Учебники Онлайн


Тема 23 Духовная сфера общества

1 Духовное, его место и роль в жизни

Духовная сфера общества достаточно многогранна. К ней относят весь мир идеального: совокупность различных знаний, идей, идеалы, принципы, типы мировоззрения, искусства, образование, воспитание, их отражений ния в сознании и поведении людей, различные отношения, учреждения (музеи, театры, галереи и другие организации, институты и институты) тощо.

Эта сфера возвышается над экономическим и социально-политической жизнью, достаточно удаленной от материальной жизни и несет его влияния в опосредованном виде. Несколько ближе ее связь с политическими я явлениями и процессами. Она имеет относительную самостоятельность, в ней постоянно проявляется творческий потенциал духа, общественного сознания, зокрема.

Если духовное рассматривается с точки зрения его содержания, особенностей, наличия в нем внутренних процессов, тогда употребляют понятие"общественное сознание", которое не сводится к сумме сознаний отдельных люд дей, а включает лишь черты, которые являются общими и характерными для людей определенных групп или всего общества. Эти черты формируются под влиянием условий жизни и деятельности людей, а также социальных и информационных п роцесив, роль которых возрастаетких зростає.

Общественное сознание имеет свое содержание, структуру, закономерности функционирования и развития. По своему содержанию она является отражением общественного бытия. Как и сознание в целом, выражает определенное отношение к действиям йсности, социальных потребностей и интересов. Осознание последних способствует спрямовуванню деятельности людей на достижение поставленных целейлей.

Общественное сознание делится

За субъектами выражения на: индивидуальную; коллективной (групповой); классовую; национальную; всего общества

По формационной признакам: первобытнообщинная сознание; рабовладельческая сознание; феодальная сознание; капиталистическая сознание; социалистическое сознание;

По цивилизационным подходом: сознание цивилизаций. Майя; сознание. Цивилизаций ацтеков; сознание цивилизаций инков; сознание древнегреческой цивилизации; сознание древнеримской цивилизации и и др.;

По историческим эпохам: сознание эпохи. Возрождения; сознание эпохи. Реставрации; сознание эпохи. Просвещения; сознание эпохи. Нового времени и т.д.

Духовная жизнь включает в себя и духовное производство, охватывает собой всю многогранную деятельность людей по производству, распределению, обмена, потребления и хранения духовных ценностей (идей, представлений,. Научно вых знаний, идеалов и т.п.), осуществляемых с помощью определенных социальных институтов. Сюда относят образование, идейное, нравственное, религиозное, эстетическое, правовое воспитание. Некоторые из философов относит сюда дух т а др., вкладывая в это разный смысл, а также различные формы, средства привлечения людей к духовной культуре, которые функционируют во взаимосвязи с другими видами общественного производства, представляют собой проц эс формирования и удовлетворения духовных потребностей и производства общественного сознаниясті.

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что общественное бытие определяет общественное сознание. Однако не абсолютизирует этого, поскольку общественное сознание имеет свою относительную самостоятельность, и поэтому в может осуществлять обратное влияние на него. Абсолютизация общественного бытия или общественного сознания не оправдана еще и потому, что жизнедеятельность человечества является достаточно сложным и противоречивым процессом еднос те материального и духовного (идеального). Будучи относительно самостоятельными, они взаимно дополняют друг друга. Поэтому общественное сознание не только отражает мир, но и творит его, осуществляя опережающего, прогностическую функцию по общественным бытиемуття.

Ее роль проявляется в социальной активности. Теории, идеи и др., отражая интересы людей, воплощаются в практику. Регулятивный характер общественного сознания проявляется и в ее целенаправленном в влиянии на общественную практику путем мобилизации духовной энергии людей. Это, в свою очередь, создает условия для функционирования общественного сознания как социально-преобразующей силы, влияет на активно-твор чу деятельность людей, формирует мировоззрение и идеалы. Поэтому развитие общественного сознания должна рассматриваться как важное условие осуществления многоплановых задач, и как важный фактор прогрессгресу.

Однако формирование и обогащение общественного сознания является не только целью, но и предпосылкой осуществления многогранных задач, поиском путей разрешения противоречий общественного развития. Если идеи оволодивают во массами, становятся материальной силой, то они выступают движущей силой общественного прогресса. А ценности общественного сознания, их формирования и функционирования становятся инструментами регулирования общественно го развитияку.

Общественная, коллективная (групповая) и индивидуальное сознание всегда находятся в диалектическом единстве, поскольку у них общий объект отражения (бытие людей), хотя и они не тождественны. Индивидуальная св ведомость конкретная, многогранна, включает в себя особенности, которые формируются спецификой ее бытия. Характерно и то, что она включает в себя не только знания, но и отношение к бытию, деятельности и нее жеої.

Относительно общественного сознания, то она составляет не просто сумму индивидуальных сознаний, а что-то другое по сравнению с индивидуальным сознанием. Она отражает мир глубже и полнее, однако абстрагируется е ид конкретных свойств, вбирая в себя существенное. Этим она как возвышается над индивидуальным сознанием. И все же индивидуальное сознание с ее многогранностью, что составляет сущность духовности и личности, достаточно важным условием формирования ценностей духовной культурури.

Следует сказать и о личной духовной жизни, основу которого составляет его духовный мир (духовные ценности, мировоззренческие ориентации и т.п.). Однако он тоже невозможен вне духовной жизнью общества

Общественное сознание проявляется в двух ипостасях: в от-вычислительной и активно-творческой. Она отражает общественное бытие только при условии его одновременного активно-творческого преобразования. Функция опережая джувального отражения сознания лучше всего реализуется в ее отношении к общественной жизни, постоянно прогрессирует время идеи все больше опережают существующий состояние развития общества и перетворюют ь йогого.

Так, общественное сознание может открывать, оценивать общественное бытие, его содержание, прогнозировать и через практическую деятельность людей преобразовывать его

Однако, при определенных условиях общественное сознание способна выполнять и роль деструктивной силы, тормозить общественное развитие. Это зависит от того, насколько те или иные идеи адекватные национальным и общем нолюдським ценностям, насколько могут раскрыть духовный потенциал личности. Любые реформы, изменения не подкреплены общественным сознанием, не могут дать ожидаемых результатеів.

Общество всегда выступает как материальная реальность, а общественное сознание, будучи духовной реальностью, тоже выступает составляющей общественного бытия, поскольку является данностью сознания каждого индивида. И вс это же общественное бытие и общественное сознание отличные и относительно самостоятельные. Если на первых этапах развития человечества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то позже этот проце с стал опосередкованишим (через государство, политику и т.д.), а влияние сознания на бытие набрал непосредственного характерру.

Идеи, теории не возникают на пустом месте, а формируются, развиваются на основе духовной культуры прошлого и непрерывного развития человечества. Носителями общественного сознания являются социальные группы, сообщества,, конкретные личности и др.. То есть она способна существовать только в индивидуальном (через индивидуальное сознание), а последняя является духовным миром каждой личноститі.

Развитие общественных отношений всегда обусловливало рост роли их субъектов в дальнейшем обогащении духовной жизни общества. Поэтому исследование этой проблемы объясняется еще и осуществлением разработок н нетрадиционных подходов к путям их решения (возрождение национального в культуре и духовности, его сближение с общечеловеческим на основе постоянной интеграции общественной жизни, необходимостью становления новой духовности, нового менталитета людей, культуры, мышления, сознания; становление новых путей формирования, воспитания людей, которые по-новому могли реализовывать духовный потенциал ос обистости; переосмыслить классические парадигмы духовной жизни)1.

Главная задача заключается в том, чтобы создать необходимые условия для надлежащего освоения человеком всего потенциала национальной и мировой духовности и культуры. Важно создать и необходимые условия дл ля всесторонней саморезлизации духовно-культурных ценностей и собственных сущностных сил.

Каково же соотношение между общественной и индивидуальной сознаниями? м зарождению, функционированию, характера бытия и исторической миссии) явление. Это атрибут общества. Она сопоставима с общественным бытием и реализуется в системе"человек - деятельность - общение - обще льства - история - язык - культура", находится в развитии, постоянном приобщении все новых индивидов к шедеврам историеврів історії.

Вне человечеством индивид не мог бы (не может) мыслить по-человечески. Когда в условиях общественной жизни (общение) люди учатся познавать мир, они с помощью языка и высказывают свои идеи, что выводит их и индивидуальное сознание на уровень общественного бытия. Индивид и его сознание конечные во всем, а в системе общества (в пределах. Существование человечества) набирают бессмертие. Общественное сознание, которая в кон цевой счета производится мозгом индивида, теперь включена (включается) в контекст социального бытия и в течение жизни влияет на индивидіда.

Любое сознание нельзя вывести только по отражению объектов есть только отношение"субъект - объект"не может породить сознание. Для этого субъект должен быть включенным в сложную систему (сплошь ьне жизни). Все, кто приходит в этот мир, должны следовать духовную культуру, чтобы получить человеческую сущность и научиться мыслить по-человечески. В ходе этого люди вступают в диалог с общественным сознанием, щ в противостоит им объективно. Для того, чтобы ее изменить, сначала следует ее освоитьслід її освоїти.

Это не означает, что общественное сознание превращается в безличное царство абстракций, независимых от человека и влияющих на нее своей глобальностью. Общественное сознание надличностных, а не позаособис стисна. В ней все выкристаллизованной человеком. Эта авторская индивидуальность идеи может быть"снята"обществом. Тогда она поступает в распоряжение личности в надличной форме, хотя и само содержание ид еи остается"человеческимься "людським".

Как видим, общественное сознание - это не сумма индивидуальных сознаний, а качественно новая объективно идеальная действительность. С ее требованиями и волей имеет считаться индивид. Однако общественное сознание не противостою оить индивидуальности как внешняя механическая сила. Каждая личность по-разному реагирует на нее и впитывает ее. Однако каждая индивидуальное сознание имеет и свои собственные источники развития, а поэтому несмотря на единство, всеохватность человеческой культуры, каждая личность уникальна. Поэтому носителями сознания могут быть индивид, социальная группа и общество в целом. Непонимание этого приводит к догматизму или во люнтаризмаризму.

Итак, отражая объективную природу и имманентные законы развития, общественное сознание стимулирует (или тормозит) общественный процесс. Она влияет на бытие в целом, обнаруживает смысл эволюции и предполагает его перспективы. Этим она отличается от субъективной (индивидуального сознания), которая ограничена отдельным человеком. Власть общественного сознания над индивидом заключается в принятии им форм духовного осв оення действительности, сложившиеся исторически и с помощью которых происходит производство духовных ценностей и смыслового содержания, накопило человечество и вне которого невозможно становление личностисті.

Общественное сознание возможно изучать, лишь с внутренней стороны и в процессе деятельности. Что не является абсолютным. Принято условно делить ее по"вертикали"(на уровне) и по"горизонтали"(на формы)