Учебники Онлайн


2.8. Філософська теорія цінностей (аксіологія)

Впервые в истории философии к проблеме ценностей обратился. Аристотель. По его мнению, основополагающим понятием, которое предопределяет существование человеческих представлений о"желаемое"и"должное", есть понятие"благо"Благом"на азивають или то, что является лучшим для каждого сущего, или то, что делает благами другие причастные к нему вещи, то есть идею блага"("Большая этика",. Аристотель). Платон, развивая эту концепцию, определил иснуван ния двух миров (сфер) бытия концепцію, визначив існування двох світів (сфер) буття:

1) физическую (естественную) реальность, чувственное бытие;

2) идеальную (сверхъестественную) реальность, бытие идей (эйдосов), доступную только разума

Эти два мира, по. Платону, связывает единое начало - благо. Идея блага и представление о его достижениях в реальной жизни человека стали основой европейской традиции осмысления проблемы ценностей

Аксиология как отдельный раздел философского знания, теория возникает значительно позже, чем возникает проблема ценностей

Аксиология (греч - ценность и - учение) - философская теория ценностей, выясняет качества и свойства предметов, явлений, процессов, способных удовлетворить потребности, интересы, запросы и желания людей

Одним из ее основателей был немецкий философ. Рудольф-Герман. Лотце (1817-1881), который предоставил понятию"ценность"категориального смысла, применил как одну из определяющих характеристик ценностей (в т ч в в этических, эстетических концепциях) понятие"значение"Ценностью есть все, что для человека значимо, имеет личностный или общественный смысл. Последователи. Лотце развили, обогатили концепцию ценностей, дополнили базовые категории аксиологии-"благо"и"ценность"- понятиями"оценка","выбор","цена","успех","желательно","должное","лучше","хуже"тощot;, "ціна", "успіх", "бажане", "належне", "краще", "гірше" тощо.

Теория ценностей прежде стремится выяснить вопрос природы ценностей. Существуют различные взгляды на природу ценностей - способности вещей удовлетворять человеческие потребности, желания, представления, которые порождают надо ии человека, ожидания, надежды. Важными остаются вопросы о: объективный или субъективный смысл ценностей; существования красоты, красивого, благородного, честного самого по себе; обусловленность ценно тей вкусами, психологическими предпочтениями индивида (ценностный субъективизм и релятивизм). Сторонники онтологического аксиологизму считают, что ценности сами по себе, они объективны (Р-Г. Лотце,. Г. Коген,. Г. Риккерт,. Н. Гартман,. Ф. Брентано,. М. Шелер). Представители субъективистской аксиологии отмечают субъективистском смысле ценностных суждений (В. Дильтей,. Ф. Адлер,. О. Шпенглер,. А-Дж. Тойнби,. П. Сорокин). Распространены утверждения, что ценности вообще не поддаются определению и алгоритмизацию й алгоритмізації.

объективистского и субъективистская концепции ценностей обусловили формирование двух основных направлений их дальнейшего осмысления объективист стремятся выяснить смысл"настоящей ценности", доказать, что далек ко не всегда то, что личность ценит, стоит поциновування (проблема ложных ценностей). Субъективисты настаивают на том, что ценности принадлежат к психическим объектов, их источники - наши чувства (Эмото примут), отношение (прагматизм), интересы (утилитаризмутилітаризм).

Современная философская аксиология пользуется положением о субъекте-объектную природу ценностей, мир которых (аксиобуття) образует сам человек. Благодаря этому человек наделяет окружающую среду значением мы культуры, эмоционально-психологически"превращает"его. Однако ценности не присущи,. НЕ имманентные самом естественном бытию, они принадлежат к идеальным сфер разума. Предмет приобретает аксиологического значения ("благо","лучше","счастье"и т.д.), если субъект проявляет к нему склонность, придает ему преимущество. Субъективисты доказывают, что ценностное сознание не интересуется, чем является объект сам по себе, для лишь то, какое значение он имеет, в чем его полезность для человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, добро и зло, справедливое и несправедливое не существуют сами по себе. Они спр иймаються людьми как оценки, приобретают в связи с этим морального значения. Диалектика объективного и субъективного в содержании ценностных представлений проявляется во всех видах ценноних уявлень проявляється в усіх видах цінностей.

Мир ценностей многообразен. Он охватывает материальные и духовные, социальные и политические, эстетические и этические ценности. Иногда их делят на"низшие"(материальные) и"высшие"(духовные). Однако материальные биологические, гостиной, есть жизненно необходимые, жизненно обеспечительные ценности не менее важны для человека, чем духовные, интеллектуальные, моральные, эстетические. Противопоставлять эти классы ценностей неуместно и некорректно. Нередко одни виды ценностей, в частности материальные, абсолютизируютсяеріальні, абсолютизуються.

Ценности разделяют также в соответствии с их носителей на: индивидуальные, групповые (коллективные, национальные), общечеловеческие. К общечеловеческих ценностей относятся ценности добра (блага), свободы, истины, правды, тво орчости, красоты, полезности, веры, надежды, любви. Индивидуальными ценностями жизнь (витальные ценности), счастья, благополучия, здоровья, семейное благополучие. Национальные ценности охватывают такие доброчеснос те, как независимость, добрососедстве, патриотизм, достоинство, социальное спокойствие, мир и т.д.. В любой сфере человеческой жизни и деятельности функционирует своя система ценностей.

Основной формой, в которой функционируют ценности, есть идеалы - представление о чем-то несуществующем, мнимое, совершенное, желательно. В смысле идеалов проявляются следующие особенности ценностей, как надежды, надежды на лучшее будущее, ожидания желаемого. Таковы идеалы всесторонне развитой личности или общества, в котором будут удовлетворены все разумные потребности человека. Идеалы как ценностные установки выполняют функцию ду в них и социальных ориентиров, побуждений к практической деятельности человека, направленной на"приближения"будущего. Ценностное проектирования человеком своих жизненных устремлений в желаемое будущее, учение о форм и и способы этого планирования является одним из основных назначений аксиологии. Среди всех ценностных механизмов человека аксиологы выделяют волю - проявление желания человека осуществить свою целенаправленную, ценностно определенную деятельность, направленную на достижение собственных целей. Согласно учению. Шопенгауэра и. Ницше, воля является важнейшей среди всех ценнод усіх цінностей.

Ценности по своим функциям не только нацелены в будущее. Они действуют также как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы, благодаря чему обеспечивают связь с прошлым, что имеет особое значение в питомцах. Ання патриотических чувств, наследования семейных обязанностей в их нравственном значении. Ценностные представления регулируют поведение людей и в отношении современных им реалий,"направляют"ее. Выбирая способ життед ияльности, оценивая привлекательность политических стратегий, сравнивая предложенные общественные модели развития, граждане определяют собственную программу деятельности, моделируют определенный способ отношения к власти государства, непосредственного окруженияього оточення.

Понятие"ценность"связано с аксиологической категорией"оценка"- измерение (оцененным или отрицание) ценности. Она стимулирует практическое отношение к общественным, политическим, экономическим, культурным их событий жизнедеятельностиультурних подій життя.

Немецкий философ. Пауль. Фердинанд. Линке (1876 - 1955) считал, что ценность является предметом интерпретации (толкования). Объясняя ценность как интерпретацию, он доказывает, что именно средствами интерпретации люди ина предпочитает определенной вещи или способа действия. Проблема интерпретации ценностей, выбора"лучших"из них, преобразования ценностных представлений на собственные убеждения является сложной и внутренне противоречивой инт електуально-волевой процедурой. Ведь, как отмечают аксиологы, ценности не поддаются логике рационального познания и проявляются преимущественно в личных чувствах добра и зла, симпатии и презрения любви и ненависти, дружелюбия или вражды. Создавая мир ценностей (аксиобуття), человек невольно попадает в зависимость от него. Аксиология отмечает, что такие ценности, как истина, добро и красота, к которым человек стремится ради них самих, оказываются в ценностях-благах культуры (наука, право, искусство, религия), что"нормируют","оформляют"ценностное содержание и возвращаются к самому человеку как субъект объекта ценностных обобщений в качестве требований надлежащей потребностейень в якості вимог належної потреби.

Одной из самых высоких человеческих (общественных) ценностей является свобода - особое состояние обусловленности духовной реальности; универсалия культуры субъективного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения за отсутствии внешнего принуждения. Философия рождалась как свободомислення. Если философия является квинтэссенцией (главным, существенным) культуры, то свобода - душой философии. Смислоутворювальною осн овой реального человеческого бытия является аксиологические добродетели, они определяют характер миро-отношения личности, обусловливающие его оптимистическую или пессимистическую направленность, что на сегодня имеет важное знач ения случайно многие современные философы считают, что проблематика ценностей выходит на передний план среди всех философских направлений XX-XXI сI ст.

Проблема ценностей обостряется в периоды радикальных общественных изменений, когда происходит переориентация, переоценка ценностей. В случае активизируется стремление к вечным ценностям, которые предлагают ь этика, культурология, религия, обостренно воспринимается девальвация нравственных качеств - справедливости, порядочности, ответственности, долга. Все это придает новых стимулов к осмыслению проблемы человек и, которая своей деятельностью способен создавать или разрушать мир ценностей. Только человек меняет окружающую среду, приводит к появлению новой, неведомой ранее угрозы планетарного порядка - экологическую катастро офу, которая ставит под сомнение само существование человечества. Она также обогащает систему общечеловеческих ценностей, создает новые культурные богатствства.

Вопрос об общечеловеческих (общечеловеческие) ценности проблематично, неодинаково толкуется в различных культурно-философских традициях. Основой общечеловеческого является признание значения человека, его безусловной й ценностиі.

В этом смысле общечеловеческое является паролем общего для всех людей, независимо от их национальных и культурных различий. Оно фигурирует как определяющий эквивалент (показатель) социальных связей, которые по абезпечують существования рода человеческого вообще, предопределяет преемственность в эволюции человечества, делает взаимный диалог и взаимопонимание ("голос и разум человечества"). Положительное значение общечеловеческого заключается и в том, что оно основано на признании ценности не только"своего", аллей"чужого","другого"Это предполагает отказ от признания собственной исключительности, преодоление психологии"избранности"и исторического миссии онерства. Английский философ. Дэвид. Юм (1711-1776) отмечал, что люди живут не обособленно, а тяготеют к общению и объединения, вступают в контакт, в результате чего подобные склонности и привычки пер едаються между ним чого подібні схильності і звички передаються між ними.

Характеризуя отличие человека от других живых существ,. К. Маркс отметил:"Животное строит только в соответствии с мерки и потребностей того вида, к которому она принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам мы любого вида и всюду он умеет применять к предмету присущую мерку; вследствие этого человек строит также и по законам красоты"Поэтому философия содержит в своей структуре отдельные разделы ц иннисне (оценочный) отношение к миру, применяя при этом эстетические и этические критерии - красота, добро, безобразное, справедливое, свобода, достоинство, благородство, порядочность, счастье, смысл жизни тощс життя тощо.

Категория"ценность", как и все философские понятия, является сферой человеческого разума. Только человеку присуща способность оценивать, придавать значение, сознательно действовать в отношении окружающего мира. Способность народ дей образовывать мир ценностей и жить в нем - одна из важных проблем философской антропологии - учение о человекя про людину.