Учебники Онлайн


1.6. Філософський світогляд

Философия является разновидностью духовной культуры, назначение которого состоит в том, чтобы рациональными средствами выработать мировоззрение - обобщенная система представлений и знаний об окружающем мире, на айсуттевиши характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Выяснение места человека во. Вселенной связано с построением"картины мира"как. Упорядк. Ован целостности, синтезирующий разнообразные знания о нем на основании определенной системообразующих идетальної ідеї.

С развитием человечества, прежде всего общественного материального и духовного производства, мифологические и религиозные формы мировоззренческого сознания перестали удовлетворять человека, его не устраивали ни фантастич ческая, наивно-эмпирическая картина мира, которую предлагает мифология, ни религиозное объяснение мира, основанное на признании существования высших сверхъестественных сил, божественной воли. Состоялся постепенный переход от до- философского к философскому мировоззрению. Обращенные к миру вопрос человека получили философского характерру.

. Философское мировоззрение - выше теоретический тип мировоззрения, который стремится понять мир в единстве его проявлений, представить общее, универсальное, рациональное (умственное) его осознание

Главная проблема философского мировоззрения - выяснение места человека в системе"человек - мир", ее назначение

Предыдущие мировоззренческие формы (мифология, религия) также содержали в себе элементы философского отношения к миру (речь идет о мифологии как"философию"первобытного человека). Но они уже не удовлетворяли дух ной потребности человечества в понимании глубинных сущностей и закономерностей мира природы, человека, человеческого мышления. В результате возникла потребность в таком мировосприятии и объяснении мира, которое древние греки назвали философским, т.е. мудрым. Возникновение философского познания мира обусловлено необходимостью поиска новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих и направляют человеческую деятельностьку діяльність.

Ответы на мировоззренческие запросы человек отныне искала не в древних примитивных верованиях (магия), не в преданиях заветов предков (мифология), не во вере в священный авторитет (религия), а в доказательствах и умозаключениях разума. Такой поиск основывается именно на глубинном, сущностном знании. Если магия и мифология ограничивались изображением чувственно-наглядных образов проявления природных и общественных сил, а религ ия объясняла их причину сверхъестественными факторами, то философия стремилась понять их сущность и объяснить аргументами уже не ощущения (мифология) или верования (религия), а ума (рационализмм).

Выяснение сущности вещей, поиск их метафизических, то есть сверхчувственных, принципов и первопричин - характерный признак философского мировоззрения. Знание этих первоначала древнегреческий философ. Аристотель ( (384-322 до н.э) называл"першофилософиею"или просто"мудростью"По мнению. Платона, который был учителем. Аристотеля, цель философской мудрости состоит в познании подлинно сущего, то есть идей, которые можно в достичь только умом. Философские, метафизические, т.е. сверхъестественные, первопричины и першосмислы сущностей бытия скрыты от человека. Философия призвана познать их в умоосяжний, теоретический способ, дать философское знание. Такое знание о першозасады бытия, по мнению античных мудрецов, является целью человеческой жизни, источником умственной наслаждения бы мышление было способно выявить в подвижных явлениях единственные, универ сальные первопринципа и першосмислы бытия и небытия, жизни и смерти, добра и зла, человеческий разум был бы полностью"доволен и счастлив", - как отмечал французский философ. Альбер. Камю (1913-1960)"В п оривнянни с таким счастьем миф о блаженстве показался бы жалкой подделкой. Ностальгия по. Единому, стремление к. Абсолюту отражает сущность человеческой драмыдо. Абсолюту відбиває сутність людської драми".

Задумываться над философскими проблемами (первоначала, сущность, единое, универсальное, мудрое, должное, благо) люди начали тысячелетия назад. Появление первых философских взглядов приходится на эпоху переход ду от патриархальных обществ, регулирования жизни которых осуществляла мифологическая традиционная сознание, в первых земледельческих и городских цивилизаций. С появлением и укреплением в человеческой культуре зачатков науки происходило становление рационального (разумного, обоснованного, целесообразного) знания, углубления процесса разделения труда (отделение умственного труда от физического), появление социальных групп народ ей, которые профессионально занимались умственной работой, что требовало теоретического, абстрактного мышления, постановки и решения философских проблемойем.

Исследованием философских проблем занимались ученые восточных стран -. Китая,. Индии,. Египта. Философствование древних восточных мудрецов сочеталось с мифическим, мифологическим, религиозным мировосприятием, нередко в осуществлялось в форме установок, моральных учений и т.д.. Для философских школ. Востока характерен традиционализм - оправдание существующих социальных ценностей, обычаев и т.п.. Ими подробно разрабатывались и о грунтовувалися идеи космологической природы сознания, принципы жизненной мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Своеобразным олицетворением восточной философии является, в частности, понятие давньокитай ской философии"Дао"(путь, закономерность). Зарождение представлений о. Дао достигает древних религиозных попыток объяснения мира (магии, шаманства). Однако только в концепциях. Лао-цзы (IV-III века до н.э) и других предс тавникив даосизма это понятие стали истолковывать как основополагающий принцип всего сущего, как первоначальную, всеобъемлющую основу, субстанциональное (лат substantia - сущность, несколько основополагающее) начало, общий закон бытия. Вселеннаязакон буття. Всесвіту.

В индуизме и индийской философии аналогичным духовным абсолютом, из которого возникает мир и все, что он в себе содержит, есть. Брахман - высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, безграничная сознательные ость, высшее блаженство. Брахман - это верховный бог, создатель. Вселенная - это"яйцо. Брахмана"Дао и. Брахман является результатом обоснования и использования иррациональных принципов построения философских учений, а также же принципамми принципами.

Другой тип философствования сложился в западной, европейской, культуре Античная философия, прежде всего древнегреческая, ориентировалась на логически-рационалистическую построение философского знания методологического с значение в этом плане получило понятие"Логос"- основа, закон, смысл, разум, необходимо. Считается, что первым или одним из первых понятие"философия"предложил греческий ученый, религиозный и политический ый деятель. Пифагор. Самосский (ок 570-500 до н.э). Философами он назвал людей высшей мудрости и"правильного"образа жизни. Термином"философия"Пифагор зафиксировал появление новой формы мировоззрения - филос офського, призванного не только объяснить мир, но и научить людей правильно к нему относиться. Его философские взгляды формировались под влиянием учения восточных мудрецов: он посещал. Египет (пробыл и м 22 года), имел беседы с магами и. Халдеев. Ознакомившись с"таинствами философии",. Пифагор начал обучать своих учеников, которых у него было более 300. Однако собственного целостного философского учения он не с произведения. Однак власного цілісного філософського вчення він не створив.

Философия как определенная система внутренне согласованных теоретических положений была создана греческим мыслителем. Платоном, учеником античного философа. Сократа (ок 470 - 399 до н э) и учителем. Аристотеля. Платон, по словам древнегреческого историка философии. Диогена. Лаэртского, создал диалектику (греч dialektike - искусство вести беседу) - искусство доказательств, соединив учения. Гераклита,. Пифагора и. Сократа п ро все, что воспринимается чувствами (Гераклит), умом (Пифагор) и в социальный (нравственный) способ (Сократ) есть. Платон первым из европейских ученых создал философию как теорию, которая объединила такие ск строю мировоззрения, как мировосприятие, миропонимание и отношение к миру. Это привело к образованию философии как целостной системы взглядов на мир и место человека в нем. Платоновский мировоззрение является типов им образцом ранней философской картины мира. По его учению, существуют два начала всего -. Бог и вещество (Бога он называл умом и причиной). Единый мир содержит огонь, воздух и землю и является одухотво реним. Душа (psyche) - бессмертная, способна переселяться в разные тела. Она включает следующие части: разумную (logisticion), помещенных в голове; чувственную (thymoce и Ides) - в сердце; похотливую (epithymeticon) - при п упку и печени. Заслуга. Платон а как философа заключается в обосновании долгосрочной перспективы развития философской мысли. Он заложил основу многих понятийных философских методов. Учение. Платона, которое впитало много натурфилософских моделей и трансформаций мифологических сюжетов, является первым в европейской культуре образцом целостной и системной философско-мировоззренческой концепцииядної концепції.

Работу по систематизации античной философии завершил. Аристотель - ученик. Платона. Ему принадлежит создание системы абстрактных понятий философии (категорий):"форма","материя","начало","цель","возможные ость","действительность"("логика"). Аристотель создал особое учение -"первую философию", то есть метафизику. Он, по словам. Гегеля, впервые делает философию научной, обосновывая умозрительность с помощью абстрактных понятий. Все философское знание. Аристотель разделял на теоретическое, или умозрительное, - знания для самого знания; практическое - знания для деятельности; поэтическое, творческое - знания для творчества. В бгрунтування теоретического мировоззрения европейскими мыслителями-классиками означало качественно новый этап в мировоззренческой культуре человечествкими мислителями-класиками означало якісно новий етап у світоглядній культурі людства.

В отличие от магически мифологической и религиозной мысли философия утверждает принципиально новый тип понимания мира. Логический анализ, обобщение, аргументированные доказательства в нем постепенно вытесняют образные ный дух мифологии, оставив ее в сфере художественного творчества. В философии мифологические сюжеты используются только как метафоры -"огонь. Прометея","пещера. Платона","путешествия. Одиссея","танталовые стра ожидание","ящик. Пандоры"и т.п.. Философия как рациональное мировоззрение преодолевает пределы обычной практического разума, ее взгляд ищет начало всех вещей, пониманию их сущности, желание и умение сдобу ваты истинное знание - истину. Любовь к истине и мудрости становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью, элементом духовной культур галуззю і вищою цінністю, елементом духовної культури.

Итак, магический мировоззрение представлял дорефлексивного (неосознанную) форму взгляда на мир, которая основывалась на чувствах, в которых доминировало опасения; мифологическое мировоззрение обеспечивал понимание мир ту средствами очеловечивания окружающей действительности (анимация) с помощью чувственно-наглядных образов, религия как мировоззрение выходила из положения о двойственности мира, веры в сверхъестественное начало всех начал (ид ея. Бога), формулировала свое понимание мира в символах, философия показала появление системы научно-теоретического объяснения мира с помощью логически выстроенных понятий - категории.