Учебники Онлайн


2.2. Філософська теорія буття (онтологія)

Философская культура все время нарушает общие для различных философских систем проблемы. Одной из них является проблема бытия - сущего, того, что присутствует в мире, существует как непосредственная действительность категорий рия бытия в философии характеризует предельные, общие признаки всего наявногго.

. Онтология (греч ontos - сущность, logos - учение) - философское учение, которое исследует сущность бытия мира, глубинную основу (субстанцию) всего сущего - постоянные (атрибуты) и переменные (модусы) свойства мира реч чей: материя, движение, развитие, пространство, время, связи, взаимодействия, структуры тощо.

Теория бытия стремится познать сущность того, что существует, выяснить внутренние существенные свойства предметов

Философские категории в своей совокупности отражают существенные, общие качества и свойства бытия как реальности (имеющегося). Реальность мира многогранна. Она охватывает мир природы и мир ша льтура - того, что создано, порождено человекоою.

Существуя в единстве, что образует целостный мир явлений, процессов, предметов, вещей, бытие дифференцированным, структурированным, существенно различным. Среди основных форм бытия выделяют:

а) бытие вещей (тел), процессов (состояние природы), производимых человеком культурных ценностей;

б) бытие человека, делится на собственно человеческое (настоящее) существования и пребывания человека в мире вещей (ложный), функциональное существование;

в) бытие духовного (идеального), которое существует на индивидуальном и позаиндивидуальному уровнях;

г) бытие социального, которое имеет индивидуальный (обособленность) и общественный (коллективный) измерения

Онтологическая характеристика мира (бытия) вещей стало возможным понятием их материальной природы

Материя (лат materia - вещество) - философская категория, которая в натуралистической традиции означает первооснову, субстанцию, имеющую статус первоначала

В истории философии материи трактуют как вещи (перво-материя), качества и отношения. Одно из самых распространенных определений материи отождествляло ее с определенным веществом (вещью -"реизма"). Понятие"вещь"в философ. ФСК смысле получило широкое значение. Обосновывая его,. Аристотель исходил из того, что вещь - это то, чем присуще самостоятельное, независимое, стихийное существования в пространстве и времени. Все сторонники эти ой идеи отмечали, что мир вещей (природный, культурный) является сложной совокупностью конкретных вещей, взаимодействие которых образует определенные системы, обуславливает существование самых разнообразных форм бытия, множество объекте в, имеющих собственные качественные и количественные признаки ("конкретизм"). В современной философии существуют следующие подходы к пониманию вещейть такі підходи до розуміння речей:

а) онтологический: вещь - это любой носитель качественных признаков;

б) гносеологический: вещь - это любой предмет мысли;

в) семантический: дело - это то, что может быть названо или определенное, то есть имеет информационно-смысловой измерение

Долгое время в истории философии понятие"материя"отождествлялось с конкретным «материалом», из которого создавались вещи, то есть веществом (древесина, вода, воздух, огонь и т.д.). Платон называл материю"г кормилицей"(hyle),"матерью всего сущего", определял ее как устойчивый"начало другого", переменного, непостоянного, подвижного. Однако уже в те времена возникло представление о материи как о чем-то беспредельное ("ап. Эйрон",. Аиаксагор). В античные времена было высказано мнение, что наименьшей долей, из которого состоят все тела и вообще все, что существует (даже душа), является атом (греч atomos - неделимый). Философ. Левкипп (V века до н.э) считал, что совокупность атомов вызывает вихрь и порождает миры ученик, древнегреческий философ. Демокрит, разделяя мнение своего учителя об атомах как частицы, не поддающиеся разделения, наголо шував на атомистической природе всей существующей множества вещей. Атомистическая теория не одно столетие доминировала в материализме (линия. Левкиппа -. Демокритае одне століття домінувала в матеріалізмі (лінія. Левкіппа -. Демокріта).

Современная наука, прежде всего физическая, опровергла убеждение, что атом есть простой первичной"кирпичиком", с которой в различных комбинациях состоят все вещи. Физическая модель материи доказывает, что атомы есть ют сложное строение. Наука уже обнаружила существование до 300 разновидностей элементарных (простейших) частиц: электроны, нейтроны, протоны, нейтрино. Исследования доказали, что нейтроны и протоны состоят из др ибниших частиц - кварков, а электроны и нейтрино - с лептонов. Взаимодействие между кварками обеспечивают глюоны - нейтральные частицы. Доказано также, что субатомные элементы имеют корпускулярно-волновую природу: они проявляются как отдельные частицы, луч, пучок электронов (дискретно) и как непрерывная волна. Материальные системы могут существовать как вещества, то есть частицы, обладающих обособленность (прерывания вчастисть), масса покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы) и поля. Поле - вид материи, которая связывает частицы и тела между собой. Доли поля (электромагнитные, гравитационные) не имеют массы покоя, а иснуют ь как непрерывный поток общем современная теория материи выходит из факта существования различных уровней структурно-системной организации материи: неживая (неорганическая) материя; живая (органическая) материя; социа льна материя. Система неживой природы охватывает элементарные частицы и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования, планеты, в т ч. Землю,. Солнце, звездные системы, в частности. Галактику, систему галактик - метагалактику, которая является лишь одной из систем бесконечного. Вселенная нескінченого. Всесвіту.

Система живой органической материи является совокупностью организмов, способных к самовоспроизведению с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации. В системе живой природы существуют внутриоргани измов и надорганизмових биосистемы. Внутриорганизмовимы являются молекулы. ДНК и. РНК - носители наследственности, комплексы белковых молекул, клетки, ткани, органы, функциональные системы, организм в целом. К надорг анизмових системам относятся семейства организмов, различные популяции (вида), биоценозы (совокупность живых организмов, населяющих относительно однородную участок водоема или суши), биогеоценоз (сложная природная система, объединяющая совокупность живых организмов и неживых компонентов), географические ареалы, ландшафты и вся биосферера.

Социально организованная материя представляет собой совокупность мыслящих, общественно организованных и таких, что согласно действующих индивидов, человеческих сообществ: человек, семья, коллективы, организации, партии, нации и государства и, обществ.

Социальная материя (общество) качественно отличается от природы, но прочно с ней связана системно упорядоченную совокупность социальных институтов, организаций, человеческих сообществ, групп и индивидов (социа альной реализм), жизнедеятельность которых осуществляется в процессе взаимодействия и общения. Она имеет многоуровневую структуру, все элементы которой (система управления, государство, его органы, гражданское обществом во т.д.) исторически эволюционируют, отражая в своем развитии развитие человеческих потребностей, возникновения все новых интересов. Жизнедеятельность всех ее субъектов (коллективных, индивидуальных) имеет в общем осмос ислений целенаправленный характер, обуславливается ценностными представлениями, среди которых особая роль принадлежит идеалам человеческого блага - свободы, справедливости, благосостояния. Представители современной неклассической философии пытаются осмысливать общество, социальность вообще с помощью всеобъемлющей концепции коммуникации, в т ч смысловой, языковоовної.

Научное познание мира материальных вещей позволяет философски воспринять существенные свойства объективно реального бытия мира: целостность, неисчерпаемость, изменчивость, системную упорядоченность

Основными неотъемлемыми свойствами, атрибутами материи является движение, пространство и время

Движение - способ существования материи как процессуального (такого, что постоянно меняется) явления

Движение является общим понятием, которое объединяет все характеристики изменений, перемещений, взаимодействий, преобразований, метаморфоз, происходящих с объектами (телами, вещами, процессами). Аристотель в"Категориях"разрез зняе такие его виды: возникновение, рост, уменьшение, превращение, перемещения и уничтожения. Со временем теория движения обогатилась новыми его измерениями - становление, изменение, развитие. В центре внимания философии оказались исследования связей между изменениями, выяснения их факторов, определение тенденций развития в природе, обществе и мышлении. Научного осмысления получили понятия"покой","состояние","структура"," порядок", которые характеризуют универсальные проявления движения. Естественной основой этих наблюдений и обобщений е знания, полученные механикой, физикой, космологией, биологией, химией, экологией, теорией хозяйствово й эволюции, которые в XX в активно развивались. Современная концепция движения использует представление о линейный и нелинейный движение, его эволюционные и революционные разновидности, прогрессивную и регрессивную направленностьлюційні різновиди, прогресивну і регресивну спрямованість.

последнее время философы обратили особое внимание на проблему хаоса, хаотического движения и его факторов, инициированных трудом. И. Пригожина и. И. Стингерса"Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой"(19 986). Исследование сущности хаоса, его проявлений в космических, естественных и социальных процессах способствовали формированию такой междисциплинарной области знания как"хаосология"Осмысливая хаотическую модель мира ученые используют понятие"неустроенность пространства","незавершенность времени», «не обратимость времени"("стрела времени"), концепты хаосологии логично сосуществуют с понятиями нестабильности, бифуркаций, катастроф тощпівіснують з поняттями нестабільності, біфуркацій, катастроф тощо.

Пространство - понятие, которое определяет бытие материи по ее устойчивости, определенной дискретности (прерывности), отдельности

Эта форма бытия вещей характеризуется сосуществованием различных материальных объектов и образований вследствие их взаимодействия, единством прерывности и непрерывности, протяженностью и другими признак ами. Развитие естественного знания, прежде всего физики и астрофизики, изменил первоначальное представление о пространстве как о"пустое вместилище"тел (И. Ньютон), дополнил концепцию трехмерного пространства учением о многомерное пространство, который насчитывает от 4-х до 11-ти измерении1-ти вимірів.

Время - философская категория, которая означает свойство материи последовательно изменять свое состояние и качества, продолжительность своего бытия, фазы, этапы, циклы существования

Универсальные свойства времени - длительность, неповторимость, необерненисть, ритмика, пульсирование. В философии различают: объективный (физический) время (фиксация суммарных процессов в микромире или ритмов р движения небесных тел) субъективное время (связан с его осознанием людьми) биологическое время (длительность существования живых организмов); социальное время (хронологические измерения динамики социальных процессе в, человеческого бытия). Современное понимание пространства и времени основывается на знаниях их взаимосвязи (многомерное пространство, нелинейные модели течения времени). Единство пространственно-временных свойств мира характер изують как пространственно-временной континуум (лат continuum - непрерывное, сплошное), а их универсальность и целостность - как континуальность, то есть как форму организации всего разнообразия бесконечного мира. Различают философский, астрономический, физический, биологический, исторический, социальный, психологический, художественный смысл пространства и времени. Время социальный, период жизни человека - настоящая ценность. Ценить ч ас, не тратить его"на всяких безделен род", призвал"украинский. Сократ"Г. Сковорода"Не наше то уже, что прошло мимо нас. Не наша то, что породит будущий пора дневного день только нашудуща пора.. Дневній день только наш...".

С развитием науки, в частности астрофизики, обогащались знания о пространстве и времени, их взаимосвязь. Некоторые ученые считают, что термин"время"невозможно философски определить. Одной из основных для теории ч времени проблема его начала: что является точкой отсчета времени? й продолжительности нужно от чего-то оттолкнуться. Другие ученые доказывают, что это четвертая координата измерения, и человек живет в четырехмерном пространстве:"пространстве - времени"Существует мнение, что время - абстракция, как а фиксирует моменты изменения объекта; что время, как и пространство, - это лишь способность нашего мышления фиксировать явления мимолетного мира. В современной астрономической науке дискуссионной проблема"машины времени","чер них дыр"и"кротовых нор", в которых, согласно теории относительности, наблюдается замедление времени, торможение всех процессов, событий, перемещения тел в всемирном тоннели пространства-времени. В XX в сф ормувалося устойчивое представление о едином время-пространство, которое фиксирует существование материи как особой системы с присущими ей метрическими измерениямяк особливої системи з притаманними їй метричними вимірами.

Философия - человекоцентристского наука. Каждая ее категория выражает человеческое отношение к действительности, ее понимание и оценку. Не являются в этом смысле исключением и категория"бытие"В"человеческом измерении"выделяют дв ва основные типы отношения человека к бытию: 1) восприятие его как внешних условий своего существования, обстоятельств (природных, общественных, исторических и др.) своего бытия, 2) восприятие непосредственных форм собственной жизнедеятельности. Человек живет не только в естественном (физическом) мире, но и в мире образованной им культуры. Человек - это"мир человека"(К. Маркс). Создавая и овладевая этот мир, она реализует собственные сущего. Исни силы, наполняет понятие"пространство","время","движение"человеческим, социально и культурно значимым смыслом. Мир человека - это пространство его социального, политического, эстетического, нравственного, национального, религии йного, рекреационного (лат recreation - восстановление), образовательного, бытового существования. Находясь в различных сферах общественной, духовной, интимной (такого, что принадлежит исключительно ее жизни), личность проявляет все свои способности и наклонь виключно її життю), особистість проявляє всі свої здібності і нахили.

Человеческое измерение приводит субъективное понимание движения, пространства, времени, сущности бытия. Реализуя формы своей бытийности, человек фиксирует фазы собственной социализации (интеграции в общество, усвоения соци альных норм и ценностей), этапы карьерного роста, изменения общественного статуса, продолжительность своего физического существования, осуществляет другие измерения своего социального времени. Время является прежде течению жизни людей для каждого индивида он индивидуален. Человек наполняет объем времени определенным содержанием - его бывает слишком мало для реализации интересных дел и слишком много, когда его нечем заполнить. Человек может дорожить ко жною минутой или"убивать", тратить время. Луне и годы жизни могут пролетать стремительно, а дни и часы - бесконечно долго тянутьсядовго тягнутися.

Пространство имеет не только физический, но и глубокий нравственный смысл:"малая родина","отчий дом","родные просторы"Эти высказывания-метафоры отражают характер личных связей человека с тем родным и б близким миром, в котором она родилась, взрослела, социализувалася как гражданин: родительская дом, родное село или город, природные ландшафты, упоминание о которых порождает ностальгические чувства. Человек я к личность живет не просто в физическом, но и особому культурно-смысловом пространстве, созданном ею, активно влияет на. НЕнею, який активно впливає на неї.

Своеобразно в сознании отражаются и другие проявления и измерения бытия. Понятие"бытие","пространство","время", как и другие философские категории, выражая различные проявления естественной реальности, то есть, буду учи объективными по содержанию, существуют только благодаря субъективной форме своего осознания и выражения. Философская теория сознания стремится объяснить природу человеческих мыслей, обобщений, раскрыть тайну формирование философских понятий. Специфика философских категорий заключается в их способности фиксировать противоположности, раздвоенность (двойственность), оппозиционную взаимозависимость. Понятие"жизнь"является антиподом поня тия"смерть", понятие"сущность"оппонирует"явлению", понятие"материя","материальное"можно понять, сопоставив их с понятием"идеальное", олицетворением которого является сознаниеuot; можливо зрозуміти, співставивши їх із поняттям "ідеальне", уособленням якого є свідомість.

Сознание как понятие, определенное явление (феномен) противостоит понятию «бытие», так же, как понятие"субъект"находится в теоретической оппозиции относительно понятия"объект"

Итак, философская онтология является наукой о все, что реально существует - материальное или идеальное, объективное или субъективное. Проявляя фундаментальные свойства бытия, выясняя сущность всех его форм и спо особей существования, категориально их фиксируя (материя, сознание, пространство, время, движение, взаимодействие, структура и т.д.), философская теория бытия продуцирует исторически и научно меняющуюся картину мира, стремится дат и целостное представление о. НЕї.