Учебники Онлайн


2.3. Філософська теорія свідомості (феноменологія)

Одним из фундаментальных понятий философии, которое характеризует наличие у человека духовного мира - мыслей, идей, чувств, - есть понятие"сознание"Природа сознания, его законы и свойства всегда прив возвращались внимание мыслителей, писателей, художников. Учение о сознании представляют теоретические попытки ответить на многочисленные ее загадки, наличие которых существенно, качественно отличает человека от других, у т ч высокоорганизованных, живых существ. Среди таких загадок и тайн - вопрос о появлении, генезис, сущность, структура, назначение, формы сознания. Проблемным является и философское определение науки о сви к городу. Сознание - процесс отражения действительности мозгом человека, который охватывает все формы психической деятельности и обусловливает целенаправленную деятельность человека. Многоуровневый, разнообразный характер сознания предопределяет различные подходы к ней ее понимание существенно отличается в натуралистических, естественно-эволюционных, диалектико-материалистических, идеалистических, социокультурологичних концепциях ее изучают и опи суют разные науки: эволюционная теория, медицина, физиология, психология, антропология, кибернетика. Характеристика сознания как философской феноменологии является достижением распространенного в современной запад ноевропейський философии направления выяснения человеческого свитоусвидомленного світоусвідомлення.

. Феноменология (греч - то, что появляется, и logos - учение) - наука о сознании как специфический вид реальности, духовно-эмоционального бытия, о явлениях (феномены) сознания и их смыслы, которые можно анализировать научно овво.

Проблема сознания, ее возникновения (природа) настолько сложна, что, по мнению грузинского философа. М. Мамардашвили, вообще"не поддается теоретизации"Однако, начиная с. Новых времен, феномен свидомос сти активно исследуется, в т ч в теоретическом аспектеичному аспекті.

В процессе выяснения сущности сознания исследователи отмечают особенности как специфическом проявлении интеллектуальной и чувственной жизнедеятельности человека, благодаря которой он получает знания об окружающей ю действительность, интеллектуально осознает ее. Эти сведения обеспечиваются деятельностью мозга, который преобразует информацию о внешнем мире в идеальные образы, представления, понятия, идеалы и другие акты свидомос те, предоставляет их результатам характеристик идеально-субъективной реальности. Сознание - главная, самая высокая составляющая психики как духовной организации человека, совокупности таких душевных качеств индивида, как с ность мыслить и чувствовать, помнить и забывать, вспоминать и предвидеть, любить и ненавидетьти.

ярким выразителем и показателем человеческого сознания ум - способность мыслить и понимать (в греческой философии - это нус, в латинском варианте - интеллект). Только благодаря ему происходит так кий процедурный акт сознания как мышление - высшая степень человеческого познания, информационная деятельность мозга, приобретает качества опосредованного, обобщенного отражения объективной реальности. В к вания сознания свой вклад внес французский философ, основоположник европейского классического рационализма, автор учения о разуме. Р. Декарарт.

Благодаря уму происходит процесс понимания - процедура духовно-практического освоения, смыслового освоения действительности. Предоставляя исключительно важное значение категории"понимание", немецкий философ. В. Д. Дильтей считал проблему понимания главной в философии. При этом предметом понимания, согласно. Дильтею, жизнь,"мир человека", его жизненный опыт. Философия, как отмечает он, не должна быть ус глядною, оторванной от человека метафизикой, т.е. абстрактной дисциплиной. Единственным объектом философской внимания должно быть понимание конкретной жизни, непосредственно переживается человеком. Понимание от ходит в таких формах, как суждение (форма логического рассуждения) и здравый смысл (обыденное мышление, жизненно практическое рассуждение). Человеку также присущ практический разум - способность к свободному ( морального) самоопределения, не связанного непосредственно с требованиями внешней целесообразности. Разум, суждения, понимание, интеллект обеспечивают осознание человеком своего. Я, самосозерцания, самоопределения ния, сознательное формирование собственного свитоставлення как прагматического, т.е. подчиненного соображениям полезности, целесообразности, а также обусловленного ценностными установками, ориентациями, т.е. соображениям и идеального ряда. Самое идеальное характеризует сущностное содержание человеческого сознания, обеспечивает ее существование не только в индивидуальном, но и в надиндивидуальный (общественное сознание). Измерениесуспільна свідомість) вимірах.

В научной литературе представлены различные концепции идеального как специфической формы отражения действительности. Все они так или иначе признают и прослеживают связь образования идеальных форм сознания с фу ункционуванням мозга. По данным науки, существование идеального (таковы психика и сознание) обеспечивается функционированием сложных и тонких механизмов мозга. Его 20 млрд клеток, каждая из которых имеет 8 тыс контактов с другими клетками, воспринимают и обрабатывают информацию объективного мира, превращают ее в"субъективные образы объективного мира", порождают размышления, желание, стремление, переживаний ния, эмоциональные напряжения, ожидания, надежды - все, что характеризует мир человеческой психикидської психіки.

Современный американский философ. Дэниел. Деннет (нар 1942) считает, что сознание - это такой процессуальный вид деятельности, когда отдельные"информационные кадры", которые"поставляются"чувственными органами, перераб ляются мозгом в целостную «картину» есть сознание"производится", за. Деннет, всем человеческим организмом, а не отдельные его частиким організмом, а не окремою його частиною.

Естественные науки стремятся выяснить генезис сознания, кибернетически смоделировать ее механизмы, создать"искусственный интеллект"В частности, эволюционная концепция сознания, опираясь на принцип отражения как на общее свойство материи воспроизводить определенным объектом признаки и свойства других объектов, взаимодействующих с ним, прослеживает, как на протяжении миллионов лет эволюции живая природа постепенно пород жевала все сложные формы реагирования на внешние возбудители, есть такие феномены, как раздражительность, чувственность, психику, сознание. Переход от элементарных, простейших форм отражения к такому сложного ее проявления как сознание стал качественным скачком в развитии природныхитку природи.

Размышляя над проблемой связи мозга и духа, французский исследователь, естествоиспытатель и философ. Б. Морен писал:"Какая онтологическая, логическая и эпистомологических пропасть лежит между мозгом и духом!. Что может м иметь общего этот желатиноподибний мозг с мнением, религией, философией, добротой, жалость, любовью, надеждой, свободой!. Эрмита, способна непрерывно вынашивать речи, размышления, знания?"("Дух и мозг"). Поэтому сознание, мышление, будучи функциями такой сложной, высокоорганизованной материи как мозг, отнюдь не сводятся в своем функционировании к свойствам этой материи. Мозг как материальное образование достаточно разносторонне изучено. Наука доказала, что мозг - это один из органов нервной системы, элементами которой также нервы, ганглии (нервные узлы), механизмы ощущений, которые в совокупности обеспечивают восприятие, анализ и переработки информации (сигнал в-раздражителей), ответные реакции организма. Нервная система л. Иудины насчитывает 50 млрд нервных клеток (нейронов), соединенных между собой сетью контактов (синапсов). Однако остаются не изученными механизмы функционирования мозга, его способность содействовать сознательному жит ю человекяти свідомому життю людини.

Сознание не тождественна психике. Кроме нее, во внутреннем духовном мире человека существуют пласты бессознательного или подсознательного, которые находятся за пределами разума (сновидения, сомнамбулизм,"состоянии невменяемости те", инстинкты, порогами чувства). Французский исследователь. Л. Бернард, например, насчитывает более 15 тысяч человеческих инстинктов последнее время существенно усилилось внимание ученых к бессознательному, поскольку верь а во всемогущество разума, сознательной и ответственное поведение людей (человечества) подрывается проявлениями явного нерозумья, немотивированной агрессивностью, импульсивным псевдоактивность. К подсознательного, в частности, причисляют архетиповують архетипи.

Психологи исследуют феномен фобии (греч - страх) - навязчивого неадекватного состояния страха конкретного содержания, преследует в определенных обстоятельствах человек с ранимой психикой. Науке известно около 30 00 фобий. Американские психологи выделяют 57 видов, основные из которых: танатофобия (боязнь смерти), ксенофобия (опасения незнакомых), назофобия (страх заболеть), фабофобия (опасения возникновения страх в), социофобия (страх перед публичным выступлением), клаустрофобия (опасения замкнутого пространства), агрофобия (боязнь открытого пространства) распространенные фобии связаны с состоянием здоровья. Количество людей, страдающих опасения, увеличивается вдвое в периоды социальных кри криз.

Структуру сознания образует и такая сфера психики как сверхсознательное (интуиция, озарение, инсайт, прозрение) развитой в истории философии является концепция интуиции и связанная с ней течение - интуитивизм. И. Интуицией (лат - воображение, созерцание) является способность к непосредственному постижению истины без обоснования ее определенными доказательствамами.

Итак, структуру духовности человека образуют пласт рационального (разумное) и пласт иррационального (эмоции, чувства, инстинкты, которые влияют на человека, способ его мышления и поведения) 3. Фрейдом и его в последователями (неофрейдизме) доказана важная роль в жизнедеятельности индивида"неосознанных"механизме; механізмів.

Философы, начиная с пифагорейцев, значительное внимание уделяли выяснению тех пластов человеческой психики, которые обусловили существование постоянных, неизменных в своей основе (инвариантных) представлений о ценностях, как я которые человек должен ориентироваться. Древние греки называли их архетипами - отражением в глубинах сознания и структурах психической жизни культурно-исторического опыта людей, их многовековых традиций (миф ологемы, образы этико-нормативной сознания, системы табу, национальные ментальности и т.д.). Архетипы являются психологическими остатками опыта человека, которая закрепляет требования унаследованных инстинктов и первоначальных форм регулирования жизни семьи, рода, общины, санкционирует жизненный опыт, который помогал людям выжить и развиваться. В философской концепции швейцарского психолога. Карла. Густава. Юнга (1875-1961). ЙД ется о коллективном и личностное бессознательное, которое вплетается в структуру человеческой психики как процесс взаимодействия сознательного и бессознательного начал, как поток отдельных актов сознания и эмоциицій.

Понять природу сознания, его функциональные особенности возможно на основе познания диалектики сознательного и бессознательного в духовном складе человека. Однако и этого недостаточно. Важно также учитывать, щ что сознание является не только и не столько естественным, сколько социальным явлением. Социальная природа сознания проявляется в том, что она является свойством"умного человека"(homo sapiens). Возникновение и развитие сознания происходило в процессе историко-общественного развития человека как социального существа, становление которой осуществлялось благодаря совместной ее деятельности с другими людьми. Поэтому дифференцируют сознание и по характеру ее носителя (субъекта) на: индивидуальную, групповую, профессиональную, этническую, общественную. В процессе деятельности с использованием таких коммуникационных средств, как язык (вторая сигнальная система), си мволика, информация, происходило создание мира культуры (вторая природа), человек постепенно развивала свои интеллектуальные, умственные способности, образовывала различные общественно значимых культурные формы сознательно сти - экономическую, моральную, политическую, правовую, национальную, эстетическую, религиозную. Именно культура стала смысловым полем, на котором функционирует и развивается человеческое сознание. Сознание - это взаимодействие. Я с миром, которая рассматривается сквозь призму культурзь призму культури.

Мыслители по-разному трактуют сущность сознания. В истории философии сформировались несколько направлений изучения ее как феномена: экзистенциальный (Ж-П. Сартр), неопозитивистский (Л. Витгенштейн), герменевт тический (Г-Г. Гада-мэр), психологический (3. Фрейд), феноменологический (Б. Гуссерль) распространенный среди них - феноменологическийологічний.

Главная проблема феноменологической версии сознания заключается в преодолении разрыва между многоцветным и разнообразным жизненным миром (Л. Шюц) человека и бесцветным,"бесчеловечном"его образом, который продуцирует есть сознание, применяя к нему"сухие"категории рассудка, логики, науки, следствием чего является абстрактное"безжизненным"знания. Лозунг феноменологической теории сознания -"назад к вещам"(Е. Гуссерль) - вы ража стремление преодолеть противопоставление объекта (внешнего) и субъекта (внутреннего). Концепция феноменологии сосредотачивается на проблеме направления (интенции) актов человеческой мысли на определенные предметы осмысления. Сознание человека, адресована внешнему миру, отражает его в идеальных формах ("картина мира"), создает представление о мире как об определенной реальность (онтология сознания). Вместе с ведомость может быть и направленной на внутренний мир личности, реализуясь как самосознание - познавательная активность, направленная на себосвідомість - пізнавальна активність, спрямована на себе.

Механизм самосознания противоположный пониманию внешнего мира как объекта осознания, он предполагает познание личностью собственного внутреннего мира (познание собственного сознания). Способность субъект и выделять себя из окружающей среды, осуществлять акты самонаблюдения, самоидентификации, самооценки является сущностным признаком сознания. Она принципиально отличает человека от других живых су т, в которых наблюдаются только элементы сознания, зачаточные формы интеллекта, хотя нередко «разум животных"проявляется достаточно убедительными переконливо.

Понятию"самосознание"близкое философское понятие"рефлексия"(лат - обращение назад), которое предполагает обращение сознания к себе с целью образования понятий"мышление мышления","пробуждение сознательно ости"рефлексия считают тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных мыслей (самопознание, рассуждения о собственные мысли и т.д.ня, розмірковування про власні думки тощо).

Как мыслительная процедура рефлексия, заметил. Кант, не имеет дела с предметами, чтобы получить понятие непосредственно от них. Процесс рефлексии является процедурой соотнесения элементов мышления и действительности. На айчастише под рефлексией понимают способность социальных субъектов к самоанализу. Классической формулой рефлексии античная установка:"Познай самого себя"Нередко рефлексию отождествляют с самосознанием поскольку ее интересует не внешняя реальность, а то, как она отображается во внутреннем мире субъекта, которые мыслительные процессы она порождает в сфере его восприятииого сприйняття.

В процессе взаимодействия всех своих элементов сознание обнаруживает такие сущностные особенности:

а) идеальность - способность порождать представления (все явления субъективной реальности);

б) интенциональность - направленность на определенные объекты, предметы и процессы внешнего и внутреннего в отношении человека миров;

в) креативность - способность к творческому моделирования и конструирования желаемого;

г) ориентированность - способность определить умные и целесообразные способы и поведения

Сознание обеспечивает человеку не только"встреча с миром", но и возможность достойно находиться в нем, не бояться мира. Как заметил. Гегель,"кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно вивиться розумно".

Социальный статус сознания вызывает также возникновение иллюзорной, утопического сознания, различных видов фантастики и мифотворчества, формы псевдосознания, которой, в частности, относят идеологию

Способность сознания не только отражать окружающий мир, но и творить его (В. Ленин), возможности мышления образовывать идеальное (идеалы), удаляться от повседневной рутины, заглядывать в будущее. Зумой овлюють существования"опережающей сознания"Эта особенность сознания обеспечивает ее проектно-конструктивную функцию, делает постановку целей, разработку планов их осуществления. Она является основой проце сел моделирования, прогностических методеичних методів.

Преодоление неблагоприятных проявлений, нежелательных, но неизбежных форм сознания, нейтрализация вредного для личности и общества поведения лиц, которые подвергаются власти"темных"пластов человеческой пси ихикы или попадают под влияние таких произведений сознания, как расизм, ксенофобия (неприязнь ко всему чужому), несдержан гедонизм (страсть к удовлетворению) и т.д., обеспечиваются культурой знания, в свитой, волевыми усилиями индивида. В этом смысле особое значение приобретает такая форма сознания как здравый смысл - обычные представления людей о мире (природе, обществе, политике, людей, себя) которые складываются под влиянием повседневного жизненного опыта, а также обусловлены определенными традициями, обычаями и т.д.. Отмечая его значимости,. И-В. Гете отмечал:"Я лично всегда старался хра регты свою свободу от философии, и точка зрения здравого смысла и благоразумия также и моей точкой зренияі моєю точкою зору".

Функционирование сознания во всех ее формах и проявлениях обеспечивает личности возможность получать знания о мире, его закономерности, связи, делает постановку целей, создания и осуществления план нов. В структуре философского знания это назначение сознания оформилось в большой самостоятельный раздел - гносеологю.