Учебники Онлайн


2 Философия Возрождения

В конце XIV - начале XV вв завершается"темное средневековье"и наступает так называемая эпоха. Возрождения"Подрываются"устои господства религии и церкви, теряется влияние средневековой схоластики ики, астрологии, хиромантии, алхимии, обновляется и возрождается европейская культура, - создаются предпосылки для быстрого развития естествознания и философиидознавства й філософії.

Значительное влияние на философию. Возрождения вызвал кардинал, ученый и философ. Николай. Кузанский (1401 - и464 гг). Им были высказаны гениальные догадки о том, что. Земля является одним из небесных тел и подобно о до других светил осуществляет пространственное движение. Он отрицал взгляды представителей. Птояемеевськои системы, утверждая, что недвижимость. Земли только нам кажется, поскольку мы вместе с ней осуществляем этот рурух.

В работах"Об ученом незнании"и"О достижении мудрости"М. Кузанский стремится доказать совпадение абсолютного бытия ("абсолютного максимума") с. Богом, а последнего - с миром природы ("минимумом"). Вы иходячы из этого, философ утверждал, что. Вселенная это. Бог, а. Бог - все то, что существует (предметы, процессы, явления и т.д., що існує (предмети, процеси, явища тощо).

Он считал, что опираясь на математику как на средство раскрытия тайн природы, человек открывает противоположности (противоречия), через знание которых постигает сущность вещей. Поэтому занятия математикой и природ дознавством позволили. МКазанському не только критиковать аристотеливско-птолемеевськи взгляды на. Вселенную, но и аргументированно доказать движение. Земли вокруг собственной оси в течение сутби.

Большое влияние на тогдашнее общество имели взгляды. Мишеля де. Монтеня (1533-1592рр) и. П"Премьера. Шаррона (1541 - 1603рр). Опираясь на скептицизм, они боролись с схоластикой и суевериями, и тем самым способствовали утверждению новой науки и философии

В труде"О себе и свою науку"Леонардо да. Винчи (1452 -1519 гг) отмечал, что знания о предмете вырастает из простого и чистого опыта (эксперимента). Поэтому называл опыт учителем мудрости, а природу в - достойным внимания человека объектом исследования философии и науки. По его мнению, природа учит и должна научить человека действовать людину діяти.

Николай. Коперник (1473 - 1543 гг) своим учением о гелиоцентрической системе мира указал науке единственно правильный путь к раскрытию законов природы. В основу своего учения он положил опыт и наблюдения. Мыслитель утверждал, что вокруг. Солнца движутся все планеты, включая. Земля. Опровергая взгляды. Платона,. Аристотеля,. Птолемея, согласно которым. Земля является центром. Вселенной, и его окружает спокойный, н езминний в своем величии и совершенства мир, он научно обосновал и доказал, что центр мира -. Солнце, а. Земля движется вокруг своей оси и вокруг негоього.

Коперник, как и. Аристотель, считал, что небесные тела (планеты) движутся по кругу. Это - самый путь движения в природе, а поскольку небесные тела по своей природе относятся к самых совершенных в мире, то естественно, что им присуща совершенная форма движения, отсюда и движение но кругу, да и сами планеты имеют форму кола.

Такая позиция. Коперника, как утверждал. ФЕнгельс, была"революционным актом", имела огромное влияние на обоснование и развитие материалистических взглядов в философии и естествознании

Идеи. Коперника нашли свое дальнейшее развитие в трудах. Бернардино. Телезио (1508 - 1588 гг), который ставил целью изучение природы во всех ее частях, объяснить природу из нее самой, а не с помощью причин, лежащих снаружи, как то:"перводвигатель"Аристотеля или. Бог. На место сх холастикы он ставил науку о природе. Центром внимания мыслителя была реальная вещь или вещество. Материя и сила - основные понятия, с помощью которых. Телезио объяснял жизни природы. Исследуя холод и тепл о, свет и тьму, способность материи сокращаться и расширяться, он утверждал, что эти силы находятся во взаимном проникновении, в результате чего создаются новые природные образования. Все это конц ентрациею сил - одна на. Земле, вторая - на. Солнце, третья - на других планетах. Борьба противоположных сил является источником всякого движения и жизни, в частности, движения. Земли вокруг. Солнца. Материя является концентрацией и борьба й сил. Даже дух, по его мнению, состоит из особо тонкой материи. Эта материя наиболее динамичная, подвижная. Вся материя, считает. Телезио, обладает способностью чувствовать, таким образом, живая и неживая природа ним одухотворяется. По его мнению, если. Бог когда-то создал мир, то для науки существует только современный мир. Он решительно разграничивал науку и веру, утверждая, что наука имеет дело не с. Богом, а с природное з. Богом, а з природою.

. Джордано. Бруно (1548 - 1600 гг) продолжал развивать учение. МКоперника. Он резко критиковал схоластов, называя их негодяями, бездельниками, обманщиками, отвлекающие внимание ученых от исследования истинных явлений щ и закономерностей природы провозгласил идею единства. Вселенной, где Солнечная система является лишь частью, утверждая то, что во. Вселенной множество подобных миров и ни один из них не создан. Богоогом.

Бруно считал. Вселенная недвижимостью, однако каждый элемент или отдельные его системы - внутренне подвижными. Природа сама в себе имеет жизнь, способность к движению. Движение в природе от одного места к другому не возникает есть и не исчезает, природа существует вечно. Она не может быть разрушена, увеличена или уменьшена, поскольку вечная и бесконечная. Природа объединяет ("обнимает") все противоположности в гармониисті в гармонії.

Интересными и оригинальными есть мысли мыслителя относительно диалектики конечного и бесконечного, части и целого, индивидуального и универсального. Свободными есть только целое, универсальное и бесконечное, тогда как коне ечне, индивидуальное - является временным, переходным. Рождаясь, они изменяются и умирают для нового рождения. Целое и универсальное черпают свое содержание в индивидуальном, которое существует потому, что живет единичной е. По мнению. Бруно, в природе по своей субстанцией все едино. Есть самостоятельных конечных вещей, находились бы вне бесконечной субстанциинцією.

Дж. Бруно в своем сочинении"О причине, начале и едине1"утверждает, что. Бог так относится к миру, как природа, творящий к природе созданной. Он не выделял. Бога из природы и не ставил его над прир родо, а ставил его рядом с ней и"растворял"в ничиняв" у ній.

Мыслитель понимал, что, несмотря на сложность и бесконечность мира, он не может быть познан путем простого созерцания, поскольку познавательный процесс сложный, начинается с восприятия природы в ощущениях, продолжается на ступени разумного знания, и завершается интеллектуальным созерцанием мира. Исходя из этого, на степени чувственного познания человек знает мало (это"глаз в темнице"), на степени разум ного знания человек открывает"играть тьмы"и только на степени интеллектуального созерцания открывается"удивительное источник света"(истинае джерело світла" (істина).

Дж. Бруно обосновывает бесконечность развития и совершенствования научного познания. Он считает, что только опыт обеспечивает непрерывный процесс совершенствования и развития знания. Опыт и чувственное созерцание лежа ать в основе любого знания. Важную роль играет сомнение. Чтобы начать любое исследование, необходимо сомневаться в справедливости ранее выдвинутых гипотез. Истина, для. Бруно, это не просто гипотеза, не субъективное мнение и не случаен вывод, а то, что по содержанию совпадает с объективной природой. По его мнению,"истина выше, чем все вещи"Отсюда задача философии заключается в том, чтобы дать"н аукову, объективную истинуову, об'єктивну істину".

Видное место в эпоху. Возрождения занимает философия. Людовика. Вивеса (1492 -1540 гг). Философские взгляды мыслителя дуалистические, имеют отпечаток аристотелизма. Он признает существование нематериальной души, внимательно относится к фактам при изучении природы. Мыслитель считает, что природа существует реально и независимо от души. Ученые, если хотят достичь положительных результатов, имеющих придерживаться истинных фактов о природе и обладать достаточной скромностью, чтобы не впасть в без подставное фантазированиювання.

Интересны его мысли относительно диалектики, которую он определял как науку о человеческом мышления, то есть логику. Считал, что логика как наука об общих закономерностях человеческого мышления учит правильно приме осовуваты законы мышления и таким образом достигать продуктивного результата. Он стремился связать логику с языковым материалом, риторикой и учением о изобретательство. Достояние и получения новых знаний вбач ав в обращении к природе, в которой логика видит материал для логических выводов. По его мнению, изучение природы составляет цель познания. Однако свойства природы не могут быть открыты только путем раз думив о них. Истинный путь проникновения в мир свойств природы - опыт, эксперимент. Только они раскрывают свойства природы, направляют исследования и позволяют проверить истинность виснет вкив. Идеи о природе могут возникать только в процессе познания ее свойствтивостей.

Вивес считал, что в основе идей лежат впечатления, которые находятся во взаимной ассоциативной связи. Возникновение одного впечатления с необходимостью приводит к появлению другого. Относительно свойств души, то поздно наються они путем наблюдения, а сущность требует исследования и изучения всех действий и проявлений души. Закладывая основы эмпирической психологии, мыслитель признавал субстанциональное статус души и дийш ов к выводу о необходимости существования. Бога, бессмертие души, наличии врожденных идей тощощо.

Существенное влияние на формирование философских взглядов. ФБекона,. РДекарта,. БСпинозы,. ШЛМонтескье и других европейских философов оказала философия. Хуана. Уарте (1535 - 1592рр)

Истинным объектом исследования философии он считал природу. Мыслитель писал, что тот,"кто пытливый ум и хороший слух, имеет возможность многому научиться, наблюдая предметы природы"

Он подчеркивал, что то или иное знание истинное том, что реально раскрывает природу предмета. Разум своей любознательностью не дает человеку успокоиться, пока не узнает о"особливостости хода вещей и оста. Анне причины"Уарте установил эволюционные различия в построении научных и философских знаний, а также причины заблуждений, которые кроются в особенностях человеческого разума. Он создал типологию разновидностей человеческого разума, разделяя его на три вида. Каждый из видов является естественным и порождает в человеке три способности (память, воображение и разум). Каждая из этих способностей имеет свои причины и проявления. Наряду с этим он д ав классификацию разновидностей негативной деятельности разума (четыре вида). Тщательный анализ способностей и неспособности для. Уарте имел не только теоретическое, но и практическое значение. Он желал, чтобы государство имело ко ристь с его учения и распределяла людей эффективным образом, учитывая склонность ума, их способности и неспособности. Считал необходимым дать научную классификацию знания, разделял науки, в соответ щими к свойствам ума, на три группыозуму, на три групи.

Началом подлинного познания. Уарте считал восприятие явлений природы с помощью органов чувств. Дал определение ощущению, подчеркивал, что нервная система накладывает отпечаток на результаты познания. При. Этому м отмечал, что показания органов чувств являются достоверными и важно, чтобы в процессе восприятия предметов органы чувств действовали вполне нормальноно.

В уме. Уарте видел способность и природную силу порождать понятия. Созданные умом понятия фиксируют и закрепляют как различия, так и сходство между предметами окружающей действительности. Он отводил значительную роль труда человека в получении новой информации о мире отмечал положительное влияние труда на человека, его бытия. Однако эти мысли остались гениальными догадками, поскольку труд, по мнению. Уарте, не является гарантией правильности человеческих знаний, т.е. не является критерием их истинности. По его мнению критерий знаний лежит в сфере человеческого разума. Уарте утверждал, что незнание естественных причин приводит к порождение представлений о богах. Когда причины явлений неизвестны, люди, вместо того, чтобы исследовать их, утверждают, что"всеобщая причина вещей - это. Бог"Он отмечал, что не только незнание, заблуждение пр изводить к признанию. Бога, но и то, что многие"придумывают чудеса", поскольку"имеют от этого выгоду"Мыслитель высказывал убеждение в том, что"незнание философии природы заставляет предполагать см. а там, где их нетоди заставляє припускати дива там, де їх немає".

Следует отметить и то, что в эпоху. Возрождения мыслители исследовали не только законы природы, но и общества. Для мыслителей этой эпохи характерно стремление к передового общественного идеала, который привлекал в и направлял людей путем общественного прогресса, гуманизма и культури.

. Никколо. Макиавелли (1469 - 1527 гг) в своих трудах"Монарх"и"Размышления на первую декаду. Тита. Ливия"дал социально - философский анализ своей эпохи. Он отказывался толковать общественные явления с позиций средневековой хри истиянськои традиции считал, что политические, государственные и другие институты не подарок людям сверху (Богом), а результат творения земных сил. Он утверждал, что сфера политико-властных отношений имеет свои закон омирности, тождественны, или даже противоположные императивам поведения людей в других сферах жизнедеятельностих сферах життєдіяльності.

Мыслитель был убежден, что политика (политическая деятельность) и мораль несовместимы, поскольку то, что является"благом"для власти (политической, государственной), не может быть таким же с точки зрения нравственности. Напротив и"нравственный поступок с точки зрения власти может быть не только ошибочным, но даже губительным"Основную свою задачу. Макиавелли видел в формировании таких принципов, которые легли в основу деятельности монарха-гос авотворця, или составляли стратегию республиканского строя. Решение этих задач мыслитель видел не в мире канонизированных схем или абстрактных принципов, а в практическом опыте, в обобщенные зако номирностей исторического опыта и политического процесса. Важно и то, что мыслитель впервые вводит в политическую науку понятие"государство", как политически организованный институт общества. Этим было заведение ено не только разграничение государства и общества, но и сделано определение одного через другое. Он высоко ценил республику, однако считал для тогдашней. Италии приемлема монархия во главе с сильным хитрым, жестким и умным правителем. Понимал связь между расписанию общественных сил и формой государственного устройства. Дал обоснованный портрет политического лидера. Считал необходимым в политической борьбе с астосовуваты любые средства ради достижения цели (власти) есть цель должна оправдывать средства).. Тобто мета мала виправдовувати засоби.

Томас. Мор (1478 - 1535 гг), социалист-утопист, общественно-политический деятель. Англии. В своих работах дал правдивую характеристику процесса ограбления и разорения английского крестьянства ("овцы съели людей")). Главную причину социальных бед, нищеты английского населения видел в частной собственности (одна часть общества живет в роскоши, другая - в нищете). По частной собственности,"неравномерного рас илу средств", где властвуют деньги и все измеряется деньгами невозможным является правильное и успешное решение государственных дел. Только уничтожив частную собственность, считал мыслитель, возможно достичь справедливого и равномерного распределения средств и благополучия в обществлагополуччя у суспільстві.

Недовольный реалиями тогдашнего общества, он выдвинул концепцию нового общественного строя, в котором не будет нищеты, пауперов, частной собственности и общественной несправедливости. В работе"Утопия"дал в картину общества, в котором люди живут так, как этого требует их природа, стремясь разумной наслаждения. Большая роль в этом обществе отведена физическом труде. Все люди должны работать, трудиться и ли е те, кто выполняет общественные функции и занимается научной деятельностью - физически не работают. Т. Мор считает необходимым ввести рабство для наказания преступников и др.. Интересны мысли о войне как средство решения общественных проблем. Граждане утопии никогда не начинают войну просто так, а только в случаях: защиты своей территории, территории своих друзей увольняют угнетенный народ от тирании и рабствиранії та рабства.

. Томазо. Кампанелла (1568 - 1639 гг) выступал против общественного строя, в котором люди разделены на богатых и бедных, высказывался за справедливое обустройство общества, где каждому будет дана возможность участвовать в рабо эти и всесторонне развиватьсяя.

Описывая мощь природы, мыслитель заявляет, что мир - это книга, в которой вечный разум реализует свои мысли. Вселенная - крупное животное, которое следует изучать для того чтобы извлечь из этого пользу. Он пришел выс сновке, что в мире постоянно происходят изменения, рождения нового. Познать мир возможно только в том случае, если тщательно наблюдать за характером его изменений. Рост умственных способностей человека поз итивно повлияло на совершенствование возможности познания мира, охватывая все тайны природы. Кампанелла считал, что ученый должен овладеть отраслями естественных и нравственных наук. Овладение ими обеспечит достижения совершенного знания, возможности проникнуть в смысл природы. Бесконечное бытие природы проявляется в конечном познании человека. Поскольку природа сложнее, чем человек или животное, то возникает нео бхиднисть создать науку о полную творческую возможность и веру в творческие силы человека. Мыслитель отвергает сомнение и скептицизм о познании природы, утверждает, что они не обеспечивают позитивного знания. Он в. Ирит в то, что положительные результаты будут лишь там, где человек смело исследует природу. Природу определяет как"скульптурный образ. Бога", но одновременно признает. Бога творцом природы. По его мнению, тождественного ости между. Богом и природой нет, поскольку природа - лишь одна из форм божественного откровения. Такая позиция является компромиссной и заключается в философскую конструкцию пантеизму конструкцію пантеїзму.

Во взглядах на общество. Кампанелла выражал и защищал идеологию плебейско крестьянских масс. Он считал, что человеческий род единственный, все люди от природы имеют одинаковые способности, а потому и должны. Влад дети одинаковыми правами и находиться в одинаковом экономическом положении. Верил в то, что это произойдет в будущем социалистическом обществе. По его мнению, развитие общества осуществляется по ко лу, как вечный"коловорот"Поэтому возможно возвращение к тем формам, порядков, которые уже имели место в историісце в історії.

. Галилей (1564 - 1642 гг) считал себя сторонником учения. МКоперника. Своими трудами завершает развитие науки и философии эпохи. Возрождения. Он считал, что только разум и опыт являются верховными критериям вновь их мнений. Поэтому его называли основоположником опытного естествознаниявства.

Опираясь на эксперимент и опыт, подверг острой критике аристотелевскую космологию. Собранные им материалы, его наблюдения обосновали правильность взглядов. Коперника о том, что. Земля и другие планеты вращаются вокруг. Солнца. Мыслитель утверждает и то, что. Земля вращается не только вокруг. Солнца, но и вокруг собственной оссі.

Мировоззрение. Галилея - механистический материализм. Он считал, что при исследовании природы необходимо"выходить не из авторитета. Библии, а из опыта и логических размышлений"Религия должна иметь дело с верой, а наука - с природой. Поэтому нет оснований"насиловать"природу, отрицать опыт, игнорировать логические размышлениярувати логічні роздуми".

Галилей доказал вечность и незнищуванисть материи. Однако отрицал полное превращение вещей, одной в другую считал, что ничто не уничтожается и новое не рождается из ничего. Он также доказывал, что повсюду на. С. Земли,. Луны,. Солнце имеет место одна и та же материя, из которой состоит весь мир. Материя, по его мнению, состоит из множества"маленьких телец определенной величины, обладающие определенной швы дкистю"Материальные тела различаются, главным образом, количественно. Они ограничены в пространстве, имеют определенную форму, занимают определенное место, различаются размерами, существуют во времени, движутся нахожусь во в покоебувають у спокої.

Философия. Возрождения - яркая страница в истории мировой культуры. Это - эпоха сильных личностей, сильных характеров, смелых открытий и поисков, революционных направлений в сфере человеческого духа. Это эпоха мужественных людей, которые не только мыслили, но и действовали революционно, создавая новое, несмотря на любые преграды, на сопротивление всьомму.

. Контрольные вопросы:

1. В чем специфика философии. Средневековья?

2. Какая роль патристики в средневековом типе философствования, ее персонала и основные идеи?

3. Схоластика и ее роль в средневековой философии

4. Как решалась проблема универсалий в средневековой философии?

5. Какие идейно-теоретические источники философии. Возрождения?

6. Какое место принадлежит натурфилософских проблематике в философии. Возрождения?

7 социальных-политические проблемы философы. Возрождения

8. Место и роль диалектики философской культуре. Возрождения

. Темы рефератов:

1. Геоцентризм. Средневековой философии

2 Апологетика, патристика средневекового периода

3. Философия и теология в. Средневековой культуре

4. Проблема универсалий. Номинализм, реализм

5. Схоластика. ФАквинського

6. В чем смысл"философии. Возрождение"?

7. Достижения в области естествознания и культуры (основной персонал)

8. Утопический социализм эпохи. Возрождения

9. Гуманизм философии. Возрождения

Рекомендуемая литература:

1. Августин. Исповедь -. М, 1991

2. Баргош. Юзеф. Фома. Аквинский -. М, 1975

3. Боэций"Утешение философией"и другие трактаты -. М, 1990

4. Горфункель. АХ Философия эпохи. Возрождения -. М, 1980

5. Гуревич. АЯ. Проблема средневековой народной культуры-М, 1981

6. Гуревич. АЯ. Средневековые мир -. М, 1990

7. Гутенберг. ВА титаны. Возрождения -. М, 1991

8. История диалектики XIV - XVIII веков -. М, 1974

9. История философии в кратких изложении -. М, 1991

10. Капелстон. Ф. История средневековой философии -. К, 1993

11. Кондзьилка. ВВ. История средневековой философии -. Львов, 2001

12. Лосев. АФ. Эстетика. Возрождения -. М, 1978

13. Майоров. ГГ. Формирование средневековой философии. Латинская патристика -. М, 1979

14. Николай. Кузанский. Соч в 2-х т -. М 1979

15. Ротердамский. Эр. Похвала глупости -. М, 1956 1982

16. Соколов. ВВ-Европейская философия XV - XVIII веков. М

17. Соколов. ВВ. Средневековая философия -. М, 1979

18. Стяжкин. ЯИ. О развитии идей философии природы в средние века / /. Философские науки - 1983 - № 2

19. Чанышев. АН. Курс лекций по древней и средневековой философии -. М, 1991

20. Эстетика. Ренессанса:. В 2-х т -. М, 1981