возможной только по мере составления объективных предпосылок для такой замены. Люди могут активно участвовать в этом процессе в зависимости от того, в какой мере их интересы согласуются с объективной л огикою исторического процессцесу.

В силу того, что общественный строй - это интегрированный выражение всех общественных отношений в рамках общественно-экономической формации, он становится фактором, определяющим ее существования и функционирования. Поэтому изменение одного общественно-экономической формации другой осуществляется путем устранения одного и утверждение другого общественного строя. Изменение же общественного порядка осуществляется не автоматически, а через активную деятельность людей. Ч. Ерез то основу общественного строя составляют господствующие в данном обществе экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование, изменение одного общественного строя другим начинается с боро тьбы за власть. Завоевание государственной власти открывает перспективу для преобразований в сфере экономических отношений и в обществе в целом. Таким образом, изменение одного общественного строя другим составляет сердцевину с мины общественно-экономических формациймацій.

Каждая общественно-экономическая формация не возникает на пустом месте. Для каждой формации необходимы определенные материальные, социальные и духовные предпосылки. В то же время каждая общественно-экономическая формация сами им ходом своего развития готовит предпосылки собственного отрицания и перехода к другой формации. Развитие и смена общественно-экономических формаций - это структурно-содержательная сторона становления и развития у человека. Это одна из форм проявления человеческой сущностиості.

Следует подчеркнуть, что понятие общественно-экономической формации не совпадает непосредственно с общественным порядком в отдельных странах, на определенных этапах исторического процесса. Понятие"общественно-экономическая форм ция"охватывает те наиболее общие черты развития общества, которые раскрывают качественную определенность определенного его этапа. Поэтому общественно-экономическую формацию следует рассматривать как определенный тип общества, как п евний ступень в поступательном движении истории. Признание наличия определенной последовательности в смене общественно-экономических формаций вовсе не означает признание линейности исторического процесса. Здесь, скорее, нужно говорить о направленности развития общества, в которой имеют место и альтернативные линии и порой временное возвращение к старым формам общественных порядков. Направленность определяется не заранее зада ними целями, а самим реальным ходом истории при взаимодействии внутренних тенденций и внешних взаимосвязейязків.

К. Маркс и. Ф. Энгельс на основе анализа. Истрии народов. Европы и. Северной. Америки показали, что в поступательном развитии общества имела место последовательная смена одной формации другой. Так, первоначальное. Общественно льства был заменен в одних народов рабовладением (Рим,. Греция и др.), в других - феодальными отношениями (север. Европы, славянские народы). На смену рабовладению пришел феодализм, на смену фео. Дализ - капитализм, который тоже вынужден был уступить место более высоким формам общественного организациизації.

Это, конечно, не означает, что нельзя механически перенести эти особенности развития определенных регионов на жизнь всех народов

Специфика формации как определенного типа общества определяется прежде способом производства и характером общественного строя. Способ производства выступает в качестве материально-технической и материально-эконо омического основы формации. Общественный строй характеризует прежде организационно-регулятивную ее сторону. Если в способе производства главное внимание обращается на объективные закономерности развития обществом ва, то в общественном строе особое внимание уделяется роли субъективного фактора исторического развития, роли интересов субъектов в этом процессе. Ни один тип формации не существует в чистом виде в каждую в обществе, кроме основных, определяющих особенностей его развития, всегда имеют место остатки старых и элементы новых общественных отношений, которые только зарождаютсяються.

Поэтому при анализе общественно-экономической формации главное внимание должно обращаться не на последовательность смены одной формации другой (хотя это тоже очень важно), а на структуру самой формации, на взаимосвязь к ее структурных элементов, закономерности функционирования. Именно внутренняя логика развития формации создает необходимые условия (объективные и субъективные) для перехода на более высокий уровень развития. Конечно, в и стория имели место факты, когда внешние факторы влияли на тенденции развития формации и даже разрушили ее. Ярким примером влияния было вторжение европейских завоевателей в. Америку, которое нарушило в ритм жизни индейских племен. Подобные тенденции наблюдаются и зараараз.

В последние годы, особенно в связи с критическим отношением к догматизированной марксизма, значительное количество исследователей закономерностей развития общества вообще отказалась от рассмотрения общественно-эко ономичнои формации, как категории философии. Но жизнь показывает, что игнорировать достижения предшествующего развития философской и социологической мысли не следует, необходимо дать им толкование, которое отвечало бы требованиям сегодняшнего. Это позволит избежать угрозы превращения учения о формации в абстрактную схему и поможет более глубоко раскрыть жизнедеятельность общества в его динамике. Наука требует дост ения соответствия содержания знаний действительности, достижения истины. Это касается и учение об общественно-экономической формации как одну из общих и важнейших форм человеческой жизнедеятельностиості.