Учебники Онлайн


2.9. Філософська теорія людини (антропологія)

Проблема человека является центральной для философии. Она не просто венчает всю философскую теорию, но и придает ей людиновимирювального смысла, приводит мировоззренчески-ценностное значение философской культуры. Человек - - альфа и омега философского знания. Каждый аспект философской культуры (осмысление бытия, проблемы познания и культуры, истории и цивилизации) нагруженный человеческим смыслом, является законом мышления, рефлексии ксивнои интеллектуальной деятельности личности. Все философские вопросы, как утверждал. Кант, сводятся к одному:"Что есть человек?" и всякие видения"проблемы человека", оформляя результаты своих стараний в гипотезы, концепции, учения о происхождении, природе и сущности человека, его телесные и духовные качества, назначения на земле. В совокупности знаний о человеке это учение еще в XVI в получило название"антропологияримало назву "антропологія".

. Антропология (греч anthrdpos - человек и logos - учение) - совокупность научных дисциплин, изучающих человека (человечество) на всех исторических этапах развития

Как отмечал французский философ. Никола. Мальбранш (1638-1715),"среди всех человеческих наук наука о человеке наиболее достойна внимания"Современная антропология охватывает все человековедение - совокупность научных дис сциплин (их сейчас насчитывается более 100), комплексно изучающие человека (человечество) на всех исторических этапах ее развития. Учитывая это выделяют историческую антропологию, физическую (биологическую) антропо логию, культурную (социальную) антропологию, психокультурного антропологию, антропологическую лингвистику и т.п.. Границы между этими науками о человеке постепенно размываются, все заметнее становится тенденция взаемопро возникновения методов естествознания и наук о человеке. В этом процессе сформировался общенаучный принцип антропологизма - концепция, согласно которой понятие"человек"является краеугольным мировоззренческой категорией, определяет всю систему представлений о бытии, обязанность, свободуття, обов'язок, свободу.

Современная философия и наука широко используют такие термины, как"антропоцентризм","антропный подход","человеческое измерение","человеческий фактор"и т.д.. Однако, несмотря достижения человековедения, и сегодня с сохраняет свою актуальность рассуждения русского философа. М. Бердяева о том, что человек -"загадка в мире и самый величие ниша, пожалуй, загадка"Одним из составляющих этой загадки является вопрос о происхождении л. Иудейского как и когда возникает человек; как возникает то, что существенно отличает человека от других существ, - сознание. Более 2,5 тыс лет ученые ищут ответы на этот вопрос некоторые из них (например,. Е. Раймон-Дюб уа) считают невозможным получение достоверных знаний о генезисе человечества. По мнению английского профессора. Д. Роуленда,"появление жизни с неживого, возникновение сознания из среды, которому не свойственно а выделения из нечеловеческого мира человеческих существ и все другие загадки, подобные этой, являются проблемами, с которыми наука пытается вообще не иметь дела, потому что они находятся за ее пределами"Такой взглядом д, однако, не является основным в философском знании заметное место занимает гипотеза, по которой свойство"жизни"присуща природе. В человеке это свойство развита заметногоuot;життя" притаманна природі.. У людині ця властивість розвинена найпомітніше.

По натуралистической версии происхождения человека (кроме нее, известны также эволюционная, религиозная, космологическая и др.), которая основывается на данных антропологии и археологии, современный тип человека образовался в пр роцеси эволюции человекообразных существ - рамепитекив, которые появились примерно 14-15 млн лет назад. В процессе естественного отбора, действия закона наследственности рамапитек развивался последовательно в австрал опитека, питекантропа, синантропа, неандертальца, кроманьонца, а примерно 40-35 тысяч лет назад завершил свою эволюцию"человеком разумным"(homo sapiens). Основными признаками, выделили человека из о смежных видов, является прежде всего наличие разума, сознания и языка (второй сигнальной системы), способность к целенаправленной деятельности, а также другие символоутворювальни возможности, благодаря которым люди не т олько начали обмениваться целесообразной информации, но и передавать своим потомкам приобретенный опыт, знания, привычки. Важным фактором культивирования человеческого рода стал социальный характер жизни первых че ьких существ. Разумность, язык, социальность, целенаправленная деятельность, прежде всего трудовая, - основные качественные характеристики человека. Современная антропология критически относится к тезису, согласно которой сам е трудовая деятельность стала решающим условием становления homo -"труд образовала человека"Выявлено, что"человек умелый"(homo habilis), которая еще существенно не отличалась от приматов, уже производила примеч ивни орудия труда за счет других предметов, которые также служили ей в орудия. Инстинктивное трудовая деятельность этих существ еще не сопровождалась четко выраженной сознанием, наличием языка утверждает ется также, что главным условием возникновения человеческого рода был постепенный переход от первоначальных (стадных) к общим (социальных) форм организации жизнедеятельностиьних (соціальних) форм організації життя.

Одним из основных в философской антропологии является вопрос о природе и сущности человека, которые иногда неоправданно отождествляют. Человек как биосоциальное существо сложной единством телесного (естественного) и ду овного (социального, общественного). Такой дуализм (двойственность) человеческого начала дает основания утверждать, что по своей телесной природе человек - высокоорганизованная биологическая существо, а по своей сутнис ю - социальное образование. В этой двойственности все важное - и телесное, и духовное (социальное). Относительно естественности человека. К. Маркс отмечал:"Человек есть непосредственно природным существом. Как природное существо, к того же живая природное существо, она наделена природными силами, жизненными силами, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде наклонов"Однако человек качественно отличается от других п риродних существ своей специфической социальностью. Благодаря наличию таких социальных качеств, как сознание, мышление, способность к преобразовательной, творческой деятельности, социальные чувства, человек существует и действует не только природная, но как общественное существо. Социальное становится ее глубинной сути, оно существенно влияет на содержание естественной, психической структуры человека. Существует мнение, что все присущие ей высокие психические ф ункции интериоризированные (заглубленные, внутренние), однако влияют на отношения социального порядка, основу социальной структуры особсоціальної структури особи.

Современная антропология четко различает природное и социальное бытие человека, сосредоточивая внимание на социальной составляющей

Ответ на вопрос о человеческой природе дает ключ для выяснения еще одного аспекта: каков человек от рождения - хорошей или злой? характер, духовные качества человека определяются обстоятельствами его жизни, особенностями воспитания и социализации. Другие, прежде всего представители религиозной антропологии, утверждают, что человек, который создан по об вместе и подобию. Всевышнего, - добра"Плохих людей не бывает", - уверял. Иешуа. Понтия. Пилата. Многие ученые убеждены, что по своей природе человек агрессивная, эгоистичная, враждебная по отношению к других, ведь она инстинктивно унаследовала законы выживания в животном мире. Ни"социальная алхимия"может"переплавить свинцовые человеческие инстинкты", как утверждал. Г. Спенскти", як стверджував. Г.. Спенсер.

Современная наука (генетика, психиатрия) выявила некоторые природные механизмы, отвечающие за определенные особенности человеческого поведения. С этим связаны стремление найти эффективные средства воздействия на небаж лученные проявления «злых наклонностей индивида"Все это способствует тому, что поиски ответов на вопросы о природе человека в основном проявляются в попытках понять человека как органическую часть природы, в т ч как элемента мент. Космоса. Эта задача - выяснение статуса человеческого бытия в соотношении с другими формами органического мира в процессе становления и развития психики - попытался решить немецкий философ. М. Ше лер в работе"Место человека в универсуме"(1928). Понимание естественно-биологической обусловленности homo sapiens - это только приближение к пониманию качественной особенности человека, его социальной сущностиини, її соціальної сутності.

По мнению известного немецкого антрополога. Арнольда. Гелена (1904-1976), определяющим качеством человеческой сущности является культура. Благодаря ей человек как"естественная животное"лишается жесткой зависимости от при. Ирода, преодолевает свою телесную несовершенство, неразвитость, в отличие от других природных существ. Благодаря наличии духа, психического начала - практического интеллекта, эмоционально-чувственном становлению в с. Завета, способности действовать, а не только приспосабливаться к окружающей среде, человек представляет собой"существо, открытая миру"Используя культуру, человек выстраивает свою собственную"иную природу"приобретает социальной сущности ее признаки - свобода, формы и масштабы которой все время обогащаются, пластичность, т.е. способность непрерывного совершенствования, приобретения представление о смысле собственного существования т ощя про сенс власного існування тощо.

С развитием философской антропологии обогащался ее понятийный аппарат и концептуальное содержание. Философы античности воспринимали человека как"малый космос", средневековые мыслители трактовали ее как существо сочетающий в себе три части - тело, душа, дух. В. Новое время характерными особенностями человека считали ее ум, способность рационально мыслить, логично и последовательно действовать. Философы-фрейдист и их последователи-неофрейдисты убеждали, что природу человека предопределяют ее страсти и инстинкты, среди которых особую роль играют половые, эротические влечения. Существуют также марксистская (диалекты-ко-ма териалистична, естественно-эволюционная), феноменологическая (фиксирует фактичность, предметность человеческого бытия), экзистенциальная (исследует проблемы существования человека), герменевтический (занимается преимущественно пояс нением, интерпретацией, толкованием понятия человека и его природы), аналитическая (комплектно-предметная), постмодернистская (подчеркивает необходимость понимания этой проблемы как"текста") интерпретации пр. Ирода человекрпретації природи людини.

Такое разнообразие взглядов на человеческую природу вполне понятна, ведь человек - это открытая к изменениям природно-социальное существо, способное к сознательной саморегуляции, что делает ее субъектом общественно-истор рической деятельности и культуры. Человек - амбивалентно (двоякая по своей сути) существо с большим количеством возможностей, которые она не способна полностью реализовать в силу скоротечности своего жизненноя.

Поэтому в современной философии отрицается возможность создания окончательной целостной картины человека. Вместо этого предлагается"принцип открытого вопрос", готовность к"новым неожиданным ответов""применительно человекquot; стосовно людини.

Важной составляющей философской антропологии является учение о месте человека в мире. Признание человека как высшего творения природы, сверхъестественных сил способствовало появлению антропоцентризма - совокупности представлений л человека как на конечную цель мироздания и центр. Вселенной, обладателя природы. В этом аспекте философское учение о человеке рассматривается как стержень всей философии, как определяющий принцип построения всех составляющих философского знания. С антропоцентризм связан антропный принцип - учение об органической взаимосвязи человека, общества и. Универсума. В онтологическом аспекте антропный принцип засвид слышит, что человеческая жизнь является закономерным продуктом развития. Вселенной, явлением космического масштаба. В гносеологическом ракурсе этот принцип провозглашает, что человеческая практика - универсальное средство, которое делает лю. ДСК мир равноценным. Всесвитовітові.

Антропный принцип как совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем осмысления мира и путей его эволюции тесно связан со становлением новой научной парадигмы, зг достойно которой доминирующим в научном познании является"субъективный полюс"Благодаря этому принципу природа как предмет изучения естествознания и как научное знание становится человекоизмерительной (измеряется личностью) и уже не рассматривается как вполне независимая от человека. Соответственно, содержание научного знания определяется не только и не столько природой, сколько социальным, культурным контекстом получения этого знания. Ц е порождает значительные трудности в понимании понятий"объективность"(независимость от человеческого сознания),"истинность познания","субъект познавательного процесса, "суб'єкт пізнавального процесу".

Современная критика антропоцентризма основывается на тезисе о недопустимости непомерного возвеличивания роли человека, его рационалистсько проектной деятельности, поскольку следствием этого оказались различные кри изови явления глобального масштаба. Отрицание антропного принципа нередко приобретает категорического характера. Так, современный российский философ. С. Мелюхин утверждает, что"никакого антропного принципа в природе не существует. Вообще в природе нет никаких принципов, все принципы - это элементы концептуальных систем, нормативные утверждения, которые ориентируют на то, как надо интерпретировать эмпирические факты"Природе же за. Мелюхин, присущие"законы системной самоорганизации неорганических систем, биохимических, биологических систем, и человек является продуктом этой системной эволюции"Критика абсолютизированного антропоцентризм в, несмотря прав многим соображениям, не способна обесценить роль человека как главного субъекта научного поиска, производственной, технологической и моральной практики, духовной деятельности, культурного творчества. Утверждение о наличии антропологического кризиса - ситуации, в которой проявилась неспособность человека адекватно приспосабливаться к созданному ею среды, сопровождающееся призывом к осуществлению"Антроп ологичного поворота"Речь идет о переориентации обществоведческой мысли на проблемы человека, выяснения ее возможностей повлиять на неблагоприятное течение событий в обществе,"согласовать"взаимоотношения с прир одой (концепция коэволюцииuot; взаємини з природою (концепція коеволюції).

Философская концепция человека вырабатывает понятийный аппарат, определяет различные характеристики человеческого существа:"человек","индивид","индивидуальность","личность","субъект"и т.д.. В этом плане современных сна философия особое внимание уделяет понятию"личностьсофія особливу увагу приділяє поняттю "особистість".

Это понятие характеризует духовный, прежде нравственное развитие индивида, когда он мыслит и действует в соответствии с чувства собственного достоинства и ответственности за свои поступки. Как отмечает немецкий философ ф. Юрген. Хабермас (нар 1929), свобода и достоинство отдельной личности становятся своеобразными индикаторами человеческой сущности. Каждый человек является индивидом, субъектом. Однако именно чувство достоинства, самодостаточности"внутренняя автономия", то есть ощущение независимости, превращают индивида в личность. Морально ответственный человек, то есть личность, должно быть тем измерителем событий и процессов, которые происходят с авдякы человеческой деятельности ("человеческое измерение"). Пол личностью - непростое дело. Не случайно говорят, что человеком рождаются, а личностью - встаються, а особистістю - стають.

Важным элементом философской теории человека выступает учение о его интересы и потребности, систему мотивации, в т ч бессознательной есть о всех факторах, которые в своей совокупности образуют"мир человека", прос стир ее жизнедеятельности Философская антропология содержит разделы, в которых осмысливается творческая природа человеческого сознания, система ее ценностных идеалов. Аксеологичний аспект философской антропологии вы разно представлен в художественном творчестве, философии морали, этике"Антропоцентризм в этике преодолеть крайне трудно, пожалуй, вообще невозможно", - отмечает немецкий философ. В. Кульмаімецький філософ. В.. Кульман.

Многогранная природа человека, его творческая сущность проявляется в той реальности, которую она создает, в мире культуры, возможностях предвидеть последствия собственной деятельности, выяснить перспективы своего существования ие. Эта проблема является основой одного из разделов философского знания - теории предсказанияя.