Учебники Онлайн


Українська філософія: генеза і розвиток

Проблематика украинской философии, начиная от ее истоков и до сегодняшнего дня, рассматривается или отдельно, после рассмотрения основных разновидностей мировой философии, или вписанной в контекст мировой философии ии как один из ее вариантов. Так, в контексте предфилософских (мифологического) мировоззрения рассматриваются мировоззренческие особенности украинской мифологии, а при освещении философии гуманизма рассмотрение ають взгляды украинских гуманистов и т д.

Оба подхода вполне правомерны. Для обеспечения системного рассмотрения возникновения и развития украинской философии как равноправного звена мирового историко-философского процесса целесообразно выделить осн новные его этапы:

1) появление мировоззренческих представлений"першоукраинцив", язычески-мифологической суток (канун украинской философии, V-IX вв);

2) формирование философских взглядов украинских мыслителей в период возникновения. Киевской. Руси (философско-теологические учения конца IX - начала XVI в);

3) начало собственно философской деятельности, связанной с возникновением научно-образовательных центров (братств, коллегий), становление профессиональной философии (XI в);

4) формирование самобытных философских концепций украинских мыслителей (классическая эпоха украинской философии, XVIII в);

5) современная академическая, профессионально-образовательная украинская философия (XIX-XXI вв)

При выяснении истоков украинской философии следует учитывать, что она формировалась под влиянием мировоззренческих предпочтений этнически неоднородных племен, много веков населяли украинские земли, - ски ифив, киммерийцев, ариев, сарматов, трипольцев т.д.. Многие обычаев этих народов усвоено украинской культурой. От скифов, в частности, берет начало традиция чествования гостей хлебом-солью, вышивать одежду н а плечах, рукавах и груди. От них происходит обряд побратимства. Скифская сообщество в дохристианские времена породила юного мыслителя царского рода. Анахарсиса. Скифского, о котором древнегреческие философы п исалы как о достойном славной когорты"семи мудрецов"Один из первых историков античной философии, грек. Диоген. Лаэртский писал о. Анахарсиса как о остроумного"наблюдателя народных обычаев", наводи в его сентенции относительно моральных оценок"надлежащей"и"ненадлежащего"поведения. Склонность скифского мудреца к красноречивым высказываний породила поговорку"Говорит, как скиф"Анахарсис, подобно. Геракл ита, высоко ценил меру («обуздывай язык чрево и уду"), обращал внимание на относительность качеств вещей (виноградная лоза имеет три грозди - наслаждения, опьянения и мерзости; язык человека одновременно хороший и по. Ганы). Анахарсис принадлежат интересные суждения относительно критерия истины, ее относительности. Каждый специалист, отмечает скифский мудрец, или"простак", обычный человек, который имеет собственную точку зрения, отличную е д другое. В этот период действовали скифские мыслители. Стратоник,. Скиф. Боспоренин,. Аббирис гипербореец, дефидіяли скіфські мислителі. Стратонік,. Скіф. Боспоренін,. Аббіріс. Гіпербореєць,. Дефіл.

Это является свидетельством того, что тысячелетняя история украинской философии достигает дохристианской эпохи, ее истоки можно проследить в языческих (языческих) ритуалах и обрядах, присущих магическом мировосприятия ийняттю наших предков. Со временем это мировосприятие получило мифологического характера. Одной из исторических достопримечательностей мифологической прошлого праукраинцев является"Велесова книга"Представленная в ней характеристика пр аукраинцив отражает типичные признаки языческого мировосприятия, является восточнославянским вариантом магического и мифологического типов мировоззрения. Его основными составляющими были культ природы, признание закон ов. Вселенной, обычное право (Ява,. Нава и. Права). Однако некоторые историки и археологи высказывают сомнения относительно достоверности"Велесовой книгиuot;Велесової книги".

праукраинцы контактировали с. Древней. Грецией, поскольку эллины (учредители европейской философии), начиная с VII века до н.э, основали в. Черноморье десятки городов-государств, через которые в Украине распространялись я первые философские знания. Древнегреческие историки (Тацит,. Диоген. Лаэртский) оставили много описаний и рассуждений о миросозерцания праукраинцынців.

Философские предпочтения первых Украинских развились во времена. Киевской. Руси - государства, в конце XI в объединила родственные племена украинского-русичей их мировоззренческие представления формировались под влияние вом мифологических традиций, которым были присущи языческие мотивы, а также особенностей географического положения наших предков - славянских племен. Приднепровья,. Причерноморья. Это было мировоззрение людей" лесостепи"(Л. Гумилев), который способствовал становлению барочной культуры (склонность к золотистых, голубых, белых тонов - цвета неба,. Солнца, цветущей земли, моря и рек). Мировоззренчески-философские угодным. Ання украинского формировались и под влиянием христианской религии, которая, начиная с 983 г, вытеснила языческие верования древних украинских словьяаїнських слов'ян.

Диалог древнеукраинской мифологии и эпоса с византийским христианством, которое культивировало идеи греческой философии, платонизм, сказался на формировании киеворусских ментальности и мировоззрение рекордного культуры. С XV в украинские ученые переводят зарубежных авторов, в частности книги философско-энциклопедического характера, среди которых немало греческих (например,"Аристотелю врата"). Близость Украины в государства и народов западноевропейской культуры существенно сказалась на философско-теоретических основах украинской мыслителей Украинская философия имеет много общего с философией греков и латинян. Многие известные украинских философов получали образование в европейских учебных заведениях Истоки украинской культуры восходят также. Византии (греческой колонии в. Северной. Турции), откуда пе рейнято образцы архитектуры, музыки, литературы и т.д.. В формировании украинской культуры, в т ч философской, является значительный вклад"восточного элемента"(О. Прицак) - доиндоевропейского, индоевропейского, ира ского т.д. Украинская философия в процессе своего становления и развития находилась в творческих контактах с философиями многих стран (Россия,. Польша,. Беларусь,. Германия,. Франция,. Чехия,. Грузия и др.,. Франція,. Чехія,. Грузія та ін.).

Становление и развитие философской мысли киеворусских суток происходило в пределах христианского вероучения,, что сказалось и на форме его изложения. В науковедческих украинских произведениях этого периода охотно е употребляются термины"философ","философствовать"("речь философа"перед князем. Владимиром в"Повести временных лет"имиром в "Повісті минулих літ").

Философским мировоззренческим значением полны"Слово о. Законе и. Благодати","Слово о полку. Игореве"и другие письменные произведения того времени, в которых отражены исторические и культурные качества украинства - обожн нювання земли, стремление к свободе, патриотизм и т.д.. В трудах философов и религиозных деятелей. Киевской. Руси начатые идеи, определившие магистральные направления философских исследований украинских вч ених. Так, в"Послании"известного церковного и политического деятеля XII в. Никифора, адресованном князю. Владимиру. Мономаху, человека он толковал как существо, которому присущи телесная и духовная субстанции, находятся в единстве и одновременно - постоянной борьбе душа в свою очередь, состоит из трех сил:"словесной"(ум, разум,. Логос - высшее начало),"злой"(чувства, страсти, эмоции - стихийная сила);"желание"(воля, стремление - целенаправленное действие). Эти соображения получили продолжение в учении. Сковороды о"двух натуры"и"три мираали продовження у вченні. Сковороди про "дві натури" і "три світи".

Один из древнейших украинских мыслителей (конец. ХП - начало XIII в) Даниил. Заточник в своем светском произведении"Слово", или"Моление", формулирует основополагающую для определения самобытности украинского фило ософии идею"философии сердца", определяя сердце как истинное. Я человека, выразитель ее самости. Эта идея приводит сущность украинского философского кордоцентризму (Г. Сковорода,. П. Юркевичнтризму (Г.. Сковорода,. П.. Юркевич).

Проблема человека, его внутреннего мира, духовности, которая освещалась прежде в морально-этическом и эстетическом планах, сформировала ось философско-антропологических исследований многих поколений укр ских философов, деятелей культуры и искусства, стала доминирующей. Благодаря этой особенности украинская философия нашла свое место в гуманистической философии. Возрождения Юрий. Дрогобыч (ок 1450-1494), Павел. Русин (1470 - 1517),. Станислав. Роксолан-Ореховский (1513-1566) и другие философы-гуманисты в борьбе с религиозной схоластикой средневековья отстаивали гуманистическую позицию, согласно которой каждая человек имеет самодостаточную ценность, смысл бытия состоит в том, чтобы жить на земле рассудительно, честно и благоговейножно.

конце XVI - начале XVII в в Украине возникли и развивались религиозно-образовательные учреждения - братства свою демократической деятельностью, прежде всего в области образования и просвещения, филантропической работой (арендовали и удерживали школы, госпитали для бедных) братства сделали светский, общенародный вклад в духовную культуру Украины. В братских ячейках были наработаны и плодотворные философские поло ния. Так, представитель. Киевского братства -. Кирилло-Транквилион. Ставровецкий (? -1646). В работе"Похвала мудрости"создал учение о четырех мира: 1) мир невидимых духовных сущностей 2) макрокосмос - мир видимых телесных вещей, в котором живет человек, 3) микрокосмос, то есть человек, 4) мир существование злых людей, их связи с дьяволом. Эта мысль была своеобразно развитая. Г. Сковородой в учении о"трех ми ты"В новейшей философии идея трех оснований (мира, человека, знания) отразилась в концепции"трех миров"К-Р. Поппер "трьох світів". К.-Р.. Поппера.

Важную роль в развитии философской культуры тогдашней Украины сыграла первая украинская высшая школа -. Острожская академия (основана ок 1576-1580 гг), где изучали семь"свободных наук"- грамматику, р риторику, диалектику (логику), арифметику, геометрию, физику и астрономию, их преподавание осуществлялось с ориентацией на философию как мудрость с поисками истины на пути мистического единения с. Богоання з. Богом.

Деятельность"братьев"способствовала основанию в 1615 р. Киево-Могилянской. Академии, где впервые в истории Украины философию начали преподавать отдельно от теологии, трактуя ее как систему дисциплин, призванных их найти истинную причину всех вещей, данных человеку. Богом. В лекциях профессоров академии (Г. Конисский,. Ф. Прокопович,. Г. Щербицкий) поднимались философские проблемы истины"И методов ее познания, раке онализму и эмпиризма, сознания и самосознания, материи и ее форм (движения, пространства и времени). Значительное внимание уделялось проблеме человека, выяснению смысла ее жизни -"жизнь в истине"(Даниил. Заточник) этическим (теоретическим и практическим) проблемам - блага, свободы, счастья, достоинства, свободи, щастя, гідності.

Дальнейшее развитие украинской философии связан с деятельностью питомца. Киево-Могилянской академии, философа. Г.. Сковороды, который начал классическую версию отечественного философского знания. Знаток ц латинского, греческого, древнееврейского и других иностранных языков, глубоко знаком с достижениями античной и мировой культур, поэт и музыкант, философ-путешественник (более 25 лет путешествовал). Г сковороды рода масштабно олицетворял это знаниення.

В его учении ярко проявился человекоцентристский вектор философских поисков украинских мыслителей. Науку о человеке и его счастье. Сковорода считал важнейшей из всех наук. В своих размышлениях он опирается ався на следующие основные христианско-мировоззренческие категории, как вера, надежда, любовь:"Сквозь любовь и веру человек познает себя"Характерным признаком его философии является диалектический взгляд на мир и мир человека: потусторонний и посюстороннего, духовный и телесный, две"человеческие натуры"(человек"внутренняя"и"внешняя"). К достижений мировой философии принадлежит категорический императив"украинского. Сократа", по которому к ритерием счастье есть"родственная"с человеком труд ("сродньий труд"). Даже определение философии. Сковорода предлагает, исходя из"человеческого духа":"Когда мысли спокойны, сердце мирное - то все светлое, счастливым е, желательно. Вот это философия"Всю многообразие мира он разделял на три мира: макрокосмос (Вселенная), микрокосмос (человек), символический мир (мир. Библии). Жизнь и творчество. Г.. Сковороды - блестящий зр азок отношение мудреца к человеческому миру страстей, соблазнов, иллюзий:"Мир ловил меня, но не поймал"В его личности ярко воплощен софийное дух философской культуры ("учить, как нужно жить"и"жить, как учил"особистості яскраво втілений софійний дух філософської культури ("вчити, як потрібно жити" і "жити, як учив").

Сковорода является одним из представителей оригинальной"философии сердца", основой которой было признание первенства духовного, нравственного начала в жизни человека:"Брось. Коперниковы сферы, глянь в сердечные пещеры"

Эта идея была разработана в философии русского богослова. Памфила. Юркевича (1826-1874). Истина, по. Юркевичем, открывается прежде глубоким сердцем, которое является носителем всех телесных сил человека, центром пи изнавальних действий души и нравственной жизни. По мнению. Юркевича, при таком подходе раскрывается человеческая индивидуальность, ведь рациональное мышление не способно выразить всю полноту духовной жизни. Задача решаемых мышления, возникают не воздействий внешнего мира, а с побуждений и непреодолимых требований сердца. Если ум обнаруживает общее в деятельности людей, то сердце является основой неповторимости и уникальности человеческой личности"в сердце человека-находится источник тех явлений, которые запечатлены особенностями, не вытекающие из одного общего понятия или закона"Разум (председатель), руководит, планирует, дирижирует, но сердце - порождает. Пафос деятельного нравственного духа, которым проникнуты философские убеждения. Юркевича, предопределяет его тяготение к сфере практической философии, преимущество в его творчестве этической, педагогически й и психологической проблематикчної проблематики.

Философия. Юркевича, как и философия. Сковороды, значительно опередила свое время. Идеи о духовном,"сердечное"сущность человека были должным образом оценены и развиты последующими поколениями философов-идеалистов, част рема. В. Соловьевым,. С. Булгаковым,. М. Бердяеву, и. Франко учениях. Франком.. Вчення

Сковороды и. Юркевича глубоко укоренившиеся в философско-политическую, культурно-художественную традицию Украины ее в романтически-символической, образно-поэтическом стиле воплощали в своих произведениях. Леся Украинской,. М. Г. Гоголь. Философия украинского духа с новой силой прозвучала в творчестве. Т. Шевченко, в поэзии которого приобрели новую силу стержневая для украинской культуры тема единства веры, надежды и любви, культ свободы и вольностиості.

Для философии Украины характерна также обостренное внимание к социальной и политической проблематики, оказалась на современном этапе эволюции украинской философской мысли. В произведениях. Михаила. Драгоманова (1 1841-1895),. Ивана. Франко (1856-1916),. Леси Украинский (1871-1913) поднимаются проблемы общественно-политического идеала, основанного на принципе философского многообразие мнений, освобождение человека -"в ичного революционера", носителя духа,"что тело рвет к бою", лиризма украинской души и драмы реализации. И. Франко увлекался античной философией (Сократом,. Антисфеном,. Платону), хорошо знал произведения. К анта,. Гегеля,. Шопенгауэра,. Гартмана,. Ницшегауера,. Гартмана,. Ніцше.

Заметные места в истории украинской философии, прежде всего в социальной и политической философиях, занимают такие мыслители, как. М. Драгоманов,. В. Липинский,. Д. Донцов,. Д. Чижевский, в произведениях которых доминуют во идеи национального самоопределения,"духа украинства", проблема ценностей, значимости национальной идетіональної ідеї.

Современная украинская философия, в частности ее развитие в годы независимости Украины, является логическим продолжением классической отечественной традиции. Эту плеяду украинских философов представляют. В. Юринец,. М волновой ный,. В. Винниченко,. П. Когинин,. В. Шинкарук, философы. Киевской школы, ученые. Харькова,. Львова,. Одессы,. Днепропетровска,. Запорожья, других городов Украины. Особую роль в философской жизни Украины играет ла университетская философия середины XIX - начала XX в, олицетворенная. О. Козловым,. Г. Челпанов,. М. Трубецким,. О. Гиляров,. В. Зеньковский. Зеньковським.

Профессиональная философия, сформировавшаяся в научных институтах, в частности в. Институте философии им. Г. С. Сковороды, на философских факультетах и ??соответствующих кафедрах вузов Украины, которые разрабатывают акта уальни проблемы философской науки во всех ее основных разделах - истории философии, прежде всего украинского, философии естествознания, социальной философии, логики и методологии научного знания, ети ки и эстетики и т.д., - органическая часть мировой философской культурури.