Учебники Онлайн


1.11. Філософія і практика

В философском смысле"практика"как многозначное научное понятие охватывает все многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах

Практика с ее предметной целеустремленностью воплощает достижения культурного опыта в человеческое бытие. Тем самым она осуществляет"очеловечивания мира", способствует развитию сущностных сил индивида

Практика - целенаправленная человеческая деятельность, которая реализуется как цепь последовательных действий, поступков человека

Сущность практики, ее разновидности, функции, задачи и проблемы изучает праксеология (теория практики) - специфическая отрасль социально-философской теории, которая выясняет"Логос"практики, ее закономерности, принципы и правила; является философской концепцией плодотворной деятельности. Философия придает понятию"практика"категориального смысла, принимает его в мировоззренческих и методологических целях человеческого познания, твор ной активности. Эта категория широко используется в философской гносеологии как критерий познания и определения результативности науки. В этом смысле используется термин"практическая философия"- фи философских осмысления практики как доказательства необходимости (желательности) выполнение определенного действия. Это понятие в смысле многообразия способов реализации человеком собственных"сущностных сил"в различных формах своего д освиду является базовым в праксеологии праксеологической наука прежде отмечает, что практика является определенной оппозицией теории, характеристикой человеческой деятельности по созданию вещей, а теория (в широком смысле) является человеческой деятельностью, направленной на получение объективно-истинного знанияаною на одержання об'єктивно-істинного знання.

В обыденном сознании практику понимают как обычный опыт человека, воспроизведение приобретенных навыков производительного труда, воплощение и использование профессиональных, трудовых умений и знаний. Современный человек воло один их невиданными возможностями относительно вмешательства в природные и социальные процессы. Поэтому сравнение. В. Вернадским техногенной силы человечества с силами тектоническими, геологическими, всепланетарной уже не воспринимает ться как красивая метафора. Человечество все больше осознает нарастания"динамики практичности"В связи с этим актуализируется проблема философского осмысления практики, нового прочтения ее истории филос. ФСК поиск новых смыслов, переинтерпретации классических базовых теоретических понятий, что типично для новейшей философской мысли, сказались и на осмыслении практики как способа человеческого бытия людського буття.

Согласно традиции, заложенной еще в древнегреческой философии, в частности. Аристотелю, практика связывается с продуктивной деятельностью человека в сфере материального производства, социально-политической, экономической, духовной областях общественной жизни. Долгое время ее рассматривали как материально-производственную, целесообразную деятельность человечества, направленную на освоение и преобразование объективной действительности, из условий ыло ее технократическое понимание ("инструментальный разум"). Технико-технологическое толкование практики с ее установками на покорение, освоение, победу повлекло соответствующие стратегию и тактику преобраз ювальнои деятельности, обусловило"дух хозяйствования", критериями эффективности которого польза, прибыль"выгодисть, прибуток" вигода.

Современная философия постепенно преодолевает такую ??интерпретацию практики, согласно которой ее суть заключается в разработке действенных средств влияния на внешний мир, понимании этих средств как орудий, использую кая которые человек пидпорювала природ.

Вместо"инструментального разума"современная философия предлагает концепцию практики как такового способа отношения к миру, который предполагает не вторгання в окружающую действительность, а не властвования над природно й, а общение, коммуникацию, диалог с ней. Кредо современной праксеологии является не инструментальность (манипулятивность), а коммуникативность, настрой на взаимопонимание, согласованность действий всех участ ков практики. Соответственно, коммуникативный разум должен преодолеть негативные последствия деятельности"самоуверенного""инструментально-технического"разументально-технічного" розуму.

Все это не означает отбрасывание понятия практики как определенного вида профессиональной деятельности, конкретного дела специалиста (рабочего, служащего, техника, инженера, врача, исследователя, финансиста, предпринимателя, эк кспериментатора-научного и т.д.). Новые подходы к выяснению сущности этого понятия не обесценивают знания о месте практики в процессе познания. Она была и является исходным пунктом, основой познания, его мотив радиационной двигателем, стимулом, определяющим цели, мерилом правильности полученных знаний, критерием истины. При этом следует учитывать относительность самой практики, постоянные изменения ее содержания. В ее современном смешенье ачення прежнему, концепция практики охватывает все многообразие форм и методов человеческой деятельности. Благодаря ей реализует себя в материальном производстве, организации общественной жизни, сфере управле ния, предпринимательства и т.д.. Разновидностей практики столько, сколько форм человеческой деятельности, способов трудовой занятостиятості.

Современное понимание практики не ограничивает ее сферой вещей, не управляется только логикой целесообразности, требованиями обеспечения экономического, технического, технологического или финансового эффекта. Практика в этом знает ачення является процессом, связанным не только с изготовлением вещей, но и с взаимодействием всех субъектов, касающиеся производства общественного материального и духовно-культурного богатства. Практичность любую ого знания является результатом взаимодействия, результатом совместной деятельности людей, объединенных процессуально и коммуникативноно.

Новое понимание практики получает терминологическое закрепление в определении таких ее видов, как интерактивная, духовная, гуманитарная, психологическая

Философское понимание практики несовместимо с вузькопрактичним ее толкованием, оно придает ей более широкого по объему и масштабам значение. В инновационном восприятии практики отражена тенденция к выявления ния ее интеллектуальных ресурсов в организации и использовании человеческого взаимодействия, личностной самореализации индивидев.

Многие специалисты философии придерживается мнения, что философия в коем случае не касается практики. Аристотель, например, выделял три разновидности жизни - спостеригальне, деятельностное и насолоджувальне. Спост теригальне жизни, по его мнению, преобладает над другими формами. Другие философы настаивают на том, что практика является антиподом теории, принципиально отличается от нее и потому выпадает из поля зрения. Мыслительеля.

Опыт философских рассуждений по отношению философии и практики убеждает, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Среди всех вариантов теоретического решения проблемы"философия и практ тыка"популярная концепция практической философии. В современной философской литературе понятие"практическая философия"употребляется в разных смыслах. Кант истолковывал его как синоним нравственности, мудрости ("практический разум"), утверждая, что практическая философия"не может быть ничем иным, как моральной философией"Практическую философию рассматривают и как осмысление правильного действия - действия, предусматривает взаимно понимание, диалог, взаимодействие и т.д.. Основным стержнем такого действия есть моральные ценности (свобода, справедливость, честь, достоинство личности), которые должны быть обеспечены в любой сфере человеческого поведения и - в экономике, политике, медицине, образовании, технике, экологии. Практическая философия не ограничивается этическими соображениями и требованиями. Особенность ее заключается в ориентированности на достижение морально-п рактичних целей, сосредоточении не только на экономико-прагматических, политических задачах, а прежде всего на смысловых, социально значимых. В этом заключается мудрость практической философиих.. У цьому полягає мудрість практичної філософії.

Практическая мудрость является признаком настоящей личности, способной действовать только целенаправленно, квалифицированно, но и достойно и благочинно. Практическую мудрость не следует отождествлять с обычной практической. Приспособления сованистю, тем более с вульгарным прагматизмом, для которого критерием истины является безусловный успех дела. Характерной особенностью прагматического подхода к общественной жизни, по словам американского теор этика. Джона. Дьюи (1859 - 1952), является рассмотрение проблем человеческого поведения в специфических ситуациях. По этому подходу должное и правильное поведение должно обеспечить в конкретной ситуации наиболее благо (произ оду) как для лица, которое действует, так и для других людей. Критики прагматизма справедливо замечали, что такая практичность содержит угрозу считать правильным эгоистический интерес человека, который ради достижения жизненного успеха готова использовать любые, даже аморальные средства возражали они и тезис прагматиков об уникальности какой-либо конкретной проблемы, по которой не работают никакие общие правила поведения. Каждая ситуация, требующая решения, является миром, который не имел прецедента, для поведения в котором еще не создано правил, как утверждают прагматисты. Поэтому моральная установка формулируется каждый раз заново. Такой подход чреват отказом от общепризнанных моральных норм, ведет к оправданию беспринципности, даже в аморализморалізму.

Настоящая практическая мудрость существенно отличается от такового прагматизма человека-потребителя и других сторонников слишком практических философий, каковы утилитаризм,"философия успеха", вульгарный. Мерканти илизм, отрицающие наличие универсальных философских социоморальних установок и не требуют никакой морально последовательной поведения. Приспособленность всегда вульгарная. Практическую философию исповедовали и в. Древней. Греции софисты - мыслители, субьективувалы истину, не гнушались никакими средствами, чтобы сбить с толку оппонента. За высокое жалованье учили всех желающих, как достичь успеха в политической жизни, обойти закон, доказать, что"черное"является"белым"Софисты (преимущественно юристы и политики) использовали идею относительности, историчности моральных принципов и норм для оправдания пренебрежения справедлив истю, добром, честностью и т.п. их тезис, по которой справедливостью является то, что присуще сильному (Фразимах), открывает путь к абсолютному и откровенного аморализма, доминирование принципа"цель оправдывает зас оби * (Н. Макиавелли;мета виправдовує засоби* (Н.. Макіавеллі).

Все это не означает, что философы всегда были непрактичными, неделовая людьми. Древнегреческий мудрец, наблюдательный знаток природы. Фалес, например, пытаясь доказать, что разбогатеть совсем нетрудно, однажды предсказал большой урожай оливок, нанял в округе все маслобойни и, продав произведенную масло, нажил много денег. Другой мудрец античности -. Биант (ок 590 - 530 до н э) приятным насл идком деятельности человека считал прибыль. Один из знаменитых древнеримских философов-стоиков, поэт, признанный оратор, учитель императора. Нерона, сенатор. Л-А. Сенека умело использовал свое положение и стал одним из богатейших людей своего времени. Однако практическая мудрость предполагает и ценит прежде нравственность ("знания добродетели",. Аристотель), последовательность мысли (знание правил логики и способность ь делать правильные выводы). Поэтому быть практически мудрым значит быть способным в любой жизненной ситуации действовать в соответствии с моральными нормами и логических правирм і логічних правил.

Характерным признаком современности является усиление внимания к практическому аспекту философского знания"Сегодня теоретическая философская деятельность все больше проявляет свой практический характер. Такие науки о л человеке и обществе, как психология, социология, социальная и культурная антропология, филология, которые с момента их появления и до сих претендовали на полную независимость от философии"теперь вступают в сильное взаимодействие с ней, все больше философизуються"(В. Лекторский). Вследствие этого происходит реабилитация практической философии, повышается интерес к ней. Потерпело исторических изменений смысловую неф нтаження понятие"практика"прагматическое осмысление практики фиксируется также в виду социальной философии к феномену обыденного сознанияеномену повсякденної свідомості.