Учебники Онлайн


3 экзистенциально-антропологическая философия

Если позитивистского направления главными являются теоретико-познавательные и методологические проблемы, то для экзистенциально-антропологического центральной является проблема человека - его сущности и существования, бытия в с мире, возможностей и перспектив, свободы и ответственности. На это указывает само название направления: экзистенция (лат extentia)-существования, антропос (греч antropos) - человек. Ему свойственна более или менее вираж ена иррационалистична тенденция, потому сторонники считают, будто специфика человеческого бытия не может быть постигнута и выраженная научно-рационалистическими средствами. Отсюда - характерный связь (особенно для экзистенциализма) скорее с искусством, нежели с научным мышленияенням.

Идейными предшественниками экзистенциализма ("философы существования") были датский философ и теолог. С. Кье ркегор (1813 - 1855 гг), представители"философии жизни"(ФНицше,. ВДильтей,. ГЗиммель и. АБергсон), за асновник феноменологии. ЕГуссерль. Среди более отдаленных предтеч можно назвать раннехристианского богослова и философа. Августина, а также французского мыслителя. БПаскаля. Но в основном екзистен циализм был порождением сложного и трагического XX века - с его острыми противоречиями и конфликтами, катастрофическими войнами, широкомасштабным насилием над людьми, безудержным научно-техническим прог ресом, который оказался не только благом, но и источником больших опасностей. Две большие"волны"экзистенциализма, в одной из которых известную роль сыграли немцы (М Xайдеггер,. К. Ясперс), а во второй-французы (Ж-П. Сартр,. А. Камю,. Г. Марсель), не случайно связаны с катастрофическими событиями века - мировыми войнамтрофічними подіями століття - світовими війнами.

благодушно вера многих людей"классического", относительно"спокойной"буржуазного общества и его идеологов в"мировой разум"и разумный смысл истории, в прогресс, в традиционные нравственные ценности была подорвана кровавой бойней первой мировой войны 1914 - 1918рр. Одним из социально-психологических ее последствий было распространение среди определенных слоев населения цинично диляцького отношение к жизни, презирс тво к моральным нормам и запретов, требованиям человечности. Вторым выражением тогдашних настроений был экзистенциализм с его радикальным разочарованием в истории, поисками человеком опоры в глубинах собственной лич ти в глибинах власної особистості.

Гораздо страшнее была вторая мировая война, развязанная гитлеровской террористической диктатурой. Она унесла жизни десятков миллионов людей и сопровождалась геноцидом - массовым уничтожением цил бедствий этнических групп, прежде всего, европейского еврейства. Во многих честных людей, преимущественно из буржуазного и мелкобуржуазного среды, интеллигенции в условиях гитлеровской оккупации сложилось убеждение я, что мириться с торжеством грубого насилия, варварства, жестокости недопустимо, против него необходимо бороться, хотя эта борьба по сути бесперспективное. Экзистенциализм, который идеологически оформил этот умонастроение, довел его до крайней парадокса: именно такая трагическая ситуация проявила свою необъятность и абсолютность человеческой свободы - свободу выбора позиции, линии поведения вопреки силе внешние х обстановкивин.

Но дело было не только в катастрофических событиях

Распространение бюрократических методов управления и разрастание соответствующих государственных и надгосударственных форм и структур, негативная сторона последствий научно-технического прогресса, разработка"техники", манипулирования ния человеческим поведением со стороны определенных политических и социальных сил как в"демократических", так и в"тоталитарных"обществах, использование могучей силы современных средств массовой информации для воздействия н а сознание, тенденции стандартизации людей, превращение их в своеобразные"винтики", навязывание определенных стереотипов, потребностей и потребления, мыслей и поступков, всего"образа жизни"и, как следствие, озна ки"кризиса человека","кризиса личности"Чувство протеста против этих явлений и тенденций, соединенное с неверием в перспективы общественного прогресса, создало ту социально-психологическую атмосферу, в которой сложился и приобрел популярность (преимущественно в кругах европейской интеллигенции) экзистенциализм, типичная"философия кризисаах європейської інтелігенції) екзистенціалізм, типова "філософія кризи".

Экзистенциализм поставил себе цель вернуть человека к самому себе, восстановить"подлинность"человеческого существования, его интимную"самость"(от слова"сам"). При этом черты личности были абстрагированы и от объективных условий, общественных условий, вне которых, собственно, человеческое"Я"не существуети, власне, людське "Я" не існує.

Понятие"экзистенция"("существование") в. Хайдегтера -"Dasein"("наличное бытие","здесь-бытие") не выражает каких-либо объективных характеристик человека. Оно выражает, для-себя-бытие"- переживание человеком своего настоящего, индивидуального, единственного и неповторимого, одинокого, временного и временного, конечного, обреченного на смерть существованиитимчасового, скінченого, приреченого на смерть існування.

Поскольку в центре экзистенциалистские философствования находится субъект, личность,"Я"- его можно назвать разновидностью субъективного идеализма. Но в отличие от"классических"форм этого направления с субъект в экзистенциализме является субъектом не познания, деятельности, творчества, а прежде всего субъектом переживаниясуб'єктом переживання.

Радикальное разочарования в истории выразилось в том, что конкретно-исторические обстоятельства жизни человека рассматриваются не как совокупность факторов, которые формируют личность, не как объект познания и поле деятель ьность, а лишь как"судьба"Человек"заброшена"в этот чужой, абсурдный мир, который нельзя изменить, но в котором можно и нужно сохранить мужественную верность самому себе и который как судьбу можно только внутренне"пе ремогты"Так экзистенциализм в иных исторических условиях возродил некоторые установки древнего стоицизма, но в сугубо иррационалистической, пессимистическом и эмоционально напряженном вариант і емоційно напруженому варіанті.

Исследование"онтологической структуры"человеческого бытия, при котором применяется метод гуссерливськои феноменологии (рассмотрение феноменов сознания, освобождения от всего эмпирического), приводит к вопр ления исходных, первоначальных определений ("екзистенциалив"), которые, по сути, является эмоционально-психологическими состояниями:"забота","тревога","страх"и проч их корни - в временности существования. Понятие времени в е кзистенциализми очень существенно. Немецкий экзистенциализм заявил о себе трудом. МХайдеггера"Бытие и время"(1927 г). Экзистенциальный время - это не внешний, объективный (математический, физический, космич ий) время, это время, переживаемое, это время, направлен от рождения до смертас, що переживається, це час, спрямований від народження до смерті.

Человек как временное бытие ориентирована на будущее, она себя свободно определяет, является проектом самого себя ее сущность не"передзадана", а самим человеком избирается и создается ("существование предшествует сущности"- один из тезисов этой философии), но в будущем у него есть одна абсолютно достоверная, неотвратимая, неизбежная перспектива - это смерть. По выражению. Хайдеггера, бытие человека - это"Sein zum Tode"-"бытие д о смерти", т.е. бытие, направленное к своему концу. Человек - единственное существо, которое знает о своей конечность, смертность, и это знание, а точнее переживания накладывает отпечаток трагизма на все человеческое бытие. Контакты идсы - страх смерти, страх не сохранить верности себе, не выполнить своего (собой же избранное) назначения. Этот экзистенциальный страх значительно глубже,"фундаментальный", чем страх чего-то конкретного, время тков, определенного (нем"Furcht"ось конкретного, часткового, визначеного (нім. "Furcht").

Проблема смерти - отношение к ней, моральных выводы из непременного факта конечности индивидуального бытия - это настоящая проблема, которой должна заниматься философия. Но выдвижение этой проблемы в цен. НТР философских размышлений, преобразования страха смерти в определяющий фокус эмоционально-психологической структуры личности является симптомом кризиса человека, кризиса личности, обусловленной определенными социально-историко лением обстоятельствами. В XVII веке, в эпоху прогрессирующей буржуазной цивилизации, выдающийся философ. БСпиноза писал:"Человек свободен, ни о чем так мало не думает, как о смерти, и ее мудрость состоит в раздумьях не о смерти, а о жизниро життя".

Сейчас человечество находится на переломном этапе своей истории, одним из последствий которого являются болезненные социально-психологические явления. Когда люди начинают чувствовать себя самостоятельными,"отчужденными","заброшенным мы"в этот неуютный, а то и враждебный мир, то переживание своей конечности может выйти на первый план. Такие умонастроения. И переживания экзистенциализм осмыслил как глубинный и неотвратимый трагизм человеческой го существования вообще, который при определенных исторических обстоятельствах может только отчетливее проявляться виразніше проявлятися.

Человеку, считают экзистенциалисты, свойственно желание спрятаться,"убежать"от осознания своей конечности и от ответственности за свою жизнь, которая отсюда вытекает итоге, речь идет о выборе между жизни ям и смертью ("быть или не быть?"). Как пишет. А. Камю в своем"Мифе о. Сизифе","есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтоб ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Таковы условия игры: насампе ред, нужно дать ответ"Подобные мысли не новые. Они есть и в. ПМ. Толстого, и в. ФМ. Достоевского. Но то, что в этих великих писателей-мыслителей было одной из граней их глубоких размышлений, экзистенциализма м превратил в центральную проблему бытиякзистенціалізм перетворив у центральну проблему буття.

Выбор, который каждый человек должен сделать так, или иначе, - это выбор между"ложный"и"настоящим"существованием"ненастоящий"заключается в попытках убежать от самого себя, от сознания свои конечности, е ид своей"обреченности на свободу", ответственности для чего следует окунуться в повседневность, быть"как все","другим среди других"и другим для самого себя -"усредненной"человеком, человеко-летию. Это состояние. Хайдеггер обозначает словом"Das man"где"man"безличный местоимение, как вот в выражении"man sagt"-"говорятas man " де "man "безособовий займенник, як от у виразі "man sagt' - "кажуть".

Для"настоящего"существования, свободная выбрать человек, надо откликнуться на зов своей экзистенции (а не прятаться от него), обратиться к себе, полностью осознать свое одиночество в абсурдном св ветви, трагизм своего временного, неустойчивого, конечного бытия и при этом сохранить устойчивость перед лицом судьбы, верность себе, той цели, которой можешь отдать свою жизньсвоє життя.

В этом, кажется, есть что-то импонирующую, привлекательное. Но поскольку экзистенциализмом человеческая сущность, ее самоопределения отрываются от общественных условий и процессов, то цели, которые выбирает человек, оказываются лишенными объективной детерминации. Игнорируется степень их общественной ценности. Свобода может превратиться в произвол, а верность себе - выражать индивидуалистическую позициицію.

Собственно,"выбор"может оставаться на уровне внутреннего решения, определения своего личного отношения к внешним обстоятельствам и к самому себе - не обязывающим к любым общественно значимых действий. Если же же принято решение выражается в определенной социально-политической или моральной позиции, то эта позиция, определяется субъективными критериями и установками, может быть самой разной. Об этом свидетельствуют биограмм фии представителей экзистенциализма: это и временное признание гитлеровского режима (Хайдеггер), и пассивный протест против него (Яс-перс), и участие в движении сопротивления во время оккупации гитлеровцами. Франции (Са. РТР,. Камю), и анархическое бунтарство в духе"новых левых"(тот же. Сартр в 60-х годахмо. Сартр у 60-х роках).

Идейные предпосылки такой пестроты позиций можно найти уже в учении. Кьеркегора о субъективности истины, признанного экзистенциалистами. Выступив как критик и оппонент. Гегеля,. Кьеркегор в принципе от дкинув понятие объективной истины (включая ее объективно-идеалистическое толкование). По его мнению, общее, вне личностное не может быть истиной. Истина - это то, что имеет глубоко личностное значение. В она"человеческая", а не отчуждена от человека, и поэтому всегда субъективноди суб'єктивна.

Здесь действительно есть тот нюанс, что отношение человека к миру активно-практическое и в этом смысле субъективное. Передовые идеи, которые выражают прогрессивные исторические тенденции, становясь убеждениями людей, побуждение ають их к активной общественной деятельности. Но в экзистенциализме личностный смысл истины оказывается оторванным от ее объективного смысла и общественного значения. Отсюда - тенденции к субъективизму волюнтаризма и морального релятивизмзму.

Индивидуалистическая установка экзистенциализма смягчается (но не устраняется) признанием ценности межличностных групповых связей. Эти связи мыслятся как эмоционально-психологические. Они противопоставляются я без личностным, объективным общественным отношениям, по которым такая социально-историческая теория, как марксизм, видит определяющую роль. Такое противопоставление выражает и действительную противоречие (даже антагони см) между личностью и обществом при определенных исторических условиях, и протест против этого отчуждения и антагонизма, стремление сохранить личностную свободу и"само идентичностьичність".

Экзистенциализм является иррациональным средством постановки и осмысления проблемы места человека в мире иррационалистической ("позарозумним") есть и понимание мира как абсурдного, темного"в-себе-бытие", и понимание ния истории (лишенной смысла), и понимание самой экзистенции -"корня","подлинности человеческого бытия, "справжності людського буття".

Экзистенция, по их мнению, не может стать объектом познания как"вещь", она в принципе не может быть объективная. Не поддается она и рассмотрения традиционно психологическим методом интроспекции, т.е. эмпирически м, хотя и обратить на свое"Я"наблюдению. Экзистенция"освещает"себя, и это происходит в состояниях"озарения", которые возникают преимущественно в"пограничных ситуациях"(Ясперс). Это критические моменты бытия: невыносимое страдание, чувство безмерной вины, переживания неизбежности смерти. В таких ситуациях экзистенция - это мое бытие, каким оно есть на самом деле, как оно проявляется; открывается человеку не как с овнишний объект, а как ее собственное"Я", ее одиночество, временный, конечность, смертностьt;Я", її самотність, тимчасовість, скінченність, смертність.

Трагическое ми - и самовидчування не преодолеваются не только в безрелигиозных,"атеистических"(МХайдеггер,. Ж-ПСартр,. АКАМ), но и в религиозных (КЯсперс,. ГМарсель,. МБубер) вариантах экзистенциализма. Бог -""трансценденция"(лат Transcendes такой, что выходит за пределы") в. Ясперса,. Бог как абсолютное"Ты", общение с которым является"таинством"у. Марселя,. Бубера - это по сути форма мысленного удовлетворения потребностей в полн эти бытия; в разрыве границ узко личностного"микрокосма", которым является"отчуждена"человек,"заброшенный"в чужой для нее свиuot;, яким є "відчужена" людина, "закинута" в чужий для неї світ.

Углубляясь во внутренний мир человека, в его переживания, экзистенциалисты проявили определенную психологическую проницательность, привлекли внимание к настоящим человеческих потребностей. Однако, вырывая личность с суку упности социальных отношений, эти проблемы решать нельзя. Трагизм индивидуальной, сосредоточенного на себе бытие остается"снятымзнятим".

К антропологического направления современной философии относятся также философская антропология (в специальном значении термина), персонализма и фрейдизм

Философская антропология - это направление, возникшее в 20-х годах XX века, примерно в то же время, что и экзистенциализм, и, подобно последней, связан идейной преемственностью с"философией жизни"засновни никами и представителями философской антропологии были. М IIIелер,. ГПлеснер,. АГелен,. ЕРотхаккер,. МЛандман,. ЕХенгстенберг и др.нгстенберг та інші.

Это учение стремится к целостному постижению человека во всей специфике его бытия, его места в космосе, сочетая при этом философский подход с конкретно-научным. Провозглашенная. МШелером программа целостного изучите ния человека оставалась не реализованной. С начала философская антропология распалась на ряд течений, каждая из которых выделяла одну из специфических свойств человека - биологическое, психическое, культурную, ре лигийну или иную. Так,. Шелер, продолжая традицию, которая шла еще от. Августина, считал, что существенной чертой человека является сверхъестественный дух, ориентированный на абсолютные ценности. Хелен видел первопричину спецы. Графики человека в его"биологической несовершенства", отсутствии врожденной приспособленности к определенным условиям существования, присущего животным, вследствие чего человек вынужден создавать свой особый, отличный й от животного, мир, образ жизни. Поэтому есть"открытой миру", деятельным существом. Это продолжение мысли. ФНицше, что человек - это животное, еще не определилась, поэтому и включает в себя неограниченные воз е. В. Ландман и. Ротхаккера человек - это существо, которое является продуктом определенной культуры, ее"объективного духа", которая и сама творит культуруху", яка й сама творить культуру.

Проблема человека, специфики человеческого бытия была и является предметом внимания марксистской философии. Она рассматривается, в частности,. КМаркса в"Экономическо-философских рукописях 1844 г."Определяющей осново й человеческого бытия марксизм считает процесс материального производства, и те объективные общественные отношения, складывающиеся в этом процессе. Поэтому человек рассматривается не с точки зрения каких-то вечных, по самостоятельных (биологических или технологических) характеристик, а как конкретно-историческая, социальная, практически действующее существно діюча істота.

Все богатство духовной жизни человека понимается как такое, что в последнем итоге разворачивается на объективной социальной основе

Персонализм можно отнести к религиозно-антропологических учений конца XIX - XX вв. Среди авторов персоналистической концепции - американцы. УХокинг,. Е. Брайтмен,. РТФл юеллинг, французы. Е Mунье,. Ж. Лакруа,. М. Не едонсель,. П. Рикьор, россияне. МБердяев,. ЛШестов,. МЛоськийтаи.Лоськийтаін.

Основная категория этой философии -"персона","личность", которая признается первична относительно материального бытия. Мир есть совокупность"персон", напоминающий монадологии. Лейбница. Высшим, выходным, личные исним началом является. Бог. Личность человека соотнесена с высшим лицом -. Богом-Творцом. Лицо (личность) проявляет себя не только в познании, а прежде всего в свободном самоопределении, в активной творческой деятельно ости, в частности художников в искусстве, к которому в персонализме особый интересамо в персоналізмі особливий інтерес.

Во французском персонализм есть элементы критического отношения к буржуазному обществу, установка на преобразование общественных отношений путем одновременных экономической и духовной революций. Идеал общественно ого устройства мыслится как совокупность общин, что состоят из свободных, но связанных между собой личностей. При этом исключаются как тоталитаризм, который порабощает человека, так и индивидуализм, oо разъединяет людией.

Фрейдизм - учение, основателем которого был австрийский ученый и мыслитель 3Фрейд. Как врач-психиатр. Фрейд исследовал причины и методы лечения неврозов. Для этого он разработал метод психоанализа, и, с итоге, пришел к очень широких философских обобщениеень.

Согласно фрейдовской концепцией в психологической структуре личности выделяются три уровня:"оно"(лат id - неосознанная и"предсознательного"сфера психики,"Я"(Ego) - ее сознательный уровень и"сверх-Я"Su uper-Ego), в котором выражаются требования общества к человеку, ограничивающие или запрещающие ее инстинктивные влечения и желания результате действия этих требований и запретов возникают психологические механизмы"цензуры","вытеснение"и другие, которыми запрещаются поезда, инстинкты не допускаются в сознание, а вытесняются в сферу бессознательного. Однако они не исчезают, а проявляются в виде сновидений, оговорок, описание ок, неврозов, а также в"сублимированных"(облагороженных) формах, таких, как художественное творчество. Главным и определяющим инстинктивным влечением человека. Фрейд считал сексуальный, а позже развил учение о два противоположных поезда-к жизни (эрос) и к смерти (танатосинув вчення про два протилежні потяги-до життя (ерос) і до смерті (танатос).

Фрейд, наверное, без достаточных оснований исходил из мысли об определяющей роли бессознательного по отношению к сознанию. Свои представления о динамике человеческой психики он пытался применить к объяснению социал альной психологии и культурно-исторических явлений. Как разновидность коллективного невроза, он рассматривал религийію.

Его последователи. КГЮнг,. ААдлер, вспашка,. ВРейх,. ЕФромм,. Кхорн,. ГСалливен,. Г. М а р к у с е (неофрейдисты) вносили существенные коррективы в учение основоположника фрейдизма. Так,. Юнг (1875-1961 гг) разработал в учение о"коллективном бессознательном", которое составляет более глубокий уровень психики, чем индивидуально бессознательное, и в котором хранятся"архетипы"- первообраз, сложившиеся еще в период становления человеческой шаров туры. Фромм (1900 - 1980 гг) исследовал взаимодействие между психическими и социальными факторами, предлагал методы"социальной терапии"для"оздоровления"общества. Как у самого 3. Фрейда, так и в его последова последователями (фрейдистов и неофрейдистов) наблюдается тенденция психолизации человеческой сущности и соответствующее трактовка соотношения психологического и социальногтрактування співвідношення психологічного і соціального.