Учебники Онлайн


11 Философия культуры как культурное самосознание европейского человека

Характеризуя философию культуры как произведение европейской мысли, мы не. Будем видеть в европеизм квазиисторического определения, наделенного высокими моральными качествами, но утопического идеала. Под. Европой мы р понимать не столько социально-экономическую систему и строй жизни, сколько метод, которому известен опыт культуры как критического рассуждения. Перенос акцентов с идеала на метод даст возможность критически в взглянуть на предпосылки и выводы европейской мысли. Ведь"место"Западной. Европы не занято полностью самим. Западом. Европы. Подобно территории"фаустовской души"(О. Шпенглер), оно не простягаеть ся от. Рейна на востоке. Европы в. Тахо на ее западеропи до. Тахо на її заході.

Однако мы не можем не признать, вслед за. Е. Гуссерль, наличии в. Европе чего-то уникального, что ощущается не только нами, но и другими отломом человечества, какого-то начала, что заставляет их европеизироваться, не есмотря на настойчивое стремление сохранить духовную автономию. Следует учесть также на энтузиазм, с которым сейчас обсуждается проблема"Украина-Европа", сопровождающееся призывами"идти к"или, наоборот,"бежать от"Европы"И все дело в том, - предостерегает. М. Зеров, - как мы этот процесс обьевропеювання, овладение культуры переходить: как ученики, как бессознательные провинциалы, замечают и копируют внешнего нет, - или как люди зрелые и толковые, знающие природу, дух и последствия усваиваемых явлений и берут их изнутри, в их культурном сущности"(Зеров. М. Сочинения:. В 2 т -. Т 2 -. К, 1990 -. С 572 -. М.. Твори:. В 2 т. —. Т. 2. —. К., 1990. —. С. 572—573).

Представление о философии культуры как культурное самосознание европейского человека легко укладывается в европейскую парадигму лица-самосознания, или лица-ответственности. Выявленное и осмысленное в. Европе и такой круг представлений больше сродни европейским духом, именно обращаясь к нему, можно постичь духовный смысл великих"осевых"культур. Ведь если эти культуры не знали присущей новоевроп. Ейск эпохе явленной обращенности сознания к самому себе, это не значит, что там не существовало этой глубинно-интуитивной обращенности зверненості...

Е. Гуссерль утверждал: как естествоиспытатель, склонен рассматривать все как"природу", так же гуманитарий все считает"духом"Поэтому неудивительно, что, начиная со времен. Просвещения (времени ведется отсчет форму в ния философии культуры как самостоятельной сферы философского постижения культуры), культура была осмыслена как способность"духовного делания", актуализация духовных сил человечества (И. Г. Гердер) философс ка традиция неизменно изображала культуру как результат работы духа (Г. Зимель), как следствие духовной активности человека (М. Шелер), видела ее сущность и смысл в полюсах единства и множественности духа (Р. К. Ронер), связывала ее происхождения с религиозным культом как единством трансцендентного и имманентного, рационального и чувственного, духовного и телесного (П. Флоренский). И сегодня, когда формы духовного, гно соприкасающегося, церковного переживают новый всплеск интереса к себе (в университетских учебниках западных стран разделы"эзотерика","духовное"такие же объемные, как и главы из академической философии), фунд аментальни науки используют объяснительный и сенсотворчий потенциал религии, а науки о духе и культуре приобретают все больший вес. Познание требует не узко рационалистической модели бытия и мыс ления, оно предполагает наличие ценностно-смыслового универсума культуры, обостряет необходимость осмысления высших проявлений духа, а также исследования таких принципиальных вопросов, как логос и эйдос, симво л и знак, миф и традиция, диалог культур и поиск духовных универсалий тощя, діалог культур і пошук духовних універсалій тощо.

Отдельные соображения и интуитивные догадки, связанные с феноменом культуры, можно проследить в области философской мысли, начиная от античности, однако есть основания датировать автономизации философии культ туры как особой области гуманитарной творчества лишь в XVIII - началом XX в. Если попытаться воспроизвести культурфилософську рефлексию как некую реальность, как ту"веревку", что связывает определенные идеи и образы, метафоры и сравнения, вопросы и ответы, образуя особое плетение проблем и дискуссий философии культуры, то, очевидно, первым проблемно-тематическим направлением в философии, имело непосредственное й отношение к философии культуры, была сформулирована просветителями программа культивирования ума. Она определила направление дальнейшего пути как интересная, богатая содержанием интерлюдия. Эта проблематика присутствует в. Р. Декарта, в его попытках"определить пределы разума"; мощно сообщает ее. Г. В. Лейбниц в своем проекте"Characteristica generalis", она импульсуе кантовский критицизм с его пониманием культуры как поз итивнои части воспитания; фихтевську систему"Науковчення"и гегелевскую"Энциклопедию"С учением. И. Канта и. И. Г. Фихте о творческой самодеятельности человеческого ума связана оценка человеческой культуры общ. Алом, а также ее связи с природой. Субъективизм. Канта в осмыслении"разумных оснований"культуры был усилен в философии. Фихте, который выводил не только формы, но и содержание человеческого мира из первоначального тв орчого принципам духовной жизни й зміст людського світу з первісного творчого принципу духовного життя.

У каждого из этих мыслителей очертания и структура философии культуры вырисовывались по-своему - в зависимости от исходных философских позиций, на которых она строилась

Кант сделал набросок философии культуры, которая должна исходить не из объективных сил реальности, а с самодеятельности. Духа. По мнению. Канта, у нас есть основания считать, что культура - это конечная цель природы, а са аме культура позволяет разумному существу ставить перед собой какую-то возможную цель или служить ей. За такого обобщения культура не связана с моралью или даже с нравственностью цель может быть хорошей, пог. Аной или индифферентной. Кроме того,. Кант разделяет культуру на два главных типа: культуру простого умения и культуру дисциплины воли. Применение простой мастерства может расчистить дорогу. Злу, если н е будет противовеса ей - другого вида культуры: культуры дисциплины воли. Без дисциплины свободы технические умения, наука, а иногда и искусство, - это средство удовлетворения человеческой жадности богатства, славы и власти, а следовательно, могут способствовать актуализации в противовес хорошим злых максим, что также относятся к культуре. Поэтому следует всячески укреплять дисциплину воли, чтобы хорошо защитить человека от этой соблазновпокуси.

В противоположность философии права и морали (вопросы которой. Кант обсуждает в рамках философской системы) философию культуры (а значит, и философию истории, и политическую философию) в рамках философской системы обсудить нельзя: она принадлежит только к системе критики - критики способности суждения - и к прагматической антропологии. Хотя философия культуры также рассматривает связь между свободой и культурой, с вобода занимает здесь место не верховной власти, а высшей цели. Верховная власть и высшая цель в общей системе. Канта, наконец, совпадают. Об этом он сообщает нам в заключительных параграфах критики телеоло ской способности суждения. Однако в"Критике способности суждения", как и в"Антропологии", речь идет не о трансцендентального субъекта, а о"здравый смысл", целеполагания и воображение, о вкусе (как ризновы д здравого смысла), умение жить и общаться: коротко говоря, обо всех вещах, которые. Кант объединяет словом Humanitаt. Мир Humanitаt противопоставляется миру природы. Мир лучших законов оставался бы скучным, безрадостным и опустошенным, если бы ему не хватало Humanitаt Humanitаt как культура социальной товарищества - есть очищение души; всестороннее плюрализм, который является следствием очистки, присущий рафинированные и культурной практике. Культура душевных сил растет, потому что"Humanitas"означает, с одной стороны, общую сострадание, а с другой - способность искренне сообщать всем (свое) (9, 378 здатність щиро повідомляти всім (своє) (9, 378).

В своей философии культуры. Кант исследует различные способы увеличения"общественного блага"Оно может быть непосредственно увеличено в различных формах и на разных уровнях: на уровне актеров, зрителей и собеседованию вник, что беседуют с равными себе. Мир - это человеческий театр, в котором мы вместе актеры и зрители; зритель знает мир, актер владеет миром. Позиция собеседника синтезирует эти две позиции: спиврозмо вник - зритель, поскольку временно приостанавливаются его прагматичные действия, однако во время беседы он занимает также и практическую позицию. По мнению. Канта, с развитием цивилизации люди все более большей степени становятся ь действующими лицами драмы. Эстетическое суждение как средство общения, как выражение культуры (культивации) социальной общительности, объединяет позиции зрителя и актера. Именно это единство двух позиций, как постоянное переключение с одного на другое, проявляется в культуре социальной общительности, двумя аспектами которой являются плюрализм вкусов и плюрализм человеческого взаимопонимания. С"Антропологии"становится понятным, что культа ра социальной товарищества принадлежит. Новому времяькості належить. Новому часу.

Именно вокруг. И. Канта в европейской культуре и начался, возрастая и набирая силы, процесс отмежевания нового от старого, новоевропейского от античного, настоящего от прошлого. На рубеже XVII II-XIX вв разрабатывается начата. Ф. Шилером и развитая романтиками разветвленная и противоречивая сеть типологических противопоставлений, которая направлялась именно к тому, чтобы определить место современного культурное ого момента в историческом процессе, - это процесс самоопределения культуры на новых основаадах.

И. Г. Гердер осмысливает развитие культуры как смыслообразующих компоненты и основополагающего содержания исторического процесса и связывает с культурой"второе рождение человека"С одной стороны, он мифологизирует понятие культ туры, рассматривая ее как высший закон одухотворения мира, с другой - его понимание культуры имеет и гносеологический измерение: она выступает как способ познания нравственного смысла истории. Культура - это век тор развития личности, цель и средство поведения, определенной принципами нравственности, самосохранения человеческой природы. Гердеривське понимание культуры обозначает переход от метафизики актуального бытия д в метафизики потенциального бытия, начало которому было положено монадологичною концепцией. Г. В. Лейбница; культура - предельное понятие духовного перевоплощения, это всегда мир идеализации духовного знания. В работе. Гердера"Идеи о философии истории человечества"вместо термина"Kultur"(германизированные с латыни) часто употребляется чисто немецкий термин"Bildung"(образование, воспитание), следовательно, прогресс культуры ус видомлюеться в его концепции как прогресс образования и воспитания. Одно из центральных понятий в его концепции культуры - это"склонность"(Neigung) человека к определенного направления или способа действия само это понятие я стал источником его теории культурного плюрализма. Идея неустранимой и принципиальной разнообразия культурно-исторического мира, а значит необходимости сравнительно-исторического анализа развития культуры пи дхоплюеться романтиками и становится традицией розвитку культури підхоплюється романтиками й стає традицією.

По оценке. Ф. Гундольфа,. И. В. Гете, пробудившийся. И. Г. Гердером, осуществляет совершенно новые сочетания рассеянных сил внутреннего и внешнего мира. Создание ним понятия морфологического типа, которое пронизывает мир т и своеобразно проявляется в отдельной спецификации, не вставая к ней целиком, типа,, побеждая закон тяготения и опираясь на земную, направлен не в дол, а вверх. Осознание целостности культуры аналогом которой является религия, борьба за духовность, за очеловеченный мировоззрение, - все это свидетельствует о том, что гьотеанизм - не глава в истории и философии культуры, а ее сегодняшний и грядущий деній день.

Ф. Шилер создает грандиозные фрагменты текстов по философии культуры; ей посвящены все творческие усилия. Дж. Вико и. Ф. Шлегеля

Не случайно. Дж. Джойс был убежден, что нашел в лице. Вико философа с острым восприятием культуры, чем на кого действовала"картезианская пружина"Ведь. Вико предполагает, что временная структура истории культуры является нелинейная, контрапунктно, ее можно проследить в нескольких направлениях. Поэтому для него вся история есть современная или происходит одновременно и понятие"воспроизведение"оказывается не через исторический развитие государств во времени, выше"гисогбо"достигается человеческим духом идейно, и он обладает самим собой, прошлым, настоящим и будущим в полном согласии со своей историчностьовитій згоді зі своєю історичністю.

Ф. Шлегель расширяет трихотомией культуры, традиционную в немецкой философии, исходила из идеи триединства человеческих духовных способностей - сознания, воли и чувства; философской системе и. Канта эта май риеднисть приняла форму трихотомии теоретического разума, практического разума и способности суждения, т.е. науки (философии), морали, с которой. Кант соединил религию, и искусства. Дополняя. Ф. Шляермахера решительно выступил за предоставление религии самостоятельного места среди других духовных способностей (а значит и в системе образования), и религиозная философия которого становится и философией культуры,. Шлегель вносит религию в духовную культуру как ее четвертый самостоятельный элемент. Философию, поэзию, мораль и религию, которые должны сосуществовать в плотной взаимодействия, он рассматривает как"крайности"(стороны, противоположности) единого шаров турного целого. Каждая из этих сфер является действенная только в единстве со всеми другими. Так раннеромантичной идеал поэтически универсальной культуры постепенно превращается в религиозно-эстетизированной социальную программоціальну програму.

Своей статьей"Христианский мир, или. Европа"Новалис обеспечивает дальнейшие научные исследования таким образцом, которому последовала философия культуры и сто лет. Своеобразное же логическое завершение романти. Политическая интерпретация философии культуры и. Канта получает в. В. Гумбольдта, который своей философией языка уявнив новый аспект символического трактовка культуры, реконструируя развитие речи как первоначальной стихи й культурихії культури.

Таким образом, мы видим, что усилиями блестящей плеяды прежде всего немецких мыслителей (просветителей, романтиков, представителей немецкого классического идеализма) понятие культуры воплощается в целостные кон нцепции; возникают различные попытки ее осмысления, создает необходимое полемическое напряжение. Философия культуры как культурное самосознание европейского человека становится в XIX в найсакраментальнишою отраслью н имецькои философской мысли, которая была тогда"последним словом"мировой культуры в целом. Проблематика культуры постепенно выдвигается на передний план как"метафизический крест"всей современной философиисієї сучасної філософії.

Можно привести, в частности, множество фактов, раскрывающих ту, далеко не второстепенную, роль, которую играла немецкая философско-эстетическая культура на рубеже XVIII-XIX вв в духовной атмосфере и культурной самос сознания, в частности, славянских народов 0. Блок лаконично сформулировал это так:"наша галомания"[а мы можем добавить - и. Англомания -. С. Г]"никогда не была органичной, и, наоборот, всегда была органической - германомания"(Блох. А. Собр соч:. В 8 т -. Т 7 -. М;. Л, 1963. С 3638 т. —. Т. 7. —. М.;. Л., 1963.. С. 363).

Ф. Ницше выражает центральную антиномию философии культуры; культура как жизнь и культура как дух, предшествовавшей разделения наук на науки о природе и науки о духе (В. Дильтей). На почве жесткой критики иудей-христианской клерикальной демагогии. Ницше в манифестарно-саркастической, часто парадоксальной форме констатировал принципиальную относительность всех ценностей культуры и призвал человечество к глобальной пе реоцинкы их на основе идеала нового человека - природного сверхчеловека, лелеют на почве нормативов древнего родового аристократизма. Одним из первых значение этого принципиально релятивистского подхода к истории и культуры оценил. О. Шпенглер, сравнив его с открытием. Коперникрніка.

В. Вундт разоблачает антиномичность понятия о культуре: генетически понятие это выводится из понятия знания, однако логично культура первичная. Г. Спенсер сводит культуру к прогрессу. Г. Рикерт стремится обгрунтув вать ее как учение о ценностях, проявляют единство исторического универсума и одновременно расчленяют его. Следовательно, сознание, открыла в себе нескончаемый поток временного, изменчивого, оказалась бы на грани возможной потери вечной будто отзыв, прозвучали слова. В. Виндельбанда:"Чего мы сегодня ждем от философии - это размышления о вечных ценностях, которые обоснованы понадминушимы интересами времени"(4, 148). Именно на этой границе и состоялась реальная встреча логоса, направленного к постижению необходимо общего, классически выпестованного, и разума, открыл духовно-гносеологическую ценность, или бесценную с начущисть уникальности и неповторимости индивидуального. Субъектно ценностное содержание мира явлено в максиме, высказанной. Г. Рикер-том: только ценности наделяют жизнь смыслом, именно поэтому и философия, которая стремится е осмыслить жизнь и культуру, должна быть теорией цинностеє бути теорією цінностей.

Философией культуры называет себя школа. Г. Когена. Одной из важнейших тенденций неокантианства целом было сближение философии. Канта с понятием"философия культуры"П. Наторп пишет о том, что истинную ф философию трансцендентальной методики, которую, основываясь на взглядах. Канта, неокантианцы стремились применить подробнее и последовательно, они изначально рассматривали как философию культуры. По выражению. Е. Касирера, критика разума становится критикой культурритикою культури.

Тенденция к приведению философии вообще к философии культуры четко прослеживается в"абсолютном историцизм"Б. Кроче и. Р. Дж. Колингвуда. Эта же тенденция присуща и"философии жизни"В. Дильтея, который определял герменевтику как метод изучения и построения культуры. По его лозунгом"целостного человека"реально стоят смысловые образования культуры, реконструирует историк, вступая в контакт с текстом подобного а тенденция ощутима также в неогегельянством. И. Кона и. А. Либерти и, бесспорно, в экзистенциализме. Это движение укоренен в неокантианства, а через него - в философии. Кантнстві, а через нього — у філософії. Канта.

Этнографы-эволюционисты под влиянием позитивистской философии культуры. О. Конта стремятся отыскать психологические законы, лежащие в фундаменте истории культуры, исследовать этапы культурной эволюции, вин возникновение и изменения образа мышления в разных обществах и культурах.

М. Вебер исследует проявления в различных сферах человеческой жизни идеальных образцов, упорядочивающих общество и культуру. Его идея"рационализации"должна была объяснить путь культуры от древности до современности, а а разработанное им понятие рациональности становится центральным в культурфилософських построениях. М. Хоркхаймера,. Т. Адорно,. Г. Маркузе,. Б. Фромма,. Ю. Хабермаса. Кстати,. Ю. Хабермас открывает новый этап в развитии фил ософии культуры. Франкфуртской школы, сосредоточив внимание на способности"критической теории"переосмыслить свои функции и взять на себя новую, жизненно необходимую социальную миссию - миссию рефлексивного выявления ния и сохранения культурного наследия человечеств культурного надбання людства.

А. Бергсон,. Г. Рикерт и другие начинают создание нового понятия культурного опыта, а также индивидуальной и социальной активности, понятие, основанное на тщательном анализе феноменов культур рнои творчества. Ф. Гундольф, сочетая идеи. В. Дильтея,. А. Бергсона (культурфилософська концепция которого строилась на различении ума и инстинкта) и философско-антропологические взгляды. М. Шелера,. Мысли во философию культуры как идеальное прочтения чувственно явленных символеимволів.

Отдельно следует отметить эссеистику культурно-философского характера. А. Швейцера,. Р. Ролана,. Ж. Маритена, X. Ортеги-и-Гассета,. И. Гейзинги,. Б. Кроче и др.. Этих выдающихся представителей поколения поздних европейског ких гуманистов (среди которых преобладают эссеисты-философы и напивфилософы) объединял этический гуманизм, правильный стародавние представлениям об идеале единства и духовной наполненности человеческой культуры, сущ увалы издревле. Каждому из них присущи собственные противоречия, источник которых понятно: между гуманистическими идеалами, которые создавались тысячелетиями, и именно в XIX в, среди кризисов и накануне еще би льших кризисов, выкристаллизовались и были тогда в известной степени систематизированы, и действительностью XX в, разверзлась пропасть. Нужно было либо изменить свои представления о вещах, или признать, что в реальности всегда ракежди є рація.

"Сумерки. Европы"О. Шпеиглера и"Духом. Утопии"Е. Блоха - существенными культурно-философскими творениями послевоенной. Европы, которые добивались в человеческой мысли и судьбы ответа на вопрос"что будет да. Али?"-. Начинается ряд попыток мыслителей XX в уяснить те изменения, которые произошли в мировой истории и культуре этого столетия. Далее появились"Новое. Средневековье"М. Бердяева,"Восстание масс"X. Ортеги-и-Гассета,"Духовная ситуация эпохи"К,. Ясперса,"Прощание с прошлой историей"А. Вебера,"Конец. Нового времени"Р. Гвардини,"Ното. Иямиедо"И. Гейзинги. Симптоматично, что. Т. Адорно весьма настаивал на т м, что новое, современное. Прекрасное, что присуще XX века, - не является ни гармония, ни истина, ни жизни, а скорее зрелище гибели искусства и самой жизни. То есть культура XX в есть такой конструкт, который посвящены чений не утверждение позитивных ценностей, а отрицанию их и обращен в основном к теме гибели культуры и тоски по ней. Чувство тоски может обнаружить очень много и стоит посвященных ему томов - это май апляеться тогда, когда в чувстве является осознание целостности человеческой культуры и опасностей, ей угрожают; чувства здесь опережает четкую мысль и подробное знание обстоятельств. Очевидным и простым является то, что о тиставляеться кризису и упадку культуры частности,. И. Хейзинга заключает: культура предполагает определенное самоограничение и самообладание, способность видеть в своих тенденциях не окончательную цель и высокий. Идеа л, а понимать, что сама культура существует в определенных рамках, которые следует добровольно признавать. Исцеление культуры зависит от каждого - каждому следует прийти, вспомнить о высших блага подлинной культуры, см исл которой в порядке, законе и труда, исключающих варварствоя, згадати про найвищі блага справжньої культури, смисл якої в ладі, законі та праці, що виключають варварство.

итоге, особого внимания заслуживает дискуссия. Е. Касирера, философия символических форм которого - одна из самых солидных построений среди западных культур-философских направлений. Она была задумана. Касирером как к своеобразная"морфология"духа сих пор остается едва ли не самой значительной попыткой чисто логического осмысления культуры в западной философии XX вософії XX ст.

До накоплен немало свидетельств внутренней рефлексии культуры. Обращаясь к интересных поворотов европейской мысли в осмыслении феномена культуры, в частности к трудам российских и украинских д исследователей культуры, часто отличались изрядной свежестью поставленных проблем, мы отправляемся в путешествие густо заселенной территории культурного самопознания, где так трудно найти нужную тропу и убедить читателя, что именно ею стоит пойти оговоримся, что история этого самопознания значительно содержательнее, чем это можно показать в коротком изложениеді.