Постмодерн как эпоха нового проявления Традиции - Философия культуры Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


34 Постмодерн как эпоха нового проявления Традиции

Чтобы реконструировать"ситуацию постмодерна", обратимся к одной из классификаций доминантных сейчас"школ мышления", которые предлагают различные взгляды на положение человека в ситуации современной культуры. Р. Федема (38) различает четыре таких школы: классический модернизм, рефлексивный модернизм, неоконсерватизм и постмодернизм. Классический модернизм ассоциируется, прежде всего, с идеей прогресса, показала прощание со. Средневековьем, постоянное обновление и рост рационализации рефлексивной модернизму также присуща вера в возможности рационального развития общества, но его отличает стремление посмотрю ты идеалы классического модернизма, учитывая критику здеградованих форм современной культуры и"западно-центричности"современного развития. Неоконсерватизм, придавая большое значение религии и семье, ориен нтований скорее на сохранение традиций, чем на восстановление их. Постмодернизм, выступая с критикой современного мышления, противопоставляет унификацийним идеям модернизма и консерватизма, прогресса и универса льности человеческой истории идеал плюралистической культуры, которая делится на множество несоизмеримо и самодостаточных этнических субкультута самодостатніх етнічних субкультур.

ли не несет с собой эпоха постмодерна с ее тотальной деконструкцией"гибель. Традиции", а следовательно - и трагическое перерождение культуры?

частности. В. Бычков и. Л. Бычкова выражают интуитивное предположение: XX ст было последним столетием великой культуры и одновременно, первым столетием переходного периода (называвших. ПОСТ-культурой) к чему-то сь принципиально иного, чем прежде известные культуры. ПОСТ-культура определяется как культурная деятельность (включая ее последствия) людей, сознательно отказались от. Духа и трагичнее, брошенных. Духом. Это"ку льтура"с пустым центром, оболочка культуры, под которой - пустота (см.:. Бычков. В,. Бычкова. Л XX века:. Предельные. Метаморфозы культуры / /. Полигнозис - 2000 - № 2 -. С 63-76, № 3 -. С 67-85 ведь не в. Бычковым понятие. ПОСТ закреплено в таком графическом виде для усиления визуальной семантики срокізуальної семантики терміна.

Полноценная традиция, как мы выяснили, это не засушенный наследие, передаваемое от поколения к поколению по исторической"горизонтали", она всегда начинается с"вертикали"- собственно того архетипного, я которое познается интуитивно и вне всяких наслоениями времени, поскольку принадлежит не прошлому, а вечности. Такая традиция не требует консерватизма, хотя в определенные кризисные моменты истории, когда осознание ния вечной природы традиции упадок, консерваторы прибегают к реставрации какой-то замшелый архаики и возникают различные подделки под традицию. Традиция выступает одновременно и духом радикального обновления. ОДН ак новизна в ней должно не временной, а онтологический характер и связана не с постепенным усовершенствованием чего-то преходящего, а с утверждением абсолютного совершенства (что четко выявлено в рождении. Нового. За уезда - и нового человека - из. Ветхого. Завета). Все важнейшие культурные свершения в истории является произведением таких"новых людей", преодолевших свою"старую"тварной природдолали свою "стару" тварну природу.

В эпоху постмодерна традиция не"умирает", отмирают только ее старые, временные формы. Именно они подвергаются тотальной деконструкции. Но сама традиция деконструировать невозможно - ведь для профанов ее нет

Здесь возникает необходимость выяснить: что есть"постмодерн"? нше два контекста, в чем-то пересекаются, но все же сохраняют определенную дистанцию ??Первый,"элитарный"- это философские постструктуралистського студии, олицетворенные именами. М. Фуко,. Ж. Делеза,. Р. Дозор. Ж. Дерида, известные своей семиотической скрупулезностью и другими интеллектуальными навертамы,"складками"и т.п."Произведения постмодерна построены в насыщенном литературном пространстве, они непонятны вне велик им литературным окружением, полны намеков на него и скрытого цитирования, а нередко и незаметных для непосвященного фальсификаций, тем самым иронические по своему построению"(21). Постмодернизм отличает специфический сдвиг в отношениях с готовыми, чужими текстами, скептицизм в отношении новизны, умение перекодировать один символ на другой. Второй контекст -"массовый", точнее маскультурний, с его тотальной. Десу блимациею всех"возвышенных идеалов", бунтом против принципа иерархии, родством с калейдоскопической образным миром современных масс-меди, спорідненістю з калейдоскопічним образним світом сучасних мас-медіа.

время европейские аналитики мыслят и совсем другими категориями и масштабами: постмодерн, заключает. П. Козловски, восстанавливает в-памяти тот факт, что культура и общество всегда имеют религиозный ным мер. Поэтому он тяготеет к. Средневековью и одновременно противостоит молодогегельянському"проекта модерна"(13у" (13).

Этот неожиданный вывод современного немецкого философа подтверждает наличие третьего, парадоксального, но одновременно и самый очевидный трактовки постмодерна - этимологического. Постмодерн в этом ра акурси является не какой-то очередной"художественный стиль", а общее название совсем нового времени, следующего за модерна, после"современности"в ее кризисном аспекте. Следовательно, это"поисковое понятие", которое структурирует пробл ему и предназначено анализировать то, что отличает нашу эпоху от эпохи модерна. Сама эта название, определяет не что-то конкретное, а лишь то"после", прячет бездну неопределенности. Именно поэтому постмодерн может ста ты временем нового проявления традиции, освобожденной от модернистских пу традиції, звільненої від модерністських пут.

Эпоха. Модерна (европейский. Новое время) началась в XVII в с утверждением новой веры - веры в автономный разум и прогресс, привела к господству естествознания, техники, промышленности и демократии, а также к процессу секуляризации. Ставится знак"равно"между традицией и архаизмом и консерватизмом; материалистическое"царство количества"("предстал"в терминологии. М. Хайдеггера) вытесняет из сознания и эпохи. Модерна все духовные, качественные,"многочисленные"аспекты бытия. Именно бытие было тотально классифицировано, а живая, органическая взаимодействие внутри него заступается насильственной легитимацией искусственного"конс енсусу"- абстрактного, лишенного жизни и равноудаленного от носителей субъективной воли. Общественное сознание целой эпохи охватывает процесс внутренней рефлексии культуры, называется. Просвещениешньої рефлексії культури, що називається. Просвітництвом.

Но не является. Просвещение структурным моментом исторического развития вообще? ется история мысли: греческая софистика, эллинистическо-римский скептицизм, средневековый номинализм, новоевропейской просвещение и разнообразные современные крититични теории. Все они - выражение фазы запер ечення, направления субъективной рефлексии против власти традиции, обычаев, религии. При таких кризисных фаз культура вынуждена обращаться к фундаментальному осмысление самой себня самої себе.

Самокритика современной критики происходит сейчас под лозунгом"диалектики просвещения"(М. Хоркхаймер -. Т. В. Адорно)

в рамках такого подхода к теме говорится, чтобы показать: очерчена. Просвещением рациональность сама находится в опасности, превращаясь в иррациональность. Ведь если человек пытается все рац национальные объяснить, организовать и запланировать, то должен учитывать, что в конечном итоге ее саму будет каким-то образом запланировано и она подвержен манипуляциямй.

Как обозначение эпохи понятие"постмодерн"появилось во время. Первой мировой войны частности. А. Тойнби употребил его для идентификации современной эпохи в западноевропейской культуре, которая, по его мнению, началась ся еще до войны. К признакам, которые свидетельствовали бы о радикальном социально-культурный перелом, о эпохальное изменение парадигм, принадлежит, прежде всего, замена характерного модерна европоцентризма глобальным полицентризма ом постмодерна, а также впервые появилась возможность саморазрушения человечества интересным в культурной ситуации постмодерна является признание тотальной исчерпанности рационалистических основ модерна, его класси ных схем и свободная, творческая игра с тем, в чем модернистская сознание усматривала свой"смыслла свій "сенс".

С точки зрения информированного наблюдателя, постмодерн выполняет миссию, обратную модерн, - он затирает его искусственные классификации, чем создает возможности для нового открытия онтологии. Ведь постмодерн - это является не некое"будущее"по модерна, а его остановка, его"переброски"самого себя в ситуации «конца истории» все стили, жанры, идеи и т.п. существуют синхронно, поэтому постмодерн разворачивается как культура настоящее. Это, конечно, вызывает"усезмишання", зато избавляет от доконечности подчинения каким-то модернистским клише или табування якимось модерністським кліше чи табу.

Даже если мы можем достаточно уверенно определить, что постмодерн тотально стирает границы между философией, литературой, религией, наукой и политикой, - это, по определению. Ж. Ф. Лиотара, реализация загальнос сти, построение такой социокультурной общности, в лоне которой все элементы повседневной жизни и мышления найдут свое место как в определенном органическом целом (17). И все попытки чем-то ограничить эту"общественность ьнисть"демонстрируют лишь то, что некоторые еще просто"не дорос"до постмодерна. Итак, в эпоху постмодернизма определенные общепризнанные культурные и идеологические границы уступают место органично целостным,"безграничный им"личностям. А разногласия остаются лишь в экзистенциальных глубинах их своеобразияційних глибинах їхньої своєрідності.

Как стилевое течение постмодерн пустил глубокие корни. Итак, если мы соглашаемся с. Р. Рорти, который видит профессиональную функцию философов в том, чтобы быть честными посредниками между поколениями, между сферами к культурной активности и между традициями, должны принять и плюрализм, и эстетическое чутье, и все принятие (без различия ранее несовместимых знаковых систем) постмодернизма. Ведь если культура будет фону мачиты свою собственную ситуацию как упадок, она действительно не избежит кризиса идентичности. А рациональный поиск культурной идентичности требует ориентации на универсальные идеи в этом смысле постмодерн рац иональний и одновременно иррациональный, а, следовательно, в нем непременно должны быть и элементы сверх-рационального, интуитивного, а это касается традиции непосредственнымиедньо.

Так чем обеспечивается существование традиции как изменения всех изменений, неизменной в своем неуемном обновлении, как фактора"духовного сбора человека"? турный грунт свою умную сущность благодаря наличию в них определенного этико-мифического центра, о чем пойдет речь в следующем разделему розділі.

Контрольные вопросы и задания

1Яке значение имеет концепция архетипов для культурфилософського исследования?

2. Проанализируйте и сравните синонимичные термины:"архетип","универсалия","инвариант"

3. Можно понимать традицию как противоположность разумной воли?

4. В чем заключается специфика традиционной культуры?

5. Или имеет смысл рационализация традиции?

6. Как. Вы понимаете тезис. Г. Г. Гадамера"традиция есть форма авторитета"?

7. Сравните феномены классического, канонического и хрестоматийного

8. Или требует исследования традиции"вживания"и"дистанцирование"?

9. В чем суть противопоставления концепта"разрыв"концептом"традиция"?

10. Проанализируйте культурогенний ресурс традиции разрыва с традицией и традиции возврат к традиции

РЕКОМЕНДУЕМАЯ. ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев. С. С"Аналитическая психология"К-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / /. Вопросы литературы 1970, № 3

2. Аверинцев. С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции -. М, 1996

3. Арендт X. Между прошлым и будущим -. К, 2002

4. Барт. Р нулевая степень письма / /. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму -. М, 2000

5. Библер. В. С. На гранях логики культуры. М, 1997

6. Бродель. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное -. К, 1995

7. Бубер. М. Перводистанция и отношение / /. Лабиринт. Л;. Свердловск, 1991 № 2. Визгны. В. П. Культура сегодня: ситуация распутье / /. От философии жизни к философии культуры -. СПб, 2001

9. Хабермас. Ю. Действия, речевые акты, речевые интеракции и жизненный мир / /. Ермоленко. А. М. Коммуникативная практическая философия -. К, 1999

10. Гадамер. Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики -. М, 1988

11. Гуссерль /. Деррида. Начала геометрии -. М, 1966 / /. Делез. Ж. Различие и повторение. М, 1998

12. Иванов. В. В,. Топоров. В. Н инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах / /. Типологические исследования по фольклору -. М, 1975

13. Козловски. П. Культура постмодерна -. М, 1997

14. Крымский. С. Б. Архетипы украинской культуры / /. Феномен украинской культуры: методологические основы осмысления 36 наук, трудов -. К, 1996

15. Крымский. С. Б. Национальные архетипы, или. О том, к чему мы принадлежим навсегда / /. Католический ежегодник -. М.: KM Academia, 1996

16. Кюнг. Г. Религия на переломе времен:. О соотношении модерна и постмодерна / / Arbor Mundi. Вып 2 -. М, 1993

17 Jliomap. Ж-Ф. Ситуация постмодерна / /. Филос и соц мнение - 1995 № 5-6

18. Макинтайр. Е. После добродетели. Исследования по теории морали -. К, 2002

19. Малявин. В. В. Мифология и традиция постмодернизма / /. Логос. КН 1. Разум. Духовность. Традиция -. Л, 1991

20. Михайлов. А. В. Языки культуры -. М, 1997

21. Попович. М. Модерн и постмодерн: философия и политика / /. Дух и. Литера № 9-10. К, 2002

22. Поппер. К. Открытое общество и его враги. Т 2 -. К, 1994

23. Рикер. П. Интеллектуальная автобиография -. К, 2002

24. Семенцов. В. С. Проблема трансляции традиционной культуры / /. Восток-Запад - M, 1988

25. Стиль и традиция в развитии культуры -. Л, 1989

26. Традиция в истории культуры -. М, 1978

27. Фуко. М. Ницше,. Генеалогия, история / /. Философия эпохи постмодерна -. Минск, 1996

28. Фуко. М. Слова и веши. Археология гуманитарных наук -. М, 1977

29. Хайдеггер. М. Исток художественного творения / /. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв -. М, 1987

30. Шацкий. Е. Утопия и традиция -. М, 1990

31. Шюц. А. Избранное:. Мир, светящийся смыслом -. М, 2004

32. Эко. В. Инновация и повторение / /. Философия эпохи постмодерна -. Минск, 1996

33. Элиаде. М. Миф о вечно возвращения. Архетипы и повторяемость -. СПб, 1998

34. Элиот. Т. Традиция и индивидуальный талант / /. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв - M, 1987

35. Эрн. В. Ф. Борьба за. Логос / /. Эрн. В. Ф. Соч - M, 1991

36. Юнг. К. Г. Архетип и символ -. М, 1991

37. Яус X. Р. История литературы как вызов литературной теории / /. Новое литературное обозрение 1995 № 12

38 Feddema R Emancipation, modern Development and Action Research / / The Complcity of Relationships in Action Research - Tilburg, 1998 - P 175-194

39 Ricoeur P La mйmoire, l'histoire, l'oubli / / Seuil P L'ordre philosophique, 2000

40 Ricoeur P Temps et Rйcit - T 3 - Paris: Ed Du Seul, 1985