Учебники Онлайн


2.5. Філософська теорія взаємозв'язків і розвитку (діалектика)

Знание об окружающем мире, которое обеспечивает познание, выяснения способов и средств познавательных процедур (гносеология), позволяет поставить вопрос о содержательные характеристики бытия вещей, процессов явлений, о те связи, которые обеспечивают существование сущего, его функционирование и развитие. Решением этих вопросов занимается диалектика.

. Диалектика (греч - искусство вести беседу) - теория развития и учение о общие связи в природе, обществе, сознания, человеческой жизни

Сначала диалектику рассматривали как один из общих методов познания, выяснение сущности связей, формы отношений, в которых находятся все вещи. Сегодня диалектический метод - теоретический способ мысле ения и практического действия, основанный на признании объективного существования взаимосвязей, развития и противоречий как его источникова.

Основатель античной диалектики. Сократ считал диалектику методом отыскания истины путем диалога - разговорного с пи вставки столкновение различных, в т ч противоположных, суждений. Гераклит связывал эту науку с идеей непрерывного движения природных и общественных явлений:"Все течет, все меняется"Его диалектические взгляды фиксировали не только тотальную подвижность вещей, но и моменты тождества противоположных сторон, й хню борьбу как источник изменений:"Война отец всего и всему царьсього і всьому цар".

Представление о сущности диалектики менялось. У древних греков главной идеей диалектики было не развитие или единство, взаимопереход противоположностей, как в гегелевско-марксистской версии диалектики, а ид дея становления в процессе непрерывного движениеу.

Диалектика как метод получила обоснование в философии. Гегеля, впервые в ее истории представил логическую характеристику общих связей как универсальных теоретически оформленных законов, категорий ( (научных понятий). Гегелевская концепция диалектики была теоретическим отражением идей, суждений разума, идеалистически представленной диалектикой самого бытия. Она характеризовала эту науку как теорию поздние. Ання, обосновывавшая идею тождества (единства) мышления о бытии и самого бытиятя.

Понимание диалектики как метода, устанавливает отношение мышления в его теоретической форме и объективных связей в явлениях и процессах природного мира, было характерно и для материалистической теории ма арксизму. Важное значение в марксистской теории диалектики имела идея всеобщей взаимосвязи всех явлений. Каждая вещь в мире, хотя бы косвенно, связана с другой, является"эхом всей. Вселенной"(Ф. Е нгельс). Представление о диалектике как универсальный метод, диалектический тип мышления формировалось на протяжении периода становления и эволюции философской методологииої методології.

Философское учение о диалектике получило концептуальную разработку. Историки философии выясняют этапы возникновения и эволюции диалектики, определяют ее типы и разновидности, проявляют своеобразие диалекты ичних закономерностей в различных сферах бытия: природе, обществе, мышлении"Диалектика природы","диалектика общества","социальная диалетика","диалетика истории","диалектика сознания","диалек тика познания","диалектика жизненного мира человека"- эти разновидности диалектического учения освещают особенности взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимопереходы, что существуют как объективные, реальные виды связей (онтология диалектики,"диалектика вещей") и как система их отражение в познавательной сознания (субъективная диалектика,"диалектика понятий"ння в пізнавальній свідомості людини (суб'єктивна діалектика, "діалектика понять").

Для понимания диалектики как философского учения важное понятие"взаимосвязь"- процесс, во время которого одни объекты влияют на другие, вызывают в них определенные, нередко радикальные, качественные изменения. ДИАЛ ектика как учение об универсальных, всеобщие связи, как метод их познания основывается на таких понятиях, как"отношение","принципы","закон","категории"Теория диалектики также выясняет функции д иалектичного отношение к миру, их научно-методологическую роль и практическое значени їх науково-методологічну роль та практичне значення.

Определяющими для диалектического типа мышления и познания являются принципы диалектики - исходные положения, основополагающие идеи, которые определяют подход к анализу связей, выяснения их сущности, структуры, кр ритерии систематизации и классификации. К принципам диалектики относятся: признание объективности содержания логических форм диалектики; субъективность форм их отражение, объяснения (интерпретации). Историческая ость, изменчивость познавательных форм, признание роли практики в эволюции методов, средств диалектики. Принципиальными являются положения:"все взаимосвязано","единство многообразного","все развивается","все пи разбирается через противоречие"и т.п.. В зависимости от сознательно выбранного принципа различают объективную и субъективную диалектику (диалектика вещей и диалектика идей),"положительную"и"отрицательную"(диалектика, которая отмечает моментах возникновения нового, более совершенного; диалектика, которая абсолютизирует моменты разрушения, уничтожения), идеалистическую и материалистическую (диалектическое мышление, основанное на различных прин ципах понимание мира - материализме и индивидуализме). Принципы диалектики определяют особенности диалектических взглядов, акценты, которые исследователь считает нужным сделать в своих диалектических раздумьях. Выбранная диалектическая точка зрения (принцип) влияет на выбор теории диалектики, приводит ее категориальный аппарат, иерархию понятийных единиц (категориальную сеткуіальний апарат, ієрархію понятійних одиниць (категоріальну сітку).

Если в онтологии главным является понятие"бытия", гносеологии -"истина", то в диалектике ним есть понятие"связь"- взаимообусловленность вещей и явлений, разделенных в их бытийном существовании пространственными и часов ными пределами (природа и общество, жизнь и смерть, экономика и политика, война и мир). Процесс познания мира природы, общества, пространства человеческой жизни всегда начинается с выявления связей, обеспечивают их существование в определенном системном, согласованном видсистемному, узгодженому вигляді.

При этом диалектика концентрирует внимание на изучении важнейших и общих связей. Она также исследует, как соотносятся теоретические представления о существенных связи с их природой. Согласно в одного из традиционных положений диалектического учения диалектика понятий является своеобразной калькой (отражением) диалектики вещей. Как логическая теория диалектика закрепляет результаты познавательного процесса, обеспечь уе гносеологию методологическими средствами дальнейшего углубления и совершенствования. Устанавливая соответствие представлений о"естественный порядок", отражая мир взаимозависимостей, взаимообусловленности, взаимодействия емодоповнюваности в общих понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях, логическое диалектическое мышление способствует сознательному"конструированию желаемой действительности", стимулирует творческий инновационный характер человеческого познавательное мышлениео пізнавального мислення.

Разнообразные сюжеты бытия универсально связаны, по своему характеру они проявляют себя как законы

Законы - общие и существенные связи, действующих в различных сферах бытия

характерные признаки законов - необходимость, существенность, повторяемость, устойчивость, регулярность. В законе есть"постоянство, что сохраняется"(Г-В-Ф. Ге гель). Они являются"параметрами порядка","ограничивает уровень нь свободы","укрощают"нестабильность, случайность. В гносеологическом плане законы нередко отождествляются с аксиомами, принципами, обязательными правилами и предписаниями. Наряду с понятием"закон"в фи философских литературе нередко употребляется понятие"закономерность"- совокупность законов. Законы являются главным звеном в системе многообразных связей. При этом любой взаимосвязь обнаруживает в"участников этого союза"противоположные качества, взаимодействие которых обеспечивает подвижность и текучесть бытия. Эта концепция является одной из главных в диалектике. Умение видеть и понимать механизмы постоянного движения многообразий ных объектов, взаимодействие ("борьбу") противоречий, которая вызывает процесс развития, является источником эволюции,"революции","скачков", прогресса, совершенствования, а также регресса, упадка, разрушения, то есть бе зперервних изменений всего сущего. Все эти механизмы являются типичной, атрибутивным свойством диалектики как стиля мышления и как метода. Концепция развития (его понимание как необратимо качественного изменения) воплощает в со би представление о формах развития ("закрытые и открытые модели развития"), его проявления, движущие силы и противоречиясобі уявлення про форми розвитку ("закриті і відкриті моделі розвитку"), його прояви, рушійні сили і суперечності.

Главными концептами теории развития является учение о прогрессе - продвижение, движение вперед, который сопровождается нарастанием сложности, благоустройством и структурализации объекта, и регресс - деградация, разрушения ния, распад объекта, который завершается его гибелью, исчезновением. Гегель утверждал, что основой механизма противоречивого взаимодействия"всего со всем", что обеспечивает движение, есть три основных закона: закон еднос те и борьбы противоречий; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания. Они демонстрируют прежде противоречивый характер взаимосвязи противоположных сторон: едины во и борьба, количество и качество; отрицание (отвержение, лишение) и сохранение, преемственность. Вместе они логически выражают сущность процесса развития. Закон единства и борьбы противоречий р озкривае источник развития, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений выясняет механизм развития, закон отрицания отрицания определяет основные направления развитияпрями розвитку.

Действуя как отражение устоявшихся, повторяющихся, существенных связей предметов, явлений и процессов, универсальные законы диалектики состоят из узких по объему и конкретных по форме связей, т.е. ка атегорий диалектик.

. Категория (греч kategoria - признак, обвинения) - отражение в понятиях фундаментальных, существенных связей и отношений объективной действительности и познания

Содержание и функции категории были определены в трудах. Аристотеля,. Г-В-Ф. Гегеля, и. Канта. Понятие"категория"первым применил. Аристотель и предложил их классификацию. По. Аристотелю, одни категории позна ачають сущность вещей, другие - качество, количество, отношение, отдельные категории характеризуют действие или время, местню або час, місце.

Категории диалектики являются общими абстрактными формами мышления, отражением мира в понятиях. Категории"материя","время","пространство","движение"отражают общие свойства материального, социа ального, духовного миров. Такое общую природу имеют категории"причина"и"следствие","сущность"и"явление","форма"и"содержание","единичное"и"общее","необходимость"и"случайность" ни по форме, является порождением мысли людей, их умственных способностей, однако, объективны по содержанию, ибо отражают реальные связи между процессами, которые описывают,"схватывают"категорииюдей, їх розумових здібностей, однак, об'єктивні за змістом, бо відображають реальні зв'язки між процесами, які описують, "схоплюють" категорії.

Все категории диалектики разделяют на: (выражают сущность (субстанцию) вещей, явлений); соотносятся (отражают связи одних вещей и явлений с другими). К субстанциональных причисляют такие категории, как""материя","время","пространство","свойство","количество","качество","движение"и т.п.. К соотносительных-"отношения","отношение","становление","взаимодействие"," ость","антагонизм","антиномия"и т.п.. Такие определения называют парнополярнимы, в них проявляется природа диалектического мышления, которая устанавливает единство противоположностей. Диалектика вообще функционирует как совокупность полярных определений, отражается в"оппозиционных"категориях конечного и бесконечного, внутреннего и внешнего, сущностного и несущественного. Категории, научные понятия является языком каждой на уки их наличие позволяет воспринимать философию как научное знание. При этом каждый философское направление (материализм, идеализм, позитивизм, экзистенциализм, персонализм, постмодернизм и т.д.) использует как общие, так и собственные категории, определяет их содержание и субординацийілософський напрям (матеріалізм, ідеалізм, позитивізм, екзистенціалізм, персоналізм, постмодернізм тощо) використовує як загальні, так і власні категорії, визначає їх зміст і субординацію.

Некоторые категории заслуживают особого внимания, в частности, категория"борьба"По мнению. Гераклита, борьба (война) е"отцом всех вещей, отцом всего"По. Гегелю, борьба является сущностью и основой проц процесса диалектического движения:"То, что расходится, всегда совпадает"Эта категория была распространена в марксизме ("классовая борьба"). Как проявление объективных противоречий борьба имеет варианты: война, противоборства в, полемика, кросскультурные противоречия, конфликт. В современном сознании, теории и практике актуальна такая форма борьбы как конфликт (лат conflictus - столкновение) - столкновение интересов, мотивов, тэн денций субъектов общественной жизни. Это способствовало появлению научной дисциплины конфликтологии. Актуальной проблемой является также определение способов осуществления борьбы. Современная конфликтология владеет средствами т ак называемой ненасильственной борьбы, которых насчитывает более 200 форм: символическое протестов, социальный бойкот, отказ от экономического и политического сотрудничества, ненасильственное вмешательство тощго співробітництва, ненасильницьке втручання тощо.

К важным категорий философии также принадлежит категория"мера"- единство количественных и качественных определенности вещей, явлений и событий"Даже солнце не нарушит меру, иначе служанки богини судьбы -. Дике, йог го накажут"(Гераклит). Мера, сбалансированность, согласованность, гармония, оптимальность является проявлениями с существенной требования"сохранение порядка"в природе и в обществ" в природі і в суспільстві.

Философия утверждает наличие антиэнтропийных (греч in - в и trope - поворот, изменение), то есть таких, которые противодействуют стихийным, разрушительным в социальном плане силам, творчески конструктивных начал в жизни. Это ентральним понятием диалектики является категория"мера", а ее структурирующими аспектами - идеи возможности совершенствования, развития, взаимопонимания и взаимопомощи, общечеловеческой солидарностисолідарності.

Среди всех категорий диалектики в новой философии важное значение приобретает категория"случайность", ее актуальность объясняется повышенной динамичностью современной эпохи, наличием различных сценариев у будущего, усилением действия стихийных, непредсказуемых факторов эволюции общества (идеи"динамического социального хаоса","общества риска"и др.). Исследованию категории"случайность"способствует но. Уитни естествознание (квантовая механика, физика элементарных частиц, планетарная астрофизика, генная теория наследственности и т.д.), которая обосновывает идеи неравнозначности термодинамики, синергетические модели развития и функционирования природы и общества. Степень возможности случайных событий схватывается понятием"вероятность"Современное научное познание обнаруживает фундаментальную роль вероятностных представлений, оно док оринно изменило онтологический статус случайности, которую считают теперь существенным, конструктивным фактором процессов развития и самореализации. Речь, в частности, о вероятностную революцию в науке"Имовирнис во влияет на всю концептуальную структуру мышления"(Ю. Сачков). Идея случайности все полнее используется в обществоведении, особенно при выяснении тенденций массовых общественных движений или п римх рыночной экономики, а также в общественной прогнозировании. Р. Рорти, анализируя проблему случайности, отмечает, что именно она определяет"чистую случайность индивидуального существования", требует понимать и свободу"как признание случайности""Реабилитация"теоретического, эвристического (поискового) значение категории"случайность"("наука - враг случайности!",. К. Тимирязев), новое понимание ее соотношу ения с необходимостью является еще одним свидетельством того, что в теории диалектики имеются определенные инвариантные темы и положения. Ведь. Аристотель еще тысячи лет назад характеризовал диалектику как метод вероятного знает нні інваріантні теми і положення.. Адже. Арістотель ще тисячі років тому характеризував діалектику як метод вірогідного знання.

Диалектика - важный, но не единственный метод познания, не уникальна теория развития. Сильным ее оппонентом является метафизика

Метафизика (греч"Meta ta physika"- после физики) - противоположный диалектике способ и метод познания, который рассматривает предметы и явления вне их внутренней связью и развитием, а также не признает есть внутренних противоречий как источника самодвижениела саморуху.

По мнению. Гегеля, метафизика как метод недиалектичним способом мышления, ведь она игнорирует противоречия в явлениях. Явление, отмечает метафизика, меняется, но не теряет при этом свою сущность и власт тивости. Поэтому признаком изменения является увеличение или уменьшение определенного качества предмета. Именно это образует механизм развития, исключает прыжки, внезапные качественные преобразования. Классической метафизике как метода присуща ни также типичное восприятие вещей в их разрозненности, обособленности, определенное игнорирование моментов взаимосвязи и тождества исследуемых явлений. Этот метод имеет историческое оправдание, широко используемой ься в естественных науках. Однако в философском смысле он значительно беднее и ограниченный по сравнению с диалектикоктикою.

Кроме метафизики, существуют и другие, альтернативные диалектике методы познания и объяснения действительности. К ним относятся, в частности, софистика и эклектика

Софистика (греч) - особый тип мышления, способ рассуждения, цель которого - убедить в правильности (истинности) определенных утверждений (концепций, теорий, гипотез, суждений) без соблюдения требований логической аргументации, рационального обоснования выдвинутых тоз.

софистике присуща произвольность интерпретации (объяснение) реальных фактов, поэтому она может показаться правдоподобной

. Эклектика (греч - то, что выбирает) - способ рассуждения, при котором, сознательно или бессознательно, но безпринципово, сочетаются противоречивые, несовместимые взгляды, идеи, положения

эклектике как методу присущи произвольность, случайность объединения различных учений и концепций

В XX веке диалектика существенно изменила свое содержание. Если классическая диалектика была"позитивной", выходила из принципа единства противоположностей, обосновывала идею оптимизации, гармонии, согласованности противно остей, признавала поступательное движение (прогресс), то новейшая диалектика получила негативного характерго характеру.

Негативная диалектика - разновидность диалектического учения, в котором преувеличивается роль отрицания, утверждается несовместимость противоположностей, изменчивость понятий и явлений

Особое внимание сосредоточивается на проблемах радикального отрицания несовместимости противоположностей, тотальной критики существующего, неверия в прогрессивное продвижение. Немецкий философ. Теодор. Адорно (1903-1969) в книге"Негативная диалектика"(1966) выступил против идеи"тождества вещей", решительно возразил ее, предоставил диалектическом отрицанию нигилистического звучания, превратил его в орудие тотального крит ицизму всего сутньогцизму всього сутнього.

Одним из создателей современного варианта негативной,"трагической диалектики"является немецкий философ, автор книги"Дух и мир диалектики"(1929). Артур. Либерт (1878-1946). Его концепция знаменовала общий пер релом в философском мировоззрении эпохи обострения экономического и политического кризисов, предчувствие военных потрясений и переосмыслений смысла человеческого бытия. Центральным в диалектике. А. Либерта является положе ния о. Антиномическая (внутренне противоречивое) понимание"исторической жизни", о"вопиющие диссонансы и иррациональность исторической действительности"Эта мысль является ведущей в определении человеческого существования как"а бсурду визначенні людського існування як "абсурду".

Главным фактором возникновения нового типа диалектики, за. А. Либерти, стала трагическая действительность, типичными признаками которой является отсутствие однозначного понимания смысла жизни и культурного идеала"Трагическая диа. Диалектика. А. Либерта актуальная и найспивзвучниша нашей эпохе среди всех типов и разновидностей диалектики"(М. Булатов; (М.. Булатов).

Одной из разновидностей негативной диалектики, одной из современных форм диалектического теории является экзистенциальная диалектика, главной идеей которой является противоречие человеческого существования, внутренней жизни индивида а (бытия-в-мире), проблема конечного и бесконечного существования человека. В отличие от философов, исследовавших диалектику понятий (Г-В-Ф. Гегель) или диалектику вещей и процессов (К. Маркс), экзистенций алисты обратили внимание на диалектику человеческого существования (экзистенции), диалектику бытия-в-себе (реальное бытие) и бытие-для-себя (сознаниеість).

Сейчас философия занимается разработкой"нового образа"диалектики. Современная теория диалектики стремится по-новому интерпретировать диалектику становления, понять антиномии"текучести мира", объяснить хозяйствово на диалектику цивилизации XXI века, в частности диалектику общественных и индивидуальных интереседивідуальних інтересів.

Вместе со стремлением обновить, углубить диалектику, придать ей новый смысл наблюдается тенденция вообще отказаться от нее как устаревшего и догматического (постмодернизм)"Невозможно заставить современных сна философию говорить языком диалектики"(М. Фуко). Сторонники диалектического метода, пытаясь учесть критические замечания в его адрес, создают новые концепции диалектики, предлагают ее новый в браз, адекватный новому пониманию"логики вещей", процесса непрерывного углубления познания мирлиблення пізнання світу.

Диалектическое мышление необъятное. Его дополняют"новым дыханием"открытие природоведческой науки, в частности становления квантово-полевой картины мира. Новые версии диалектики является источником исследований глобализации ционных и антиглобалазацийних процессов. Методологическое значение теории диалектики прослеживается и в современной теории диалога (Диалогика). Проблематика диалога активно разрабатывалась. М. Бахтиным,. М. Бубером. Есть. Левинас. Немецкий философ. Г-Г. Гадамер, обосновывая значение диалога как способа понимания, в процессе которого происходит самоидентификация (самосознание, самоопределение) индивида и обществом ва, рассматривает его сквозь призму диалектики ("Диалог и диалектика", 1980). Важное практическое значение приобрела диалектика как искусство ведения беседы, во время которой обеспечивается"совместное"видения с п артнерамы по коммуникации (дискурс) актуальных для них проблем. Диалектика, как и философия, не потеряет своей актуальности, пока будет существовать человеческое обществ доти, доки існуватиме людське суспільство.