Учебники Онлайн


Філософські проблеми і суперечності туризму

Философский взгляд на феномен туризма обнаруживает в нем как положительные, так и отрицательные факторы. Как и любому социальному явлению, туризма присущи противоречия: между тенденцией демократизации общественно ого жизнь елитаризациею гостиничных, экскурсионных услуг, между глобализацией туристских связей и определенной отграниченностью отдельных регионов расположения туристских центров, между увеличением объема турис. ТСК потоков и ограниченностью зон туристских аттракторов (лат - привлекать, соблазнять) по их приему и т.д.. Одной из наиболее острых в теории и практике туризма является экологическая проблемема.

Признавая природный туризм и экотуризм ценными формами, особенно положительно влияют на человека, следует одновременно заботиться о защите и сохранении природной среды, которое состоит из экосистем и биологического разнообразия. Участники туристского процесса, особенно специалисты сферы туризма, должны согласовываться с определенными ограничениями на деятельность в зонах"проблемной"экологии - уязвимых природных местах и ??заповедниках. Однако человек, который путешествует, тоже должна понимать свою ответственность за сохранение природныхення природи.

Универсализация туризма вызывает девальвацию самобытных национальных культур. Насаждения стандартов массового туристского рынка, например,"магдональдськои кухни", системы"фаст-фуд"(быстрое питание ния), растворяют уникальные культурные образцы, предопределяет появление искусственных культурных артефактов, которые часто приобретают откровенно коммерческого или маскарадного, карнавального характеррнавального характеру.

Проблемной остается ситуация, когда доходы от туризма является едва ли не единственным источником существования жителей привлекательных для туристов мест. Это порождает их зависимость от погодных условий, неустойчивой конъюнктуры на рынка сельскохозяйственных продуктов, услуг, от хода политических событий тощо.

Количественное увеличение гостиниц и других предприятий инфраструктуры туризма не сопровождается повышением профессионального уровня их работников. Многие менеджеров туристской отрасли не имеют достаточных знаний и на авичок в организации гостеприимства. Поэтому в философии туризма важное значение приобретает праксиологическая составляющая - теоретическое моделирование развития туризма, разработки программ и генеральных планов его вд осконалення. По утверждению одного из ее основателей, польского философа. Тадеуша. Котарбинского (1886-1981), праксеология должна методологически, научно обосновать"грамматику действия"- логику организации труда. Философской основой праксеологии есть здравый прагматизм, теория взвешенного практического отношения к миру. Основные положения праксеологической философии (логика организации эффективного действия; создан ния условий для обеспечения плодотворной деятельности, ориентация на цивилизованную взаимодействие конкурентов, то есть"согласие несогласных") является предметом теоретико-методологического осмысления туризмологии праксеологической нал аштовани туристский менеджмент и маркетинг, технологические механизмы функционирования туризма (гостиничное хозяйство, страхование, транспорт, логистика (наука о перевозке грузов, устройств) служба сервиса, питания, информационное обеспечение и т.д.). Между чисто философскими и философско праксеологических проблемы нет непреходящей пределы, но учет особенностей теории и практики туризма есть в ажливим фактором развития туризмологии в т ч ее философской частейт. ч. її філософської частини.

Предметом философского осмысления являются особенности инновационного, креативного мышления и деятельности работников туристской сферы, проблемы"альтернативного"туризма. Его появление свидетельствует о том, что тради ицийний (массовый, стандартизированный) туризм для многих постепенно теряет свою привлекательность, а также о большом потенциале туризма, его способность приобретать инновационных форм, обогащаться новыми сми выслушать. Альтернатива всегда предполагает возможность выбора. Альтернативные претензии в туризме часто является вызовом таким качествам"нормативного"туризма, как массовость, стандартизация, гарантирована бы езпека, безусловный комфорт. Альтернатив вести-путешественники предпочитают экстремальные виды туризма, экзотическим формам развлечений, путешествиям малыми группами. Оригинальность услуг"нестандартного"туры зму обусловлена ??появлением в структуре"homo viator"новых интересов и желаot;homo viator" нових інтересів і бажань.

Создание инновационного туристского продукта, значительные изменения в социальном поведении людей, появление необычных форм путешествий, стремление удовлетворить любые потребности и запросы нередко связаны с попустительства ям аморальным, антисоциальным наклонностям случайно в"Глобальном этическом кодексе туризма"отмечается:"Эксплуатация человека во всех ее формах, особенно сексуальной и, в первую очередь, детей, противоречить ь основным целям туризма и в связи с этим, в соответствии с международным правом, должна активно преследоватьсяпереслідуватися...".

Это, в частности, привело к появлению таких видов"ризинового"туризма, как подводная (дайвинг), горный, спелеологический (туристские походы по пещерам), приключенческий (туры в экзотических природных резерваций)) тощацій) тощо.

Присущие туризму противоречия, негативные тенденции, явные и скрытые (латентные) угрозы также является объектом философской внимания. Поэтому планирование и внедрение масштабных туристских мероприятий, повседневно нна туристская практика должны осуществляться не только специалистами и экспертами отрасли, которые сосредоточивают основное внимание на денежных, материальных, статистических аспектах туризма, но и всеми организациями, уст а новые и предприятиями, которые причастны к туристской дели.

Туризм - многоаспектное явление. В его теоретическом философском осмыслении должны сочетаться элементы искусства, этики и эстетики и т.д."Философия туризма должна быть такой интересной и содержательной, как и и философия книги"(М. Попович). Развитие туризма является важным элементом общей стратегии социально-экономического и духовного развития страны, стратегии, призванной обеспечить устойчивое развитие обществ а. Поскольку концепция устойчивого развития касается не только экономического роста, социального прогресса и охраны окружающей среды, она имеет широкие гуманистический, нравственный и культурный измерения. Фил ософия туризма теоретически мотивирует социальные, моральные стремление туризма, утверждает его гуманистическую миссию - содействие духовному совершенствованию общества, развития личностиитку особистості.