Учебники Онлайн


Гуманістичний сенс філософії освіти

Образование призвана воспитать осознание миссии"быть на земле человеком"В философском смысле назначение человека состоит в создании по законам разума, красоты и добра"собственного дома", в котором ей е уютно и интересно жить. Соответственно, философский смысл образования заключается в приобретении ею человекоцентрическую (гуманистического) значение. Гуманистическая направленными должны быть все образовательные дисциплины, и наиболее е человекотворческой нагрузка должна философия, прежде всего ее аксиологический (ценностный) раздел, а также философская теория человеческого существования - экзистенциализм. Гуманизм является квинтэссенцией образования на всех ее р ивнях и во всех формах. Образование не может не быть гуманистической. Это, однако, не касается антисоциальных способов подготовки и"воспитание"молодых людей, присущих уголовном и девиантного средымінальному і девіантному середовищам.

Признавая XXI в"веком образования",. ЮНЕСКО подчеркивает, что основой образования нынешних и грядущих поколений должна быть система гуманитарного воспитания, ориентированная на самоценность человека как уникальной ьности, на ее активистское, креативное, творчески цивилизационное отношение к жизни, разумность, соединенную с развитой культурой чувственности, на"практический разум"(сочетание соображений здравого ума ус уведомлением собственной ответственности и т.п.ідповідальності тощо).

Новейшая ("постсовременная") гуманистически ориентированное образование уже не воспринимается как альтернативная естественном, технологическом знанию или как дополнение к нему. В этом многие представители технических наук придерживаются иного мнения. Однако мировое образовательное опыт убедительно доказывает необходимость гуманизации системы социализации молодзації молоді.

В развитых европейских странах зоны действия. Болонского соглашения значительное внимание уделяют именно гуманитарном образовании. В учебных заведениях разных типов формируются навыки морально-демократического поведения, реф флективного (осмысленного) отношение как к своему. Я, так и достоинства, самоуважения других. Осознание собственной социальной и моральной ответственности, искусство практической философии (морали) особенно зн ачущи в системе гуманистической педагогики. Поэтому неуместными выглядят попытки некоторых постмодернистских теоретиков отказаться от употребления слов"гуманизм"и"мораль", аргументированные тем, что просветительское и проект гуманизма исторически не оправдал себя. Провозглашая воинственную позицию по гуманизма, отвергая такие"устаревшие", на их взгляд, гносеологические и этические категории, как"истина","долг","на должное", постмодернизм в своих крайних формах блокирует педагогику, принципиально исключает целенаправленное воздействие на сознание молодого человека, оставляет ее наедине со стихийными тенденциями общественного жит я, многие из которых сопровождается аморальными последствиями. Отрицание гуманизма оправдывает антигуманизм, теоретически санкционирует бесчеловечное, аморальное практикантигуманізм, теоретично санкціонує нелюдську, аморальну практику.

. Гуманная человек - это прежде всего нравственная личность. Поэтому в аксиологической системе образования и воспитания такие моральные ценности, как долг, ответственность, совесть, порядочность, справедливость, свобода, честь, правд долюбство, патриотизм, занимают приоритетные позицииї.

Особенно ценным приобретением философии является практическая философия - учение о морали и человеческий долг. Долгое время этическая проблематика в обществоведении воспринималась как второстепенная. Сейчас она выходит н на передний план в обществе, овладевает технологии прикладной (социальной) этики (деловой этики, юридической этики, этики менеджмента и т.д.). Социальная этика должна быть обязательным предметом профессиональной п идготовкы ученого, медика, архитектора, инженера, туроператора, социального работника, культуролога, психолога, военнослужащего етизации образования является насущной потребностью времени, определяющим условием подо одоления рецидивов технократического образа мышления, потребительского, разрушительного типа деятельности. Неуклонная внимание к проблемам социальной этики - одно из средств реализации социальной функции философии образованийсвіти.