Учебники Онлайн


Практика - критерий истины, основа и цель познания Виды практики

Одним из важных принципов теории познания является и то, что гносеология в отличие от агностицизма исходит из признания того, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, общественно-исторической пра актикою, являются достоверными знаниями, имеющими значение истины. Основа всего познания составляет практика. . Познание возникает на основе практики и для нужд практической деятельности человека. Только в процессе практического взаимодействия с внешним миром у людей складываются определенные представления и понятия о действительности, они начинают познавать ее, приобретают знания о ней. Разумеется, вне практикой и независимо от нее не может быть настоящего, научного познания миру.

Античные материалисты считали, что люди познают предметы и явления природы просто потому, что последние действуют на органы пассивного человека. Они не могли усвоить, что человек - не пассивная существо, а существо действующее, я которая изменяет природу и общество, что между человеком и природой существует взаимодействие, решающая роль в которой принадлежит человеческому труду, и в этой работе человек познает природу и ее законы. Правда, в трудах материалис тов можно было встретить понятие"опыт","практика", но в эти понятия вкладывалось совсем другое содержание, чем вкладывает современная философия. В них шла речь об эксперименте, оа про експеримент, про личный индивидуальный опыт философа. Гегель отводил практике важную роль в познании. Но в понимании. Гегеля практика значила не более деятельность идей, сознания есть. Гегель понимал практику только как духовную деятельность,"волевую деятельность идеи"

Субъективно-идеалистическая философия видела в практике только психологическую деятельность, обусловленная разумом, волей человека. Такое волюнтаристским точку зрения на практику проводили. Беркли,. Юм, и его по сути и повторяют много течений современного субъективного идеализма. Так, прагматистов. Джеймс сводил практику в"религиозного опыта", т.е. чисто духовной деятельности. Философский ревизионизм понимает под практи кой универсальное, свободное, творческое и самоусвидомлююче бытия человека как"родовой"существа, игнорируя при этом социальный характер практической деятельности и отождествляя ее с теоретической деятельностью теоретичною діяльністю.

Действительно, поскольку практическая деятельность имеет осознанный характер, то идеальная основа составляет ее необходимый момент. Между практикой и теорией существует внутреннее единство. Но это вовсе не означает, что теоретическая а деятельность является формой практики, причем следует отметить, что в диалектической взаимосвязи теории и практики приоритет принадлежит именно практической деятельности. При этом теория не сводится к простой реестр ции фактов действительности или ее теоретического комментирования. Она призвана опережать практику, выявлять объективные потребности и тенденции социального развитияитку.

. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целевозлагающей деятельность человека, имеющего своим содержанием усвоения и преобразования природных и социальных объектов и составляет общую основу, движущую силу развития у человеческого общества и познания.. Практика многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под практикой подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (как производство, так и другие виды деятельности, например, педагог логическому, художественную, административную и т.д.).

. Структура практики включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов, предмет, к которому направлена ??деятельность, средства, с помощью которых достигается цель и, наконец, результат деятельности

Практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет по озитивну качество непосредственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, которое осуществляется в соответствии с мыслью о ней. Именно в таком действии оказывается истинность мыслимки.

. Практика - это осознанная, целенаправленная, многогранная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, на приспособление природного и общественной среды к потребностям людей и общества в целом, есть практика это целенаправленная деятельность людей, которая ведет к преобразованиям объективного мир.

Общественно-историческая практика людей включает в себя множество форм и разновидностей. Важнейшие виды практической деятельности такие

-. Основным и исходным видом общественной жизни является прежде материально-производственная деятельность людей, связанная с созданием материальных благ для жизни людей. Именно в процессе материальной производственной пр рактикы человек познает предметы и явления объективного мира, его закономерности, отношения человека к природе. На основе этой практики разворачивается общественное бытие, есть реальный процесс жизни людей и в точуюча их общественное сознание. Но общественная практика не ограничивается только одной производственной стороной. К практике входят и другие виды общественной деятельностидіяльності.

-. Социальная деятельность, отношения между классами, нациями, государствами, деятельность государства, политических партий, движений, деятельность в области науки, искусства и т.д.

-. Научно-познавательная деятельность: к понятию практики входит также эксперимент (производственный, естественнонаучный и социальный)

-. До практики входит также деятельность людей в сфере семейного и бытового жизни, представляет собой определенную совокупность материальных и идеологических отношений. Практическая деятельность в сфере семейно-брачных отношений - хозяйственно-бытовая, по своему характеру принципиально не видризняеть ься от производственной деятельности. Воспитание же детей, организация отдыха подобные деятельности в сфере идеологических относиин.

В таком широком понимании практика и составляет основу всего процесса познания, выполняя огромное теоретико-познавательную и гносеологическую роль

Проблема практики в познании - это проблема взаимодействия субъекта и объекта. Как известно, от античности и до немецкой классической философии под субъектом понимали человека как особую природную существо, которому присущи сознание, способность осознавать себя, свою деятельность. При этом совершенно игнорировалась социальная сущность человека, его активная роль в преобразовании окружающего мира. Объектом познания выст упал весь материальный мир, существующий вне субъекта и его деятельностью и активно влияет на субъект. Поэтому связь между субъектом и объектом оказывался внешним, односторонним и сводился главным образом д в того, что субъект пассивно воспринимает объективный свисвіт.

В теории познания диалектического материализма субъектом познания выступает не просто человек как биологическое существо, но и как существо социальное, находящийся в определенных отношениях с другими людьми. Человек может бы быть субъектом только как член общества, включен в систему общественных относин.

. Общественный характер имеет не только субъект, но и объект, с которым на основе практики субъект взаимодействует. Субъект взаимодействует на каждой ступеньке своего развития не со всем объективным миром, а только с той его частью, которая так или иначе вовлекается в сферу деятельности общества на том или ином этапе пи познания. Например, электрон как объективная реальность стал известен еще во времена. Демокрита,. Ньютона,. Галилея, но он не был объектом познания человека. Это объяснялось степенью развития общества, опре начившы который можно определить который предмет природы станет объектом познавательной деятельности людией.

Таким образом, объектом познания на каждой исторической ступени развития общества выступает не вся материя, не вся объективная реальность, а только та ее часть, что находится во взаимодействии с субъектом в его практической деятельности. Точнее, объектом познания становятся только те явления природы, которые вовлекаются в сферу трудовой деятельностиі.

Итак, обязательным условием познания на основе практики выступают взаимодействия между субъектом и объектом. Решающим в этом эксперименте является объект, потому что он обусловливает возможности собственного изменения. Но реализация ц этой возможности осуществляется благодаря активной, преобразующей деятельности субъекта, т.е. в диалектическом взаимодействии субъекта и объекта. Активной стороной здесь выступает субъективногоєкт.

Какие же гносеологические функции практики?

-. Во-первых она связывает субъект познания, то есть человека с объектом с наличием того, что познается. Отношение человека к явлениям объективного мира не может быть понят, если не учитывать роль практики как своеобразной связующее звено между познавательной сознанием и и объектом познания. Истинное знание берет свое начало с непосредственной практики. Практика дает познанию возможность существования и обоснования его. В этом отношении практика выступает как як источник всех знаний. Прежде чем люди стали аргументировать, они действовали. Например, история медицины дает богатый материал, свидетельствующий о практической обусловленности важнейших медицинских знаний и навыков. Кстати, лекарственные пре епараты были получены людьми из разных продуктов питания. В результате многих"проб и ошибок"эмпирическим путем люди научились постепенно выделять не только питательные, но и лекарственные растительные продукты и вещества. Таким же путем было найдено дозировки лекарственных верських речовин.

-. Во-вторых, связь практики с процессом познания состоит в том, что само познание объективного мира обусловлено потребностями общественной практики людей. История науки, как и данные современного материализма, неопровержимо свидетельствуют о том, что все области человеческого знания возникли из практических потребностей общества. Например, астрономия возникла практической н необходимости определять успешное мореплавания людей, геометрия была рождена потребностью измерения земельных площадей, физика - из необходимости знать строение и свойства материи с целью практического овладения силами природы. Под влиянием практических потребностей и более глубокого познания явлений природы появились и возникают новые науки, новые разделы давно существующих наук (радиоэлектроника, квантовая физика, кибернетика биохимия, космонавтика и др.) не только естественные, но и общественные науки возникают и развиваются из потребностей практикктики.

-. В-третьих практика показывает человеку объект познания который выделяется из множества и разнообразия явлений окружающей действительности, познание которых становится исторической необходимостью. Практика предоставляет познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и т теоретической обработке. Практика формирует сам объект познавательной деятельности, определяет строение, содержание и направление его развитияку.

-. Кроме того, практика вооружает познания приборами, различным оборудованием и тем самым способствует успехам познания

Итак, именно практика является исходным пунктом и основой всего познания

Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, когда они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания является не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и и духовных потребностей общества и человека. Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивания. Знание опредмечуються не только в языковой форме, но и в произведениях материальной культуры. С переходом от абстрактного мышления к практике познавательный процесс не прерывается. Обнаруженные на практике минусы теории требуют дальнейших теоретических разработок, т.е. возникает необходимость ь в абстрактном мышлении, а чаще всего и в накоплении новых экспериментальных данных, что предполагает включение в познавательного процесса органов чувств. Так взаимодействуют теория и практика в условиях веришь альной роли последнейанньої.

. Практика выполняет в процессе познания важную роль, ведь практика:

- основа научного познания;

- исходный пункт познавательного процесса;

- движущая сила развития познания;

- критерий его истинности;

- конечная цель

Таким образом, познания - это процесс активного целенаправленного отражение материального мира в сознании человека. Это отображение есть сложный процесс движения человеческого познания от незнания к знанию, от неточного знания к зн ния более полного и точного. Основа теории познания составляет признания существования объективного мира и отражения его в мозгу человека. Познание возникает благодаря воздействию на человека природы и явлений общ ильного жизни. Исходным пунктом и основой всего процесса познания является практика - критерий истинытини.