Учебники Онлайн


Экономическое развитие, социальная структура и этнический состав населения

Основой хозяйства античных поселений было земледелие, которое базировалось на мелком гражданском землевладении. Для производства продукции использовались земли, расположенные вблизи населенных пункт тов. В. Нижнем. Побужье и окрестностях. Никония зафиксированы сельские поселения, представлены тремя типами. Это небольшие поселения-хутора, площадью 0,2 га, поселения средних размеров, площадью 2-8 га. Третий т ип представлен крупными поселениями площадью 50-80 га. На сельских поселениях прослеживаются группы жилых и хозяйственных землянок и полуземлянок, а также хозяйственные ямы. Такие комплексы атрибутуют ься как"модули"или"кусты"Подавляющее большинство из них состояла из жилого ядра, вокруг которого группировались землянки и полуземлянки меньших размеров, зерновые и хозяйственные ямы. Каждый"модуль"был г озташований изолированно от других, а пространство между ними использовался для выращивания овощей и зерновых. Такие"модули"следует рассматривать как отдельные. Ойкос (хозяйства) семей колонистов, из которых форму в. Алиса как небольшие, так и значительные по площади поселенияися як невеликі, так і значні за площею поселення.

Верховным собственником земли в античном мире была гражданская община, которая предоставляла земельные участки первых колонистов, а также тем, кто прибыл позже (этики). Известно, что вторая и последующие волны переселят. Ленц имели ограниченные права по сравнению с семьями первопоселенцев и их потомков. Надели епойкив были меньше по размерам, а качество земли - хуже. Это привело к образованию в гражданском коллективе полисной аристократии, ущемление политических прав епойкив и повлекло социальные конфликты между потомками первопоселенцев и представителями новых волн переселенцыців.

До последнего времени наличие социальных конфликтов в середовиши колонистов была лишь темой теоретических дискуссий. Недавно она нашла подтверждение после нахождения нового эпиграфического источники из. Ол. Льве. В нем говорится о конфликте между первопоселенцами и епойкамы. Его удалось решить благодаря введению культа"умного дельфина", т.е.. Аполлона. Дельфиния - главного божества. Милета результате как ихось не выясненных пока обстоятельствах гражданский мир в полисе было восстановлено, а епойкив сравняли в правах с потомками первопоселенцев. Об этом свидетельствует замена культа. Аполлона. Врача культом. Аполлона. Дельфиния, который отражает политическую ситуацию и средства решения социального конфликта тех времениту за тих часів.

Наряду с освоением сельских территорий происходит процесс зарождения и становления ремесла, которое было тесно связано с сельским хозяйством и направлено на удовлетворение потребностей поселенцев. О характе ер организации ремесленного производства учитывая крайне ограниченный объем источников говорить что-то наверняка пока трудно. Однако археологические исследования. Березани и сельских поселений свидетельствуют, что здесь велась я переработка шерсти, существовали ткачество, гончарство, обработка кости и другие виды ремесел, которые концентрировались в. Ойкос и имели преимущественно домашний характер. Исключение составляли только металлургия и металлообработка а, которые из-за сложности технологии производства требовали специализированных мастерских. Они были сосредоточены на. Березани и в. ОЛЬВАьвії.

Данных о развитии ремесел в боспорских центрах очень мало и они исследованы неравномерно. Лучше изучены металлообрабатывающее производство, следы которого археологически зафиксированы в. Пантикапее и торица. Второй пол. Ловынь VI-V века до н.э в. Пантикапее датируются остатки четырех небольших бронзолитейного мастерских. Уже в это время они группировались вместе и составляли ремесленный квартал (рис 4). В мастерских изготовлялась я прежде оружие, а позже в. Пантикапее началось производство предметов торевтики бронзолитейного производство на рубеже VI-V века до н.э существовало и в азиатской части. Боспора, в. Фанагории, где в это время отливали статуивали статуї.

Квартал ремісників. Пантікапеї

. Рис 4 квартал ремесленников. Пантикапее

(по. М. Ю. Трейшером. Рисунок. М. В. Львова)

О другие отрасли боспорского ремесла говорить что-то наверняка трудно. Однако наличие в боспорских центрах гончарных печей VI-V века до н.э свидетельствует о том, что в это время уже было налажено производство рук рамикы, хотя керамическая тара этого времени вся привозная, что позволяет сделать вывод об отсутствии местного производства амфор и вина. Следует также отметить наличие на раннем этапе существования босс. Порск городов строительного ремесла (рис 5ис. 5).

На определенном уровне развития хозяйства возник обмен, а в дальнейшем внутренняя торговля. Но это обусловлено не значительным отраслевым разделением труда, а жизненной необходимостью получить тот продукт, орудия пр раке или бытовую вещь, не могли быть изготовлены в отдельных небольших. Ойкос в. Нижнем. Побужье уже в первой половине VI века до н.э фиксируется обмен с применением денежного эквивалента, роль которой го выполняли монеты-стрелы, семантически связанные с культом. Аполлона. Врача. Во второй половине VI века до н.э на смену монетам-стрелам приходят монеты-дельфины (рис 6и (рис. 6).

Развитие сельскохозяйственного производства и ремесла вызвал появление в середине - второй половине VI века до н.э серебряной монеты, которая чеканилась в. Пантикапее. Появление денежного эквивалента было обусловлено довольно высоким уровнем внутреннего рынка. Пантикапея. Однако на сельских поселениях, в окрестностях боспорских городов, пока не найдено монет, хотя зафиксированы привозные амфоры и столовая посуда. Это произноси во о том, что их внутренний рынок находился еще в зачаточном состоянии, а сами поселения представляли собой сельскую территорию городов, которая обрабатывалась их обитателями. Другие античные центры региона свою монету в архаический период еще не чеканилирбували.

Типи кладок житлових і громадських споруд VI — першої половиниV ст. до н. е.

. Рис 5. Типы кладок жилых и общественных зданий VI - первой половины

V века до н.э (за. С. Д. Крыжицкий)

Монети у вигляді дельфіна

. Рис 6 монет в виде дельфина

В архаический период начала зарождаться также внешняя торговля. Она базировалась в основном на вывозе в. Средиземноморье и. Малой. Азии продукции сельского хозяйства. Зато к. Нижнего. Побужья п привозили оливковое масло в амфорах, а также ремесленные изделия. Жители. Никония доставляли вино и оливковое масло из. Хиоса,. Лесбоса,. Фасоса,. Самоса и других центров (рис 7. 7).

Імпортні амфори другої половини VII—VI ст. до н. е

. Рис 7 импортным амфоры второй половины VII-VI века до н.э:

1, 2, 3, -. Хиос 4 -. Лесбос, 5 -. Самос б -. Фасос, 7,. В, 9 - не установлены центры

Наличие привозных товаров, прежде всего вина и оливкового масла в амфорах, свидетельствует об определенном развитие внешней торговли на. Боспоре. Ввоз продукции в амфорах из. Малой. Азии,. Хиоса,. Самоса,. Клазомен, а позже и из других центров дает основания считать, что в хозяйствах боспорских греков производилась определенное количество товарной продукции, экспортируемой в другие центри.

В архаический период греки проникают в дельту. Дона, где в районе современного м. Таганрога археологически фиксируется греческий апойкия. Чуть позже в этом районе состоит локальный вариант скифской культу. Ури и возникает. Елизаветовское городище. Со временем оно стало центром, через который осуществлялись связи греков с варварским населением. Причем вывозили они не только вино, но и другие товары. Однако главным и торговыми партнерами боспорских греков в это время выступали не скифы, а синды и меотымеоти.

О развитии внешнеторговых связей. Тиры,. Никония и. Херсонеса нам известно мало. Однако обнаруженные во время раскопок остатки импортной керамики, в частности амфор, свидетельствуют, что и в эти центры привозили лись товары из других районов античного мира, очевидно, в обмен на продукты питания. Хозяйство упомянутых центров в целом было натуральным, что подтверждается сравнительно поздним началом чеканки в областным монетти.

Гражданский коллектив, который составлял основную массу населения полиса, состоял из мелких свободных производителей, однородных по своему социальному и имущественному положению, а труд рабов и других социально зависимых х групп населения существенно не влияла на процесс материального производства. Хотя в архаический период уже начинается процесс м семьей епойкив, ограничением их прав, по сравнению с потомками первопоселенцев. Именно эти последние составляли элиту полиса. Из их среды до момента уравнение в политических правах с епойкамы, как это было в. Ольвии, формировалась правящая верхушка. Итак, сегодня уже нет оснований говорить о становлении в архаический период в. Северном. Причерноморье рабовладельческой системы хозяйства, ведь решающую ро ль в процессе материального производства здесь играли мелкие свободные производители, что было характерно для античного мира в циломлому.

Долгое время считалось, что уже в архаический период в. Северном. Причерноморье происходил процесс смешения греков-колонистов из варварами, вследствие чего население античных поселений было этнически неодно оридним. Однако с этим согласиться трудно. Вследствие особенностей социально-экономического устройства гражданской общины доступ к ней не граждан ограничивался. Поэтому любое этническое смешение первопоселенцев, б езумовно, граждан, с аборигенным элементом представляется маловероятным, тем более, что во времена греческой колонизации в окрестностях большинства античных центров он был отсутствуютнім.

Следует учитывать, что в состав греческих поселенцев входили представители целого ряда этнических групп как с территории материковой. Греции и островов. Эгейского моря, так и из. Малой. Азии. А это накладывало некоторый ный отпечаток не только на этнический состав населения поселений. Северного. Причерноморья, но и на его материальную культуру. Даже когда рядом с греками и жили какие-то небольшие группы аборигенов, ни о какой этническую"метисации"или ассимиляцию не только в архаический период, но и значительно позже, говорить нельзя. В количественном отношении здесь преобладали этнические эллины, хорошо иллюстрируется как материальной шаров ладьей, так и религиозными представлениямми уявленнями.