Учебники Онлайн


2.6. Філософська теорія суспільства (соціальна філософія)

В широком смысле общество, изучается социальной философией, определяют как социальность вообще, как социум. В этом аспекте понятия"общество"и"социальное"тождественны. В другом, более конкретном, с смысле общество не выступает синонимом социального, а характеризует особые, четко определены формы существования социальных объявленияування соціальних явищ.

. Социальная (лат - товарищеский, общественный) философия - раздел теории философии, предметом исследования которого является общество (сложная система форм организации совместной жизнедеятельности людей)

Главным в социальной философии есть понятие"социальное", характеризующий специфику жизни людей как общественных существ, определяет особенность законов, обусловливающих их сосуществования, логику общественных об этом есив, природу социальных институтов и т.п.. Социальное - совокупность признаков и особенностей общественных отношений, что проявляется в отношениях индивидов и сообществ, их отношении к своему месту в обществе, а также к явлениям и процессам общественной. Оно является лишь частью общественного, свойством или состоянием общества"Природа социального превращается в ключевую философскую проблему"(Дж. Хандроблему" (Дж.. Ханд).

Являясь как общетеоретическое учение об обществе, социальная философия тесно взаимодействует с социальными и социогуманитарных дисциплинами - историей, политологией, политической экономикой, культуролог гией, общественной психологией и др.. Социальная философия связана с философией истории (историософией), которая осмысливает исторический опыт человечества, анализирует методологические проблемы исторического познания, пе рспективы исторического развития тощо.

Особенно тесными являются междисциплинарные связи социальной философии с социологией, ведь они изучают один и тот же объект - общество (социум), однако под разными углами зрения. Социология исследует н общие признаки общества в его бытийном (онтологическом) смысле, выясняет его глубинную сущность, избегая слишком конкретного анализа общества, а социальная философия, характеризуя свой пре дуете, использует такие широкие, универсальные по объему понятие, как"формация","цивилизация","культура"Исследуя общество, она использует методологически значимые категории"социальное","социа ный мир","социальное пространство и время","социальная система","социальные институты","законы общественного развития","социальная культура","социальные идеалы","социальная экология""социальный интеллект","социальные ценности","социальное благо"тощсоціальні ідеали", "соціальна екологія" "соціальний інтелект", "соціальні цінності", "соціальне благо" тощо.

Главная задача социальной философии - выявить в разнообразии общественных процессов, фактов, явлений, событий мировоззренческие, смислоутворювальни ("софийное") факторы и мотивы человеческой деятельности, выяснить, как сус щества ("ансамбль общественных отношений") порождает человеческие интересы, формирует социальные идеалы, образует различные системы социальных ценностей и взаимодействуютінностей і взаємодії.

Вместе социология, изучая социум, концентрирует свое внимание на познании конкретной социальной реальности, исследует социологическим эмпирическими, а также статистическими методами имеющиеся формы общественного устройства - социальные институты, социальную структуру, социальные отношения, социальные группы тощ.

Предмет социальной философии, содержание философской теории социума уточнялся и обогащался ее проблематика со временем охватывала новые сюжеты общественной жизни, традиционные вопросы социального познания в н новых исторических условиях получали нестандартное истолкование и решения либо опровергались, отвергались. В XX-XXI вв зафиксировано комплекс необычных проблем (глобальные общественные противоречия, феномен международного терроризма), критике подвергаются основные положения исторического материализма (теория классовой борьбыби).

Как и другие разделы философского знания, социальная философия стремится выяснить сущность общества и отразить ее в понятийно-концептуальный (теоретический) способ. Общество - системно организованная""форма социальной материи", которая противостоит природе, качественно отличается от нее. В этом смысле социум является"надорганическая миром"Однако общество как сообщество людей возникло в лоне"матери-природы", во но связанное с ней тысячами видимых и невидимых связей, находится как открытая система в состоянии непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с природной средой. В таком значении. Общественно ьство предстает как"очеловеченная природа", а история общества рассматривается как часть истории природы. Человек как главный деятельный субъект общественной жизни является биосоциальной существом, в которой органично поедна ни телесные (природные), социальные, душевные и духовные качеиродні), соціальні, душевні та духовні якості.

Существуют различные взгляды и представления по выяснению отношения общества и природы. Утвердилось мнение, что человек -"царь природы", который предметно-практической деятельностью, с помощью техники, превращается. Юе природу, покоряет ее себе и одновременно меняется сам. Однако эта точка зрения постепенно меняется в новейшей философии. Доктрина"господства"человека, общества над природой уступает место концепции коэволюции - согласованного развития биосферы и человеческого общества со сроком-концептом"коэволюция"связано близкое по смыслу понятие"коекзистенции"- солидарное и ответственное сосуществования народ ей, их согласованные разумные действия, в т ч экологические. Его ввел итальянский философ. Николо. Аббаньяно (1901-1977талійський філософ. Ніколо. Аббаньяно (1901-1977).

Констатация сверхъестественной, надорганическая качества социума логично требует выяснения причин возникновения общества, факторов, обусловивших появление общества как сообщества людей, сформировали систему их пение принятия. В реализации этих попыток обозначились две доминирующие теории происхождения общества, истоки которых скрыты в глубинах философской истории. Обе концепции основываются на признании важной роли люди ни в создании ареала человеческого общежития. Эту ее роль философы толкуют по-разномуому.

Авторы природно-органической (эволюционной) теории происхождения общества (Платон,. Аристотель) доказывали, что человек по своей природе является общественным существом. Государство - это"великий человек"(Платон), в ней наличия вна гармоничное взаимодействие человеческих социально настроенных существ. Человек - это"политическое животное"(Аристотель), т.е. полисная, государственная. Поэтому сожительства людей является естественной потребностью, государство является производным от" коллективной человека"образованием, следствием эволюции, обогащения и развития форм человеческого общениязвитку форм людського спілкування.

Сторонники договорной теории (Эпикур) доказывали, что общество возникает в результате сознательной договоренности относительно норм и правил поведения между людьми для обеспечения собственной безопасности и благополучия, спил льного противостояния внешнему и внутреннему зл.

Положение о естественной эволюционную обусловленность появления общества и общественного договора как ее решающей причины обусловили две стержневые линии дальнейшей разработки этой фундаментальной идеи хозяйствово ной философии. В. Новое время эти полярные концепции развивали. Т. Гоббс и. Ж-Ж. Руссо. Перетлумачуючы рассуждения своих предшественников,. Т. Гоббс доказывал, что по своему природному состоянию люди руководствуются исключительно собственным и эгоистическими интересами, что приводит"войну всех против всех"Для избежания постоянного раздора они вынуждены заключать контракт (договор) о сосуществовании, образуют государство, побуждает их исполни уватися договоренности ("Левиафан", 1651). В отличие от него. Ж-Ж. Руссо (1712-1778) считал, что по своей природе люди альтруистами (фр. altruisme - бескорыстное заботы о благе других людей), свободных ними и равными существами, а государство образовалось на основе добровольного согласия об их сотрудничестве ("Об общественном договоре", 1762"Про суспільний договір", 1762).

С идеей о природе и причин образования общества связано учение о социальных связях и отношениях, которые интегрируют людей в сообщество (человечество, этнос). Каждое общество определенной единством, которое проявляется. ЯЕ себя в упорядоченности, согласованности жизни всех индивидов и функционирует как целостность. Это не исключает наличия противоречий, в т ч противоположных интересов отдельных индивидов и социальных групп, поро ет различные формы их противоборства. Взаимодействие этих противоречий и конфликтов, а также определение общих целей предопределяет внутреннюю динамику общественной жизни, его развитие, непрерывный прогресс. Это означает есть, что общество является системой человеческих индивидуальных и коллективных связей, их взаимодействия с общественными организациями, государственными институтами и учреждениями. Характер, содержание этих связей определя ся теми общественными сферами, в которых происходит жизнедеятельность людей, их социальное формирование (социализация). Разделение общества на сферы достаточно условно, ведь целостность человеческой жизни - производная е д целостности общества. Однако теоретически такая дифференциация социума оправдана. Социальная философия различает следующие сферыакі сфери:

1) материальную (экономическую) как отрасль производства, распределения, обмена и потребления вещей, предметов и продуктов производства;

2) социальную, где происходит воспроизводство непосредственной человеческой жизни, а также обеспечивается существование социальных групп и их институтов (этносов, классов, слоев, страт, объединений и т.д.);

3) духовную (культурную), в которой разворачивается специализированное духовное производство, в т ч теоретическая и идеологическая деятельность, информация;

4) организационную, которая предполагает управление общественными процессами, в т ч политическими, специализированное продуцирования общественных отношений

Эти сферы диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Согласно диалектико-материалистической концепции общества определяющей в его жизнедеятельности является материальная сфера. Разделяя традиционные европей ские взгляды на общество,. К. Маркс доказывал, что"способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"Это положение знаменует появление материалистического понимание истории, определяет наличие в совокупности общественных процессов специфического социального процесса, подчеркивая нетождественность понятий социального и общественного. Это принципиально важно в методологических ном плане для разработки концепции социальной политики и социальной государствіальної держави.

На современном этапе тезис о ведущей роли экономических (материальных, производственных) факторов, используя новый социо-эмпирический материал, развивают американские социологи. Дэниэл. Белл (нар 1919) и. О. Олвин. Тоффлер (нар 1928). По утверждению. Д. Белла, именно индустрия как способ производства является определяющим критерием типологии социального устройства, его градации на доиндустриальное, индустриальное и постиндус триального общества. О. Тоффлер также рассматривает господствующий производственный способ хозяйствования как решающий фактор развития общества. Все три стадии ("волны") его развития -. Земледельческая (аграрная цивилизованных ция), индустриальная (промышленная цивилизация) и постиндустриальная (технотронного, информационная цивилизация) - отличаются типом общественного производстваьного виробництва.

Социальной философии известно немало философских концепций, согласно которым характер общества определяется прежде всего субъективными (религиозными, культурными, идеологическими, духовными) факторами

Популярны идеи системного и структурно-функционального понимания общества, его анализ в контексте теорий формации и цивилизации, истолкование конкретных социальных устройств как фрагментов свето ового, планетарного общественного строя. В связи с этим социальная философия выясняет сущность таких категорий, как"общественная формация"и"цивилизацияuot;цивілізація".

Теория общественно-экономической формации (К. Маркс,. ФЕнгельс,. В. Ленин) является одним из основных учений марксистской материалистической социальной философии, который используется для определения общества как вероятно й исторической ступени его функционирования. Основывается она на положениях о неуклонном прогрессивно-восходящий прогресс общества, который в результате действия общих социальных законеонів

(прогресса) поэтапно и последовательно движется от первобытнообщинного к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, социалистического и коммунистического строя. Несмотря на ограниченность и явную упрощенность этой от днолинийнои"прогрессистской"схемы, она отражает следующие характерные признаки общественного развития, как преемственность, диалектическое отрицание высшей формой общественной организации ее предыдущего состояния с од одновременным наследованием всего положительного, присущего. Йоманного йому.

Теория цивилизации, основанная французским мыслителем. Мирабо (1749-1791) и развита в работах. Л. Моргана и. М. Данилевского, также применяется для обозначения качественного состояния общества, отмечает н на ступени развития культуры как совокупности духовных и материальных достижений ее основатели употребляли термин"цивилизация"как противопоставление гражданского (гражданского) общества варварскому, дикарскими ом. Если теория формаций"измеряет"общественное движение по принципу"пластов", каждый из которых занимает свое иерархическое место, расположенное по вертикали (ниже, выше друг друга), то теория цивилизации сравнивает общества по принципу оригинальности, самобытности, неповторимости их культуры. Поэтому исторический процесс в цивилизационном измерении рассматривается как многообразие обществ, государств, существующих одновременно и устроены согласно собственных культурных программ (традиции, язык, религия, особенности быта и т.д.). Во второй половине XX в категории"цивилизация"широко используется в исторической, социологической их и философских исследованиях. Процесс становления теории цивилизации сопровождался сложными изменениями значение понятия"цивилизация"Существуют различные типы цивилизации: глобальные, региональные, локальные й х различают по социально-экономическим строем, религией, расой, системой ценностей, идеологией. Цивилизация может географически пространственно совпадать с национальными границами или существенно выходить за их м. Ежи. Она может охватывать всю. Землю (речь идет о мировой цивилизациина може охоплювати всю. Землю (ідеться про світову цивілізацію).

Один из теоретиков цивилизации, британский философ, историк и государственный деятель. Арнольд. Джозеф. Тойнби (1889 - 1975) насчитал в истории человечества 21 цивилизационную общность, из которых, по его мнению, до сих пор сохранилось лишь 13. Каждая из них имеет свою историю, оригинальный"культурный код"Расположены они в общественном пространстве и времени"по горизонтали"Одним из ведущих в современной теории цивилизации является зап ропоноване. К. Ясперсу положение о"осевое время", которое выражает единство человеческой истории, отмечает, что, несмотря на локальный характер образования, различные цивилизации в своей истории олицетворяют единое духовное движение (одушевление), значимый для всего человечества. Многие современные обществоведов признает превосходство цивилизационного подхода к выяснению сущности общества по сравнению с формационнымсуспільства порівняно з формаційним.

Среди многочисленных идей социальной философии много сторонников имеет идея о закономерном характере развития прогрессивного развития общества. Гегель доказывал, что люди творят свою общественную историю не по а собственными прихотями, ее развертывания обеспечивается действием объективных законов диалектики, происходит в соответствии с требованиями закона единства и борьбы противоречий, образующий механизм эволюции сплошь ной жизни, предопределяет его динамику. Идея общественных противоречий (социальная борьба, вражда, антагонизмы, войны, конфликты) как двигателя общественных изменений и форм их решения (победа, агона - мирное соревнования, согласие, договор, соглашение, консенсусах) является существенной составляющей социальной философииії.

С признанием объективной природы общественных законов связано учение о характере и формы их проявления, в частности, вопрос о социальных эволюции, т.е. постепенные, преимущественно количественные изменения (социальные реформ мы) и социальные революции (радикальный переворот), то есть скачкообразные преобразования, которые способствуют появлению новой социальной качества. Эволюция и революция являются двумя сторонами единого общественного процесса, во ступы, преимущественно количественные, изменения являются предпосылкой революции, резкие"внезапные"перевороты, радикальные сдвиги, переход от одного качественного состояния общества (формы собственности, типы государственного правления) к другому - эволюции. Это обуславливает дальнейшее эволюционное совершенствование уже рожденного нового, ритмику функционирования различных общественных механизмов, действие которых в своей совокупности определяет сущность и содержание с в совместной жизнедеятельностильного життя.

Новейшая социальная философия, прежде всего"постклассическая", отрицает тезис относительно объективной роли закономерностей общественного развития, признание прогрессивного характера социальных изменений. Называя историцизм мом веру в неизбежность и последовательность положительных изменений в обществе, основанной на возможности познания объективных исторических законов развития общества,. К-Р. Поппер отмечал:"С нашей точки со ру не может быть никаких законов истории. Если мы считаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы допускаем такой же ошибки, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не предоставлен ей"По его мнению, надежды, что общественные законы сами по себе решат все противоречия и проблемы, порождает или фаталистические настроения, подрывают человеческое отв овидальнисть за собственную общественную жизнь, или способствует созданию иллюзий предсказания относительно будущего, которое якобы"само себя усовершенствует"Поэтому люди сами должны стать творцами собственной судьбы. Эта мысль заслуга ет внимания, поскольку она инициирует"новое прочтение"традиционной для социальной философии проблемы объективного и субъективного, сознательного и стихийного в обществе, роли народных масс и личности в историиьстві, ролі народних мас і особистостей в історії.

В то же время, размышляя о путях развития общества, факторы его развития, теоретики признают наличие зависимости следующих общественных форм (институтов, организаций) от той основы, которая закл ладаеться предварительным общественными устройствами. Это стимулирует выяснения закономерностей в историческом процессе, признание их существования. На возможности"настоящего"влиять на будущее отмечал. К-Р. Поппер:"Мы способны влиять на будущее и не только с помощью наших этических убеждений и верований, но и с помощью нашей готовности взять на себя ответственность, с помощью критического к себе отношения, благодаря способности учиться и разучиваться, благодаря нашему скептицизма в оценке идеологий, особенно идеологий исторического характераоричного характеру".

Современная социальная философия осмысливает и проблему отношений народной массы и личности. Начиная с программной работы испанского философа X. Ортеги-и-Гассета"Восстание масс"(1929), в западной философской ской литературе разворачивается критика тезиса о решающей роли масс в историческом процессе, актуализируется тема роли личности, прежде всего выдающейся (героя, лидера, руководителя), то есть человека, которому, кроме большого знания и культуры, присуще развитое чувство гражданской ответственности и обязателта обов'язку.

В современной философской и политологической литературе особенно ценятся положение ортегивськои концепции, в которых он прослеживает возможности и условиях трансформации массы в толпу (охлос), возникновение"ма. АСУ сознания", которому присуще навязывание псевдоценностей всем остальным социальным движениям. Понятие"массовый человек"касается любого индивида, неспособного быть личностью, то есть социально соотв столоваяіально відповідальним.

В новейших концепциях общества положению о закономерно-прогрессивный социальный прогресс противопоставляется идея многолинейного общественного движения - трактовка истории общества как синергетического с самоорганизующегося процесса, в котором решающую роль играют не необходимость, не вера в объективный неотвратимый, желаемый ход общественных преобразований, а случайность, что превращает историю челов ва на событийный процесс, в котором царит спонтанность, непредсказуемость, вариативность, альтернативность, многофакторности, вероятность. Понятию"закон"с"его неумолимостью"противопоставляется понятие"тенденция", что проявляется как возможность, вероятность, обусловлена ??субъективными, ситуативными обстоятельствамвними, ситуативними обставинами.

Важное значение приобретает в современном философском мышлении и проблема общественного лидера, которому должны быть присущи черты настоящей личности - знания, нравственность, ответственность, решительность,, принципиальность.

Исследуя общество как устройство общего человеческой жизни, в корне отличается от естественно-животного мира, философская теория социума доказывает, что по своей сути общество системой отношений (связей) и социальных институтов, которые порождены практикой совместного существования человеческих сообществ, их взаимосвязанной деятельностью. Социальный мир - сложное образование, результат взаимодействия эко ских, культурных и духовно-идеологических факторов, обусловливающих социальный статус индивида, его ценностные, культурные представления о смысле своей общественной деятельноі.