Учебники Онлайн


Тавры

Несмотря на все бурные события, происходившие в. Восточной. Европе в эпоху раннего железа, связанные, в частности, с появлением кочевников и активной колонизационной деятельностью греков, а затем и подъемом. Рима, на т территории нашей страны существовал народ, которому удавалось в какой-то мере стоять в стороне этих процессов и вести достаточно изолированное жизни, хотя в конце концов, он и растворился в тех событиях. Это - тавры, история которых п овьязана с. Крымом и только. Крымм.

Впервые тавры упоминаются. Геродотом (IV, 99, 100, 102, 103, 119). Они фигурируют среди племен, которые отказались оказать помощь скифам в их борьбе против. Дария. По. Геродоту, тавры жили в. Гирс ской стране, выдается в море между. Керкинитида и. Херсонесом. Скалистыми, т.е. между. Евпаторией и. Керченским полуостровом"Отец истории"рассказал также о варварские обычаи этого народа - приносить жертву богине. Партенос (Деве) мореплавателей, пострадавших на море, и вообще эллинов, захваченных в открытом море. Занятия тавров. Геродот ограничил разбоем и войнойбоєм та війною.

Это перекликается с сообщениями. Диодора. Сицилийского (XX, 25), который писал об успешной борьбе боспорского царя. Евмел (310-304 pp до н.э) с. Понтийским пиратами, включая таврами. По. Страбону м, когда скифское племя тавров заселяло большую часть. Крыма (УП, 2, 4, 5), а самым опасным местом для мореплавателей была бухта. Симболон. Лимен (т.е.. Балаклавская), где тавры чаще нападали на них. Тацит приводил конкретный пример: в 49 г несколько римских кораблей, возвращавшихся с. Боспора, выбросило бурей на берег тавров, и варвары уничтожили почти всех моряков (Анналы, XII, 17). Аммиан. Мерцеллин (IV в), дублируя свидете о жестокости тавров, добавлял, что именно через них море и получило название. Негостеприимное -. Понт. Аксинський (XXII, 8, 33, 8, 33).

Однако есть и другая информация. Так, автор II века до н.э. Никандро. Колофонський называл тавров кочевниками. Горными кочевниками считали их и позднейшие авторы -. Скимн (I века до н.э) и. Арриан (V в)

Реальность тавров засвидетельствовано и эпиграфическими достопримечательностями. С. Пантикапея происходит надгробие со стихотворной эпитафией в честь какого-то. Тихона, по происхождению клейма. Вспоминаются тавры и в известном декрете в че есть. Диофанта. Надписи, посвященные боспорском царю. Аспургу (8 г до н.э - 38 г н е), информируют, что он покорил скифов и тавров. Второй половиной II в н е датируют надгробие над могилой двух отпущенных икив, одного из которых убили таврх убили таври.

Одновременно с I в н е появляются и этнонимы тавроскифами и скифотавры. Плиний. Старший указывал, что на. Таврическом полуострове жили тавроскифами, сам позвоночник контролировали скифотавры, а в степной части жили скифы (IV, 55, 85). Известно, что где-то в середине II в (по. Антонина. Пия) тавроскифами напали на. Ольвию, а боспорского царя. Рескупорида III (210-226) в одной из надписей названы также царем тавроскифамискіфів.

Археологические реалии. Достопримечательности тавров известны давно. Это так называемые каменные ящики - довольно монументальные гробницы, почти на две трети вкопанные в землю. Выступая на поверхность, они давно привлекли к себе внимание. Еще путешественники XIX в -. П. С. Паллас,. Д где. Монпере, описывая эти памятники. Горного. Крыма, сравнивали их с дольменами. Швейцарии,. Кавказа и. Бретани. Высказывалось даже предположение, что это кельтс ьки жертвенники. Однако вскоре было доказано, что каменные ящики не что иное, как погребальные памятники времени утвердилось мнение, что они принадлежат клеймажать таврам.

Итак, с таврами единодушно связывают каменные ящики южной полосы. Крымского полуострова. Это южное побережье и. Горный. Крым, т.е.. Главное, или. Первое, гряда гор всего захоронений обнаружены в. Байд венное долине. Классическим образцом такого гробницы есть ящик из четырех плит, накрытый пятой, размерами примерно 1 х. И х. И м есть, они рассчитаны на погребение в скорченном состоянии. Датируют их VII-V вв д о н е. Мы еще вернемся к ним, а пока заметим, что все исследователи считают их памятниками. Тавреи таврів.

Тавры и кизил-кобинской культура. В начале XX века севернее указанной полосы, в предгорьях. Крыма (это. Внутреннее (Второе) и. Внешняя (Третий) пряди гор) было открыто достопримечательности, получивших название кизил-ко обинська культура. Название происходит от поселения, расположенного вблизи пещеры. Кизил-Коба. Кроме поселков, в предгорьях выявлены и могильники. Захоронение осуществляется в каменных ящиках различных конструкций, изредка а - в ямах, обложенных или перекрытых камнями. Над некоторыми захоронениями возведены невысокие насыпи. Датируется культура IX-IV/III в до н. до н. е.

С выделением кизил-кобинской культуры сразу же встал вопрос, составляет она вместе с каменными ящиками. Горного. Крыма единое целое или все же это два разных явления, есть две археологические культуры по которым стоят два народ.

Некоторые исследователи отстаивают мнение о культурном единстве памятников. Горного и предгорного. Крыма и считают их. Таврскими, как, скажем,. Г. А. Бонч-Осмоловский, который выделил кизил-кобинской культуру,. П. П. М. Шульц,. О. М. Лесков,. В. О. Колотухин,. ИМ. Храпунов и др.. Они отмечают, чтоошують, що:

1) каменные ящики хронологически совпадают с кизил-кобинской культурой;

2) в них обнаружены вещи, идентичные комплекса поселений и могильников кизил-кобинской культуры и 3) в письменных источниках, предшествующих II века до н.э, когда этот регион начинают активно осваивать поздние ски ифы, нет свидетельств о другой народ (кроме тавров), который бы жил тутут.

По мнению других ученых (В. М. Дьяков, X. И. Крис,. А. О. Щепинський), такая трактовка является неправомерным по нескольким причинам: 1) регион кизил-кобинской поселений не совпадает с территорией распространения каменных ящиках ей, 2) прослеживаются некоторые различия в погребальном обряде - конструкции каменных ящиков, количества захороненных, инвентаре - в частности, в. Таврских ящиках. Есть лощеной керамики, зато много оружия и пр икрас, 3) носители кизил-кобинской культуры предстают как достаточно развито земледельческо-скотоводческое население, тавры же, по письменным источникам, промышляли пиратством и грабежом, следовательно должны были жить на узбе режжи. В. М. Дьяков, в частности, считал, что они жили за счет ограбления скифов и греков или эксплуатируя кизил-кобинской населенныхнаселення.

Таким образом, в первом случае внимание акцентируется на сходстве памятников, во втором - на их различиях, а также отсутствие в горных районах поселений и богатстве сопроводительного инвентаря таврских ящиков. Стоит заметить, что, во-первых, вряд ли целесообразно полностью доверять. Геродоту и сводить деятельность тавров только к пиратству. Можно согласиться с. А. С. Русяева, которая отметила, что в таком в случае это приобрело бы большую огласку в письменных источниках. И, к тому же, в каменных ящиках должна быть большое количество греческих вещей. Однако их там нет. Во-вторых, отождествление с таврами памятников лишь е VII-V века до н.э противоречит письменным источникам, которые указывают на жительство тавров в. Крыму и в позднейшие времена. В-третьих, трудно представить, что здесь жил еще какой-то народ, которого не знали грекнали греки.

Поэтому привлекательной представляется позиция. В. О. Колотухин, который доказывает, представленные различия памятников двух культур являются надуманными, поскольку каменные ящики различных конструкций встречаются в различных полоса ах, и их инвентарь идентичен; поселения обнаружены не только в предгорьях, но и в горных районах и на побережье. Это, в частности,. Уч-Баш близ. Севастополя,. Инкерманское,. Балаклавское,. Дружное. На схожие во этих памятников указывает и то, что, скажем, в концепциях. А. О. Щецинский и X. И. Крис есть существенные разногласия относительно отнесения некоторых памятников в. Таврских или кизил-кобинской. Таким образом, прослеживается то нденция к объединению всего массива памятников в пределах одной кизил-кобинской культур культури.

Поселение кизил-кобинской культуры основном небольшие, с незначительными культурными накоплениями. Обители, как и почти везде за того времени, были каркасно-столбовой конструкции. У них расположены господа арчи ямы. Посуда представлено традиционными для раннего железного века типами: кухонный (горшки) и столовая лощеный черного, коричневого или красного цветов (корчаги, кубки, черпаки, миски, чаши). Дов оли распространенными были орудия, изготовленные из камня (зернотерки, топоры, молоты, точилки) и кости (псалии, наконечники стрел, проколки, пронизки, рукоятки). Металлических вещей мало (рис 18с. 18).

Могильники содержат бессистемно расположенных или спланированы рядами каменные ящики. Количество их различна - от 6-7 до нескольких десятков. Покойников клали скрюченными или вытянутая, очень редко сжигали. Могилы представляли собой склепы, т.е. их использовали в течение длительного времени. Поскольку они были небольшими, то кости предыдущих покойников убирали, оставляя сами черепа. Благодаря этому обстоятельству удалось уст овиты количество захороненных в одной могиле. Однако возможно, что в некоторых случаях хоронили лишь черепа (головы). Настоящую картину воспроизвести трудно, поскольку почти все ящики ограбленабовано.

Ориентируясь на синхронность крымских древностей со степными, корреляцию датированных вещей с определенным комплексом материальной культуры,. В. О. Колотухин выделил три этапа в развитии кизил-кобинской ку ультура: 1) (X - первая половина VII в, 2) середина VII - рубеж V-IV вв и 3) IV-II вв до но н. е.

Ранний период датировано при наличии вещей киммерийского образца (предметы уздечки и оружие). Ему присущи горшки, украшенные гладким валиком. Столовая посуда орнаментированы выступами-шишечками и зуб бчастим штампом. В настоящее время главное место занимала кремневой индустрии (серпы). В могилах хоронили нескольких покойников. Среди вещей сопровождения - гладкие или украшенные рельефным орнаментом кубки, изредка - цель льве украшения (серьги, булавки) или предметы конской узды и вооружения чорногоривсько-ноздреватого типетипів.

С середины VII века до н.э получает распространение прочерченный орнамент, сочетающийся иногда с рельефным или гребенчатой ??В отличие от лесостепной полосы орнаментальные композиции довольно просты - линия, строка точек, косые параллельные линии, образующие углы, зигзаг. Каменные ящики отличаются устройством (количество плит), размерами и качеством выполнения. Классический тип, присущий VI-V века до н.э - ящик из четырех плит, накрытый пять средних размеры - 1,2 x0, 7x0, 6 м их окружено кругом из камней, положенных или поставленных на ребро в один ряд, пространство между ними и ящиком засыпаны камнями. В пооды ноких случаях их перекрыто насыпью. Появляются усыпальницы с большим количеством погребенных - около 70 человек. Посуда за этого времени почти не ставили в могилу - обломки его случаются только в пределах заборов вв межах огорож.

Таври і кизил-кобинська культура

. Рис 18. Тавры и кизил-кобинской культура:

1 - могильник. Мал-Муз 2 - могильник. Уркуста. И 3 - поселения. Кызыл-Кобн 4 -. Симферопольское поселения (за. О. М. Лескова и. В. О. Кодотухиним)

Основными находками в погребениях являются бронзовые вещи их может быть довольно много, в зависимости от количества захороненных основном это мелкие вещи - украшения: гривны с гладкой или искаженного проволоки или из п пластин с геометрическим орнаментом, разнообразные серьги, в частности биконические из двух конусов, обращенных друг к другу основами, и петелькой, конические, свернутый из бронзового листа, из проволоки спиральные в виде кольца, овала, с грибовидными шляпками; браслеты, окуляроподибни и другой формы подвески, браслеты из проволоки или пластин, кольца, шпильки с открытыми или закрученной головкой. Случаются с. Броя и уздечки скифского образцамзка.

В IV-II века до н.э резко сокращается ассортимент лепной посуды и получает распространение греческий. Кызыл-кобинской посуда теряет оригинальные черты и становится похожим на скифский

Тавры и окружающий мир. Объединение памятников. Горного и предгорного. Крыма в одну культуру не опровергает того факта, что несмотря на наличие поселений и могильников в разных зонах их концентрация там рез знает: на. Южном побережье и в. Байдарской долине преобладают могильники, в предгорьях - поселение. Эту ситуацию объясняют различиями в способах хозяйствования. Население южной полосы, кроме хли боробства, практиковало так называемое яйлажного скотоводство - отгон скота на летнее выпас в горы, и вызвало появление могил в этой зоне, зато жители предгорных районов более любили пасти х удоб на равнинанах.

Поховання сарматської знаті.. Село. Пороги у. Середній. Наддністрянщині

. Рис 19. Захоронение сарматской знати. Село. Пороги в. Средней. Приднестровье

(по. ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Симоненко и. Б и лба)

Здесь следует учитывать и то, что для одного народа появление греков в. Северном. Причерноморье не было таких трагических последствий, как для тавров. Ведь тогда нигде на юге нашей страны, кроме. Крыма, не было в оседлого населения. Зато. Херсонес был возведен на руинах таврского поселка. С ростом города и расширением хоры наступление на тавров продолжался, и в начале JV века до н.э. Херсонес распространил свою в строя на весь. Гераклейский полуостров. Этот процесс сопровождался истреблением, подчинением и вытеснением тавров в горы. Поэтому в IV в до н э каменные ящики на побережье уже не сводили дальнейшем херсонеситы ос воилы равнинную полосу. Юго-Западного. Крыма. Брак земель, пригодных для возделывания, вызвал вражду между таврами и греками, а с передислокацией сюда скифов ситуация усложнилась ускладнилася.

По данным письменных источников, тавры предстают как довольно дикий народ. Археологические памятники также удостоверяющие их изолированность от мира. Враждебное окружение и природно-географические факторы обусловили их спос. СИБ жизни - замкнутый и нединамичний. Сюда не проникали греческие вещи, предметы роскоши, в том числе золотые изделия, которых так много в скифских погребениях. Однако таврский посуда встречается в греческих городах. Более того, судя по надгробии. Тихона, тавры уже в V в до н э становились даже членами городских общиих общин.

И все же это не устранило конфронтацию между двумя народами, чья вражда нашла воплощение в преданиях о кровожадности тавров. Имеется в виду, прежде, сообщение. Геродота о культе богини. Партените нос, якобы была дочерью. Агамемнона. Ифигения. Долгое время этот перевод воспринимали"за чистую монету", а пьесу. Еврипида"Ифигения в. Тавриде"считали ценным источником по истории и религии тавров. Более е того, поскольку, как известно, патронессой. Херсонеса была богиня. Партенос, считалось, что ее культ херсонеситы позаимствовали у тавров. А. С. Русяева, проанализировав истоки этого мифа и его трансформацию в. Ев рипида, доказывает, что эта богиня была введена в среду тавров искусственно, путем сочетания различных мифов и действия идеологических факторов, должны способствовать повышению. Афин и доказать превосходство греков над варвар звеньями, их цивилизованность, духовность. Таким образом, эти сообщения не имеют отношения к тавров, которые вряд ли были знакомы с греческой мифологиейайомі з грецькою міфологією.

Стоит отметить, что археологами не обнаружено на таврских памятниках следов кровавых культов, а культовые вещи не выделяют тавров из круга других народов: примитивные антропо-и зооморфные статуэтки, конус си с хрупкой глины, связаны, вероятно, с культом плодородия, домашнего очага и т.д.. Выявлено также святилища, самое известное из которых расположены на. Гурзуфского седла, исследовано. Н. Г. Новиченковою. Гурзуфского е. Седло - один из самых высоких древних перевалов, через который пролегал путь с южного берега на север. С его вершины (1434 м) открывается грандиозная панорама. Святилище функционировало почти тысячу лет - с VII века до н.э по III в н е. Очевидно здесь осуществляли какие-то обряды и раньше. Древние наслоения уцелели плохо. Они представляют собой скопления костей животных - преимущественно челюстей крупного рогатого скота, а еще лошадей, свиней и мелкого рогатого скота, среди которых встречаются обломки местного и импортного посуды и разные вещи. Раньше группу металлических предметов представлено изделиями варварского среды: брасс летами из проволоки, спиральными пронизки, сережками с грибовидным счете, из скифских вещей обнаружены меч и копье со второй половины IV века до н.э появляются греческие изделия, количество которых резко обр. Оста с I века до н.э. Это, в частности, ожерелье, стригили, монеты, а также ножи, точилки, псалии и и, точила, псалії та ін.

конце I века до н.э был возведен новый комплекс где проводились ритуалы у горящих костров. Площадку святилища по периметру обнесен ямочками для жертвоприношений. Они заполнены зубами и челюстями худ суток, пеплом и различными вещами. Среди них обнаружено много бронзовых и серебряных статуэток различных божеств -. Артем иди,. Кибелы,. Тюхе,. Гермеса,. Зевса,. Посейдона,. Исиды, а также статуэтка коня, различные украшений и, орудия и др. - всего около 5 тыс вещей. Вокруг площадки устроены пепелище, куда ссыпали остатки кострищ после ритуалов. Следов человеческих жертвоприношений не обнаруженые виявлено.

В определении этнической принадлежности памятника взгляды исследователей расходятся - оно было скифским,. Таврских или даже эллинским. Но, безусловно, если оно принадлежало клеймом, то следует согласиться с. А. С. Руся евой, что найденные здесь вещи отражают верования не тавров, а тех, у кого их отобрали (Как тут не вспомнить. Тацита). Исходя из большого количества костей скота и роли скотоводства в тавров, исследовательница вв ажае, что здесь могли почитать некое божество - покровителя скота и скотоводства. Эти соображения имеют основание, поскольку скотоводство у тавров, как народа горного, играло важную роллу роль.

Этническая принадлежность и судьба тавров. Н. И. Ростовцев предполагал, что этноним тавры является. Еллинистами форме местного названия, перекликающийся с tauros (латыни - быки). ЭИ. Соломоник связывает этот этноним с оронимом. Т. Тавр (Таврийские горы) вследствие переноса его из. Малой. Азии в. Крым. Такая интерпретация привлекательной, поскольку этнологами установлено, что этнонимы нередко происходят от мест расселения народов есть географических названий - рек, гор или мисцевостеевостей.

Укажем, что для определения этноязыковой принадлежности тавров лингвистического материала нет свое время для этого попытались привлечь одну из названий. Феодосии. Согласно анонимным периплом V в, этот город афгансь ькою или. Таврских называли еще. Ардабда, что в переводе с древнеиранского означает. Семибога. На этой почве. Е. Миннз предполагал ираномовнисть тавров, однако позже выразил мнение, что этот топоним все же следует связывать с аланами. Итак, о етномовну принадлежность тавров ориентировочно можно говорить только на основании археологических источников, в том числе через решение проблемы их происхождения. Однако единодушия в этом вопросе среди исследователей нет. Предлагаются различные варианты, в частности, тавры являются: 1) потомками киммерийцев, которых вытеснили в горы скифы (Ф. Браун,. М. Эберт,. С. О. Жебелев и др.) 2) фракийцами (М 1. Артамонов), 3) остатками индоариев, осевших в. Крыму (ОМ. Трубачев) 4) носителями кобанской культуры, которые переселились в. Крым с. Северного. Кавказа и потерпели незначительного влияния срубной культуры (О. М. Лесков) 5) выходцами из. Восточного. Средиземноморья, поскольку там было развито пиратство (X. И. Крис) 6) местными аборигенами (С. Ф. Стржелецький). В частности,. А. О. Щепинський выводил тавров и каменные ящы ки с кеми-обинськои культуры эпохи бронзы, хотя и признавал значительный хронологический разрыв между ней и таврами. Зато кизил-кобинской культуру он идентифицировал с киммерийцами, осевшие в предгорных м. Крыму под натиском скифов и культура которых изменилась вследствие частичной ассимиляции их таврами. Поэтому происхождение этой культуры он связывал со степным миром, приобрело вид эволюционного поле цюга: катакомбная культура -. Сабатиновская - кизил-кобинской исторических киммерийцев. В. О. Колотухин и. И. М. Храпунов генетической основой кизил-кобинской культуры считают. Белозерская. Основания для раздел мел дает сама культура. Несмотря своеобразие кизил-кобинской комплекса он немало общих черт и с кобанской культурой, и с культурой земледельцев лесостепной полосы, испытала влияние со стороны фрак цев, и с. Белозерской. В. В. Отрощенко и. С. М. Сенаторов даже синхронизируют древнейшие памятники кизил-кобинской культуры с. Белозерскимкизил-кобинської культури з білозерською.

Хотя кизил-кобинской культура прекратила свое существование ориентировочно в III в до н.э., тавры в письменных источниках упоминаются и позже. С нашей эры употребляются также этнонимы тавроскифами и скифотавры, что йм мовирно, отражает процесс слияния двух этносов. Этому способствовала и совместная борьба варваров против. Херсонеса и других городов. Можно предположить, что с образованием. ПОЗДНЕСКИФСКИЙ царства в. Крыму тавры вошли в этого объединения и начали терять свою специфику. С проникновением сарматов в. Крым они также участвуют в этом процессе взаимной ассимиляции. Ситуация в. Крыму резко изменилась с середины III в, кол и здесь появились готы. Они взяли на себя лидерство и возглавили варварские объединения. Следующие катаклизмы, вызванные непрерывными войнами, к которым добавилась еще и нашествие гуннов, поглотили и. Римскую импе рию, и тавров, и скифов и сарматов. Наступила эра новых народов и новых свершенийвих звершень.

. Рекомендуемая литература

1. Геродот. Истории. Перевод. А. О. Беленького. Киев, 1993

2. Диоген. Лаэртского. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. Москва, 1979

3. Доватур. А. И,. Каллистов. Д. П,. Шишова. А. И. Народы нашей страны в истории. Геродота. Москва, 1982

4. Алексеев. А. Ю. Хронография. Европейской. Скифии VII-IV веков до н э. Санкт-Петербург, 2003

5. Алексеев. А. Ю,. Мурзин. В. Ю,. Роме. Р. Чертомлыка. Киев, 1990. Андрух. С. И. Нижнедунайская. Скифия в VI - начале 1 в до н э. Запорожье, 1995

6. Археология. Прикарпатья,. Волыни и. Закарпатья. Киев, 1990

7. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1986. Т 2

8. Латышев. В. В. Известия дрены их писателей греческих и латинский о. Скифии и. Кавказе. Санкт-Петербург, 1893-1906;. Вестник древней истории 1947-1949. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Киев, 1991

9. Скифы. Хрестоматия. Составитель. Т. М. Кузнецова. Москва, 1992

10. Бандривский. М. Могильник в. Петрика в контексте погребального обряда высоцкой культуры. Львов, 2002

11. Бессонова. С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983

12. Бунятян. К. П,. Мурзин. В. Ю,. Самоненко. О. В. На заре истории. Киев, 1998. Великая. Скифия (реферат). Киев;. Запорожье, 2002

13. Выготская. Т. Н Поздние скифы в. Юго-Западном. Крыму. Киев, 1972

14. Граков. Б. Н. Скифы. Москва, 1971

15. Граков. Б. Н. Ранний железный век. Москва, 1977

16. Грязнов. М. П. Аржан: царский курган раннескифского времени. Ленинград, 1980

17. Древняя история Украины:. В 3 т. Киев, 1998. Т 2

18. Дашевская. О. Д. Поздние скифы в. Крыму. Москва, 1991

19. Дюмезилъ. Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990

20. Зайцев. Ю. П. Неаполь. Скифский (II в до н э - III в н э). Симферополь, 2003

21 золотая степи. Киев, 1991

22. Иванчик. А. И киммерийцы. Москва, 1996

23. Ильинская. В. А. Скифы. Днепровского лесостепном левобережья (курганы. Посулья). Киев, 1968

24. Ильинская. В. А. Раннескифские курганы бассейна. Тясмина. Киев, 1975

25. Ильинская. В. А,. Тереножкин. А. И. Скифия VI1-1V вв до н э. Киев, 1983

26 История украинской культуры:. В 5 т. Киев, 2001. Т 1

27. Ковпаненко. Г. Т курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981

28. Ковпаненко. Г. Т сарматское погребение I в н э на. Южном. Буге. Киев, 1986

29. Ковпаненко. Г. Т,. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Памятники скифской эпохи. Днепровско-лесостепном правобережью. Киев, 1982

30. Колотухин. В. А. Горный. Крым в эпоху поздней бронзы - в начале железного века. Киев, 1996

31. Крис X. И. Кызыл-кобинская культура и тавры. Москва, 1981

32. Крушелышцька. Л. И. Взаимосвязи населения. Прикарпатья и. Волыни с племенами. Восточной и. Центральной. Европы. Киев, 1985

33. Крушелышцька. Л. И Чернолесская культура. Среднего. Приднестровья (по материалам непоротивськои группы памятников). Львов, 1998

34. Куклина. И. В. Этногеография. Скифии по античным источникам. Ленинград, 1985

35. Лесков. А. М. Горный. Крым в первом тысячелетии до нашей эры. Киев, 1965

36. Мелышковская. О. Н. Племена. Южной. Белоруссии в раннем. Железный веке. Москва, 1967

37. Михеев. В. К,. Шрамко. Б. А. Археология железного века. Восточной. Европы (учебное пособие). Харьков, 2000

38. Мозолевский. Б. М. Толстая. Могила. Киев, 1979. Мозолевский. Б. М. Скифская степь. Киев, 1983

39. Мурзин. В. Ю. Скифская архаики. Северного. Причерноморья. Киев, 1984

40. Мурзин. В. Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования. Скифский этноса. Киев, 1990

41. Ольховский. В. С. Погребально-Поминальная обрядность населения степной. Скифии (VI1-I1I вв до н э). Москва, 1991

42. Павленко. Ю. В. Предыстория древних русов в мировом контексте. Киев, 1994

43 переводчиков. Е. В. Язык звериных образов. Москва, 1994

44. Погребова. М. Н,. Раевский. Д. С. Ранние скифы и древний. Восток. Москва, 1992

45. Полынь. С. В. Вот. Скифии к. Сарматиы. Киев, 1992

46. Раевский. Д. С. Модель мира скифской культуры. Москва, 1985

47. Русяев. А. С. Знаменитый мудрец скиф. Анахарсис. Киев, 2001

48. Русяев. А,. Русяев. М. Верховная богиня античной. Таврики. Киев, 1999

49. Рыбаков. Б. А. Геродотова. Скифия. Москва, 1979

50. Симоненко. А. В,. Лобай. Б. И. Сарматы. Северо-Западного. Причерноморья в I в н э. Киев, 1991

51. Скржинская. А. В. Древнегреческий фольклор и литература в. Северном. Причерноморье. Киев, 1991

52. Степи. Европейской части. СССР в скифо-сарматское время. Москва, 1989

53 стрижет. О. С. Етнонимия. Геродотовой. Скифии. Киев, 1988

54. Тереножхин. А. И. Предскифский период на. Днепровском правобережью. Киев, 1961. Тереножхин. А. И киммерийцы. Киев, 1976

55. Тереножхин. А. И,. Мозолевский. Б. Н. Мелитопольский курган. Киев, 1988

56. Хаитов. А. М. Социальная история скифов. Москва, 1975

57. Хазанов. А. М. Кочевники и внешний мир. Ал маты, 2000

58. Черненко. Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981

59. Черненко. Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984

60. Шрамко. Б. А. Вельское городище скифской эпохи (город. Гелон). Киев, 1987