Учебники Онлайн


Соціальна функція філософії освіти

Проблема социального приобретает все большее признание в обществоведении. Особенность социального подхода заключается в ориентации на"человеческое измерение"явлений, анализируемых, выяснении их ценностного и практическое значение для общества. Сочетание социального и морального - характерный признак гуманистики"третьего поколения"в ее современной интерпретации. Понимание значимости социального вектора образований и является важной опорой прав человека, демократии, устойчивого развития и миртійкого розвитку і миру.

Философия образования в своей социально-практической функции определяет главные ориентиры формирования современной социальной культуры, содержание всех форм, приоритетов и задач общественного и индивидуального сознания и их выяснения прежде требует учета особенностей общественного развития и дает образованию социальное знание (социальная философия). Это знание фиксирует наличие в общественной культуре мощного творческого потенциала, созданного средствами науки и техники. Этот фрагмент знания питает такие ценности, как социальный оптимизм, социальная надежда. Современное знание освещает угрозы, опасности, вызванные неразумным вы использованием научных и технико-технологических достижений, действием непредвиденных и неконтролируемых стихийных факторов, порождает настроения социального пессимизма. Образование призвана дать человеческому сообществу ур оки взвешенного пользования продуктивными возможностями цивилизации, научить его умению нейтрализовать или минимизировать угрозы, сопровождающие общественный прогресс. В этом аспекте особенно выделяются новейшие социально-философские концепции"общества риска","общества устойчивого развития","коэволюционного модели"развития тощволюційної моделі" поступу тощо.

Концепция"общества риска"отмечает, что неприятные неожиданности неизбежно моментом общественной, жизненной ситуации, порожденной нестабильностью, непредсказуемостью объективных процессов и под действий. Эта концепция предлагает модели поведения индивида при необходимости выбора в неопределенных, неожиданных, перманентно конфликтных условиях существования. В ситуации усиления рискованности социального развития в приобретает актуальность подготовка человека к встрече с нежелательным, обучение ее умению преодолевать с наименьшими потерями опасную полосу своей жизни. Осознание, восприятие риска, готовность к нему, под олання рискованной ситуации - необходимые качества адаптивной (лат - приспособление) культуры личности - умение жить и действовать в соответствии с объективными усло'єктивних умов.

Адаптивная культура как основа нормальной жизни личности не сводится к умению приспосабливаться к конкуренции, соперничества, конфронтации. Нравственные убеждения требуют от личности сопротивления н неблагоприятным тенденциям, избежания конформизма, пассивного приспособленчества т.д.. Научить этому призвана педагогика сопротивления - отрасль педагогики, которая опирается на философские, этические представления о чести и достоинство личности, умение"сохранить свое лицо"при любых обстоятельствах, преодолевать трудности. Педагогика сопротивления должна разъяснить, как человек способен влиять на события, прежде всего в микросреде, то бы то условиях своего непосредственного бытия (семья, общество, коллеги по работе и т.д.). Это означает, что адаптативного культура личности состоит и в способности менять жизнь к лучшему, что также питает оптим истични надежду. Оптимизм, как отмечал английский философ. Б. Рассел, означает не просто любовь к жизни, а прежде всего жизнестойкость, которая помогает человеку при любых неблагоприятных обстоятельствах быть реал. Истома, трезво мыслить, избегать красивых, но бесплодных фантазий, обманчивая обещаноудливих обіцянок.

Научить человека адаптативного культуры имеет школа. Своим потенциалом адаптивная культура способна не только обеспечить преодоление острых кризисов современности, но и устойчивое развитие общества - модель поступательного ного движения, при которой одно поколение достигает основных жизненных потребностей без лишения таких возможностей будущих поколений. Решающими факторами устойчивого развития является наука, образование, культура и моральнис во. Этот тип развития способна обеспечить только личность, которая может реализовывать как краткосрочные, конкретные, так и стратегические, перспективные задачиння.

зависимости от функционального содержания различают два вида образования:

1) поддерживающую, благодаря которой происходит передача, усвоение знаний и опыта прошлого, в т ч опыта преодоления общественных кризисов. Такие знания играют роль стабилизатора общественных событий;

2) развивающую, призванную производить инновационные знания, формировать способность к поиску новых алгоритмов развития, который не только бы не разрушал основ существования человеческой цивилизации, но и обеспечивал. Приск корне решения насущных потребностей человечества. Такие знания выполняют роль ускорителя общественного прогрессу.

Современную адаптивную культуру существенно обогащает"революционная модель"развития (концепция коэволюции). Согласно ей идея согласования всех факторов бытия человека (взаимодействие природных, социальных и культурное них систем) является залогом не существовании, а полноценной жизни человечества. Идея коэволюции как необходимое условие успешного действия в-цивилизационного механизма постепенно воплощается в школьные и вузовские учебных ни программьні програми.

Из таких концепций состоит новейшее знание, которое определяет основные векторы инновационного стиля мышления. Привитие такого мышления каждому субъекту образовательного процесса - одна из главных задач современных сной школы на всех ее звеньях. Философский взгляд на понятие"школа"значительно глубже и объемнее, чем традиционный. В широком смысле школа означает всю систему образования, обучения, приобретения опыта, дифере нцийовано представлена ??учебно-воспитательными заведениями, научными учреждениями (Патоновская школа электросварки, педагогическая школа. Сухомлинского, философско-антропологическая школа. Шинкарука), направлениям и в искусстве и литературе. Поэтому выражения"прощай, школа!","Типичное школярство"поверхностно, упрощенно отражают сущность школы как постоянно действующего института образования и жизни (школа жизни). Система высшего образования, кроме колледжей, институтов, университетов, охватывает такие высшие учебные заведения, как"Нормальная школа"(Франция),"Высшая школа экономики и политики"(Великобритания). Поэтому школа требует уважения она является не временным этапом жизни человека, а ее постоянным спутниковойимчасовим етапом життя людини, а її постійним супутником.

Инновационное, творческое мышление означает не только новый или новейший способ рассуждения, который по определенным критериям преобладает традиционный, ведь новое часто оказывается необычным лишь на первый взгляд. Далеко не всегда новое является лучшим. Философия с ее многовековым опытом мудрости, иммунитетом критической подозрения к модным, спешно сформулированных концепций и взглядов, настаивает на необходимости взвешенного, розсудлы ного культивирования и внедрение всего нового. Ведь термин"инновация"означает не столько от умения мыслить по-новому, как ориентировать на новое, применять его на практике. Цена воплощенных в жизнь ложных, су мнивних нововведений, проектов, осуществленных реформ иногда непомерно высока. То, что кажется неоспоримым новизной нередко гораздо хуже того, что есть или уже. Поэтому необходимыми элементами рационального инновационного мышления, которое формируется современными образовательными технологиями, должны быть глубокое профессиональное знание, диалогическая философская культура, предусматривает оценивание различных суждений, касающихся новой й проблемы, учета всех плодотворных размышлениялідних міркувань.

Существует мнение, что в век информатики"компьютерное мышление"приобретает свойства беспристрастного арбитра дискуссий по любым проблемам. Однако"незаинтересованность"электронного советчика - явление относительное, ведь программы для него составляют реальные люди (заангажированные заказчики). Кроме того, самый технический прибор, с его"искусственным интеллектом", запрограммированной логикой анализа различных вариантов, оста ься машиной, лишенной души, страстей, эмоций. Аналитики новейшей компьютерной революции отмечают деиндивидуализации человека, происходит под влиянием"искусственного интеллекта"Искусственный разум его электронной рациональностью обнаруживает и передает только информацию инвариантную собственной системе правил, вследствие чего происходит тиражирование анонимных (греч anonymos - безымянный), формально знеособ ленных логических структур. Мировые компьютеров, как замечает шведский ученый. Б. Геранзон, не свойственные смысловые измерения, присущие мастеру. Попадая в сферу искусственного разума, человеческий интеллект лишает ется"красок разнообразия", теряет интеллектуальные обертоны (особые оттенки), которые производит"скрытое","тихая","неявное"- интуитивное, ассоциативное,"случайное знание", которого требует новейшая. Некля асична наука. Философия образования должна предостеречь человека, который учится, как от недоверия к науке и ее новейших достижений (обскурантизм), так и от слепой веры в ее возможности (научный фанатизм). Диа логичность, толерантность, взвешенность - непременные признаки современной интеллигентной, морально ответственного человека-специалиста. Воспитывать ее - обязанность образованийнаки сучасної інтелігентної, морально відповідальної людини-фахівця.. Виховувати її - обов'язок освіти.

Инновационность в философско-педагогическом аспекте предусматривает введение в образовательный процесс качественно новых парадигмальных технологий, учебных моделей,"авангардистских"просветительских средств. В ди искусс о возможностях традиционных образовательных технологий обеспечить образование личности XXI в высказывают противоположные, часто взаимоисключающие мнения. Например, немало учителей откровенно критикуют традиц ийну,"наставляя"(профанного) педагогику. Многие студенты педвузов, для которых педагогика - предмет, обеспечивает профессиональную подготовку, откровенно признаются в своей нелюбви к ней как к"устаревшей"социально неэффективной дисциплины. Однако философско-образовательная мысль и практика, исследующие проблему соотношения традиционных и новейших педагогических систем, предостерегают от крайностей слишком запоп адливих борцов с традиционной образовательной культурой"Настоящее - пустое и бессмысленное, если оно резко отделяется от прошлого, - размышлял. К. Ясперс -. К чему я принадлежу, во имя чего живу - все это я вижу в зеркале истории"Поэтому, отдавая должное новейшей педагогике (педагогической антропологии, гуманистической педагогике, субъект-субъектной дидактике, педагогике сотрудничества, педагогике сам орозвитку), наделенному философским мышлением, педагог имеет творчески сочетать педагогическую классику и неопедагогику, используя их возможности не просто ради осовременивания образовательного пространства, но и дл я обогащения его социально и морально значимыми элементами настоящей"живой"культуры. Благодаря этому стратегическая задача философской педагогики (готовить личность современного типа) получит успешное решении которойвати особистість сучасного типу) отримає успішне розв'язання.

Философская антропология, социальная и общая психология немало сделали для расшифровки не только гена (совокупности генов) человеческой телесности, но и кода ее психики. Инициированная трудами. Фрейда и его в единомышленниками психоаналитическая педагогика как специальная отрасль педагогики делает свой вклад в изначальное философское задание:"Познай самого себя"А это открывает не всегда приятную информацию о себе например о наличии таких человеческих чувств, как злость, зависть, зависимость, высокомерие, агрессивность и т.д.. Для осознания этого нужны мужество, способность к диалектическому мышлению. Такие открытия о себе люди воспринимают по-разному. Однако без них не обойтись в воспитательной практике, которая при любых условиях призвана обеспечить формирование личности. В этом заключается главная цель философии образования и пе дагогикы"История образования есть история превращения человека в личность"(В кременьсобистість" (В.. Кремін).

Современная личность -"рыцарь многих качеств"Как моральный, ответственный, культурный общественный индивид она не просто отвечать за свои поступки, но и быть ответственным в широком социальном в смысле, т.е. быть достойным гражданином. Человек реализует свой статус гражданина в двух общественных плоскостях, представленных государством и гражданским обществом. Если в государственном пространстве ее поведение и права регламентируются, а ее законопослушность во многом принудительная, то в гражданской жизни деятельность личности свободная, непринужденная. Зрелая гражданская позиция, приверженность демократическим ц инность - одна из главных условий сохранения общественного согласия, преодоления конфликтов в политической и социальной жизни. Система гражданского образования призвана сформировать у молодежи осознания границы между демократией и анархией, свободой и произволом, без чего невозможно формирование демократической ментальности как важного условия интеграции в европейское сообщество. Своими специфическими средствами образование гармон изуе осознание национальной идентичности, чувство национального достоинства с уважением к общечеловеческим ценностям, потребностям мирового глобализационного процесса"Мыслить глобально, действовать локально"- эта максим а современной философской культурологии является важной потребностью и задачей философского осмысления назначения современной образованийпризначення сучасної освіти.