Учебники Онлайн


4 Социальная ориентация и жизненная позиция личностии

Как уже говорилось, жизнедеятельность человека протекает в социальной среде, где они вступают в различные отношения ее жизни является социально упорядоченным, организованным, а деятельность - сознательной, целенаправленно й и ориентированной на определенные достиженияя.

В повседневной его жизни прослеживается выборочное отношение к социальной действительности. Она выбирает объект своей деятельности. Им может быть общество в целом или отдельные его сферы. Этот выбор детерминирован и как объективными, так и субъективными факторами, внутренними и внешними факторами. Эта деятельность становится как бы заранее заданной, социально ориентированной, зависит от физических и духовных кондиций человека, ее мировоззренческих предпочтений, установок и цинностестей.

Интеллектуально развитая личность легче ориентируется в многообразии социальных явлений и процессов. Она может правильно оценить свои возможности и выбрать ту или иную сферу приложения своих усилий. Выбор ее социальной ьних ориентиров зависит от типа общества, его отношений, государства, социально-политического строя, общей и политической культуры тощщо.

Границы социальных ориентаций постоянно меняются. История нашей цивилизации, тенденции современного развития показывают, что спектр социальных ориентаций личности постоянно расширяетсяя.

Сначала она протекает в микроколлективе (семья, школа и др.), затем - в макроколективи (производственный, вузовский и т.д.). В них формируются, реализуются, воспроизводятся потребности, интересы, способности, ценностные и ориентации, социальные нормы тощо.

Общественная среда, его повседневной требования обусловливают формирование жизненной позиции личности, которая обеспечивает ее ориентацию в обществе (мире). Повсюду она является человеческой, социально ориентированной, поскольку с направляется на ценностное отношение к действительности, формирования мира ценностей, выработки ценностных ориентаций. Достаточно ярко жизненная позиция личности проявляется через ее отношение к другим людям, че рез общественные установки и готовность к совершению определенных действий и их реализацииії.

Формирование жизненной позиции личности - сложный и тяжелый процесс. Он требует большого напряжения и затраты физических, моральных, психологических и умственных усилий. На этот процесс значительное влияние вызывают ми икрой-и макросреды, уровень развития производительных сил и производственных отношений, социально-политический строй, политический режим, уровень культуры и т.д.. Этот процесс сопровождается усвоением наработанного д освиду человечества, достижений в сфере материальной и духовной культуры, научных и профессиональных знаний, мировоззрения, убеждений и навыков, трудовой и общественно-политической деятельности и т.д.. Активная жизненная п озиция лица становится возможным при условии критически-творческого овладения всем богатством человечества, формированием у себя готовности активно действовать в мирвіті.

Деятельностная позиция субъекта определяется его состоянием. Она может быть критической (некритичным), прогрессивной (реакционной), новой или старой. По сути - противоречивой (непротиворечивой), истинной (ложной) ч или такой, которая направлена ??на изменение сущности объектов или отдельных его свойств. По отношению к сверхъестественному: религиозным или атеистическим. К военным ценностей - милитаристской или антимилитаристским й т.д.. Жизненная позиция проявляется в разных сферах жизнедеятельности. Поскольку в природе, обществе не существует"чистых"явлений, процессов, поэтому и функционируют различные варианты тех или иных жизненных позициижиттєвих позицій.

Человек лучше раскрывает свою сущность, проявляет свои сущностные силы в деятельности. Человеческая активность оправдывается общественной природой требований и личным желанием к их удовлетворению, хотя и проявляеть ься неоднозначно. Под влиянием общества, его различных факторов человек вынужден корректировать, менять свою жизненную позицию, что называется конформизмом. Он проявляется на разных уровнях и в разнообразных их формах приспособленчество, податливость, пассивность, некритичность, индифферентизм, аполитичность, созерцательность и др. - это формы жизненной позиции конформиста. Относительно уровней конформизма, существуют: лич тесный и родословную, коллективно-групповой, общественно-социальный. Из каждого из них можно выделить подуровни и др.. В частности на индивидуальном уровне, исходя из соответствующих барьеров, установок на сохранит ния достигнутого или абсолютизацию полученных результатов, удовлетворенность своим статусом или положением, жизненную позицию личности квалифицируют как позицию удовлетворенности; при наличии сомнений в пра вильности действий, и возможности перемен к лучшему (или наоборот) в личности формируется скептическая позиция, в случае когда действия индивида четко рассчитаны, заранее зпрогнозовани и он знает, что получает, а вт. Рача, то в личности состоит позиция подсчетчиками, при условии, когда индивид привыкает к определенным действиям, операций, условий быта, жизни и труда и лень, неготовность к переменам и трансформаций, в лич те формируется жизненная позиция стереотипа (навыки, привычки); опасения того, что изменения могут привести к нежелательным результатам и нанести определенный вред, породить новые проблемы, нежелательные результаты и в икликаты сомнение в целесообразности, безопасности действий и обреченности относительно ее личного счастья, формирует в личности жизненную позицию"маленького людини9"и такое ии9' і таке ін.

касается группового (коллективного) уровня конформизма, то он формируется и проявляется через совокупность отношений, отношений человека к определенному коллективу или группы (учащейся, студенческой и т.д.). Это такой т тип внутренних межличностных отношений, когда лицо (индивид) сознательно или бессознательно, добровольно или под давлением персоналий, обстоятельств вынуждена отказаться от своего"Я", свободы и подстроиться под нормы требования группы. Если ареал отношений перерастает межличностно-групповой уровень и выходит на общество, государство, то мы имеем дело с общественным уровнем конформизма. В данном случае как отдельный индивид (в собак), так и коллектив подчиняются. Общественной требованиям, вынуждены приспосабливаться к действующим в обществе норм, которые определяют грань дозволенного и запрещенного, в которой личность должна же ити, действовать и работатьи й працювати.

Приведенные и рассмотрены нами примеры конформизма укладываются в рамки пассивного образа жизни личности или коллектива. Рядом с такой конформистской позицией может существовать еще. И другое - диаметра ально противоположная, исходящая из принципиально иных основ, апеллируя, поощряя и поддерживая активный образ жизнедеятельности, активную жизненную позицию, которую в современной науке, философии квалифицируют как н онконформизм. Такая позиция направлена ??на реализацию себя как личности, своих требований, потребностей и интересов. Это тот случай, когда лицо не подстраивается под кого-то или что-то, а стремится подчинить, прилаштув ать в соответствии со своими требованиями существующее социальное среду на межличностном, групповом или даже общественном уровнях. Эта радикальная противоположность конформистской позиции свидетельствует о чрезвычайной но высокий уровень осознания себя как личности, своей гражданской позиции и ответственности не столько за свою судьбу, сколько за судьбу страны, народа, государстважави.

. Контрольные вопросы:

1. Что вы понимаете под процессом социализации??

2. Какая роль культуры в процессе социализации??

3. Что такое отчуждение, и пути его преодоления??

4. Понятие потребностей, интересов, социальных нормм.

5 социальных ориентиры лица (личности), их детерминантыи.

6. Лицо: понятие, структура, классификацияя.

7. Проблема выбора жизненной позиции личностии.

. Темы рефератов:

1. Культура как средство социализации человекаи.

2. Диалектика потребностей и интересовв.

3. Роль личности в истории. Культ личности: случайное или закономерное явлениеще.

. Рекомендуемая литература:

1. Бердяев. АА. О назначен человека -. М, 1993 1993.

2 Диалог культур и духовное развитие человека / /. Материалы. Всеукраинской научно-практической конференции, -. К, 199595.

3. Корженко. В. Философия воспитания: изменения ориентаций -. К, 19981998.

4. Лукашевич. ЧП. Социология воспитания -. К, 1996 1996.

5. Максимов CL. Личность и общество -. Харьков, 1993993.

6. Пролеев. СВ. Духовность и бытия человека -. К, 1992 1992.

7. Харчев. АГ,. Социология воспитания -. М, 19901990.

8. Щедрова. Г. Цель общества - человек / /. Вече - 1995 - № 3 -. С22-34.22-34.