Учебники Онлайн


Тема 8 Русская философия

1 Влияние культурных и мировоззренческих традиций Киевской Руси на формирование и развитие русской философской мысли (XI - XVII вв)

Русская философская мысль имеет общие исторические истоки и много точек соприкосновения с украинского ее начало относят к периоду. Киевской. Руси выдающимся толчком для ее возникновения и формирования б было принятие христианства и приобщение к культурным традициям. Византии и европейских народеів.

Иностранные культурные достижения не только заимствовались, но и органично сочетались с собственной наследием восточнославянских племен дохристианской эпохи, местными обычаями и представлениями о мире и человеке

Средневековая русская философская мысль (по XVII вв включительно) продолжает развиваться преимущественно в рамках религиозно-богословской традиции, которой определяются ее основные понятия и концепции, но в конце этого периода она подвергается все возрастающего влияния тогдашней европейской науки и философии. Существенный отпечаток на нее накладывают и выдающиеся социально-политические процессы и события, особенно борьба прот и татаро-монгольского порабощения и формирования. Русского централизованного государства с центром в. Москвеві.

Идею неограниченной самодержавной царской власти, как главную в"политической философии", отстаивали. Иван III (XV в) и. Иван IV (XVI в). Обоснованием этой идеи в духе времени было учение о божественном пох происхождения власти земных властиземних владик.

Противником неограниченного царского деспотизма и сторонником участия боярской верхушки в обсуждении государственных дел был князь. Андрей. Курбский

В собственно духовной сфере уже в то время проявился характерный для русской религиозной философской мысли повышенный интерес к морально-этической проблематики и, соответственно, понимание философии как науки и благочестивого жизненно.

Православная церковь не пользовалась безусловной поддержкой всего населения. Оппозиция против нее в духе времен. Средневековья выступала в виде религиозной"ереси", которая первоначально возникла в. Северо-Западные й. Руси (Новгород,. Псков), где издавна сохранялись традиции относительной свободы и даже некоторые элементы демократизмемократизму.

2 Российская философия XVII-XIX веков

Новый этап развития русской философской мысли начинается с конца XVII в и охватывает весь XVIII век. Толчком для этого были реформы. Петра I в направлении"европеизации"России. Они охватили все осно овне сферы общественной жизни - экономику, политику, культуру. Церковь была подчинена государственной власти. С упразднением патриаршества она была лишена возможности играть самостоятельную политическую ро л політичну роль.

При. Петре. И создается его"ученый жена", в которую входили Феофан. Прокопович (автор"Духовного регламента"),. В. МТатищев,. АД. Кантемир, и формируется система светского образования. В 1755 г был открыт. Мо осковський университет. Среди образованной части общества распространяются достижения европейской науки, ощутимым становится влияние культуры эпохи. Просвещенияультури епохи. Просвітництва.

Выдающуюся роль в истории русской научной и философской мысли сыграл. М. В. Ломоносов (1711 - 1765 гг) - энциклопедический ученый, мыслитель, общественный деятель, просветитель. По своим философским поглощения ядами. Ломоносов был деистом. Он стал основателем механико-материалистической традиции в. России. Материя, которую он отождествлял с веществом, по его мнению, состоит из атомов и молекул (корпускул), ей при. Таманью движение. Ломоносов дал первые формулировки законов сохранения вещества и движения, высказал идею причинности изменений, которые происходят в природе - на. Земле и в космосе. Он считал целесообразным разграничение сфер науки и религий релігії.

На вторую половину XVIII в относится деятельность. О. М. Радищева (1749 - 1802 гг), сторонника идей естественного права и общественного договора. Исходя из этих идей, он обосновал право народа на революционное свержение тиранической власти, что дает основание оценивать его как первого русского революционерра.

Находясь в ссылке,. Радищев написал философское произведение"О человеке, о его смертности и бессмертии", что свидетельствует о его знакомстве с передовой научной мыслью. Западной. Европы. Человек, по его мнению в, является единственным существом, которое имеет душу и разум, формулирует доводы как против бессмертия души, так и противоположного протилежні.

Таким образом, постепенно с XVIII в философская мысль в. России начала отделяться от религиозно-богословской

В XIX веке шел процесс самоопределения русской философии, оказывались специфические особенности. На этом процессе сказались такие обстоятельства и события, как начало буржуазного развития. России, нарастание кризиса феодально-крепостнического строя,. Отечественная война 1812 г, движение и восстание декабристовтів.

Передовую общественность. России волновали и размышления о человеке, его жизни, смертность, смысл бытия, судьбу. В первую очередь находим это в творчестве выдающихся писателей, поэтов. Ярким примером может служить сп падщина. ОСПушкина (1799 - 1837 гг). Вольнодумец, который испытал влияние французского. Просвещения XVIII в,"вольтерянства'', скептически (даже отрицательно) относился к официальной идеологии, казенного правос лавья, но не был грубым и примитивным атеистом. Его мировоззрение, ориентированный на посюстороннего мир - с его радостями и неизбежными страданиями, имел"ренессансный характенесансний характер.

Традицию философской поэзии продолжили в последующие исторические периоды. ФХ. Тютчев,. ООФет,. ВССоловйов,. ОО. Б л о к и другие

Оригинальным русским мыслителем XIX в был. П. Я. Чаадаев (1794 - 1856 гг) - автор"Философских писем"На формирование его взглядов оказали влияние учения. Шеллинга и французских католических мыслителей одной семьей из его ведущих идей является идея единства людей, народов, человечества. Несчастье. России - самодержавно-крепостнический строй,. Чаадаев осуждал ее отсталость он объяснял оторванностью от культурного мира. Позже, в отсталости. России. Чаадаев видел и ее преимущество, которое позволяло усвоить достижения мировой цивилизации без их недостатковії без їх недоліків.

Заметное место в идейной жизни. России XIX в занимала полемика между славянофилами и западниками, которых разделяло неодинаковое понимание исторических путей развития страны, разные мировоззренческие ориентации

Славянофилы (ОСХомьяков,. ИС и. КВКиреевськи,. КС и. И. С. Аксаковы,. Ю. Самарий) отстаивали идею самобытности. России, основой которой, по их мнению, были православие, общинные и соборные начала жизни. Они идеале изувалы допетровскую. Русь, будучи одновременно сторонниками либеральных превращение перетворень.

Западники (ТМГрановський,. ОИГерцен,. МПОгарьов,. КД. Кавелинта другие) считали, что прогресс. России связан с ее присоединением к западной цивилизации, отменой крепостничества. Среди западников были революции. Онер-демократы и либералы, материалисты и идеалисты. На представителей обоих течений, как и вообще на русских философов XIX в, кроме отечественных традиций, значительное влияние оказали западные мыслители (Геге ль,. Шеллинг,. Фейербах и др.). Идеи и поиски европейской мысли, моральные, эстетические, социальные проблемы ставились, осмысливались отношении российской действительности в кружках. М. В. Станкевича и. МВ. Буташевича -. Петрашевськог-. Петрашевського.

Особым явлением в общественно-политической и философской мысли. России XIX в был революционный демократизм (В. Г. Белинский,. ОИГерцен,. МОДобролюбов,. МГЧернишевський,. ДИ. Писарев и другие). После сложных поисков они пришли к философскому материализму время, они ценили гегелевскую диалектику (Герцен увидел в ней"алгебру революции") и стремились совместить ее на материале измом (ОИГерцен,"Письма об изучении природы") их материализм формировался под влиянием успехов естественных наук и философии. Фейербаха (МГЧернишевський"Антропологический принцип в философии"). Хоть революц ионеры-демократы и осуществили определенные подходы к материалистическому пониманию истории (скажем, выделение экономического фактора. Чернышевским), однако последовательными материалистами не стале послідовними матеріалістами не стали.

Глубокий философский смысл имеющийся в творчестве. Л. М. Толстого (1828 - 1910рр) и. Ф. МДостоевського (1821 - 1881 гг)

В концепции исторического развития. Толстым признается необходимость этого процесса и роль в нем народа, хотя и принижается роль лица,"субъективного"фактора. Но главный предмет размышлений писателя особенно в последние десятилетия его жизни, - это религиозно-нравственные проблемы. По мнению. Толстого, к превращению, очистки, обновления жизни человека и общества ведет нравственное самосовершенствование, отказ от искусственных потребностей и т.д.. Ориентиры он искал в христианской религии (хотя и отвергал ее мистический и догматический смысл, отрицал церковь с ее иерархией и внешней обрядностью, выделял в христианстве и его моральный элемент, особенно заповеди любви и непротивления злу насилием насильством).

Не менее остро ставил нравственные проблемы. ФМ. Достоевский, который, в отличие от. Толстого, не порывал с православной церковью. Талантливый писатель, тонкий психолог исследовал глубины человеческой души, ее й диалектику и контрасты. Его персонажи - это живое художественное воплощение определенных идей, моральных (или аморальных) начал. Достоевский искренне желал глубоких преобразований. России, приписывал ей особую миссию в ист ории, хотя и отрицал социалистическую идею, истолкованный как уравнивание в пользовании материальными благами, отвергал революционное насилие. И принудительное"осчастливливания"людей. По его мнению, добрые цели не достигаются грязными средствами - жестокостью, убийствами, террором. Недопустимо приносить в жертву людей во имя будущего счастья,"грядущей гармонии"Неотъемлемым от нравственного начала выступает, на его мнению, эстетическая засада"Красота спасет мир", - провозглашал. Достоевскийсвіт", - проголошував. Достоєвський.