Учебники Онлайн


2 Общество как предмет философского анализа

Как следует из предыдущего обзора, общество - это сложный феномен, социально-исторический продукт, живой социальный организм, деятельными общественная организация, в которой живут и действуют люди им присущи и разнообразные возрастающие потребности и интересы, они обладают определенными способностями и навыками, приемами и средствами их удовлетворения, наделенные разумом и волей, интеллектом и свободой, предпочтениями, пер еконаннямы и сомнениями. Как специфическая форма материального мира, особый вид деятельности, общество не только материальным, но и духовным образованием, носители которого единственно известные субъекты, осознают юють свою жизнедеятельностьть.

Общество существовало не всегда. Оно возникает на определенном этапе развития и имеет свою историю. Важную роль в этом сыграло среду, которое является основой возникновения жизни, основой формирования сферы жи ивих организмов, в том числе и человекообразных существ, и предпосылкой для развертывания материально-производственной деятельности. Благодаря труду, трудовой деятельности, речи, общению и другим факторам происхо ься социализация человекоподобного существа, формируется и утверждается новая, - отличная от природно-биологической, - социальная реальность. Вытеснение и ограничения"зоологического индивидуализма"сопровождало ся формированием и приобретением собственно человеческих качеств. Коллективизм, сплоченность, взаимопомощь, забота о родных, близких, будущие поколения и другие социальные факторы и побудительные мотивы вызывали к жизни появление моральных норм (табу), которые закреплялись как путем отбора, так и передачей и наследованием опыта. Этому превалирующим коллективная знарядийно-трудовая деятельность, навыки которой по стоянно совершенствовались, приобретая сознательных, целенаправленных действий - то есть человеческого труда. Они, передаваясь от поколения к поколению, заложили фундамент для формирования культурного наследия человечеств спадщини людства.

Активно повлиял на этот процесс и способ деятельности, который исторически началось с момента изготовления и применения орудий труда. Осознанная, целенаправленная деятельность стала коллективным трудом, вытеснит няючы к трудовой деятельности, придавала ей жизненной силы и смысла. Труд, изготовления орудий труда стали"агомим фактором социализации человека и его формирования (в первую очередь, производственных отношений). Благодаря им становится возможным регулировать и контролировать процесс обмена вещества с природой. Наряду с этими процессами шел процесс становления собственно человеческой речи, как средства общения, обмена мнениями и развития. Мысли ения"Вплетаясь"в контекст трудовой деятельности, они влияют на функционирование трудового процесса, затрудняют его структуру и расширяют возможности социализации человек соціалізації людини.

Эти и другие факторы легли в основу формирования общественных отношений, социальной сущности человека. Этим, этот процесс предстает как одновременное становления человека и общества, в ходе которого утверждалась системы стема исторически определенных форм общественных отношений, которые формировались и возникали в ходе деятельности людей по преобразованию природы, своего собственного естества и жизни. Возникновение общества-двуединый об этом с, в котором социальные стороны: человек и общество взаимообуславливают и предусматривают друг друга. Общество возникает только при наличии социальных"атомов"- индивидов и коллективов людей. Без человека никакое общество произойти не могло бы, но и собственно человек становился социальным существом только в обществе, создавая йог, творячи його.

Становление общества - это возникновение и приобретение нового, социального качества, которая существенно отличается не только от мира неживой, но и живой природы. Деятельность общества или отдельного человека является одухотворит еною, пропитанной смыслом жизни и наличием конкретных целей (цели). Только для них свойственна единство материи и духа, и только благодаря этому материальный мир получает возможность быть озаренным духовно. Т м, продуктами деятельности человека, общества является как материальные, так и духовные ценности. Специфичность общественного проявляется в рациональном подражании, способности наследовать культурную наследие в, отбирая и воплощая в жизнь лучшие образцы и трансформируя их, сохранять и передавать новым поколениям от одной цивилизации (формации) к другой. Благодаря знаковым системам (языке, письменности и такое др.) стало возможным получать, усваивать, сохранять и передавать информацию. Общение между эпохами становится возможным благодаря социальным факторакторам.

Общество - динамично функционирующая система, жизнедеятельность которой не является биологическая, а социальная. Освоение и продуцирования мира (природы, общества) в нем осуществляется социальными средствами (наличный уровень культуры, способность к труду, мышления и познания, оперирование знаковыми системами, языком, письменностью и т.п.). Благодаря им общество создает мир"второй"(очеловеченной) природы, наполненной духовнис ю, умом и интеллектом. Более того, социальные факторы - это не только возможность, но и реальная основа возникновения общества,. Его создания и воспроизведения. Важным показателем социальности человека, обще льства является их деятельность, последовательно направлена ??на достижение определенной цели для удовлетворения своих потребностей и интересов. Здесь характерным является то, что мыслительная деятельность предшествует практической. Человек, обще льства сначала выстраивают идеальную конструкцию, как и что нужно сделать, чтобы добиться того или иного результатншого результату.

Общество - это единый целостный организм, состоящий из людей, которые связаны между собой разнообразными связями, разной степени зависимости и всеобщности. Это определенный целом, общность взаимодействующих др. ндивидив. Это не семейно-этническая, а социальная общность, феномен исторического саморазвития мира, в частности социальной материи. Общество - не только интегрированная совокупность людей, но и формы их совместной действие льности, продукты этой деятельности и т.д.), которые взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. В этом смысле общество - это самоорганизующаяся система взаимоотношений, поведения и отношений между людьми, систе ма взаимодействующих сообществ и т.п.. Поэтому общество без людей, их деятельности и продуктов жизнедеятельности не существует время оно не является простой совокупностью или суммой отдельных индивидов. Как социальная реальность в оно является высшим качеством, которая проявляется через процессы общественного развития. Логика развития общества идет от простых форм к более сложным, сопровождаясь заменой примитивных и несовершенных эпох, фор формаций и цивилизаций на совершенные и развитыевиненіші.

Общество связано с жизнедеятельностью как нынешних, прошлых так будущих поколений. Поэтому оно - это человечество в его исторической динамике и перспективе, многообразно и многофункциональное образование связ связей и отношений между людьми. Жизнь и деятельность общества значительно богаче, розмаитнише и сложнее, чем жизнедеятельность отдельных индивидов, которые его составляют. Общество создает такие объекты, которые не под силу даже самым способным, совершенной человеку. Язык и наука, искусство и учреждения культуры, право и политика, их институты, техника и технологии, продукты производства по своей сути является социально мы. Вне общества их возникновения или функционирования невозможны. Отдельный человек не в состоянии их создать или обеспечить им функционирования. Общество определяет характер действий, существования и функционирования любой какого-либо элемента, входящего в него, определяя, в конечном счете, их развитоозвиток.

Общество ~ это динамическая социальная система, особый организм, перемены, трансформации которого и развитие в целом затрагивают основы социального, то есть, основное в его жизнедеятельности и функционув ванн.

Развитие общества не сводится к изменениям конкретных индивидов, поскольку они в своей одиночестве не являются определяющими. Люди рождаются и умирают (на смену одним поколениям приходят другие), а общество т длительное время может оставаться неизменным. Или же, наоборот, за короткий срок она может кардинально измениться, а люди - нет. Развитие общества связан с такими изменениями, которые характеризуются трансформа низации способа, условий жизни социума в целом касается человека, то она застает их в готовом виде и вынуждена их принять, поскольку сама не может их изменить. Поэтому, общество - это круг людей в совокупном единстве и с объективно существующими условиями, способами и формами их совместное проживаниевання.

В своем развитии общество последовательно гфоходить различные стадии качественных преобразований, приобретая все более совершенных форм. Оно является явлением цивилизационного процесса, а следовательно - конкретно-исторической совокупности в взаимодействующих субъектов и условий их жизнедеятельности. В этом смысле не существует абстрактного общества, а были, есть и будут конкретные формы социальной организации людей. Общество всегда обязательны ри си, свойства, которые отличают его от других образованийень.

Общество характеризуется не только своими количественными параметрами, но и своим качеством (общностью людей, их интересов, целей, действий, традиций и обычаев, активностью в трудовой деятельности и т.д.). Это происходит аеться объективно, вне желания конкретных индивидов, поскольку они независимо от воли или желания включаются в общественную жизнья.

В обществе, с одной стороны, имеет место взаимодействие, взаимовлияние и тесная взаимосвязь, а с другой - жесткая и четкая внутренняя расчлененность его элементов, блоков, сфер и т.п.. И все же, несмотря на органическое единство и целостность в обществе можно выделить ряд относительно самостоятельных сфер. Возникновение общества сопровождалось становлением и развитием экономической, политической, социальной и дух овнои сфер. Они являются базовыми для развития общества и формирования социальной реальности. Все эти сферы являются не только жестко структурированными, но и представляют определенное единство действий, связей, отношений и т.д.. Единство су спильства как социально целого обеспечивает взаимодействие и взаимосвязь между сферами, а, в свою очередь, единство сфер общества значительно углубляет и укрепляет взаимно связанность и целостность социума. Так, наприк строй, институт производства экономической сферы обеспечивает потребности социальной сферы в пище, одежде, обуви, жилье и т.п., а институт торговли - учитывает и удовлетворяет запрос потребителей социальной сферы; государств а как институт политической сферы определяет не только внешнюю и внутреннюю политику, но и перспективу развития науки, образования, культуры и т.д.; в свою очередь, наука как институт духовной сферы влияет и определяет является уровень образования, образованности кадров в экономической, политической, социальной и духовной сферах обществльства.

Без этой внутренней противоречивости и гармонии становится невозможным возникновение и развитие ни экономики, ни политики, ни морали. Все это - стороны, грани единого социального организма, жизнедеятельность которого от дбуваеться за общественными нормами и законами. Общество - это такая система разнообразных отношений, которые объединяют и противопоставляют людей. И все же в нем создаются необходимые условия для функционирования и развития человека. Поэтому само общество является необходимым фактором жизнедеятельности людей. Это социальный союз индивидов, объединенных с целью достижения результатов, которые недоступны каждому в. Общество - это особая, специфическая ценность, в которой индивиды принимают активное участие (борются, страдают, воюют, производят т.д.). Однако оно не является их арифметической суммой, механическим целым, а диалектическим образований нням, объединением людей, ценность которого в том, что они живут и действуют совместно, успешно выстраивают настоящего и будущееайбутнє.

Общество - это социальная кооперация людей, в которой все вместе действуют и решают общие дела. Решая их, человек создает предпосылки для развертывания и развития своих сущностных сил (ума, интеллигенции екта, свободы и т.п.). В обществе имеет место и четкое распределение действий и полномочий. Этот процесс социально организованным и управляемым. Даже тогда, когда отдельный индивид решает свои личные проблемы, он действует общественно, поскольку в его деятельности проявляется общественный опыт как в прошлом, так и настоящем. Таким образом, общество - это социальная организация, где все ее составные части взаимосвязаны и знает ходится в таких отношениях, что только в их единстве становится возможным нормальное, цивилизованное существование и функционирование кожногжного.

Общество, как социальная организация, обладает статусом бытия. Оно присутствует с момента возникновения социума и реально существует на всех этапах его развития. Общество - это реальность высшего порядка в ср. Янни с природой или отдельным человеком. Оно возвышается над ними, приобретя"сверхъестественного"характера, став чем-то высшим и над человеком. Во всей своей совокупности связей и отношений между субъектами деятельности и и субъектами, объектами и продуктами этой деятельности, оно составляет ареал социальной реальностиної реальності.

Общество, как социальная реальность, постоянно творит, воспроизводит и защищает себя. Этот процесс не является биологическим воспроизводством себе подобного. Он характеризуется отрицанием того, что отжило и сохранения ям, наследованием животворного. Воспроизведение социальной реальности не является абсолютной подобию предыдущему состоянию общества, а осуществляется выборочно, приобретая все новых, высших качеств. Общество остается ется собой лишь в абстракции, в действительности же постоянно эволюционирует, развивается, приобретая новых свойствстей.

Способность общества к само воспроизведения обеспечивает ему высокую степень самостоятельности, независимости существования и функционирования. В этом смысле оно является самодостаточной организационной структурой, поскольку автономно создает и воспроизводит жизненно необходимые условия для своего существования и функционирования. Отдельные его структуры (исключение-религия, церковь, политическая система) самодостаточностью не обладают, а следовательно - могут самостоятельно и автономно существовать и функционировать. Как видно, только общество способно к самообеспечению себя всем необходимым, постоянно совершенствовать и отдельные свои составляющие. Поэтому любое общество способно существовать, функционировать и развиваться автономно в течение длительного исторического периода, хотя и самодостаточность его не всегда является абсолютным. Она обусловлена ??временными, прос торов-территориальными рамками, численности населения, естественно ресурсной и материально-производственной базой, состоянием общей культуры и т.д.. Абсолютно самодостаточного, как и абсолютно независимого сплошь ства в природе не существует. Особенно теперь, когда мир глобализуваеться. Любое общество стремится через экономические, социальные, производственные, научные, культурные, военно-политические связи и отношения и в руктуры и организации интегрироваться в мировое сообществвариство.