Учебники Онлайн


2 Глобальные проблемы современности

Современное человечество вступило в третье тысячелетие своего развития, которое породило новые проблемы и вызовы, обострило внимание к традиционным глобальных проблем

Внедрение в производство новейших достижений науки и техники, появление новых технологий, энергоисточников и материалы) привели, с одной стороны, к глубоким качественным изменениям в жизни общества. Человечество вступил ло в эпоху научно-технической революции, что усилило антропогенное воздействие на природу, имеет противоречивый характер. В нем переплелись положительные и отрицательные явления: совершенствование технологий и рост производства, способствуют более полному удовлетворению потребностей людей, рациональному использованию природных ресурсов, увеличению производства продуктов питания и т.п.. С другой - загрязняется природная сере высшему, уничтожаются леса, усиливается эрозия почв, выпадают кислотные дожди, уменьшается озоновый слой вокруг земли, ухудшается состояние здоровья людей и т.д.. Определенные трудности возникают и из самой жизни и деятельности человекдини.

По своей сути, масштабностью и значимостью они разные: одни имеют локальный характер и не требуют для решения огромных усилий, ресурсов и средств, другие - вызывают влияние в определенном рег. Гион, и также не представляют существенных трудностей. Однако есть и такие, которые зачитают интересы всего человечества, несут угрозу всем землянам, всему живому на. Земле. Это проблемы планетарного порядка. Они, в самых большей степени, беспокоят человечество, заставляют. Его задумываться над своим будущим, искать пути, методы и средства их решенияння.

Термин"глобальные проблемы"появился в 60-х годах XX ст. Сначала на. Западе, впоследствии - на. Востоке, в бывшем. Советском. Союзе. Как тогда, так и теперь, среди ученых, философов не существовало единой, общественность льноприйнятои, универсальной мысли на природу и причины их возникновения, оценку и пути решения. И по сей день существует расхождение относительно численности глобальных проблем. Западные исследователи (в частности, пр едставникы"Римского клуба") считают, что современному человечеству грозит около сотни глобальных проблем. Отечественные - насчитывают таких около трех десятков. Гораздо более существенным является установление среди ни х приоритетных, которые необходимо решать в первую очередь, и как решать. Речь идет о конкретных научных, технико-техналогични, материально-ресурсные пути, методы и средства их решения и затраты, м ае понести человечествти, які має понести людство.

Ученые едины в том, что глобальные проблемы грозят человеческому бытию. Особенно резонансными являются экологические. Поэтому состояние современной экологии является постоянным объектом размышлений мыслителей. По мнению. АПеччеи и. МФРс сймерса, человек сам создал эти проблемы,"в ней все начала и концы"1. Если человек не изменится, то ничто не убережет ее от судьбы динозавров. Исследователи понимают, что глобальные проблемы-важнейшие. Совокупность их может варьироваться, но острота их и жизненная значимость для общества и цивилизации громадныйвілізації величезна.

Глобальные проблемы является объектом изучения многих наук (естественных, социально-гуманитарных, в том числе и философских). Каждая из них, кроме философии, исследует один или несколько аспектов проблемы. Фило ософия стремится к комплексному, всестороннего исследования, нацеливает человека (человечество) на их гуманистический аспект, устанавливает их концептуальный связь с человеческой деятельностью и общими тенденциями решения итку. Философская теория направляется на выработки и обеспечения методологии, методов и методик исследования этих проблем. Благодаря философскому знанию становится возможным исследовать научные и социальные шл яхы их решения. Философское знание обеспечивает комплексный, системный подход, интеграцию науки и практики. Как теоретическое мировоззрение, философия занимается исследованием и разработкой мировоззренческих аспектов глобальных проблем, актуализирует их в контексте глобального мировоззрения и, таким образом, доносит до человека (человечествадства).

Философское исследование глобальных проблем выходит из объективного статуса их существования. В их основе лежит противоречие между человеком (обществом, человечеством) и существующей действительностью, способностью природных дного. И общественной среды удовлетворять человеческие потребности, интересы и желания. Это реальные, а не иллюзорные проблемы. Следовательно, их анализ должен быть объективным, а пути решения - реалистичными. Они реал ьно и действенно влияют на современное развитие, темпы прогресса и несут угрозу (в случае их решения) будущее человечестваства.

Глобальные проблемы требуют для своего решения кооперации усилий всех стран и народов, поскольку они не знают границ, затрагивают всех, мешают всем нормально жить и действовать. Они настолько емкие и сложные, что ни одно общество, страна самостоятельно решить их не в состоянии. Поэтому международное кооперирование усилий и ресурсов землян - жизненная необходимость. Это и глобализирует мир, способствует единению, целостности и взаимозависимости субъектов цивилизационного процесса, углублению международных отношений и сотрудничества. Это вызов, который ставит жизнь перед современниками, а возможно и будущими поколениями. Сейчас опять актуальным стал лозунг:"быть или не быть"человечеств" людству.

Не менее острые дискуссии ведутся относительно причин порождения глобальных проблем. Некоторые. Западные мыслители, общественные и политические деятели считают, что основная причина их возникновения связана с кризисом человека и а ее духовности есть ("корни глобального кризиса в человеке"). Потеря"человеческих качеств", стремление к наживе, богатства и почестей любой ценой разрушают нравственность, высокую духовность, культуру пове. Динка, гуманность, чувство долга и"развязывает руки""к вседозволенности"Человек дошла до предела, стала сама себе врагом и готова уничтожить себала сама собі ворогом і готова знищити себе.

Ряд ученых, экологов, философов связывают возникновение глобальных проблем с научно-технической революцией, которая кардинально изменила технико-технологический потенциал человечества, революционизировала военную сп праву, вызвала скачкообразный переход от оружия группового, к оружию массового поражения. Чрезвычайно мощные средства деятельности наносят большой вред природе, не позволяют ей своевременно воспроизводиться я. Обострение глобальных проблем связывается и с дальнейшим совершенствованием информационно-коммуникационных технологий тощщо.

Думается можно согласиться, что позиция западных исследователей во многом имеет смысл. Действительно, от самого человека, его качеств,. НТР, ее технологических продуктов и их использования и применения в значительной мер ре зависит возникновение, обострение и решение глобальных проблем. Однако, абсолютизация этих факторов неуместна. С одной стороны, создается впечатление, что самым страшным злом для современной цивилизации является лю дина и научно-техническая революция, с другой - проводится мысль, что развитие науки и техники автоматически решит все проблемы и, на этом основании, будет создана новая цивилизацию ("глобального спивто вариства"или синтетическуюо синтетичну).

Исследование причин этих проблем нашло свое отражение и в марксистской философской и научной литературе ее представители видят причины возникновения и обострения глобальных проблем не в. НТР, вы икористанни техники и технологий, а в социальных факторах, общественных отношениях и государственном устройства (порядке). Главная причина - расточительная эксплуатация природных ресурсов, стихийность социально-эконом ичного развития ряда краяїн.

Значительная часть ученых считает, что глобальные проблемы - закономерный результат развития нашей цивилизации. С одной стороны, это побочный продукт возникновения и обострения общих цивилизационных проблем, которые и в силу обстоятельств не решались, приобретая кризисно-катастрофических проявлений, а с другого - порождение современной эпохи (следствие крайнего обострения противоречий). Сложилась принципиально новая ситуация, ко ли неравномерность развития касается не только отдельных регионов земного шара, но и отдельных отраслей общественного производства и деятельности. Непомерные желание достичь максимальных прибылей и власти спричы ныли гипертрофированное развитие человечества. Это стало объективной тенденцией развития мира, хотя и цели такого развития различные. Для индустриально и технико-технологически развитых стран приоритетными стали те сферы и отрасли, которые обеспечивают огромные прибыли, господство, авторитет и силу в мировом масштабе. Для некоторых стран нехватка средств, ресурсов заставляет их концентрировать свои усилия и ресурсы на одной или нескольких сферах общественной жизни життя.

время причина возникновения и обострения глобальных проблем не только в разных противоречиях, но и в интернационализации жизнедеятельности современной цивилизации. Глобализация, установление лидерами цивилизаций ции общих правил, стандартов способствуют появлению новых глобальных проблем. И хотя интернационализация общественной жизни порождает большие позитивы, все же за ними следует видеть и негативы. Попытки"подогнать"всех под единые стандарты ведет к потере этнонациональной, культурной самобытности, исчезновения языка, национальной культуры и т.д.. Хорошо, когда такие правила ориентированы на общечеловеческие ценности и в них не просматриваются двойные стандартійні стандарти.

Сложившаяся сейчас в мире, его открытость и закрытость, снятие политических, государственных границ и границ, свободное передвижение граждан породили целый ряд глобальных проблем: терроризм, наркоманию, токсикоманией,. СПИД и др.. И в данном случае прогресс человечества несет в себе побочные продукты регресса, порождает новые глобальные проблеми.

Анализ этих проблем, во-первых, логически заставляет указать на пути, методы и средства их решения. Попытки отстраниться от них способствуют их обострению, перерастанию из кризисных в катастрофические, что неизбежно е приведет к гибели человечества, всего живого на. Землеі.

Во-вторых, решения глобальных проблем лежит в плоскости радикальной перестройки современного мира, утверждение качественно новых ценностных ориентаций, направленных на глубокую демократизацию и гуманизацию обще ильних отношений, выработки общих планетарной парадигмы развития, мышления и культуры человечеств.

В-третьих, глобальные проблемы можно решить только на основе международного сотрудничества и кооперации и принципов мирного сосуществования. Только совместными усилиями человечество в состоянии победить такое зло, как современные глобальные проблемы и утвердить императив действий"от международного сотрудничества к всеобщей безопасностизпеки".

В-четвертых, решение глобальных проблем немыслимо и невозможно без развития науки, научно-технического прогресса. Только на базе научного исследования тех или иных явлений природы, общества возможно роскошных крыть сущность и причины возникновения проблем, а значит - дать объективные"рецепты"их решения. Незнание (поверхностные знания) продуцируют и соответствующий тип действий и их эффективностьефективність.

Глобальные проблемы зачитают все стороны нашей жизни их успешное решение - в комплексном научном исследовании, которое обеспечивает выработки теоретической"модели"глобальной ситуации, указывает на пути и решения, дает методологию их решения. Успешное решение глобальных проблем также требует научной кооперации, международного сотрудничества, сотрудничества и научных школ и их высокой соответствующих специальностейовідальності.

В-пятых, эффективное решение глобальных проблем требует научной философской методологии, формирования планетарного мышления. Результаты исследования членов. Римского клуба (АПеччеи, гканей,. ЧРейча,. ТР. Роззак,. ДМедоуза,. ДжФоррестера,. ЖФурастье и других) показали, что одними лишь естественнонаучными, экономическими или технологическими средствами (методами) этих проблем не решить. Недостаточно и естественные о-научного, технократического мышления. Необходим комплексный подход, использование методов, средств, принципов различных наук, в том числе и философских. Диалектическая методология должна быть положена в основу формирования планетарного мышленияго мислення.

В-шестых, решение глобальных проблем требует научного прогнозирования и научного моделирования, мониторинга развития глобальных ситуаций. Человечество должно научиться предсказывать появление тех или иных пробл лем, иметь научные сценарии их возможного развития, работать на предупреждение этих проблем. Следует научиться не столько"тушить пожары", сколько не допускать их возникновения. В этом стратегия, цель и залог будущего развития нашей цивилизацииї цивілізації.

Последнее заключается в том, что все эти мероприятия, приемы, методы, научные теории решения глобальных проблем, прогнозирования и моделирования ситуаций и сценариев возможного развития и т.д. без доброй воли и землян есть ничто. Необходима их добрая воля, чтобы практически применять их, следовать им в планетарном масштабе, жить и действовать в соответствии с ними. Без практического воплощения самые гениальные теории, м етод, социальные рецепты мертвые, и остаются гениальными лишь на бумаге. Свою силу и животворность они получают только в практике, практических действиях человечества. К тому же, решить их иначе невозможно. И в этом смысле человечество ставит, и вынуждено ставить только те вопросы, которые в состоянии решить, поскольку только в практических действиях возможности превращаются в действительностьність.

. Контрольные вопросы:

1. Что означают понятия"предсказания","предсказания","прогнозирование"и как они сггиввидносяться?

2. Что вы понимаете под процедурой социального предвидения?

3 научных предвидения развития социальных процессов

4. Методы и функции социального предвидения

5. Какие типы прогнозов вы знаете?

6 прогностика и футурология

7. Глобалистика и глобальные проблемы современности

8. Критерии глобальных проблем современности 9

. Темы рефератов:

1. Социальная предвидения и прогнозирования будущего

2. Современная прогностика и футурология

3. Экологические проблемы в современной глобалистике

. Рекомендуемая литература:

1. Волкогонов. ОД. Приоткрывая завеса времени: в социальном предвидении будущего -. М, 1989

2. Гаврилов шин. Б. Указатели на будущее. К эффективных обществ:. Доклад. Римскому клубу:. Обмен с англ -. К, 1990

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности:. Пер с англ. ИФР -. М, 1991

4. Карпенко AC фатализм и случайность будущего -. М, 1990

5. Кузьменко. ВЛ,. Романчук OK. На пороге над цивилизации (размышления о будущем)-Львов, 1991

6. Научное предвидение общественных процессов -. К, 1990

7. Перцик EH. Среда человека: предвидимой будущее -. М, 1991

8. Фугурологические концепции эволюции цивилизации / /. Современные социально-политические теории -. М, 1991