Учебники Онлайн


52 Материя: движение, пространство и время - ее свойства

Проблема материи е внутренним стержнем теоретического содержания материалистической философы, а понятие материи - квинтэссенцией, альфой и омегой материализма, центральной его идеей и категорией

Термин"материя"имеет латинское происхождение (лат вещество). В широком смысле - это субстанция, глубокая сущность мира, его фундамент. Согласно материалистической философией, кроме материи в ее многообразиягообразия итних видах и формах, в мире ничего не существует. Даже сознание рассматривается как свойство материального характера, поскольку она присуща высокоорганизованной материи - мозга человек— мозку людини.

В узком смысле материя - это объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания и отражается органами чувств. Из ее содержания изымается все, что является продуктом деятельности психики человека и. Материя рассматривается как противоположность сознания. С гносеологического точки зрения так поступать нельзя, потому что в самом сознании не существует, например, полей или лесов, на которые направлены органы чувств человека. В ней нет ничего вещественно-субстратного от этих объектов созерцания. В сознании содержатся только идеальные образы, копии полей и лесов, благодаря чему специалист может осмысленно действовать, твориторити.

Понятие материи - это широкая абстракция, категория. Поэтому материю вообще невозможно видеть, осязать, обонять, пробовать на вкус и т др.. То, что воспринимают органы чувств человека, является определенным видом мат терии. Материя не тождественна одной из вещей, хотя все они входят в ее структуру, а иногда, на уровне обыденного сознания, именно так и воспринимаютсяться.

Следовательно, главным признаком материи является то, что она - объективная реальность, существующая независимо от сознания

В современной философии выделяют четыре этапа становления категории"материя"

Первый получил название этапа наглядно-чувственного представления о материи. Он охватывал множество философских школ и течений древнего мира, особенно античной. Греции. Основой вещей и космоса считались те или др. нши первоосновы (стихии) природы, которые имели жизненное значение, были распространены и воспринимались наглядно-чуттэво. Например,. Фалес доказывал, что такой первоосновой является водода.

Второй этап называется. Физикалистски, поскольку он базировался на физических представлениях о содержании и структуре материи. Зародился этот этап еще в античности, а расцвета достиг в эпоху. Нового времени его выдающихся ими представителями были:. Ф. Бэкон,. Р. Декарт,. Дж. Локк,. П. Гассенди,. И. Ньютон,. М. Ломоносов,. Д. Дальтон,. К. Гельвеций,. П. Гольбах и др.. Они доказывали, что материя - это атомы или совокупность общих свойств тей вещей. Так, по. Ф. Бэконом, каждая вещь состоит из определенного количества неделимых и простых свойств - твердости, тяжести, проницаемости, легкости. Согласно. Р. Декартом, природа материи состоит в одни и только протяженности. Дж. Локк считал, что сущность материи образуют две вечные и неизменные свойства предметов - протяженность и плотностьжність і щільність.

В рамках механистических взглядов. Г. Галилея и. И. Ньютона определяющим признаком материи была масса как особое свойство макротел. Поскольку масса проявляется в виде веса, постольку главным признаком матери иальности тел считалась в то время (вплоть до конца XIX в) именно вес итоге, материя отождествлялась с массой, носителей которой рассматривали как неделимые атоматоми.

Можно привести и другие интересные взгляды на материю известных философов той эпохи. Всех их объединяло одно - их рассуждения о сущности и содержания материи были определенным шагом вперед по сравнению с пониманием ем ее античными мыслителями. Однако и эти взгляды не были лишены недостатков. Главный из них - подмена материи как субстанции вещей их общим качеством, тогда как субстанция и качество - это разные характерис политики. Буттття.

Этот недостаток в трактовке материи отчетливо проявился в конце XIX - начале XX вв, в период революции в физике, когда стала известной изменчивость атомов и их способность спонтанно распадаться, выделяя этом тепло и излучая электроны, альфа-частицы и электромагнитные волны. Стало понятно, что масса электронов меняется в зависимости от скорости их движения. Поскольку материя отождествлялась с неделимые. Число атомов, с их неизменной массой, постольку экспериментальное подтверждение делимости атомов и изменчивости их массы вызвали растерянность физиков. Многие из них стал утверждать, что"атом дематериализ уеться, материя исчезает"В результате возникла необходимость углубленной и всесторонней интерпретации понятия"материи""Пришло третий философско-гносеологический, этап в формировании и развитии этого понятия я. Применив диалектику к его изучению, философия пришла к выводу, который в. Ленин сформулировал так:"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ее ощущениях ях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"1. К положительным моментам этого определения можно отнести то, что оно объявляет понятие материи философски й категории, а объективную реальность - ее главным свойством, утверждает познаваемость материи и показывает пути ее изученияанність матерії та показує шляхи її вивчення.

Четвертый этап - субстанциальный-аксиологический (ценностный). Он сформировался в середине XX в в результате развития философской мысли и синтеза различных стратегий исследования материи. Все достижения в этих исследованиях, все известные науке и практике формы и виды материи сегодня рассматриваются как общечеловеческие ценности, а за их дальнейшего изучения приоритетной стала методология диалектико-аксиоло вания подходитеоду.

Из современного представления о сущности и содержании материи вытекают ее основные свойства: объективность, вечность, нествореннисть, багатоякиснисть, системность, структурность, самоорганизация, взаимодействие отображения и и.

Качественная бесконечность материального мира состоит в неисчерпаемости форм и видов предметной реализации материи. Наука открыла и еще откроет много нового, удивительного в структуре материи, но уже сегодня ни достоверно известно, что материя дискретноа.

На основе генетического принципа в философии выделяют неживую (неорганическую), живу (органическую) и социально организованную (социум) материю. Каждый из уровней имеет подуровни. В неживой материи - это субмикроел лементарний, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, макроскопический, планетарный, галактический, метагалактичныий.

Согласно современным научным взглядам, глубинные структурные подуровни неживой материи представлены объектами микроэлементарную характера. Это прежде элементарные частицы. Они имеют одновременно и кор рпускулярни, и волновые свойства, а закономерности их движения, которые изучаются квантовой физикой, отличаются от закономерностей движения макротел, описываемые в классической физике. Например, элек рон имеет массу, заряд, магнитный момент, спин, способность вместе с античастицей превращаться на фототон.

Имеет определенные подуровни организации материи и. Земля как планетарный объект: кристаллы, минералы, горные породы - геологические тела геосферы (ядро, мантия, литосфера, гидросфера, атмосфера) и промежуточные структура урне образовании.

мегамира включает в себя межзвездная поле и вещество, которые концентрируются в такие сгустки, как звезды с планетами (пульсары,"черные дыры"), звездные скопления - галактики, квазары. Распространенными в космосе есть является межзвездный газ, пылевые галактические и межгалактические туманности тощнності тощо.

В основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физические виды реальности: вещество и поле. Вещество - это вид материи, который состоит из частиц, имеющих определенную массу покоя. Это фактически в все материальные системы - от элементарных частиц до метагалактичних образований. Наличие вещества является одним из проявлений дискретности материрії.

Поле - это материальное формирования, которому не присуща масса покоя, а присущая только масса движения, зависит от энергии квантов. Поэтому материя не только дискретная, а непрерывная. Наукой открыты различные вид ди полей - гравитационное, электромагнитное, ядерное и т др.. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а саму ре ществ - в звезды. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра - в атом атоми.

Квантовая физика обнаружила относительность разграничения между полем и веществом. Например, электромагнитное поле представляется как система фотонов, а гравитационное - как система гравитонов - гипотетических частиц, ис существования которых предусматривается квантовой теории время и частицы вещества - электроны и позитроны, мезоны и др. физика рассматривает как кванты соответствующих полей (электронно-позитронного, мезонного т.д.що).

Кроме вещества и поля, есть другие физические виды материи. Особыми видами материи является плазма и физический вакуум. Последний признается сегодня фундаментальным видом физической реальности. Недавно физики от дкрилы частицы, которые по массе равны массе протона, но заряд у них не положительный, а отрицательный их назвали антипротонами. Вскоре были открыты и другие античастицы. Среди них обнаружено антинейтроны. На этом основании выдвинуто предположение о существовании в физическом мире наряду с веществом также и антивещества. Это тоже материя, только другой структурной природы. Ядра атомов антивещества гипотетически составляю ться с антипротонов и антинейтрон, оболочка атома - с позитронамиозитронів.

Современная физика непосредственно подошла к установлению существования антиполе, о чем свидетельствует открытие существования антинейтрино, которые можно квалифицировать как частицы антиполе. Вопрос о существовании антиполе в пока остается дискуссионным, но выводы, вытекающие из этой гипотезы, уже имеют не отдельное, а всеобщее значение, поскольку касаются картины миру.

В современной литературе много пишут о так называемом антимир. Предполагают, что рядом с миром, который существует на основе вещества и поля, есть мир, состоящий из антивещества и антиполе. Существует антисв вит, покажет развитие науки. Но нельзя заменять понятие"антимир"понятием"антиматерия", как иногда случается. Какие бы виды физической реальности не открыла наука - все это будет материя. Поэтому правильно м термином для обозначения такого гипотетического феномена будет -"антимир", а не"антиматерия;антисвіт", а не "антиматерія".

Итак, неживая природа неисчерпаема, разнообразие ее объектов бесконечная. Но это разнообразие не хаотична, а упорядочена. Результатом ее эволюции является возникновение на планете. Земля живой природы. Произошло это, как доказывают ученые, примерно 3,5 млрд лет томому.

Живая природа представлена ??уровнями материи: доклеточных (ДНК,. РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, виды и популяции, биоценозы, биосфера

Сегодня биологи рассматривают эволюционную концепцию как результат синтеза различных отраслей биологического знания. Высказывается мнение, что дарвиновская теория эволюции - результат якобы первого синтеза. Второй и синтез - объединение генетики и дарвинизма, в результате чего возникла синтетическая теория эволюции. По мнению ученых, биология направляется к третьему синтеза, ведущую роль в котором должна сыграть молекулярная би никакой бедыгія.

В процессе эволюции живой материи сформировался ее особый уровень - социально организованная материя: индивиды, семья, коллективы разных уровней, социальные группы, классы, этносы (нации, народности, племена, расы), государства, союзы государств, общество в цилом.

Специфика социально организованной материи состоит в том, что ее качественное своеобразие определяется не столько физической и биологической природой людей как живых организмов, сколько системой отношений, вин проникают между людьми и различными их объединениями в процессе общения, трудовой и познавательной деятельности. Поэтому исходными факторами социальной реальности прежде всего являются материальные и идеологические общественные отношения с природой, средствами производства, распределением, обменом, потреблением и т.п. их существования обусловлена ??функционированием совокупностей людей и различными связями между ними. На уровне социальной реальнос те материальная субстанция раскрывает себя постоянно вплоть до возникновения сознания и взаимоперехода материального и идеального в процессе развертывания практической деятельности людидей.

Согласно материалистической философией, каждый шаг познания природы, сознания и общества расширяет наши представления о неисчерпаемости и многообразие форм, родов, видов, уровней и подуровней материального в мира время мир не только разнообразен, но и единственный, поскольку в его основе одна субстанция - материя. Сфера идеального, сознания - это не какой-то другой ("потусторонний") мир, существующий параллельно с материальным, а своеобразное отражение материи в головах людей. Сознание вне и без материи существовать не может. Поэтому в этой философии решить проблему единства мира означает, прежде всего, выявить еднис во материи и сознанияї і свідомості.

Мир един еще и потому, что материальные объекты состоят из одних химических элементов. Этот аспект мира изучают конкретные науки. Философия же констатирует, что материальная субстанция не сводится только к пре едметности, существует еще и сознание, но она - свойство высокоорганизованной материи. Поэтому материя не зависит от воли и сознания человекини.

Выражением единства мира является также единство его законов. Поскольку субстанция дискретная, то между ее элементами являются связи, действуют законы. Мир един и потому, что все элементы подчиняются одним всезагаль ьним законам и закономерностям, например, закона всемирного тяготения, закон взаимосвязи массы и энергии тощщо.

Итак, мир, существующий, в своем разнообразии единственный и в единстве разнообразный. В этом заключается внутренняя природа материи как субстанции. Материя - это и единая сущность мира, и его различных предметных не существованиеня.

Важным свойством материи является ее самоорганизация. Существенным современным вкладом в ее понимания, как и содержания материи вообще, стали идеи синергетики (греч совместимый, такой, что действует согласованно). Это направление мижд дисциплинарных научных исследований, сформировавшийся в 70-е годы XX в ст.

Самоорганизация - процесс, в результате которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Такие процессы происходят благодаря перестройке существующих и возникновению новых х связей между элементами открытых систем. Именно эти системы образуют мир"в котором мы живем. Процессы, происходящие в них, имеют естественный, спонтанный характер. Протекая в условиях взаэмодии с на окружающей природы, они относительно автономные, независимые от него. Причем изменения в таких системах непрерывные и происходят в определенном направлении: от хаоса к порядку. Итак, синергетика пришла к выводу прямо противоположному утверждению классической физики: четкая тенденция изменений в мире заключается не в направленности к хаосу как конечного состояния изменений, а наоборот - в повестку. Синергетика, следовательно, дает возможность раз рассматривать с принципиально нового взгляда все основные формы материального бытия и способы их существованиинування.

Наконец, еще одно свойство материи - ее непобедимость. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщее превращения материальных объектов. Преобразование механического движения вследствие того ертя приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение, в свою очередь, может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энер гии отмечает: какие бы процессы преобразования не осуществлялись в мире, общее количество массы и энергии остается неизменной. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них эт ' связан со всем миром. Так, экологические проблемы, которые все острее дают о себе, имеют в основе человеческой деятельности. С другой стороны, ученые уже не первое десятилетие убеждают, что только через освоение я космического пространства человечество в ближайшие века, а возможно, десятилетия сможет решить жизненно важные для себя проблемы, например, обеспечение землян остро необходимыми энергоресурсамсурсами.

Свойства неуничтожимости и нестворенности материи имеют большое методологическое значение. Учитывая их, наука открыла законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и др., позволили глубже и по овнише понять процессы, происходящие в различных сферах природы. Вопы является также орудием критики ошибочных взглядов на сущность и структуру мира, его глубинные устои. Поэтому понимание материальной единства мира все основательнее проникает и в современное естествознание, и в науки о человеке и обществе. Оно свидетельствует о том, что в основе всего разнообразия имеющихся вещей, явлений и процессов является движение ма. Территерії.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает как внутреннюю, так и внешнюю взаимодействие отношении каждого обособленного объекта. Взаимодействие приводит к изменению его власти свойствам, отношений, состояний. Все эти изменения в их общем виде является неотъемлемой характеристикой материи, ее атрибутом. В материалистической философии они называются движением. Движение - это не только любые и изменения вообще, но и всевозможные взаимодействия материальных объектов, переход их состояниианів.

Материя существует только в движении. Через движение и только благодаря ему она проявляется. Невозможно найти ни один объект, который не находился в движении. Движение является способом существования материи. Нигде и никогда не было и не может быть материи без движения, как и движения без материи. Любой материальный объект существует благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает существование, переходит в др. вые объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присущий материматерії.

В XIX веке в философии сформировалась позиция, согласно которой движение (энергия) может существовать самостоятельно, независимо от материи. Эта концепция получила название энергетизма ее автором был немецкий физик, химик и ф философ. ПФ. Оствальд (1853-1932). Он доказывал, что на самом деле существует лишь единственная субстанция, какова энергия. Ошибка энергетизма заключается в абсолютизации энергии. Чистая энергия - это только одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектеоб'єктів.

В духе энергетизма иногда толкуется и закон, который связывает массу и энергию материальных объектов:. Е = m * c2, где энергия. Е равна произведению массы т на квадрат скорости света с. Известно, что масса - одна из свойств материи. Смысл приведенной формулы (открытого. Л. Эйнштейном закона эквивалентности массы и энергии) состоит в том, что с ростом массы растет и энергия объекта, и наоборот, материальный о. Объект действует с определенной энергией, соответствующей этой массе. Материя не может превращаться па одну из своих свойств. Масса - мера таких свойств материи, как инерция и гравитация, а энергия - мера р ух руху.

Итак, достижения современной физики показали необоснованность и безосновательность энергетизма. Рассматриваемый закон убедительно подтверждает непосредственную связь, единство материи и движения

Движение материи - единство противоположностей: абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, непрерывного и непрерывного. Движение материи абсолютный и вечный. Это означает, что его невозможно ни создать, ни уничтожить. Ра азом с тем каждый конкретный материальный объект имеет длительность существования. Такое состояние движения материи называется покоем. Спокойствие - момент, конкретное проявление движения, движение в равновесии. Как свидетельствует современная физика между молекулами должен действовать обмен электронами, а в самих молекулах - движение электронов, взаимопревращения протонов па нейтроны внутри ядер и т др.. Это можно сказать о любой объект навколишньог в миру: растений, животных, все живое, в том числе о нас самих, поскольку не только постоянно меняется состояние нашей психики (возникают новые ощущения, переживания, идеи, мысли), но и непрерывно происходит с мина тела (через определенный промежуток времени, в результате обмена веществ молекулы нашего тела полностью меняют свой составй склад).

Итак, понятие покоя е состоянием движения, который обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качества. Если движение материи абсолютный, то покой относителен

Существенными характеристиками движения материи также является его прерывность и непрерывность прерывность - свойство материи быть дискретной (планеты, тела, кристаллы, молекулы, атомы, ядра и т.д.). Непрерывность наоборот, - ее свойство быть целостными системами, которые образуются из отдельных дискретных элементов, бесконечности их связей, постепенности изменения состояний, плавности переходов из одного в другой. Благодаря прерывности возможно существование объективной реальности бесконечного множества разнообразных конкретных материальных объектов. Непрерывность проявляется в вечной эволюции этих объектов, их взаимосвязизках.

Движение материи разнообразный по проявлением и существует в различных формах. Первую научную классификацию форм движения материи дал. Ф. Энгельс. В работах"Анти-Дюринг"и"Диалектика природы"он назвал такие: механическую, физическую в, химическую, биологическую и социальную формы. Сегодня ученые предлагают считать особыми формами движения геологические и планетарные изменения. Для обсуждения выдвинуто и вопрос о специфической компьютерную форму р уху материи. Все они качественно отличаются между собой. Каждая из форм имеет конкретный материальный носитель и характеризуется особыми законамзується особливими законами.

Механическое движение присущ любому проявления материи в виде как поля, так и вещества. Современной наукой установлено, что пространственные перемещения имеют место в любом материальном образовании - от элем ментарних частиц до живого организма. В формах движения материи механические изменения должны подчинен характеер.

Физический движение охватывает тепловые, электрические, магнитные, внутриатомных и внутриядерные процессы в твердых телах, жидких телах и газах. Сюда же относятся процессы, связанные с движением элементарных частиц к. Современный научно-технический прогресс существенно обогатил представление о физической форме движения материи, чем значительно продвинул вперед и теоретическую, и практическую физикку.

Химический движение связано с соединением или разъединением атомов результате этих процессов возникают или распадаются молекулы, из которых образуются все химические соединения. Химические превращения очень распространены в жил ресниц и неживой материії.

Биологический движение - один из самых сложных охватывает все разнообразные процессы в живых организмах, связанные с обменом веществ с окружающей средой

Социальное движение (общественная жизнь, история человечества) существенно отличается от всех других форм и возникает с появлением человеческого общества. Основным его проявлением является процесс материального производства, который. Врешь. Шти концов, определяет все другие сферы жизнедеятельности общества.

Формы движения материи взаимосвязаны и неразрывны. В процессе развития материи каждая относительно сложная форма движения возникает из предыдущей, более простой. Такие переходы от одной формы движения к другой е. Качественной им прыжком, результатом которого является появление вещей, явлений, процессов и их законов, начинают действовать наряду с законами предыдущей формы движения. При этом более сложная форма содержит в своем составе законы и м атериальний субстрат низших, простых форм движения. Так, биологическая форма возникает на основании химической формы движения. Организмы растений и животных в функционировании и развитии подчиняется действию химических закон ей. Однако определяющими для них биологические законы обмена веществ, естественного отбора, наследственности, нельзя сводить в законеаконів

химии. Именно так заколи общества невозможно свести к законам биологии, тем более - к законам механики, физики и химии

Поскольку высшие формы движения базируются на низших, постольку изучение. Перт законов следует органически сочетать с изучения второго. Познание своеобразия действия химических и физических законов в живых организмах является необходимой предпосылкой для раскрытия биологических законев.

В истории философии в понимании соотношения низших и высших форм движения материи оказались две крайности: механицизм и витализм. Если механицизма характерно стремление к возведению (редукционизма) зак коней высших форм движения к законам низших форм движения, то витализма свойственно тяготение к абсолютному противопоставления и отрыва первых от вторых и, в связи с этим, полное отрицание возможности познания методами науки высших форм движения. Иначе говоря, в механицизм отрицается качественное отличие форм движения, а в витализм разница абсолютизируется качестве образца современного механицизма можно расценивать взгляды сторонников так называемой социобиологии, поскольку они базируются на редукции социальных процессов в биологических. Это касается прежде всего попыток свести моральные качества человека к биологическим (в частности ема генетических) проявлений человеческой природы. Примером витализма позиция немецкого биолога X. Дриша (1867-1941), который пытался объяснить сложность, целостность и целесообразность строения и функций организма я коюсь нематериальным и непознаваемой силой - энтелехия. В таком случае вопрос об изучении закономерностей биологических процессов снимается целом раз и навсегда, что противоречит сути и духу науки т а требованиям практикрактики.

Итак, формы движения материи качественно определены, имеют свою специфику, находятся в непосредственной или косвенной взаимодействия и взаимопревращения

Кроме форм, есть типы движения. В основе их классификации лежат количественные и качественные изменения

Количественные изменения связаны с переносом материальных объектов в пространстве, изменением места их нахождения и характеристик. Это количественный тип движения материи

Качественные изменения всегда связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их на новые объекты, имеющие новые свойства. Это качественный тип движения, который в свою очередь делится па динамические й и популяционныхй.

Динамический качественный движение связано с сохранением качества предмета, его устойчивости, когда качественные изменения не выходят за пределы имеющейся формы материи, определенного уровня ее организации. Сюда же относятся процессы, эт вязанные с такими качественными преобразованиями, при которых возникают более сложные состояния объекта па основе простых, развиваются потенциальные возможности, скрывались в предыдущих качественных состояниях. В неживой ма терии ярким примером такого движения является эволюция звезд. В живой материи - это усовершенствование в пределах объекта, явления, процесса, уже сформировавшийсявся.

Популяционный качественный движение связано с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня организации материи: формирование из элементарных частиц атомов, из атомов - молекул, переход от неживой материи к биологическому уровня ее организации, возникновения человека, общества тощ.

Итак, между формами и типами движения материи объективно является генетическая связь, т.е. каждая предыдущая, низшая форма движения, как и его тип, предопределяет появление следующей, высшей, и входит в нее. Высшие формы и типы движение ху не сводятся к низшим. Раскрытие взаимоотношений между ними имеет огромное гносеологическое и методологическое значение для понимания развития природы, познания сущности сложных явлений и практического управления н имми.

Материя движется в пространстве и времени. Задавая вопрос, что такое пространство и время, каждый человек прежде всего интересуется их сущностью, а также характером их бытия - существуют ли они"сами по себе", или порожденные. Богом, находятся только в нашем восприятии или разум або розумі.

Пространство и время - это атрибуты, есть существенные свойства движущейся материи. Они - коренные формы ее существования. Однако философы - идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи. Например,. Д. Берк кли считал их субъективными формами восприятия вещей. Согласно. И. Кантом, пространство и время - априорные и абсолютно"пустые"формы чувственного созерцания вещей, внутренне и изначально присущи человеческой с сведения. В мире природных вещей не существует ни времени, ни пространства. То и другое присуще только человеческому способу восприятия предметов. Г. Гегель, наоборот, признавал объективность пространства и времени, но рассматривал их как результат творческой деятельности абсолютного духсті абсолютного духу.

Материалистическая философия доказывает, что пространство - это категория, отражающая протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие материальных систем и всех их элементов. Время - категория для выражение аження длительности существования, последовательности смены состояний в движении и развитии материальных систем и элементов, из которых они состоятя.

В результате сочетания элементов материалистических и идеалистических взглядов на сущность пространства и времени и их взаимосвязь с движущейся материей, в истории философии возникли два взгляда на проблему. В. Они получили название субстанциальной и реляционной концепций пространства и времяу.

Смысл субстанциальной концепции состоит в том, что пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Таких взглядов придерживались, например,. Платон,. Демокрит,. Эпикур р,. И. Ньютон и др.. Поэтому отношение между пространством, временем и материей представлялись ими как связи между самостоятельными субстанциями. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характер в материальных процессов. Пространство они представляли как чистую протяженность, пустую"емкость"для вещей и событий, а время - как чистую длительность, одинакова во всей. Вселенной и течение которой ни от чего не зависетього не залежить.

полного развития субстанциальной концепция получила в I. Ньютона, который выдвинул идею о существовании абсолютного пространства и времени. По его мнению, пространство неподвижный, непрерывный, однородный (одинаковый во всех х точках), изотропный (одинаковый во всех направлениях), трехмерный, бесконечный, ни на что не влияет, и сам не испытывает влияния. Абсолютное время является ни от чего не зависит продолжительностью как таковой, равномерно пл ине от прошлого к будущему. Он одномерный, непрерывный, бесконечный, однородный, универсальный и. Ньютон также доказывал, что пространство и время не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения теху тіл.

Мнения и. Ньютона на пространство и время опирались на геометрию. Евклида и соглашались с классической картиной мира, которая царила в XVII в. Отразив ограниченность науки тех времен, ньютоновская понимание пр рирода пространства и времени вместе с тем дало толчок созданию идеалистических учений о времени и пространстве, хотя у самого. И. Ньютона они интерпретировались материалистически, то есть рассматривались как начала, существующие вне и независимо от сознаниясті.

Изменение физической картины мира вызвала переворот во взглядах на пространство и время. Открытие электромагнитного поля и выяснение невозможности свести поле к механическому среды (эфира) обнаружили необгрун нтованисть, беспочвенность классической картины мира и вместе с ней субстанциальной концепции пространства и времени. Стало понятно, что материю нельзя представлять как совокупность отдельных, отграниченных друг от одно го элементов действительности тела и частицы вещества связаны в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой системе (со скоростью света в вакууме). Все это обусловило появление реляционной (лат отношения) концепции пространства и времени. Ее сторонники (Аристотель,. Г. Лейбниц,. Г. Гегель и др.) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отнош ень, образующиеся материальными объектами, взаемодиютаємодіють.

Зачатки реляционной концепции впервые встречаются уже в трудах. Аристотеля. Классического выражение она получила в произведениях. Г. Лейбница. Он, в отличие от I. Ньютона, активно отстаивал зависимость пространства и времени в от связей между вещами. Если. И. Ньютона, например, растение занимает определенное пространство, которое остается, когда ее не станет, то для. Г. Лейбница пространство - это и есть соотношение растения с предметами, которые окружают ее, вне этими связями нет и пространства. Для I. Ньютона пространство - это субстанция (своего рода"вещество"), для. Г. Лейбница - своеобразное соотношениерідне співвідношення.

Огромный вклад в разработку научных взглядов на связь пространства и времени с движущейся материей сделали русский ученый. МИ. Лобачевский (1792-1856) и немецкий математик. В. Риман (1826-1866) они пришли ли выводу, что свойства пространства и времени не всегда и не везде одинаковы и неизменны. В геометрии. МИ. Лобачевского через точку, лежащую вне прямой, можно провести не одну (как в геометрии. Евклида) а множество прямых, которые не пересекаются с данной. Сумма углов треугольника в этой геометрии не остается постоянной и равной 180 °, а меняется в зависимости от изменения длины его сторон, и при этом всегда залы ся меньше 180 °. Б. Риман создал еще одну неевклидову геометрию. В ней через точку, лежащую вне прямой, нельзя провести ни одной прямой, 6 не перехрещувалася с лапой, а сумма углов треугольник а большая за 180ьша за 180°.

Идеи. МИ. Лобачевского и. Б. Римана получили дальнейшее развитие и конкретизации в современной физике. Большое научное открытие прошлого века - теория относительности, которая была разработана. А. Эйнштейном (1879-1 1955), раскрыла конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи конкретно в математической форме в определенных законах. Фундаментальный вывод, вытекающий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства определяются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитациейтацією.

Итак, современная наука и философия свидетельствуют, что пространство и время, как реальные формы существования материи, характеризуются целым рядом особенностей. К их всеобщих свойств относятся: объективность, т.е. то независимость от сознания, абсолютность, количественная и качественная бесконечность, неразрывную связь друг с другом и с движением материи, единство непрерывного и непрерывного в их структуре, зале жнисть от процессов развития в материальных системах.

Имея всеобщие свойства, пространство и время значительно отличаются друг от друга

К общим свойствам пространства относятся протяженность, связь, трехмерность. Специфическими (локальными) пространственными свойствами материальных систем является их симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, развитие, изменчивостьь.

К общим свойствам времени относятся: неразрывная связь с материей, а также с пространством, движением и другими атрибутами материи, длительность, непрерывность. Время одномерный, асимметричный, необратимый и направлен всегда от прошлого к будущему. Специфическими свойствами времени конкретная длительность и периодичность существования тел, одновременность событий, ритм процессов, скорость изменения состояний, минл ивистть.

Учение о времени и пространстве углубляется и развивается вместе с развитием науки в целом, но особенно - естествознания и социальной философии. Разнообразие форм движения материи предполагает, что существуют как костно различные пространственно-временные формы, соответствующие различным видам движущейся материи. В этом смысле речь идет о биологическом и социальное пространство и время. Недостаточность только физической характеристики прос тора и времени стала особенно заметной в науке XX в, когда выяснилось, что важные свойства общества и различных социальных образований связаны со спецификой их пространственно-временной структуры. Сегодня и каждого заметное сближение между субстанциальной и реляционной концепциями пространства и времени. Однако считается, что в дальнейшем основой теории времени все же останется реляционная концепциицепція.

Итак, знания о мире должны всегда конкретно-историческое содержание, постоянно совершенствуются и углубляются. Этот процесс происходит под влиянием растущих требований жизни, общественно-исторической практики. Поэтому в онтология постоянно совершенствует разработку категорий бытия, субстанции, материи, движения, пространства и времени, качества и количества, сознания и т.п.. Каждое поколение философов стремится внести свой вклад в решение я этой актуальной проблемы, пытается создать целостную картину мира, открыть законы его функционирования, познать сущность и содержание процессов, происходящих во. Вселенной. На этом пути уже много че го по, но главные открытия - в будущейьому.

Мировоззренческие и методологические выводы философского учения о бытии, материю и сознание являются надежными и прочными принципами профессиональной, теоретической, практической и воспитательной деятельности современных специалистов. О. Особую актуальность они приобретают в процессе становления рыночных отношений в обществе, эффективность функционирования которых зависит не только от оптимального сочетания форм собственности на средства пр обництва. Жизнь требует от производителей конкретного учета пространственно-климатических факторов территории Украины, создание социально-бытовой сферы, которая бы отвечала велению времени, систематического раз развития культуры и сознания специалистов и т.д.. Успешному решению этих проблем способствует четкое осознание ими диалектики общего и конкретного, специфического и единичного в проявлениях бытия, материи, движения, п ростору и времени в сфере любого производствтва.