Учебники Онлайн


2 Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник движения, развития предметов, процессов и явлений. Согласно ему важнейшим условием, порождает развитие, является диалектическое противоречие. Исходя из ее вс сезагального характера, все предметы, процессы, явления противоречивы (тождественны и тождественны себе). Это означает, что они состоят из одной или более пар противоположностей, полярных начал (плюс и минус, притащил ния и отталкивания, ассимиляция и диссимиляция, враждующие стороны в войне, гуманное и антигуманное, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение и др.). Они не только взаимно исключают, но и предполагают, взаимодействием мо обусловливают друг друга,. Гегель в свое время подчеркивал, что что-либо в мире жизнеспособное лишь тогда, когда способно содержать в себе противоречия и выдерживать йти їх.

Они охватывают все сферы бытия (природу, общество, духовную сферу), хотя специфически проявляются в каждой из них. Мы постоянно сталкиваемся с ними, однако их фиксирования на уровне обыденного сознания не дает возможности понять сущности диалектического противоречия. Исследованы уже нами"качество"и"количество"указывают на раздвоенность предметов, которая может фиксироваться даже нашими органами чувств. Однако диалекты ка стремится исследовать противоречия на уровне сущности вещей, поскольку данные противоречия и являются носителями развития. Чтобы это исследовать, следует проанализировать логическую структуру этого закона, т.е. выяснить сми в категорий, которые его описывают:"противоположность","тождество","единство противоположностей","противоречие","конфликт","социальная революцияot;, "суперечність", "конфлікт", "соціальна революція".

Итак, противоположности - это основные тенденции, стороны, свойства предметов, процессов, явлений (систем) их соотношения могут быть разными (в зависимости от степени их остроты т.п.). Это зависит от силы вз заемодии противоположностей, которая обусловливается добавлением или вычитанием к (от) одного из них определенного количества материи или энергии зависимости от этого и определяются формы отношений между противоположностями (тот ожнисть, различие или др.ін.).

Все это говорит о том, что причиной развития любой системы (предмета, явления и т.д.) является взаимодействие между противоположностями. Она и определяет соотношение между противоположностями: начиная от их тождества (д диалектической равенства) и заканчивая их сильной противодействием, которая может проявиться в форме антагонизма или социальных революцийї.

Для удобства начнем с анализа тождества между противоположностями, хотя в реальной жизни она проявляется реже. Категория"тождество", которая является ее отражением, фиксирует ряд моментов: единство протил лежности; момент перехода одной противоположности в другую само-тождество, равенство, одинаковость объекта с самим собой. Соотношение противоположностей (взаимо дополнения, взаимно укрепление), которое способствует решение итку данной системы, называется гармоническим гармонійним.

Рассматривая тождество предмета на определенном этапе развития, мы видим в нем как тождество (не формально-логическая:. А =. А, а диалектическая:. А -. А и не равно), так и различие. По этому поводу. ФЕнгельс с подчеркивал, что"тождество с собой уже с самого начала своим необходимым дополнением отличие от всего остального"Он подчеркивал, что при добавлении или вычитании к одной из противоположностей определенного количества материи или энергии отношения между противоположностями меняется. Наступает их неравенство, неодинаковость. Эта начальная неравенство называется в диалектике отличием. Отличие с собой (едины во стабильности и сменности) со временем становится заметным (существенной), выступает начальной стадией раздвоение объекта на противоположности. Например, в первобытно-общественном строе после больших распределений труда зья вились различия в материальном положении тогдашних людей. Позже эти различия переросли в свою противоположность (классовуюлежність (класову).

Противоположности мы постоянно находим не только в предметах, но и в мыслях (духовной деятельности), их отражают

Взаимоотношения противоположностей одновременно предполагает и их единство. Имеется в виду не сходство в различном, а взаимосвязь и взаимодействие различных явлений в пределах определенной системы. Это единство осуществляется через с различие и противоположность моментов в целом. Например, в росте дерева почка меняется цветком. Поэтому они являются моментами одного и того же процесса и это означает, что они единственные, составляют целое в этом процессцесі.

Однако эти моменты, стороны, тенденции не только образуют единство, но и взаимно исключают друг друга. Раздвоенность предметов, процессов, явлений на противоположности составляет не мертвую, а внутренне беспокойство йну единство, предполагает одновременно и борьбу противоположностей. Последние не просто сосуществуют, а находятся в особой взаимодействия (взаимопревращения, взаимопроникновении). Определяющим моментом этого в заемозвьязку такая взаимодействие противоположностей, которая выступает источником развития. Кстати. Для отображения этого момента используется категория"борьба противоположностей"Под термином"борьба"понимается я такое взаимодействие противоположностей, результатом которой является возникновение имманентного источники ее развития всей видимости, диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого (единство противоположностей и их противоречивость) и отделить их друг от друга невозможно. Противоречия нарастают по мере усиления взаимодействия противоположностей, по мере того, как они становятся несовместимыми в рамках объекта как целого (исключают, отрицают друг друга). Тогда разрешения противоречий приводит к разрушению старого объекта и возникновению новогоо об'єкта і виникнення нового.

Изучение процесса возникновения, нарастания ("борьба противоположностей") и разрешение противоречий подводит нас к пониманию источника развития. Категория"борьба противоположностей"(дисгармоничный их состояние)), которая отражает источник развития, может быть применена ко всем формам движения материи. В ней отражается взаимодействие (столкновение), преодоление, взаимные переходы явлений, которые обусловлены внутренними связями. Между такими противоположностями возникают острые противоречияють гострі суперечності.

Диалектическая противоречие - это существенное отношение противоположных моментов внутри предмета как системы, развивающейся в котором осуществляется конкретная единство этих моментов и которая делает систему самодвижением мым целым; взаимно определенность этих моментов друг через друга и одновременно через строгое их взаимо возражения. Противоречие постольку осуществляется, поскольку таким же образом решается. Непрерывное е дтворення противоречия делает движение самодвижением. Кульминационным моментом в развитии противоречий выступает конікт.

ВИ. Ленин отмечал, что единство (совпадение, ровно деяния, тождество) противоположностей условно, временная, релятивная. Борьба же взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение эта борьба ба всегда предполагает разнокачественность элементов в составе определенного целого, поскольку одно качественные элементы в предмете не взаимодействуют. Сущность диалектического противоречия заключается в том, что во взаимоотношении взаимосвязях между противоположностями, когда они взаемостверджують или противоречат друг другу, борьба между ними служит движущей силой, источником развития. Это объясняет движение, развитие как самодвижение, саморазвитие что осуществляется в результате действия собственных законов. Поэтому источник движения, развития следует искать не в первооснове, или в какой-то сверхъестественной силе, а в решении этих суперечностеностей.

Любые противоречия тоже постоянно меняются, развиваются. Сила их нарастает, создаются предпосылки для совершения прыжка. Как уже отмечалось, это обусловлено тем, и тогда, когда в одной из протиле ежностей определенной степени прибавляется или вычитается какое-то количество материи или энергии. В идеальных (духовных) образованиях до противоположностей добавляется тоже определенное количество духовных компонентов. Тогда си а взаимодействия меняется. А всякое изменение, как известно, есть не что иное как движение (в определенных случаях - развитиеиток).

Итак, развитие есть раздвоением предметов, явлений на противоположности, и борьба между ними. Единство противоположностей выражает постоянство объекта, является относительной, временной. Борьба же противоположностей является абсолютной поскольку возникновение противоположностей, различий, противоречий, их решение является одновременно и возникновением новых противоположностей, и новых противоречий. В этой диалектической форме осуществляется бесконечный о цесс развития объективного мира и познанияння.

Как подчеркивал. Ленин, противоречие является сутью, ядром диалектики. В собственном смысле диалектика является выявление противоречия в самой сущности предметов. Характеризуя метафизическую и диалектическую концепции разви итку, он писал:"Развитие есть"борьба"противоположностей. Две основные концепции развития (эволюции) являются: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие, как единство противоположностей (раздвоение единственного на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между нимиовідношення між ними).

При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его движущая сила, его источник, его мотив (или это источник выносится наружу - бог, субъект ets). При второй концепции главное внимание устремляется ся именно на познание источника"самодвижения"Только вторая дает ключ к"самодвижения"всего сущего, только она дает ключ к"скачкам", к"перерывы постепенности","к превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновения нового"1"Борьбу"следует понимать в широком плане как противоборство противоположных сторон, тенденций; особенно, когда речь идет о природныхство протилежних сторін, тенденцій; особливо, коли йдеться про природу.

Выяснение того, что основной причиной, источником развития является борьба противоположностей, имеет решающее значение в выборе правильной концепции развития

зависимости от функционирования различных форм материи проявление противоречий бывает разным. Среди них выделяют внутренние и внешние. К первым относят те, которые возникают между двумя противоположностями в пределах определенного пред дуете, процесса, явления (ассимиляция - диссимиляция т.п.). Ко второму типу - противоречия, возникающие между двумя предметами, процессами, явлениями (соотношение общества и природы и т.д.). Внутренние выступаю во источником развития, внешние - своеобразными условиями существования данного предметета.

Функционируют и так называемые основные и неосновные противоречия. Основные - это те, которые возникают в результате взаимодействия ведущих противоположностей предмета (системы) и характеризуют его от начала возникновения и до конца существования (борьба между рабами и рабовладельцами в рабовладельческом обществе, феодалами и крестьянами - в феодальном обществе и проч). Неосновные - те, которые возникают в результате взаимодействия н е определяющих противоположностей данного предмета или системы, и которые также проявляются от начала и до конца его существования (борьба между различными слоями рабовладельцев - в рабовладельческом обществе, или различными слоями буржуазии в капиталистическом обществе и прочін.).

В рамках основных и неосновных противоречий выделяют еще главные и не главные. К первым относят те, которые возникают между ведущими противоположностями (скажем, теми, которые ранее были уже названы), но характер ризу данный предмет (систему) лишь на определенном этапе его развития. В неглавных относят те же, что и в неосновных, но такие, что тоже проявляются лишь на определенном этапе развитияку.

Существуют еще и антагонистические противоречия. Они возникают между классами, социальными группами, интересы которых не совпадают в основном (экономическом, политическом) вопросе. Такие противоречия, в основном, не е могут решаться мирным путем, а решаются путем классовой борьбы, революции неантагонистический противоречия возникают между классами, социальными группами, интересы которых в основном совпадают а в других (менее важных) - нет. Такие противоречия решаются, как правило, мирным дорожнояхом.

Следует отметить и то, что закон единства и борьбы противоположностей является законом, в силу которого всем вещам, процессам и явлениям (системам) присущи внутренние противоречия, которые выступают источником их сми др. и развития. Он проявляется во всех сферах материальной и духовной действительности (природе, обществе и познании), выполняет важные методологические функции, подчеркивая, что все предметы, процессы и явления следует рассматривать в их адооруси. Для этого необходимоо:

- раскрывать их во всей сложности и противоречивости (единства противоположно действующих сил и тенденций);

- исследовать все этапы развития противоречий, их развертывания (переход от этапа к этапу), накреслюваты пути и методы их решения;

-уметь выделить типы противоречий, позволит глубже исследовать специфику предмета и найти оптимальные пути и методы их решения