Учебники Онлайн


Неотомизм - религиозная философия

Религиозная мысль и связанная с ней философия принадлежат к традиционалистского, догматического типа мышления. Однако и в русле религиозной мысли рождались выдающиеся философские учения, которые значительно влияли на культуру человечества. Это и концепции. Августина,. Фомы. Аквинского, и идеи католических философов. Ж. Маритена,. Е. Жильсон,. Г. Марселя,. Тейяра де. Шар-дена, философа IVдаизмаїзму

М. Бубера, протестантских авторов. К. Варта,. П. Тиллиха,. Р. Нибу-ра в исламском мире широко известны имена. Джемели ад-Дина ал-Афгани, поэта и философа. Мухаммада. Икбала

Одним из направлений религиозной философии является неотомизм, сформировавшийся в 70-е годы XIX в под влиянием решений и. Ватикансь кого собора (1869-1879 гг). Неотомизм возрождает схоластическую систему философа XIII в т. Фомы. Аквинского. Возрождения томизма было провозглашено энциклики папы. Льва XIII в 1879 г. Сейчас неотомизм - официальное философское учение. Ватикантикану.

В неотомизме четко различаются два течения: одно из них -"суровый томизм"- претендует на сохранение неприкосновенности учение. Фомы, считая, что в нем содержатся ответы на все философские вопросы, вторая а - собственно неотомизм - придерживается лозунга"старое обогащается новым"Речь идет не о том, чтобы взять систему святого. Фомы и внести ее такой, как она есть, в поток современной религиозной мысли, а модернизировать его путем обращения к учению. Канта и других новейших школ западной мыслих шкіл західної думки.

время неотомизм получил большое распространение во всем мире, особенно в католических странах -. Италии,. Франции,. Испании,. Германии, странах. Латинской. Америки. Разработкой и пропагандой неотомизма занимается. А. Академия св. Фомы в. Ватикане, католический институт в. Париже,. Пуллахський институт близ. Мюнхена, институт. Нотр-Дам в. США и др.. Издаются журналы"томист"и"Божественный. Фома"Основные представители н еотомизму:редставники неотомізму: . Е. Жильсон,. Ж. Маритен,. А. Сертийянж (Франция), и. Бохеньский,. А демпфирование, и. Лотц,. К. Ранер,. М. Грабман,. И де. Фриз (Германия). Д. Мерсье,. А. Дондейн,. Л где. Рейма-Кер,. Ф. Ван. Стеенберген,. А. Сертилланж (Бельгия),. Ф. Оль-джати,. В. Падовани,. К. Фабро (Италия), а также профессиональный философ (Иоанн. Павел II), написавший книгу"Действующее лицо"

После II. Ватиканского собора (1962-1965), который взял курс на обновление ("аджорнаменто"), происходит ассимиляция инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, п персонализмрсоналізму.

Представители неотомизма выступают против разделения философии на два противоположных направления - материализм и идеализм. Свою доктрину они называют"реалистичной"на том основании, что она признает внешний мат материально мир как часть более широкого общего бытия (Бога). Материальный мир зависит не от сознания, а от абсолютного бытияютного буття.

Свою преданность томизма современные западные философы доказывают, когда говорят о предназначении философии. Согласно неотомистсь-кой концепцией, философия должна служить теологии. Высшая цель философских опыт ний - отстаивать несхибнисть христианского учения, истинность богословия. Если система знаний человечества - это пирамида, то теология находится на ее вершине, философия - посередине, а все остальные науки является ее основой. Итак, официальной религиозной философии присущ теоцентризм, т.е. концентрация всех идей о человеке, мир, всех этических проблем вокруг проблемы. Бога. Основное содержание неотомизма-догмы п ро существование. Бога, бессмертие души, свободы воли волі.

Неотомистська концепция бытия не монотеистическая, а дуалистическая. Она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытия и бытия конкретных вещей. Бытие само по себе - это чистое бытие (Бог). Неотомизм провозглашает сущ нияня аналогии между. Богом и его творением:. Создатель противоположный миру, но его творение позволяет судить о нем. Бытие. Бога приходится на основании созданных им вещей. В основе теории бытия лежат идеи креационизма о возникновении органического и неорганического мира вследствие акта"божественного творения"Отсюда следует, что материя не вечна, она второстепенна. Вопрос о том, что такое бытие, решается следующим образом:"быть значит быть созданным. Богом, быть значит быть в. Богеть бути в. Богові".

Гносеология неотомизма базируется на взглядах. Фомы. Акви-нского о наличии форм вещей в уме. Бога, их воплощение в конкретных вещах в мире, а также о существовании их в виде абстракций в словарь лекта

Неотомисты различают онтологическую и логическую истины. Первая-продукт соответствии. Кстати замысла. Бога. Логическая истина - результат познавательной деятельности человека

Каждый материальный объект может рассматриваться под разными углами зрения. Отсюда утверждение о возможности взаимодей-заполнения повседневного, научного, философского и реального видения одних и тех же вещей

Познание - процесс дематериализации содержания. Первым этапом познания считается чувственно-теоретическое освоения мира, когда естественные науки фиксируют феномены, а дальше философия природы, синтезирующая данные естественных наук. Вторая ступень - математика - знание о чистой количество, третья - метафизика

(универсальная философская теория бытия), что изучает бытие в целом. Теология есть единство познавательного и практического отношения к действительности. Итак, неотомисты различают три вида познания: чувственное - это пиз знания отдельного, теоретическое - познание общего и, наконец,, познания аналогии относящегося к абсолютного бытия и включает познания конечного сущего

Создатель противоположно миру, его творения позволяют судить о нем самом. Человек, познавая материальный мир, познает его создателя -. Бога. Человек создан"по образу и подобию"божественной лич стости. Природа человека двойственна (она имеет тело и душу). Человек - это единственный носитель духа в материальном мире. Дух появляется в результате акта творения. Бог создает каждую душу индивидуальшу індивідуально.

Многовековой конфликт между сторонниками науки и религии-следствие трагического недоразумения, которое возникло из-за сугубо личные, субъективные причины: во-первых,"нетерпимость"отдельных церковников, с одног го стороны, и"недипломатичность"некоторых ученых во взаимоотношениях с церковниками - с другой. Католическая церковь пересмотрела"Индекс запрещенных книг"и признала учение. Гали-лея,. Коперника и других, позволив в X X в пропагандировать йзволивши в XX ст. пропагувати їх.

Вторая причина - это недоразумения, связанные с аллегорическим характером содержания"святого письма"Текст священных книг нельзя толковать буквально. Оберегая акт творения мира. Богом, неотомисты говорят, что. Бог, открывая тайну творения, должен приспособиться к примитивному уровню сознания людей. Говоря о"дне"создания, следует иметь в виду миллиарды и миллионы лет, цели геологические эпохи, п ротягом которых рождался сви яких народжувався світ.

Неотомисты пытаются доказать, будто религия и наука не противоположные, а дополняют друг друга. Для этого они используют идею"гармонии веры и разума"Соединив философию. Ар-истотеля с католической тео ологиею,. Фома. Аквинский сумел избежать крайностей иррационалистичного отрицание научного знания в пользу веры, рационального их противопоставление как двух независимых друг от друга источников истиныерел істини (теория двойственной истины). Философские истины не могут противоречить истинам веры. Развивая идеи. Фомы, неотомисты утверждают, что ум свободен в своих рассуждениях, пока он не противоречит вере; наука не имеет права предъявлять и р решать мировоззренческие проблемы, это прерогатива верьи.

С момента создания душа создает субстанциональную единство человека. Единство души и тела существует только в земном бытии человека. Душа человека бессмертна. Неотомизм отстаивает права человека на бытие, на улучшение условий своей жизни, право на спасение души (выполнения религиозных обрядовів).

Человек должен не только ум, но и волю. Там, где нет свободы выбора, нет и морали. Основные норма морали - служения. Богу смысл человеческого существования - в служении. Богу. Учение о свободе воли связано с учением о теодицею. Если все в мире создано. Богом, всемогущим, всесильным, то почему в мире существует зло? ьому? и за то, что он даровал человеку свободу воли, можно только ему за это благодарить. Человек не умеет правильно распорядиться этим благоблагом.

Католицизм отходит от протестантской этики, где все люди ответственны за"першоридний"грех. Адама и. Евы, он утверждает, что каждый человек имеет свободу воли. Зло - это отхождение от сущего"Греховность"не вытекает с необходимостью из природы человека, которая предназначена. Богом творить добро

В неотомизме звучит призыв принимать мир таким, какой он есть, благодаря и возвеличивая. Бога. Но принимать мир таким, какой он есть, значит принимать его, включая и присущее ему зло, оценивая само зло как к благо. Только благодаря страданиям, путем принятия злой человек достигает утверждения, становится более совершенной, приближается к своему идеаллу.

Религиозной философии присущ провиденциализм (от лат ргоуисиеггсиа - предвидение, провидение), что характерно для понимания причин развития общества как проявления воли. Бога. Сущность общественного в жизни толкуется как борьба сил добра и зла. Общество - это"град земной"Неотомизм выступает за третий путь развития, критикуя как капиталистический индивидуализм, так и"марксистский коллективизм"Диалог церкви -"града. Божьего"и общества -"града земного"заключается в привнесении высших религиозных нравственных ценностей в культуру общества. Евангелизация рассматривается как решающее средство веришь ения противоречий, существующих в обществішення суперечностей, що існують у суспільстві.

Неотомизм не является сегодня единственной религиозной философией"Диалектическая теология"- господствующий направление современной протестантской теологии, возникшее в 20-х годах XX века под влиянием кьеркегоровское экзистенции ализмстенціалізму.

Основные представители этого направления. К. Барт,. Е. Брун-нер,. П. Тиллих,. Р. Нибур. Они выдвинули пессимистическую теорию"диалектической теологии", в центре которой - противоположность между. Богом и человеком, священной истори ией - и светскими деяниями, верой и реальным жизниреальним життям.

Для всех представителей этого направления характерны отказ от модернизма в религии и проповедь возвращения к ортодоксального учения. М. Лютера и. К. Кальвина (отсюда еще и другое название -"нооортодоксия") идея вечности кризиса человеческого бытия через нерешенность противоречия между абсурдным, лишенным смысла, греховным миром человека и. Богом (отсюда еще одно название направления -"теология кризиса") изображения человеческой жизни как узла постоянных противоречий, которые могут быть решены только через противопоставление, выбор по принципу"или"-"или"(отсюда - еще одно название -"диалектическая теология")

Исторический процесс - антигуманный, человек бессилен преобразовать общество, сама сущность человека - разорванная. Причиной этого является первородный грех человека, который отделил ее от. Бога, а также попытка в эпоху роду ния поставить в центре мира человеку.

Духовный кризис современного общества связана с греховностью людей, отрешенностью от добра и истины. Сущность человека разорвана между двумя сферами - социальной и служением. Богу. Человек может овладеть нау укою, покорить природу, усовершенствовать саму себя, улучшить политическую организацию общества, но все это не уменьшает ее разрыва с. Богом и не спасает ее. Социальная сфера отдаляет человека от. Бога. Человек получая успехи, начинает думать о своей автономности, о возможности перестроить свою жизньття. . Светская жизнь - греховное отдаляет человека от. Бога, толкает ее на"бунт против. Бога"

В основе философии"теологии кризиса"лежит протестантское учение о греховности человека, божественную предопределенность развития общества. Все изменения в обществе обусловлены. Богом, человек не может ничего ого изменить, ее судьба также определяется. Богом. Человек должен служить. Богу - в этом ее основное назначени призначення.

Саму религию представители"диалектической теологии"считают ошибочной, поскольку она пытается связать то, что не соединяется:"не наглядного"и"не вещного"Бога с наглядным и вещным миром человеческого др. нтелекту и представления. Религия толкуется каквлення.. Релігія тлумачиться як иллюзия благодаря которой человек в виде. Бога получает собственный мистифицированный образ. Однако, отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, диалектическая теология утверждает веру в. Бога, абсолютно трансце ендентним (от лат ггашсегсиеш - что выходит за пределы) относительно человечества. Бог"критическое отрицание"всего, судья, небытие мира. В основе такой концепции лежит идея. Кальвина о запредельную" величество. Божию"и учение. Лютера о. Боге как огненное море гнева, истребляет все человеческое. Именно в гневе. Бога диалектическая теология видит единственную возможность милости, любезности. Бога, а в его немислимости, невероятности - единственную возможность его мыслить. Человек может"найти отношение к. Богу"лишь на грани своего бытия, только в состоянии"знятости"Богом в диалектическом отрицании, что происходит через. Голгофуому запереченні, що відбувається через. Голгофу.

В 30-е годы XX века. К. Барт и. П. Тиллих стали предвестниками христианского сопротивления гитлеризма, а. Гогартен, наоборот, примкнул к пронацистской течения так называемых"немецких христиан"

Вообще, течение «диалектических теологов"оказалась достаточно разветвленной, плюралистической:. Бультман провозгласил"демиф-логизация" христианского учения,. Тиллих наметил возможности отказа от императива веры в. Бога,. Бруннер перешел к построению новой"естественной теологии", а. Нибур развернул критику теологического либерализма и соци иального оптимизм оптимізму.

Наиболее влиятельным современным религиозным учением также тейярдизм. Основатель христианского эволюционизма. Пьер. Тэй-Яр де. Шарден (1881-1955) - известный французский палеонтолог и антрополог, член ордена иезуитов

Тейяр де. Шарден стал на путь"вывода"основных принципов теологии из научных знаний, прежде геологии, палеонтологии, антропологии, переосмысление теологии в духе эволюции. Объяснение действительности он н пытается вывести из достижений конкретных наук. Задача философии - выработать правильное видение мира, в котором верно определенное место человека в космосе, намечены пути ее деятельности. Задача философии - показать, как человек привлекается к объективному процессу эволюции мирволюції світу.

В своих трудах"Гимн. Вселенной","Феномен человека"Тейяр де. Шарден пытается согласовать религиозное мировоззрение с достижениями современной науки. Его не устраивает томистська концепция постоянной картины мира, в которой нет развития. Он рассматривает действительность как развивающийся мир світ, що розвивається.

Главным в учении. Тейяра де. Шардена является учение об исключительности человека как сознательного продолжателя дела эволюции. Деятельность человека в процессе эволюции рассматривается не только как способ единения человека с с миром, а как выход за пределы своего «Я» для присоединения к. Христу. Человека с присущей ей духовностью, сложным миром сознания он рассматривал как заранее запланированный. Богом вывод эволюции космичног в целого. Поскольку. Бог разлит, растворенный в мире, то этот духовный первой-начало направляет развитие универсума. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира. Тейяр де. Шарди н использовал понятиевував поняття "энергия" которое он толкует как неотъемлемое свойство самой материи, одновременно выступает как духовная, движущая сила, задающий импульс эволюции космоса. Таким образом, психологический енергетизм французский теолог в использовал с целью обоснования божественного утечки космической"Эволюцияолюції.

Эволюция, по его мнению, является основой развития. Процесс космо-развития (космогенез) проходит три этапа: дожиттевий, жизнь, мысль. На первом этапе происходит эволюция химических элементов и галактик, возникает физико-химическую среду. На втором возникает биосфера, живые организмы (от простых до человека). На а третьем этапе происходит становление человека, формирование сферы духа (ноосфера), через которую возможен выход к"точке. Омега", надособистости, духовного центра,"универсума "універсуму".

"Точка. Омега" - духовная сила, которой определяется содержание, характер и направление эволюции"Точка. Омега"существует вне времени и пространства. Она - трансцендентная"Точка. Омега"- это центр наибольшей концентрации сознания, духов вна личность"Точка. Омега"выполняет роль космического еволюционизованого. Христа, значит это - персонифицированный универрум""Точка. Омега"как энергия, связанная с природой. По сути,. Бог разлит во всей приро ди (идея пантеизмасуті,. Бог розлитий у всій природі (ідея пантеїзму).

Категория деятельности является центральной в философии. Тейяра де. Шардена. Деятельность - это творчество. Он отстаивает творческое отношение к деятельности. Кризис современного общества это кризис человеческой деятельности"Понаджиття" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом. Христе

Вообще, философско-исторические взгляды. Тейяра де. Шардена имеют гуманистическую, христианско-либеральную направленность. Человечество, на его взгляд, движется в ходе истории, где взаимно растворены"град земной"", путем универсализации связей между странами и народами в состояние"большой монады"Мыслитель верил в силу союза христианства и гуманизма, которые призваны сплотить всех людей планеты, выдвинул идею по единения науки и мистики как панацею от всех бед современности-якого лиха сучасності.