Учебники Онлайн


Мир культур шнуровой керамики

В преамбуле к теме отмечалось, что. Север и. Запад Украины были заселены носителями культур шнуровой керамики их еще называли культурами боевых топоров. Однако эти довольно значительные по площади регионы представляли собо й только юго-восточную окраину грандиозного культурного массива"шнуровикив", что простирался от. Рейна до. Верхней. Волги и от. Швеции до. Буковины. На этом просторе уже известно 25 культур шнуровой керамики и (рис 19). Первые из них выделено еще в конце XIX в. Понятно, что такое масштабное явление быстро вышло за рамки археологии, став идеологическим оружием политиков. Так, немецкий исследователь. Г. Коссина н акреслив на картах. Европы направления походов племен боевых топоров на. Восток до. Волги. Эти материалы были использованы идеологами нацизма для исторического обоснования наступательных действий на восточном фронте за времен. Второй мировой войны. Научные же"войны"по поводу того, чья культура шнуровой керамики древнее и как двигались владельцы боевых топоров, с. Востока на. Запад или наоборот, все еще продолжаются. Датируются кул ьтуры шнуровой керамики в широком диапазоне - от второй четверти III тыс. до н.э до начала II тыс. до н до н. е. до початку II тис. до н. е.

украинский исследователь сообщества. М. М. Бондарь на основании анализа археологических и антропологических материалов предлагал поделить культуры шнуровой керамики на три большие этнотерриториальные группы. В состав ду первой (восточной) группе, по его мнению, мало входить населения среднеднепровской, фатьяновской, эстонской (схиднобалтийськои) и жуцевськои (висло-Неманская) культур, которое он связывал с пра балтским этническим массивом. Ко второй (центральной) группы - носителей подкарпатской,. Городоцкой-здовбицькои, межановицькои, стжижовськои, нитрянськои, восточнословацкий курганов, золото,. Хлоп и невеселое и других культур как репрезентантов праславянского сообщества. Третья группа в составе культур: чешско-моравской, схиднозаальськои, шенфилдськои,. Одерской,. Верхнерейнской кубков, одиночных захоронений, лодку никоподибних топоров могла быть прагерманською осторожные исследователи склоняются к мысли о существовании единой прагермано-балто-славянской общности культур шнуровой керамики. На территории Украины выявлен в культуры первой (среднеднепровская) и второй (Подкарпатская,. Городоцкой-здовбицька, восточнословацкий курганов, стжижовська) групп. О них расскажем точнеекладніше.

Среднеднепровских культура выделена. В. О. Городцовым в 1915 г как приднепровская, а в 1927 г им же названа. Среднеднепровских. Среди исследователей этой культуры следует упомянуть украинских археологов. И. И. Артеменко,. С. С. Березанский,. М. М. Бондаря,. К. П. Бунятян. Ареал его охватывает. Черкасскую,. Житомирскую,. Киевскую,. Черниговскую области Украины,. Восточную. Беларусь и прилегающие области. России. Выделены три локальные г рупы памятников: киевскую, киево-деснянскую и. Верхнеднепровский, из 209 известных поселений 98 обнаружены в Украину. Среди исследованных -. Исковщина,. Княжа. Гора,. Пекари,. Староселье,. Кийлов и др.. Топография по селений была разной: низкой (песчаные повышение в поймах) или высокой (мысу выступления правого берега. Днепра). На. Исковщини обнаружены четыре двухкамерные жилья столбовой конструкции с глиняным полом глинобитными стенами и двускатной крышей (6x5 м). Погребальные памятники состояли из могильных (57) и грунтовых (36) кладбищ, а способ захоронения включал ингумации и кремации в прямоугольных ямах могилой ни захоронения во. Среднем. Приднепровье, а грунтовые - в. Верхней, уже на территории соседних госуенах сусідніх держав.

Схема поширення культур шнурової кераміки у. Східній та. Середній Європі

. Рис 19. Схема распространения культур шнуровой керамики в. Восточной и. Средней. Европе:

1 - культура ладьевидной топоров 2 - эстонский культура,. С - жуцевська культура 4 - культура одиночных захоронений, 5 - олерська культура, 6 - культура. Нижнерейнского кубков, 7 -. Саксон-Тюрингский к культура, 8 - культура. Верхнерейнской кубков, 9 -"польский"культура шнуровой керамики 10 -. Городоцкой-адовбинька культура, 11 - культура злотых, 12 - межановицька культура; 13 - стжижовська культур а, 14 -. Подкарпатская культура, 15 - чешско-Моравская культура, 16 - среднеднепровская культура, 17 -. Фатьяновская культура, 18 - культуры. Беларуси и. Литвыі та. Литви

(за. ИКСвешниковим)

Керамика (наиболее представлен материал) делится на кухонная и столовая посуда (рис 20). Кухонный состоит из крупных толстостенных плоскодонных горшков с примесью песка и жесткая в тесте. Сто олова керамика (горшки, амфоры с ушками, чаши, кубки) была тонкостенной с примесью песка и шамота в тесте. Кубки имели характерный высокий воротничок (шейку), покрытый сложным геометрическим, время парк етним, узором (отпечатки шнура, линейного или зубчатого штампа, ногтя, нарезки). Дно таких сосудов было округлым или уплощенным. Среди немногочисленных бронзовых изделий - ножи, вислообушна и втульчаста со кыры, диадемы, шейные гривны, браслеты, височные кольца верболистои формы. Преобладают изделия из мышьяковистой бронзы, реже встречаются оловянные бронзы с. Карпато-Бал. Камского ареала. Отдельно следует упоминается ать. Киевский клад медных украшений. Многочисленными находками представлены кремневые изделия (плоские топоры, наконечники стрел, дротиков, копий, ножи, скребки). Особую категорию находок составляют в ту льчасти каменные топоры, напоминая о второе название сообщества шнуровой керамики - культуры боевых сокиових сокир.

Характер хозяйства среднеднепровской культуры определяют как скотоводческо-земледельческий. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Находки плоских топоров, роговых мотыг, жатвенных ножей в из кремня и зернотерок свидетельствуют о существовании пойменного земледелия. Возможно, практиковалась и подсечное. Охота на диких животных (оленя, лося, кабана, бобра и волка) обеспечивало местную люднис во мясом, шкурами и мехом. Предполагается существование местной металлообработки, сырьем для которой служил переплавлен металлический лом. Общество среднеднепровской культуры было патриархальным, в ратифицированным. Элитные захоронения отличаются сложностью погребального ритуала и богатством вещного сопровождения. Выделяют два периода развития среднеднепровской культуры, синхронные периодам катакомбной й сообщества. Происхождение середньоднинровцив связывают с приходом в регион группы шнурового населения, которое в дальнейшем розселялося вверх вдоль. Днепра и. Десны, ассимилируя местное поздненеолитической населения днепро-донецкой культур культури.

Матеріали середньодніпровської культури шнурової кераміки

. Рис 20. Материалы среднеднепровской культуры шнуровой керамики:

1 -. Долинка, мог 56; 2 -. Гречаники 3 -. Долинка, мог 55; 4 -. Гришинци, 5 -. Долинка, мог 44; 6,7 -. Гатное, 8 -. Долинка, мог 41; 9 -. Дибровка, 10 - (за I. И. Артеменко) 7-9, 11, 14, 15, 17 - керамика, 6, 10 12, 13 - камень, 16 - кремень

Подкарпатская культура была распространена на территории. Западной Украины и. Юго-Восточной. Польши. Активно исследовалась в межвоенный и послевоенный периоды. Значительный вклад в ее изучение сделали польские археологические никакой беды. Т. Сулимирський,. Я. Костжевський,. Я. Махник, а также украинский исследователь. И. Свешников. Выделены четыре локальные группы памятников подкарпатской культуры:. Краковская-Сандомирская,. Любачивского на поприще ах. Польши; верхнем днестровская, подольская - в Украину. Рассмотрим материалы украинских игруких груп.

Характерно небольшое количество исследованных поселений и стоянок. Исключение составляют две стоянки пастухов вблизи с. Кавское на. Львовщине. Большинство материалов выявлено в ходе раскопок могил и грунтовых некрополей. Преобладали ингумации в скорченном состоянии, совершенные в ямах или на уровне древней дневной поверхности. Известны также кремации. Могильники на высотах насчитывали около 30 насыпей с одним-тремя пох ованный под каждым (Балычи,. Ковпець,. Болеховцы на. Львовщине. Комаров и. Колоколин. Ивано-Франковской области). В подольской группе, вблизи с. Стреличье, исследованы 12 грунтовых погребений в скорченном состоянии и в каменных ящиках (традиция культуры шаровидных амфор). Захоронение сопровождались посудой, кремневыми и каменными топорами, бронзовыми украшениями. Керамика имела традиционный для"шнуровикив"набор фор м (кубки, горшки с S-образным профилем, чаши, амфоры, два типа кружек), декорированных отпечатками шнура, прочерченным орнаментом, изредка - расчлененным валиком (рис 21). Многочисленными являются находки каменных в тульчастих топоров различных типов, а также плоских кремниевых топоров, прямоугольных и овальных в сечении, кремневых ножей, серповидных вкладышей, треугольных и сердцевидных наконечников стрел. На стоянке. Ка. ВСК. И обнаружены остатки мастерской по обработке кремня. Бронзовые изделия, преимущественно из. Карпа-то-Балканской сырья, представлены вислообушнимы топоры, тесла, гривнами унетицкой типа, височными ве рболистимы подвесками из осевых ребрышком. Материалов, которые раскрывали бы характер хозяйства населения подкарпатской культуры, выявлено немного. По мнению исследователей, в нем преобладал скотоводческий напря м, а земледелие играло второстепенную роллвідігравало другорядну роль.

Почапский группа памятников культуры. Хлопице-Веселое составляла небольшой анклав носителей этой культуры, мигрировал в междуречье. Западного. Буга и. Днестра на восток от. Львова, к ареалу подольской группы подков карпатской культуры. Выявлено лишь шесть грунтовых кладбищ на 3-6 захоронений каждый. Название одного из них (Начали) стала епонимною для группы, выделенной. И. К. Свешников в 1974 г. Покойников укладывали на стороне в скорченном состоянии, ориентация - не стала. Сопровождение - лепленные кружки, декорированные отпечатками шнура, и рюмки на поддоне. Из других находок привлекают внимание кремневые ножи на пластинках и кинжал, проколки с костей овцы и многочисленные медные украшения (верболисти височные подвески, окуляроподибна подвеска, ленточный браслет, пронизки с перевитой ленты, бляшки с отверстием в центре). Уникальной находкой является пл аске металлическое острие стрелы с. Т-образным черенком. Медь - словацкого происхожденияоходження.

Городоцкой-здовбицька культура охватывала. Западную. Волынь и юг. Западного. Полесья в пределах. Волынской и. Ровенской областей выявлено 77 поселений, 17 могильных и грунтовых некрополей, разработки крем меню эпоним-ными памятниками стали поселения. Городок и. Здовбица в. Ровенской области. Культуру выделено. И. К. Свешникова по материалам исследований 1959 - 1966 pp. Он разделил открыты памятники на две хронологические фазы - раннюю (Городокский) и позднюю (здовбицьку). Отметим, что разделения на фазы подвергаются лишь раскопаны поселения. Десять наземных жилищ. Городокского этапа. Исследовано в поселке. Городок, еще четыре - в. Зозови и. Моквинской. Майдане. Тип жилья - каркасно-столбовая с двускатной крышей. Вокруг жилищ размещались хозяйственные ямы и мастерские по обработке кремня. На окраине. Городка найдено яму, где добывался кремень, а также скопление желваков, со следами первичной обработки. Обнаружено несколько захоронений под могилами в скорченном состоянии. Десять жилищ здовбицького этапа раскопано на поселениях. Зозов. И. Зозов II и. Здовбица. Они были конструктивно сложные и имели две части наземную, каркасно-столбовую, и углубленную, с материковой лежанкой. Очаги для обогрева и приготовления пищи размещались в наз объемные части сооружений. Захоронение на позднем этапе устраивали в почве, в каменных сооружениях или в ямах. Покойников укладывали на сторону, несколько скрюченными, головой на запад выразительный материал дали похован ния вблизи. Здовбицая поблизу. Здовбиці.

Матеріали підкарпатської культури шнурової кераміки

. Рис 21 материалов подкарпатской культуры шнуровой керамики:

1 -. Стреличье, каменная сундук III; 2-5 -. Кульчицы, 6, 24 -. Большая. Плавучая, мог II, 7, 30 -. Кульчицы, мог XII, 8 -. Кульчицы, мог XIII, 9 -. Ясеновка (бывший. Якторов околин, мог V, 12 -. Колоколин, мог IV, пох 1; 13 -. Бапичи, мог XV, 15, 16 -. Колоколин, мог IИИ, 17, 19 -. Колоколин, мог IV; пох 2; 18 -. Начали, 20. И, 23 -. Ясеновка, мог IV, 25, 32 -. Колоколин, мог 1, пох 2; 26, 29, 33 -. Кульчицы мог VII; 27-Кульчицы, мог VI, 28 -. Кульчицы, могила в лесу; 31 - ог. ІІ; 34 –. Коропуж (за I. К. Свешников) 1 - план и сечение захоронения сооружения; 2-7, 14-17 кремень; 11-13 19 - изделия из камня, 8, 21-34-керамика, 9, 10 - медь, 18,

Керамика довольно своеобразная. Для ранней фазы характерны в основном шаровидные формы с пидлощеною поверхностью, декорированные отпечатками шнура и насечками. Известны также простые баночки без декора. На поздней фазе фо ормы посуды разнообразнее (амфоры, горшки, кружки, кубки), а в тесте замечено примесь толченого кремня. Декор - шнуровой. Набор кремневых и каменных орудий оставался типичным для"шнуровикив": пл аски топоры, кинжалы, серповидные и ножеподибни пластинки, втульчасти шлифованные топоры. С кости изготавливали долотця, проколки, иглы, наконечники стрел, бусы и подвески. Найдено роговое кайло для добычи кремня. Немногочисленные медные вещи также традиционные: верболисти височные подвески, окуляроподибна подвеска, кольцо, рыболовный крючок. Хозяйство оставалось скотоводческо-земледельческим разводили и части большой и мелкий рогатый скот, а также лошадей и свиней. Высокого уровня достигли добыча и переработка волынского кремня, изделия из которого использовались в местном хозяйстве, а так же для обмені, а також для обміну.

Стжижовська культура завершала развитие"шнуровых"образований по эту сторону. Карпат. Распространена на. Северо-Западной. Волыни и. Любельщини (Польша), где содержится епонимне поселения. Стжижув, исследовано в 30-е е годы XX в. Выделенная. А. Гардавським в 1959 г. Входит до позднего горизонта культур шнуровой керамики (конец 111 - начало II тыс. до не) украинский сегмент стжижовськои культуры исследовал. И. К. Свешн иков. Известно 66 поселений. На 11 поселениях проведены раскопки, в ходе которых открыто 13 полуземлянок, четыре из них - на поселении. Озлиив. Ровенской области. Размеры жилищ - 4,2 x2, 25 м, глубина - близкими в 1,5 м. Под стенами оборудованы материковые лежанки. На поселках. Муравиця и. Озлиив в жилищах обнаружены мастерские по обработке кремня. В той же. Муравици и. Перевередив такие мастерские находили рядом с жит ламы, а неподалеку от. Муравици обследовано пункт по обработке кремня, где насчитывалось около 100 000 единиц отходов (отщепов, чешуи, полуфабрикатов). Захоронение осуществляли на грунтовых кладбищах (24). Крупнейший из них -. Торчинский (19 захоронений). На. Волыни исследованы также четыре могилы. Покойников хоронили в вытянутом положении, головой на запад, юг или восток, с вещевым сопровождением (рис 22). Известны также сокровища из. Стебливки (Стубла) и. Липы с бронзовыми топорами, верболистимы височными подвесками и браслетыоневими підвісками та браслетами.

Матеріали стжижовської культури шнурової кераміки

. Рис 22 материала стжижовськои культуры шнуровой керамики:

1-16 с. Могиляны на. Ровенщине, пох 7; 17-19 -. Торчин на. Волыни, пох 16; 20 -. Торчин, пох 10; 21-23, 27 -. Торчин, вещи из разрушенных погребений, 24, 26 -. Торчин, (1-16-по. К. В. Каспаров,. М. Б. Шукиним; 17-27 - за. И. К. Свешникова) 1 - план захоронения; 2-16 - бронза; 17-23 - кремень; 24-27 - керамика

Керамика имела примесей шамота в тесте и специфическую фактуру поверхности от заглаживания пучком соломы или травы. Типы посуды разные: амфоры с высокими шейками и парой ушей, кубки, миски, кружки. Декор, просмотр выполнена в отпечатками шнура, нарезками, валиком, покрывал венца и шейку с выходом на туловище. Венца кубков оформляли в виде воротничка. Замечено присутствие на стжижовських памятниках многоваликовой керамич ки. Бабинской культуры и костяные пряжки. Многочисленные изделия из кремня и камня представлены плоскими клинцевимы топорами, ножеподибнимы серпами, выемчатыми наконечниками стрел, просверлены топорами. Н апрям хозяйства определяется как земледельческо-скотоводческий, при наличии значительного количества земледельческих орудий, особенно кремневых серпов. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот свиней, лошадей и собак. Заметных объемов получили обработка кремня и ткачество ткацтво.