Учебники Онлайн


11. Постмодернізм

Вопрос о модерне и постмодерн, их границы, содержание вызывает острые дискуссии и в наши дни. И речь идет не только о постмодернизме в философии, но и в культуре вообще, так как и модернизм и постмодер рнизм выступают как явления культуры в целом, а не только течениями или направлениям в философии. Сегодня большинство философов считают, что эпоха (можно говорить об эпохе) постмодернизма наступила наприкин эти XX века. К 80-х годов прошлого века постмодернизм как явление культуры проявил себя повсеместно, за исключением, возможно, постсоветского пространства, занятого перестройкой, хотя и здесь элементы постмоде рнизму нашли проявление в реальной жизни, культуре, не найдя, правда, адекватного отражения и осмысления в теории сейчас состояние меняется и постмодернизма уделяется все больше внимания. Мы н амир здесь рассмотреть характерные черты постмодерна в области философии и ее проблемы. Но прежде чем начать рассмотрение постмодернизма, стоит обратиться к модернизму и его характерных черт, потому что понять по стмодернизм можно только в его соотношении с модернизмом, как он сам себя определяетзначає.

111 Модернизм, его границы и черты

Относительно границ модерна существуют два подхода. Один из них связывает начало модерна с. Великой французской революцией (конец XVIII века) и становлением капитализма в. Европе, с практической реализацией со оциального проекта, разработанного деятелями французского. Просвещения. Другой подход связывает начало модерна с разработкой самого социального проекта и тогда начало модернизма переносится почти на полтора столетия я назад, к середине XVII века, когда. Ф. Бэкон и. Р. Декарт заложили основы нового мировоззрения, поставили человека в центр мироздания и на нее возложили ответственность за ее судьбу и за утверждение сплошь ной справедливости. Бэкон и. Декарт провозгласили принцип"знание - сила"и ответственность за истинность знания. Декарт положил на человека. С этого времени человек связывает свое будущее с развитием знания, с и ого высшим проявлением - наукой. Эта мысль и находит свое развитие в философии. Просвещения. В философии. Просвещения были сформулированы основные новые принципы общественного строя: свобода, равенство, справедливость, разум прогресс, братство и т д. При этом просветители предполагали, что мир - природа, общество и сам человек - умный, то есть функционирует по объективным законам, и человек в состоянии своим умом постичь и эти законы и соответственно этому знанию построить свои общественные отношения, превратить природу и самого себя. Вера в разум, науку и прогресс является ядром мировоззрения. Нового времени, ядром модернизма. На этой базе, с верой в эти идеалы и ценности, происходят буржуазные революции и закладываются основы модернизации обществдернізації суспільства.

Но, провозгласив человека ответственным за истину,. Декарт заложил подводные камни в мировоззрение модернизма, ведь тем самым он оторвал истину от бытия, разнес их по разным мирам - мир субъекта и объ кта. Античность и. Средневековье исходили из единства, тождества истины и бытия. В. Античности это единство было провозглашена. Парменидом в его известном выражении:"Одно и то же есть мысль и то, что она мыслит"и находила свое выражение в том, что сутью. Космоса, сутью бытия объявлялся. Логос - разум, закон, и был ответственным за бытие, потому что он был неразрывно с ним. В. Средневековье олицетворением едн ости истины и бытие есть. Бог и создатель бытия, и носитель истины. Поэтому постижение истины и в одном, и в другом случае есть и постижением бытия. Отсюда уверенность и законченность философских систем античности и. Средневековья. В философии. Нового времени человек провозглашается ответственным за истину, но не ответственным за бытие: она его не создавала. Гегель был единственным в. Новое время, кто попытался снова соедините наты истину и сущее, бытие, но он уже не был услышан. Человек уже выступает только познающим субъектом, правда, за ним признается возможность познать истину и построить свою деятельность в соответствии с нее. Но уже в последней трети XVIII века, то есть в самом начале практической реализации модернистского проекта,. Кант выразил сомнение в возможности адекватного познания человеком мира. А XIX стол иття показало, что и с практической реализацией модернистского проекта возникают большие проблемы. Лозунги, под которыми происходила. Великая французская революция, так и остались лозунгами, так и не нашли своего в воплощение в жизнь XX века еще более усилило сомнения. Две мировые войны, были решены на территории просвещенной. Европы и унесли десятки миллионов жизней, гонка вооружений, глобальные проблемы и. СН. ИД, что поставили человечество на грань выживания, окончательно подорвали веру и в"разумность"мира, и в возможности разума. Даже успехи в области потребления стран, составляющих"золотой миллиард", выглядят с умнивно, если посмотреть на них с точки зрения самоценности человека, его свободы и всестороннего развития. Уже в XIX веке. Ницше в своей философии заявил о несостоятельности претензий разума на истину, о н еобхиднисть переоценки всей системы ценностей. Это было прямым выражением кризиса модерна и началом постмодерна. Но только началом. Двадцатый век усилило эти тенденции. Они нашли свое проявление и в ф еноменологии, и в герменевтике, и в психоанализе, и в экзистенциализме. Но все-таки до последней трети XX века мы можем говорить об эпохе модернизма. И основная причина такого положения дел обратной дится к тому, что в этот период человек верит еще в объективность бытия, пусть даже выступает в виде языковых структур"Язык - дом бытия", - заявляет. Хайдеггер. И только когда общество вступает в постиндустриальную фазу, переходит к информационному обществу, когда. Интернет начинает опутывать своей сетью весь мир, можно с полным правом говорить о начале стадии постмодернизмможна з повним правом говорити про початок стадії постмодернізму.