Учебники Онлайн


Парфянское царство

Парфия, освободил из-под власти. Селевкидов местный сатрап. Андрагор, не получила желанного покоя и стабильности, потому что вскоре, уже в середине III века до н.э, ее завоевали родственные со скифами и массаг гетами полукочевые племена - парни, которые восстали против лукавых греческих торговцев. Вождь. Парни,. Аршак, взял себе царский титул, а все его преемники верит на вал и себя. Аршак. Сначала это царство (йог в назвали арша-кидським или. Парфией) существовало в составе собственно. Парфии и соседней. Гирканию, однако уже во II века до н.э оно завоевало. Мидию и расширило свои западные границы. Месопотамии (парфянского царя. Митридата. И провозгласили в 141 г до н э"царем"в. Вавилоне). Парфия, таким образом, объединила. Иран и. Туран (Средней. Азии) и стала мировой государственновою державою.

В середине II века до н.э, когда под натиском кочевников распалось. Греко-бактрийского царства,. Парфянская государство уцелела. Однако она вступила в затяжной и опасный конфликт с могущественным. Римом конце и I - начале II в н е. Парфянское царство значительно ослабло через кровавые междоусобицы, которые умело разжигал и с выгодой для себя использовал. Рим, и, наконец, потерял свою независимость - попала в в руки римских ставленниковвлеників.

Нарастал сепаратизм в. Гирканию,. Маргиани. Парфия претерпела несколько чувствительных поражений от римских легионов. В. НЕТ в н е власть в ней захватил обладатель. Перейти (одно из вассальных царств). Арташар. Сасанидов. В парфе фянський государстве развивались ремесла, оживился денежное обращение, вырастали города (Помпей. Трога называл. Парфию - разумеется, преувеличивая - страной"тысячи городов"). Основным парфянским городом была. Ниса (и й руины лежат вблизи нынешнего. Ашхабада). Недалеко от нее был построен царскую резиденцию. Аршакилив и их гробницгробницю.

Кочевники-парни внесли существенные коррективы в парфянский общество. Они поставили местное население, по словам античного автора,"между рабством и свободой"- обложили крестьян-общинников налогами, прикрепили и их к земле и обязали эту землю обрабатывать (в форме государственной повинности). В храмовых и государственных хозяйствах. Парфии использовалась также рабский трудця.

Парни не сделали. Парфию сильной централизованной государством: они не имели соответствующего опыта ее государственные структуры оставались аморфными, в значительной степени архаичными. Царя избирали совета племенной знати та же ерцив. Случалось, что на политический. Олимп сходил не царский сын, а какой-то дальний родственник. Мелкие государства, входившие в состав. Парфянского царства, сохраняли автономииомію.

Кушанское государство

На территории бывшего. Греко-бактрийского царства начала существовало несколько мелких государств, возглавляемых вождями кочевых племен. Один из таких владельцев,. Герай, именовал себя кушанцем и изображался на мо. Монеты вооруженным всадником, чтобы никто не сомневался в его приверженности кочевого мира. Свои владения он всячески расширял, и это, конечно, привело к появлению где-то в I в н е. Кушанской государства. Эта д ержава на западе граничила с. Парфией, на востоке - с ханьского. Китая. Основал ее. Кадфиз. И, взявший себе титул"царя царей"Он, а еще больше его сын. Кадфиз II, осуществили военную экспансию в. Северо-За необходимость. Индию, значительная часть территории которой (видимо, к м. Варан ас и) вошла в состав. Кушанской империи - необозримой, однако непрочной. Среди обладателей этой империи наиболее известный. Канишка, который сделал своей столицей м. Пурушапуру (совр. Пеша-вар). Кушанского империя просуществовала недолго. Она потерпела сокрушительное поражение в войне с. Сасанидского государстваською державою.

В середине IV в н е сасанидские войска уже хозяйничали на территории. Бактрии времени сасанидские наместники в. Бактрии называли себя"царями кушан», даже «большими царями кушан"

кушан умело воспользовались того, что через их государство проходил основан в конце I тыс. до н е. Великий шелковый путь. Они наладили оживленную торговлю с. Римом,. Китаем, другими государствами. Запада и хранилище оду. В. Рим они доставляли рис, хлопчатобумажные изделия, пряности, духи, сахар, слоновую кость, самоцветы, а из империи ввозили ткани, одежда, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина, произведения искусства тощ тощо.

Не обошла цивилизация и другой уголок. Средней. Азии-Согд, известный своими оазисами в долинах. Кашкадарьи и. Зеравшана. Согд, столицей которого был м. Мараканда (окраина современного. Самарканда), очевидно входил в состав государства. Селевкидов и. Греко-бактрийского царства. Источники рассказывают о нем крайне скупыупо.

В низовьях. Амударьи заметную роль играл. Хорезм, который в IV в до н э видложився от государства. Ахеменидов. Однако и его, в конце концов, постигла злая судьба, он стал жертвой набега кочевых орд (гуннов и тюрков)). Структуру хорезмских общества источники воспроизводят лишь гипотетически. Похоже, в нем существовали большесемейных общины (20-40 человек), при этом в общинных хозяйствах использовался труд домашних раби рабів.

Культура, религия

время исследователи не сомневаются в том, что расцвет средневековой культуры. Средней. Азии в значительной степени базировался на унаследованной древней культуре этого региона

Художественное ремесло развивалось в. Средней. Азии еще в неолитическую сутки. Сохранились предметы тогдашнего гончарства, изделия из драгоценных металлов, бронзы, полудрагоценных камней. На плоских каменных печатях тогда ишни умельцы искусно изображали сцены охоты, быков, драконов, тигров, змей, мифологических героев. В этих изделиях прослеживаются как местные, так и иностранные художественные формрми.

Вхождение. Средней. Азии в состав империи. Ахеменидов открыло новые возможности для культурных взаимовлияний. Среднеазиатская цивилизация существенно обогатилась, творчески позаимствовав элементы передньоазиат. ТСК культур. Об этом свидетельствуют предметы из большого"амударьинського сокровища", тогдашние дворцовые и храмовые комплексы, выдержанные в стиле"иранской"архитектурри.

В культуре. Греко-бактрийского царства преобладали эллинские черты, однако сохранилась. И местная культурная традиция. Началось слияние культурных ценностей. Востока и. Запада. Однако отчетливо прослеживается синте ез местного и греческого культурных компонентов в парфянской культуре. Эллинское начало сказалось в ней прежде всего в скульптуре. В иранском стиле возводились храмы (в их планировании сочетались круг с квадратом), однако их колонны принадлежали к коринфского греческого ордера. Ритоны из слоновой кости имели восточную форму, но отдельные их сюжеты (например, изображения олимпийских богов) выдержаны в. Элли медиапространстве стиле. Характерно, что в парфянской сутки культура процветала только в городах, сельский люд жил в примитивной обстановкеановці.

Весьма своеобразной была культура. Маргиана, что больше напоминала бактрийского, чем парфянского. Там надежно прижился зороастризм, хотя прокладывал себе путь и буддизм

В. Кушанской культуре имеются три важнейшие компоненты: бактрийского, древнегреческий и древнеиндийский, пришедший в. Среднюю. Азию вместе с буддизмом. Наряду с культурным официозом развивалась в кушан н и народная традиция. Скажем, кушаны любили изображать вооруженных всадникамів.

Поэтому. Средняя. Азия в древности была горнилом, в котором переплавлялись культурное достояние многих древних народов ее культура определенной степени повлияла на культурное развитие других регионов. Древнего. Востока и античного миру.

Различным была религиозная жизнь среднеазиатской людей почитались местные племенные культы. Вероятно, что именно. Средняя. Азия, точнее,. Бакгрия и. Маргиана, стали родиной зороастризма. С. Инд действия на среднеазиатские пространства пришел буддизмаизм.