Учебники Онлайн


Цивилизация

Как и общественно-экономическая формация, цивилизация является одной из важных форм человеческой действительности, форм человеческой жизнедеятельности. Они тесно связаны между собой, но в то же время каждая из них имеет свои специфи. Ичне особенности, характеризующие их как различные феномены общественной жизни. Общественно-экономическая формация, как указывалось ранее, - это структурно-содержательный аспект человеческой действительности, она отвечает н а вопрос о том, как устроено общество, Его структура, какой механизм взаимосвязей между ее структурными элементами, какую роль она и каждый из ее структурных элементов играют в життедияль ности обществва.

Цивилизация - это орган нa этой по-регулятивный аспект человеческой действительности ее, как и все феномены человеческой жизнедеятельности, следует рассматривать через призму взаимосвязи категорий сущности и действительности субст танциональною основой цивилизации, как общественно-экономической формации, есть сущность человека. Поэтому она и возникает как одна из форм человеческой действительности, один из важнейших аспектов проявления человеческой сущности. В то же время цивилизацию следует рассматривать с точки зрения ее собственной сущности и конкретных форм ее проявления в действительностиості.

Срок цивилизация (от лат civilis - гражданский, государственный) появился в XVIII веке. Он был употреблен. Мирабо в труде"Друг людей или трактат о народонаселении"(1757 г)

Рассматривая вопрос о категориальный статус понятия цивилизации, следует помнить, что содержание этого понятия состоял исторически и на разных этапах истории, разными мыслителями понимал по-разному. Нету ае единства в его понимании и зараз.

Часто цивилизация рассматривается как синоним культуры. Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой цивилизация охватывает только материально-технические ценности и блага, тогда как культура охват плюет духовную сферу, творческие процессы, но с этим трудно согласиться. Под цивилизацией понимается также совокупность форм существования человечества, его деятельности, духовного мира, взаимоотношения с природноою.

Чтобы раскрыть значение понятия цивилизации, необходимо прежде всего выяснить, какая сторона человеческой действительности отражается и фиксируется в нем. Значительную роль в исследовании цивилизации сыграли работы. Мор ргана и. Енгельса1. И хотя не со всеми положениями их концепции можно безоговорочно согласиться, много исходных посылок заслуживают внимания и дальнейшее развитоок.

Цивилизация возникает в период разложения первобытного общества и означает переход на новую ступень его развития. Коротко в схематической форме это можно показать таким образом

В первобытном обществе производство, собственно говоря, коллективным и потребления сводилось к прямого и непосредственного распределения внутри общины. Здесь производители непосредственно господствовали над процессом в производства и его результатами. Каждый индивид, принимая участие во всех видах деятельности (в коллективном труде, в общественной самоуправлении, в общих праздниках, в ритуальных мероприятиях), был теснейшим чино м связан с общинойою.

Характерными чертами первобытного общества были: совместная работа; общая собственность на средства производства; непосредственную связь производителя со всеми орудиями труда, отсутствие эксплуатации человека человек ной, распределение в интересах общины. Первоначально община работала только для собственного потребления, для обеспечения своей жизнедеятельности. Она выступала как субъект трудовой и социальной деятельности как первая ве лыка производительная сила. Осуществляя процесс производства, она обеспечивала существование свое и каждого индивида. На этой основе складывалась сообщество индивидов, составляла целостность, в которой внутренние конфл кты решались без нанесения ущерба общинщині.

Однако неуклонное осложнения взаимосвязей между человеком и природой, совершенствование и усложнение потребностей человека, использования все новых предметов природы для их удовлетворения обусловили необходимость последующего ьшого совершенствование орудий труда самой трудовой деятельности, что нашло свое выражение в повышении производительности труда, в изменении ее характера. Совместная работа уступает место разделения труда, проявило ся в самом производстве между видами трудовой деятельности и самих производителей, между руководителями и исполнителями. Это нашло свое выражение в изменениях в самой жизнедеятельности первобытного общества. Важнейшим кро ком на пути разложения первобытного общества было возникновение обособленности производителя в процессе производства. Создание относительно сложных орудий труда (лук, копье) не только значительно повысили производительные во труда, но и внесли существенные изменения в жизнедеятельность общины. Теперь, например, отдельный охотник, спрятавшись на пути животных на водопой, может с помощью лука один убит животное. Но он этим не прос то обеспечивает общину пищей, а освобождает руки других членов общины для занятия другими видами деятельности. На этой основе происходит изменение способа сочетания рабочей силы с орудиями труда - происходит п риродне прикрепления производителя к определенному орудия труда, для пользования которым нужна физическая сила, ловкость, умение. А, следовательно, производитель должен выполнять определенный вид трудовой деятельности, призовет ло к специализации труда внутри общині общини.

Обособленность - это специфическая форма проявления дифференциаций-ных процессов, происходящих в обществе. Она охватывает все сферы жизни общества и всех индивидов, всех социальных субъектов. Естественная отл миннисть физиологических, физических возможностей мужчины и женщины, специфика выполняемых ими функций обусловили необходимость взаимосвязи мужского и женского работы, которые взаимодополняют друг друга в произ ничо процессе. Обособленность в процессе производства выступает, таким образом, не просто индивидуализацией трудовой деятельности, но и обособленностью выполнения определенного комплекса задач, определенного вида деятельно сти. Возникает семьиім'я.

Переход к земледелию, к присвоению земли, к пастушеству и животноводства вылился в обособленность семьи, которая становится хозяйственной единицей общества. Выполнение семьей этой своей функции обусловило не еобхиднисть изменений в способе распределения и потребления. Возникшее возможность присвоения производителем, отделился (семьей), результатов своего труда. Однако специализация труда, выполнения определенного вида трудовой деятельности не могли обеспечить удовлетворение всего спектра потребностей человека. На этой основе возникает потребность в обмене внутри общины, ранее происходил только между общинами. Проникновение обмена внутрь общины обусловило возможность присвоения результатов чужого труда, возникновения имущественного неравенства, долговой зависимости, возможность применения принудительного труда, значительное усложнение социальной структуры с успильства. Усилились и обострились противоречия между интересами производителей, отделившихся а также между интересами производителей, с одной стороны, и интересами общины - с другой стороны. Общественный по дел труда, социальная дифференциация и обмен, сыгравших важную роль в обеспечении жизнедеятельности человека, в то же время вызвали к жизни найнизинниши побуждения и страсти: жадность, зависть безудержную погоню за богатством, стремление получить его любыми средствамасобами.

Значительно усложнилась и сфера духовной жизни общества. Дифференциация в труде, в социальной структуре, в интересах социальных субъектов нашла свое выражение в специфике осознание социальными субъекта ами своего места в мире, отношение к миру, друг к другу, к себе, осознание целей и смысла жизни. В этих условиях возникает необходимость в хранении, отборе, систематизации и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению человеческого опыта средствами, отличными от человеческой памяти, то есть возникла потребность в средствах, которые способны сохранять человеческий опыт не только в памяти, но и поза не ю, и предоставлять этому опыту значение безличной всеобщности. Таким средством стала письменность. С помощью письменности стало возможным фиксировать нормы, правила, регламентирующие взаимоотношения между людьми. Это ста ло особенно очевидным в связи с необходимостью решения вопроса о правах и обязанностях, о средствах и органы для обеспечения их исполнениинання.

Осложнения дифференциации в производственной, социальной и духовной сферах жизни обусловило потребность в усилении интеграционных связей в обществе. Это вызвано тем, что любая, ставшая относительно самостоятельно й, сфера жизни, любая ее звено, - это не более, чем одна из сторон жизни общества, может осуществляться только в взаимосвязях с другими сторонами. Интеграционные процессы призваны обеспечить вз аемозвьязок между всеми сторонами жизни общества, между социальными субъектами, их интересами, между обществом и природой, обеспечить существование и развитие общества как целостной системыми.

Интеграционные процессы при недостаточно развитых коммуникативных связях обусловили формирование локальных сообществ, внутри которых происходили подобные существенные изменения во взаимоотношениях между индивидами, индивидами и обществом. Особое значение приобрели отношения между людьми, обусловленные их взаимным отношением к средствам производства и результатов труда. Значительно обострились противоречия как внутри сообществ, и к и между локальными сообществамми.

Расширение, углубление процесса производства, включение в него рабочей силы из других сообществ с помощью войн, усиление взаимосвязей между людьми на основе развития торговли, завоевания одними племени. Энама других и их территорий привело к огромной миграции людей. Естественно, что кровно-родственные связи, обычаи, традиции, сила общественного мнения теряют значение главных факторов, регламентирующих взаимоотношения между людьми и между сообществами. Возникает потребность в новой организации общества, которая могла бы обеспечить взаимосвязь между людьми на основе их различия в производственных, экономических, социальных их признаках, выполнять по ним регулятивную функцию. Формирование этой новой организации общества связано с разработкой особых правил, норм, принципов, законов, регламентирующих взаимоотношения между лю дьмы и с созданием соответствующих органов, средств, выполняющих организационно-регулятивную и управленческую функцию. Происходит установление публичной власти, главным органом осуществления которой становится государств а. Для обеспечения функционирования государства необходимы средства, которые она может использовать для выполнения своих функций, а также средства для содержания государства и всех его органов. Таким средством становятся насам перед налоги. Как результат, первобытное общество вынуждено было уступить место новой общественной организации - цивилизацийлізації.

На этом новом ступени развития общества индивиды перестают быть членами рода, а становятся гражданами, жизнедеятельность которых теперь осуществляется в рамках выработанных обществом норм, законов и под кон нтролем общества, прежде всего - государств.

Важную мнение относительно специфики цивилизации выразил. И. Кант. Он отметил, что цивилизация безжалостная к отдельному человеку, но одновременно является несомненным прогрессом относительно всего человеческого рода

Конечно, безоговорочно согласиться с этим утверждением трудно. Хотя общество и становится в определенном смысле отчужденным отношении индивида, социальной группы, заставляя их подчиняться выработанным данном сплошь ьство нормам, законам, но оно, регламентируя с помощью этих законов и системы соответствующих органов жизнедеятельность социальных субъектов, обеспечивает свое существование как целостности. К тому же, не всегда цивилизация безжалостная к индивиду, к отдельному человеку или социальной группы. В рамках цивилизации организационно-регулятивная функция направлена ??на обеспечение необходимых взаимоотношений между социальными субъекта мы, а также их взаимоотношений с обществовом.

Но цивилизация - это не только система организации и управления, это и показатель степени обеспечения возможностей осуществления индивидом, группой, классом своих прав и свобод, а также условий выполнения ими своих оих обязанностей. Следовательно, цивилизация возникает как такая форма интеграции, которая характеризует целостность и устойчивость общества в поступательном историческом развитииу.

Нельзя понять сущность цивилизации без учета уровня развития материального производства, экономического строя общества. Именно уровень развития материального производства, техники, технологии, само го человека - главной производительной силы, характер экономических отношений, - является основой, тем фундаментом, без которого невозможно осуществление жизнедеятельности людей. Это объективная основа цивилизации, без и вне я кой она вообще невозможнова.

Однако цивилизацию нельзя отождествлять со способом производства, с общественно-экономической формацией целом. Основываясь на определенной материально-технической базе, в системе общественных отношений, цивилизация характеризует общество прежде всего с точки зрения специфики взаимосвязей социальных субъектев.

Иногда цивилизацию соотносят с классовым антагонистическим обществом. Конечно, здесь существует некоторая связь. Переход от первобытного общества к цивилизации ознаменовался разделением общества на классы и. Однако понятие цивилизации нельзя ни ограничивать рамками классового антагонистического общества, ни отождествлять с ним. Классовая поляризация и обострения классовых противоречий не исчерпывают всего бы агатства общественной жизни, хотя классовые противоречия составляют очень важную сторону жизнедеятельности общества Социальная структура общества гораздо сложнее, и существуют противоречия не только между классами, но и между другими социальными субъектами (группами, индивидами). Кроме того, существуют и внутриклассовые противоречия. Поэтому цивилизация охватывает все богатство связей в обществе и решает вопро ния взаимоотношений как между различными социальными субъектами, так и внутри социальных групп, классов, между индивидами и обществом, обществом и природой. Она характеризует общество в его целостностилісності.

Так как интегрированным выражением всей системы общественных отношений являются общественный порядок, который определяет в данном обществе способ, степень и характер удовлетворения потребностей, то, разумеется, он является важным или инником, влияющим на развитие цивилизации. Но важно и то, что в обществе вопрос саморегуляции и управления осуществляются не автоматически под воздействием объективных законов исторического процесса, а пе реломлюючись через интересы социальных субъектов, занимающих разное место в общественной жизни и которые проявляют разное отношение к действительности, друг к другу. Осознание социальными субъектами своих др.. Тереса, своего отношения друг к другу, к себе, к действительности, осознание соотношения личных и общественных интересов и ценностей предопределяет характер и направленность их целеполагательный дея те. Поэтому уровень цивилизованности общества включает в себя уровень развития и характер духовной жизни общества. Но и тоску центре внимания является не просто проблема общественного сознания, ее структуры, а зна ния ее в осознании людьми своего отношения друг к другу, к обществу, к миру в целом, к проблемам прошлого, настоящего и майбутньогього.

Отличие места и положения социальных субъектов в общественной жизни обусловливает различную их роль в становлении и развитии цивилизации, в определении ее специфики на разных этапах истории особенно важно ную роль здесь играет глубина социальной дифференциации и острота внутренних противоречий между социальными субъектами. Как правило, сила, власть имеющий, стремится представить свои интересы как общие, как инт ереси всего общества. Это находит свое выражение в обострении противоречий между социальными субъектами, в разном их отношении к обществу, к проблемам его становления и развития. Поэтому выяснение с пецификы содержания понятия цивилизации предполагает необходимость учета уровня развития личной!. Фери материального производства, в развитии общественных отношений, в сфере духовной жизни. Цивилизация характеризуется уровнем развития демократии, привлечения индивидов, масс к участию в решении назревших задач общественного развитиявитку.

Степень цивилизованности общества проявляется не только в уровне развития производства, общественных отношений, духовной жизни общества, но и в степени уважительного отношения человека к человеку, к обще ильства, общества к человеку (особенно к женщине, к детям, старых), в обеспечении защиты и реализации личных прав и свобод граждан. Тем самым понятие цивилизации выражает единство и поступательность ь исторического процесса, единство, взаимосвязь личного и общественного, общечеловеческого в этом процессі.

Из сказанного можно сделать вывод, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества на основе развития производства, общественного разделения труда, усложнения социальной структуры обществом тва и взаимоотношений между социальными субъектами, расширения и углубления обмена между индивидами, социальными группами, классами, между обществом и личностью, между человеком и природой, короче - на основе диференци ции во всех сферах жизни общества. Эти диференциацийни процессы обусловили возникновение потребности в интеграции различных сторон жизни общества для обеспечения его жизнедеятельности как целостности. Средством для реализации этой потребности стала публичная власть, государство и другие институты, система установок, норм, законов и, так как общество развивается не автоматически, только в силу действия объективных законов а является деятельностью человека, которая преследует свои цели, то цивилизация возникает как тот аспект человеческой действительности, что обеспечивает самоорганизацию, саморегулирование, осуществляемое путем регламентации взаимоотношений между людьми, человеком и природой с помощью установок, норм, законов и системы институтов, организациицій.

Поэтому можно сказать, что цивилизация - это ступень развития общества, его самоорганизации и саморегуляции, который характеризуется тем, что отношения между социальными субъектами, между различными сторонами жит ття регламентируются, регулируются с помощью произведенных установок, норм, законов, а также организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества в его поступательном развитии. Цивилизация возникла в диалектике дифференциации и интеграции общественной жизни. Она пришла на смену первобытному обществу. Индивид, потеряв кровно-родственные связи, становится гражданином с присущими ему правами и обязанностями. Именно гражданственность определяет теперь место индивида в социуме, его отношение к другим людям, к себе, к обществу в целом. Индивид интегрируется в систему общественных отношений и только таким образом он может обеспечить свое существование. Конечно, в разных исторических условиях складываются различные взаимосвязи между социальными субъектами, между индивидом и обществом. Но общим является то, что эти взаимосвязи и отношения регламентируются и регулируются, осуществляются и воспроизводятся особыми средствами, приобретают относительную самостоятельность по разных социальных субъектов. Эта сущностная характ эристика цивилизации является общей и приминима к развитию любого народа, в любом регион регіоні.

Однако, как отмечалось, сущность и действительность - не одно и то же. Расписание первобытного общества и переход к цивилизации в разных регионах, разных исторических условиях происходило не одинаково как в силу спе ецификы внутреннего развития, так и в силу влияния внешних условий, факторов. Поэтому в своей действительности цивилизация приобретает конкретно-исторических форм. На этой основе можно говорить о разных цивилизации с по рассмотрения их географического положения (например, цивилизация античного. Средиземноморья, европейская и др.), специфики экономического, социально-политического развития (цивилизация эпохи рабовладения и т.п.), в собливостей исторического этапа развития общества (цивилизация средневековья, нового времени, современная). В каждой локальной цивилизации проявляются особенности этнического, национального становления того или другого народа, традиционные особенности образа жизни, особенности исторических взаимосвязей с другими народами, регионами. Речь идет о производственных, экономические, торговые, политические, духовные взаимосвязи'язки.

Однако, как бы ни отличались разные регионы друг от друга, общим для них является то, что все они рассматриваются через призму функционирования общества как целостности, его организации, самоорганизации, я как субъекта социальной деятельности. Главное внимание здесь уделяется выяснению не просто специфики уровня технического, технологического, экономического развития и значение этих факторов для обеспечения життеди тельности человека, для обеспечения возможностей функционирования ее как социального субъекта, наделенного определенными правами, свободами и обязанностями. Когда речь идет о степени цивилизованности общества, то, п риродно, имеют в виду прежде степень самоорганизации, создает условия для реализации человеком себя как гражданина. Здесь интеграционные процессы предстают как способ организации и регулирования взаем ин между социальными субъектами. В этом процессе особенно важную роль играет уровень развития техники, науки, интеллектуальное развитие общества, нравственный, эстетический уровень общественного прогресса, по литическая организация, уровень демократии, характер и направленность интересов социальных субъектов, острота противоречий между нимними.

Решение вопроса о цивилизации тесно связано с проблемой гуманизма. Хотя эта проблема в истории общественной мысли чаще ставилась в общей абстрактной форме, так как при сложной социальной структуре общества, различии и противоположности интересов различных социальных субъектов утверждения реального гуманизма было невозможно, но сама сущность идеи гуманизма все больше и больше завойову вала признание как осознание тенденции цивилизанийного развития общества, осознание необходимости усиления заботы о человеке, о его судьбе. Поэтому можно сказать, что степень цивилизованности обществом ва определяется наличием стремления к утверждению социальной справедливости, степени реального обеспечения в данном обществе принципов гуманизма. Цивилизация характеризуется общностью тенденций социальной жизни, которые по-разному проявляются в различных, локальных цивилизациях, а также формированием общечеловеческих цинностетей.

С усилением интеграционных процессов в жизнедеятельности общества усиливается тенденция к сближению многих локальных цивилизаций в сфере производства, общественных отношений, в его политическом, духовн ному жизни. Наблюдается стремление к выработке общих для разных стран (в рамках определенного региона) норм, установок, законов, регламентирующих взаимоотношения не только между социальными субъектами. В числе ни той или иной страны, но и между странами, а также к созданию особых органов, обеспечивающих реализацию этих установок, норм, законов, прав человека. Это особенно наглядно можно проследить на развития интеграционных процессов в современной. Европе. Более того, эта тенденция приобретает, и уже получила всемирное характера. Например,. ООН и ее различные органы с каждым годом усиливают свое влияние во всех сферах жизни общества и во всех регионах их возникновения и усиления их роли обусловлено необходимостью решения вопросов регулирования взаимоотношений между людьми, странами, регионами, необходимостью защиты прав чел ини, утверждение социальной справедливости в интересах всего человечества. Они приобретают относительную самостоятельность отношению к отдельному человеку, страны, региона, их деятельность приобретает значение как бы зовнишньог в императива. И хотя решение этих органов далеко не всегда реализуются и по-разному понимаются, сам факт их возникновения свидетельствует о том, что они вызваны к жизни объективной необходимостью решений ния задач обеспечения выживания человечествалюдства.

Общие нормы, установки и институты, призванные создать условия для их реализации, появляются, с одной стороны, как выражение опредмечивания, как отчуждение функций индивидных взаимодействий, как выражение общественной воли, направленной на обеспечение жизнедеятельности общества, а с другой - как необходимое условие осуществления каждым человеком своих прав и свобод, а также своих обязанностей. Современное общество все бил ьше и больше стремится к выравниванию уровней цивилизационного развития. Эта тенденция наблюдается во всем мире. И хотя в своей реализации она наталкивается на множество препятствий, связанных с различным ров уровню развития стран, с разницей интересов социальных субъектов, ее развитие, поступательное движение неодолимые. В этих условиях проблема судеб отдельных народов, регионов и человечества вообще становится важнейшей проблем й цивилизационного развития обществства.

Таким образом, цивилизация является организационно-регулятивным аспектом проявления человеческой сущности, аспектом человеческой действительности. Понять специфику цивилизации можно только тогда, когда она будет рассматриваться в вз заемодии с сущностью человека, является ее субстанциональной основой, а также во взаимосвязи с общественно-экономической формацией, культурой, человечеством - этими важнейшими формами человеческой действительностиі.

В развитии цивилизации, так же как это в общественно-экономической формации, культуре, человечестве, наблюдаются тенденции, характерные для развития отдельных стран, регионов, так и общества в целом. Эти т тенденции проявляются прежде всего в том, что во всех сферах жизни усиливаются интеграционные процессы, обусловливающие необходимость создания органов и средств, выполняющих функцию обеспечения жизнедеятельном сти общества. Кроме того, усиление взаимосвязей во всех сферах жизни в мировом масштабе способствует сближению способов жизнедеятельности в разных странах, выработке общечеловеческих ценностей и целей усилению взаимопонимания между людьми. Сам ход истории все больше и больше убеждает, что в цивилизационном развитии общества, в ближайшей и отдаленной перспективе человек становится высшей ценностью и целью су совместного развитиятку.