Учебники Онлайн


3 первоначального создатели и носители социального

В процессе становления человечество не останавливалось в своем развитии. В нем постоянно происходили изменения как в самой сущности, так и в его организации. На это производили значительное влияние и неоднородность распределения на земле ресурсов, и их разнообразие. В результате создавались социальные структуры, каждая из которых вмещала в себе определенное количество разных людей, что и придавало ей определенных ознанак.

Люди находились в разных взаимосвязях и отношениях, что и способствовало освоению ими определенных видов деятельности зависимости от их количества, специфики деятельности, принадлежности, норм поведения и др. формировались различные сообщества (социальные, кровнородственные), ставшие впоследствии субъектами социального действия и источника собственного развитияку.

Первой кровнородственные форме стала родоплеменная сообщество, возникшая в эпоху палеолита на основе стадного жизни, присущего человекоподобным предкам. Каждый ее член был связан родственными связи ами и коллективным трудом, общим защитой, общностью языка, обычаев и традиций. Род существовал в форме матриархата (позже - патриархата), члены которого считали себя потомками одного предка, жили вместе, относительно обособленно от других родов, сохраняли родовое имя, придерживались родовых обычаев, имели общие верования и культы. Общими были и земля, жилья, еда и прочее, что распределялись между ними пору внвну.

С появлением избыточных продуктов происходило разделение труда. Роды стали объединяться в племена. Возникала новая социальная общность, составила совокупность родов, связанных между собой родственными отношениями, общностью территории, языка, общими чертами культуры и племенной самосознаниетю.

В племенах возникали совета старейшин, появлялись вожди, что привело к централизованного управления общественными делами. Возникла единая хозяйственная структура, которая основывалась на общем владении зем млею. В рамках нового сообщества появилась первичная форма социально-экономической организации людей - община. В разных обществах она была разной, в некоторых - существует и дососі.

Развитие общинной экономики разрушал межродовые отношения; нарушал систему равномерного распределения и коллективную собственность обострялись отношения между родами. С другой - появлялись между семейные конт такта, элементы кооперации, обмена. Потребности в защите от набегов чужеземцев способствовали сплочению родов. Возникали обще племенные культльти.

Внутренние противоречия все больше подрывали устои родоплеменных порядков. Появились большие многие родовые племена, а с ними и межродовые и межплеменные связи (обмен продуктами, браки, военные союзы и т.п.). Роды разделились на внутривидовые группы, общины - на дому хозяйства и отдельные семьи богатые отделились от бедных, даже родственников кровнородственные связи заменялись соседскими. На смену ро доплеминний общине появилась соседскаядська.

Состоялось расслоение родоплеменных общностей, 3 одной стороны, они распадались на структуры меньшего масштаба (семьи), с другой - шел процесс их интеграции. Все большее значение приобретали террито ьни сообщества, которые дали начало образованию новых социальных структур, охватывающие разные роды и племена.

долговечные из них оказалась семья, которая возникла одновременно с родом и стала основным"ячейкой общества"Это наименьшая из кровнородственных общин, которая в своей основе содержит основные элементы соци иального жизненноьного життя.

Это - социально-биологическая группа, которая на основе брачных связей, кровного родства или усыновления регулирует отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми ее члены связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, но могут быть и супругамии.

Первыми формами семьи были групповая (полигамное) и парная, которые формировались в условиях матриархата с целью упорядочения половых отношений является точка зрения, что люди изначально жили и парными семьями важ ивою условием их возникновения был обычай экзогамии, запрещающий половые отношения в середине своего родду.

Групповая и парная семья 7булы аморфными и недолговечными. Разница между ними тоже была относительной, поскольку четность все же перемешивалась с многоженства, допускала добрачные и внебрачные, бытовые и ритуальные н ' вязки. Парные семьи не всегда вели общее хозяйство, а муж не всегда жили вместе. Существовали и браки с сестрами и вдовами братетів.

В эпоху позднего неолита, в связи с появлением семейной собственности, наметился распад родоплеменных отношений. Парная семья уступила место моногамии (одношлюбний семьи). Из рода стала выделяться большое родители овская (патриархальная) семья, в которой под властью главы (патриарха) объединялось несколько поколений его потомков вместе с их женщинами. Богатство семьи принадлежало патриарху. Женщина тоже попала в зависимость от мужчины. И все же моногамия мало распространялась на мужчин, имеет место и поныне в некоторых странааїнах.

С переходом к классовому обществу состоялось расслоение родовых отношений, хотя и остатки родовой сознания остались надолго. В основе семьи, кроме половой любви, закрепилась еще и экономическая виг года, породившей большие разногласия. В эпоху. Средневековья это привело к новому идеалу (семьи как союза любящих). Началась борьба женщин за их освобождение от домашнего рабства и за юридическую ре тивность с мужчинамами.

В результате сформировались три основных типа семьи:

- традиционная (патриархальная) во главе с мужем, в которой проживало минимум несколько поколений, существовала экономическая зависимость женщины от мужчины и строгий распределение обязанностей;

- нетрадиционная семья, тоже с мужским лидерством и распределением обязанностей между супругами без достаточных экономических оснований;

- эгалитарная семья, для которой был характерен пропорциональное распределение домашних обязанностей между супругами и совместное решение семейных проблем

В современных условиях для семейно-брачных отношений характерна избирательность партнеров, имеет место ослабление стабильности и продолжительности брака, распространение нуклеарной семьи, состоящей из одного - двух х поколений, увеличение числа холостяков, незамужних женщин и и.

Разрушение основ моногамной семьи сопровождалась уменьшением количества семей, созданных на взаимной любви, ослаблялись прочность и прочность семьи, от чего страдала часть партнеров и дети

В улучшении этой ситуации важную роль могли сыграть чувства взаимного уважения, повышения уровня культуры человеческих взаимоотношений, развитие нравственности, гуманизма и обязанности. А еще - повышение благополучия я народу, улучшения его бытовых условий тощо.

время происходит отмирание старого типа моногамной семьи и возникновение нового ее типа, в котором на первый план выходят духовные, моральные и психологические аспекты

Основными функциями семьи стали: репродуктивная, связанная с воспроизводством населения; воспитательная, связанная с любовью родителей, с семейным окружением, душевным теплом, благодаря чему ребенок приобретает качества лица; хозяйственно-бытовая, связанная с обеспечением материального благосостояния семьи; рекреативная, связанная с обеспечением новых поколений физическими, психическими и духовными силам.

О этнокультурных общностей, то для их объяснения часто употребляется термин"этнос"Людей, принадлежащих к любому из них, объединяет этническое самосознание, которая предусматривает общность их происхождения, местн это проживание, хозяйственно-экономической жизни и культуры, хотя и каждая из этих признаков находится в динамике и не является обязательноется обязательнобов'язковою.

Укреплению этносов способствует и их история, традиции, хранящихся в социальной памяти

В историческом анализе этноса выделяют его этногенетическую и этносоциальных стороны. Первая позволяет осознать его происхождение, принадлежность людей, историческую память, которая передается из поколения в кругу иння, вследствие чего возникает историческая преемственность, которая определяет целостность этноса. Последний объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды и племена, постоянно пополняется за счет межэтнических шлю лий и ассимиляции пришельцев из других этносов. Поэтому этническая общность основывается не на"крови", а на существующих представлениях людивленнях людей.

Возникновение и исчезновение этносов связаны с социально-экономическими и политическими процессами в обществе

Существуют и субэтносы, которые могут создавать межэтнические сообщества, например, славянский и др.. Условия их жизни постоянно порождают различные связи, которые объединяют людей по политическим, экономическим и др.. Другими признаками. В результате над этногенетических сообществами надстраиваются этносоциальные, в которых объединяющую роль выполняли государство и другие факторри.

Древнейшим типом таких сообществ были племенные общины. С появлением аграрно-ремесленной экономики, городов, княжеств и государств сформировались этносоциальные сообщества, проживающих на одной территории числе и и такая как народность, сформировавшаяся на основе рабовладельческого и феодального способов производства, была территориальная, языковая, в определенной степени хозяйственная единство, с наличием общих черт культуры и характера, этническим самосознанием и др.. Появление государства способствовала ее укреплению, хотя и в процессе развития они не всегда совпадали территориально и языковыевно.

В период преодоления феодальной раздробленности, построения индустриального общества и развития образования сформировался новый тип этносоциальных общностей - нации. Последние, как правило, объединили в себе по несколько этносов и людей разного этнического происхождения. Объединительную функции в одних условиях, выполнила государство, в других - религия, культурная интеграция и другие факторы. Во всех случаях условием ее существования бы уло создания собственной культуры, носителем которой была и есть нациція.

Важнейшим признаком национальной принадлежности выступает язык, которая открывает доступ к культуре, ценностям, различных установок, идеалов, норм мышления и поведения. Следует отметить, что социальная спильнис во может стать нацией только тогда, когда люди осознают себя как единое этнонационального образования. Без такого осознания нация не может существоватьти.

Национальное самосознание рождалось в сопоставлении с другими, а культура, язык, другие факторы давали необходимый материал для такого сравнения и нахождения общего и отличного между ними

На бытовом уровне образ нации воплощался в этнокультурном стереотипе, в обобщенных представлениях, которые характеризовали определенный народ, формировали нормативы поведения людей

Национальный характер формировался самой жизнью и культурой народа, отображался в этнокультурном стереотипе. Его сущностью было формирование личностных психических и моральных качеств, характеризува али представителя определенной нации, хотя и каждый отличается от другогоо.

Он воплощался в социокультурной мнимости народа, был коллективным духовным настроением и оговаривал нацию и проявлялся в ней. Эти глубинные установки коллективного сознания называют ментальностью или мента. Алитет. Он является формой выражения духовности народа, проявляется в образцах мышления и поведения, в ценностных ориентациях и достижениях культурри.

Проблемы нации, национальный вопрос были и остаются сложными, важными и вечно актуальными их решения возможны только на пути демократии и гуманизма, обеспечение равноправия наций, права на самоопределение, включая территориальное отделение и удовлетворения национально-культурных потребностей. Важную роль в этом процессе играет и надлежащий жизненный уровень народов и иін.

время помимо рассмотренных групп (объединений) выделяют еще и территориальные, этнические, демографические и др.. По размерам - микросоциальные (малые), локальные (средние), макросоциальные (большие), по социальным статус сом - формальные, неформальные, условные и ин.

Среди социальных труп (сообществ) выделяют: кровнородственные; этнокультурные; социально-экономические, а еще по степени упорядоченности и организованности и др.