Учебники Онлайн


СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ

- разновидность единиц разделения общества, выделяемых на основе одного или нескольких природных или общественных различий (этнических, демографических, экономических, социальных, политических, правовых, психологических логических, религиозных и т.д.). В период конституирования теории социальных слоев (страт) социальное расслоение объяснялось различиями: биологических признаков, психологии, сознания, идей, мотивов, стимуле в, целей, духовной культуры, образования и образа жизни (Конт,. Спенсер,. Л. Уорд т.п.). Этапными являются разработки. М. Вебера, который, высоко оценивая. Маркса подход. К социальной структуры, одновременно подчеркивал, что к ласовий подход недостаточно учитывает ее сложность, и выделял, кроме классов, статусы и статусные группы, отличающиеся по престижем, и партии, связанные с распределением власти в довольно распространенном. Функционалистская и концепции (Дюркгейм,. Парсонс,. Шилз,. Дэвис,. Мур) существование иерархии социальных слоев объясняется разделением труда, социальной и функциональной дифференциацией, а также погрупуванням, основанным на госпожу ней для общества системе ценностей и культурных стандартов и направленным на ранжирование разнообразие видов деятельности, требующих различных способностей и усилий и по-разному винагороджуваних. Билл ьшисть современных специалистов согласны в том, что формирование и существование системы. Св - многомерный процесс, обусловленный действием совокупности факторов - занятости, прибыли, профессии, квалификации, район проживания я, типа одежды, жилья тощтла тощо.

Одним из своеобразных обобщений этого процесса является его ведома геометрическая модель, по которой социальное пространство предстает как состоящий из ряда осей, образованных различными измеряемыми признаками ( (профессия, доход, жилье, образование и т.д.), вдоль которых передвигается индивид или группа. Дальнейшее исследование системы. Св в современных обществах и перспектив ее изменения тех или иных конкретных условиях требует разработки не только четких критериев измерения социальной принадлежности индивида к тому или иному классу,. Св или группы, подъем точности соответствующей техники и методики, но и обеспечение надежной теоретико-методологической основы. Ведь в условиях постепенного перехода к постиндустриальному обществу, когда происходит размывание факторов и признаков деления на классы, а в перспективе - самих классов, растет отв овидно своеобразие и значимость системы. Св. дальнейшего изучения и взвешенного регулированиюулювання.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677)

- нидерландский философ-пантеист. Родился в. Амстердаме, в состоятельной семье испанских евреев, бежавших от инквизиции из. Португалии в. Голландию. В школе амстердамской еврейской общины глубоко. Изучи. См.. Библию и. Талмуд, позже в школе. Франциска ван ден. Эндених, овладев латыни,. С открывает для себя мир философской классики - от античной, в частности. Цицерона и. Сенеки, - до. Возрождения (Бруно,. Лео н. Еврей) и современных ему мыслителей, прежде. Декарта,. Бэкона и. Гоббса, отходя тем все больше иудейской религии и выходя из-под влияния средневековой еврейской философии (Маймонид. Крескас,. Ибн. Эзра). В 1656 был отлучен от синагоги, проклят и изгнан из общины. Средства на приобретал шлифовкой оптического стекла. Умер от туберкулеза в возрасте 44 лет. Основное произведение -"Этика", опубликованный посмертно (1677). В русле начатого. Декартом рационализма. С тоже рассматривает мир как сложную иерархизированную систему таких предметов, подлежащих (от простой вещи к богу) авт ентичному познанию естественным светом разума с помощью дедуктивно-геометрического метода, введенного как философский. Декартом и высоко оценены. Гоббсом. Ведь, по. С, все в мире является проявлением определенной абсолютной глобальной необходимости - от травинки до бога все существует и действует строго по соответствующим правилам и с такой же точностью, с которой доказываются теоремы. Поэтому именно геометрический метод и выдается. С самых адекватным средством философского осмысления действительности, обеспечивая к тому же и преимущества неэмоционального, беспристрастной объективности. Центральное место в системе. С занимает идея бога, толкуемого пантеист ичному как тождественного природе - вечной, единой и бесконечной субстанции, что исключает для себя любое другое начало, являясь причиной самой себя. С отмечает, что думать о. Природе (бога) как причину самой это бе невозможно, не признавая ее неизбежно существующей и единственной субстанцией, ведь"все, что есть, существует в боге, без бога же ни одна вещь не может ни существовать, ни быть постигнута"Эта субстанция одновременно является олицетворением и свободы, ибо существует и действует в соответствии с собственным существом, и абсолютной необходимости, так как единственная причина самой себя она неизбежно встает вместе с тем и причиной всех других вещей, бесконечной множества атриб утива и модусов, образующих мир. С по сути бесчисленного количества коренных и неотъемлемых свойств субстанции, выражающие ее качественное своеобразие, человеческом, конечно умственные известны лишь два - м. Многочисленные и протяженность. Каждый из атрибутов, поскольку он является выражением бесконечности божественной субстанции, должен восприниматься сам по себе, отдельно от другого, но одновременно - не как то, что существует само по себе, потому что такой есть только субстанция. Итак, в противовес, скажем,. Декарту или. Мальбранша, отстаивали дуализм рассмотрения мышления и протяженности как двух независимых субстанций,. С основывается на принципах монизма с позиций которого они являются атрибутами одной и единственной субстанции. Производными, причем уже не только по субстанции, но и по ее атрибутов, есть модусы, есть определенные состояния субстанции,"есть несколько, содержащееся в другом, через которое и оказывается"Иными словами, модусы вытекают из атрибутов и является их определениями. Между бесконечными по своей природе атрибутами и конечными модусами (т.е. бесчисленными отдельными мыслями и вещами). С располагает, как опосредующим звеном, бесконечные модусы -"бесконечный разум","движение и покой", а также мир как совокупность,"лицо вселенной, которое, хотя и меняется в деталях, в эти лома остается таким же"Бесконечный ум, в частности, призван связывать мир отдельных вещей с субстанцией, взятой в атрибуте мышления, имея основной чертой"познавать всегда все ясно и четко о"; бесконечный модус движения и покоя в атрибуте протяженности. При этом модусы, как бесконечные, так и конечные, принадлежат к миру"порожденной природы"(nature naturata), тогда как бог есть"природой порождающей ю"(natura naturans). Впрочем, поскольку, с одной стороны, порождающая природа является имманентным, а не трансцендентной причиной, с другой - модусы, наконец, тоже есть характеристиками субстанции. Система. С составляет со боя довольно последовательный пантеизм, несмотря тезис мыслителя о том, что бог существует в мире. Совместить эти, казалось бы, два разных подхода. С пытается путем разработки доктрины о параллелизме"порядка идей"и"п орядку вещей", по которой бог, его разум и производное от него представляют собой одну и ту же реальность. С позиций этой же доктрины. С толкует и человека как единство души и тела. Человек не рассматривается. С я к субстанция или атрибут, она, по мнению философа, состоит из"определенных модификаций атрибутов бога", то есть -"из модусов мышления"(сознания: понятий, идей и т.д.) и"из модусов протяженности", тела, у творюе предмет и вместилищем сознания, разума. Параллелизм двух указанных низок модусов находит свое выражение, в частности, в том, что, по. С,"чем больше вещей тело сравнению с другими приспособлено воспринимать ты одновременно, тем лучше по сравнению с другими ум приспособлен к восприятию множества вещей одновременно"В сфере познания. С выделяет как основные, три его разновидности, или степени: а) мысль и воображение б) рац иональне познания в) интуитивное познание. Первая ступень - чувственное познание, которое. С, как рационалист, противопоставляет рациональному, или пониманию - как низкую, наименее совершенную, хотя и непременную, форму. Буд учи связанной с чувственными восприятиями и образами, всегда"беспорядочные и неясные", эта познавательная форма часто приводит к заблуждений, менее адекватной, чем последующие, ограничивается отдельными казусами не раскрывая причин и связей, однако, содержит и моменты истины. Второй род. С связывает с рассудком (ratio) и разумом (intellectus) и считает собственно научным познанием, что находит типичное выражение прежде всего в математике (геометрии) и физике, но не редуцируется к ним. Именно в рамках этой формы познания, основанной на способности человеческой души как модуса атрибута мышления постичь все, что вытекает из субстанции, становится возможным достижение адекватных идей и истин, общих для всех людей: идей качества, количества, движения, формы и т.д.. А также - каузальных цепочек между соответствующими идеями (а следовательно, и вещам а). Специфику третьего, интуитивного ступени познания. С видел в созерцании вещей как таковых, идущие от бога, то есть модусов, основу, сущность или причину которых составляет атрибут божественной субстанции. Возможность такого созерцания обеспечивается, по. С, тем, что душа человека является частью бесконечного разума бога. Поэтому, когда речь идет о том, что она что-то воспринимает, то это означает, что именно бог созерцает отв овидну идею, но не как бесконечный, а как такой, что выражается природой человеческой души, то есть составляет ее суть. Рассуждение о интуитивное познание связанные с. С, с одной стороны, с мистико-пантеистическое концепциями"внутреннего света"как средства непосредственного единения с богом, с другой - с декартовский аксиомами"ясного и четкого ума"основы всего строения человеческого знания. На первом, чувственно в степени познания отличие истинного и ложного находится еще в достаточно аморфном виде, внимание часто фокусируется на несущественных, случайных свойствах и связях вещей, и сами эти предметы тоже п. Оста, как правило, случайными. На второй ступени (для рассудка и разума) вещи познаются уже не случайными, а необходимыми. Здесь. С предстает одним из последовательных представителей детерминизма и противников в телеологии, отождествляя, правда, детерминацию с причинностью, а случайность вообще трактуя как субъективный эпифеномен. Но лишь на третьем - интуитивном ступени познания необходимость вещей раскрыто иваеться самом деле - как имманентная необходимость вечного существа бога. Распространяя механистически толкуемый детерминизм на жизнедеятельность человека,. С отрицал свободу воли, доводя необходимый характер всех действий человека. Свобода в этом случае возможна лишь как познание необходимости с последующим соблюдением требований последней в деятельности и поведении. Поэтому познание предстает здесь освобождением от страстей и средством формирования благотворительности, трактуемой как интеллектуальная любовь к вечному и неизменному, т.е. к богуідності з подальшим дотриманням вимог останньої у діяльності та поведінці.. Тому пізнання постає тут звільненням від пристрастей і засобом формування доброчинності, трактованої як інтелектуальна любов до вічного й незмінного, тобто до бога, я ка является частью бесконечной любви бога к самому. Такая любовь, служение богу является, по. С, уже само по себе для человека счастьем и выше свободой. Поэтому те, кто в ответ на самым низменным рабство ожидают от б бога высоких наград и благодеяний, весьма далеки от истинного понимания и уважения к благотворительноститі.

Для пантеизма. С показательна и идея бессмертия человеческой души и ее возвращения после смерти человека к изначальной субстанции. Собственно религию. С оценивал невысоко, относя ее к первому познавательного щаб бля, где царят мысль и воображение, в отличие от философии, которая занимает второй и третий ступени. Именно в компетенцию последней входит выяснение различий истинного от ложного, а потому именно она, по. С, и является подлинным средством познания бога. Поэтому следует различать истинную религию, основанную на философской мудрости, и суеверие целом же, считал. С, для действительно свободного человека, руководствуется разумом,. Б иблия лишняя, однако необходима для большинства, для"толпы", действующей в плену пристрастелоні пристрастей.

Общественные закономерности. С объяснял особенностями неизменной человеческой природы, был сторонником теории естественного права, общественного договора и правового государства, призванной быть гарантом человеческой свободой оды время он отмечал, что некоторые права человека вообще не могут делегироваться государству, потому, отказываясь от них, человек перестает быть человеком. Идеи. С в дальнейшем оказали большое влияние на костров х мыслителей, казалось бы, разных, а то и противоположных ориентаций: с одной стороны, на представителей французского материализма XVIII в, с другой - на немецкую философию конца XVIII - начала XIX в -. Л ессинга,. Гете,. Гердера,. Шеллинга,. Гегеля,. Фейербахєрбаха.