Учебники Онлайн


Анималистическая орнаментальные мотивы

Отдельные орнаментальные мотивы (элементы) или их комплексы искусство заимствует из различных отраслей: геометрии, флоры и фауны, некоторые мотивы подсказаны очертаниями человеческого тела или предметов окружающей среды вероятно но, такие орнаментальные мотивы закономерно возникают в разных странах. В процессе развития торговых, культурных, художественных, образовательных связей между странами происходят определенные стилевые изменения и взаимно влияния орнаментальных мотивеів.

Геометрический орнамент, согласно принципу от простого к сложному, характеризуют следующие виды:

- точка - ее декоративный эффект проявляется при соответствующем повторении (искусство сасанидского. Ирана, китайские изделия. Танского периода; античность);

- линия, или лента - горизонтальная линия, несомненно, древнейший знак горизонта, земной поверхности (доисторический орнамент; греческие вазы геометрического и классического стиля);

- зигзаг, или ломаная линия - знак воды в. Древнем. Египте; мотив прослеживается у разных народов, от романской. Франции в гончарных изделий неолитического. Китая;

- шевроны - ломаная лента с ритмичным повторением узора (романское искусство; берберы;. Китай периода. Шан);

- вязь - мотив, характерный преимущественно для искусства ислама, хотя прослеживается и в орнаментах других стран. Однако мотив плетения происходит уже в древневосточных и греческом искусстве; в. Средние века в вязь широко используется в книжной миниатюре, на ирландских различных крестах, иногда - в романских орнаментах; в эпоху. Возрождения вязь использовалась на книжных переплетах, фарфоровых вы робах, к этому мотиву обращались выдающиеся ренессансные художники -. Леонардо да. Винчи (Италия) и. Альбрехт. Дюрер (Германия);

- меандр (название происходит от извилистой реки в. Малой. Азии) - непрерывный узор в виде линии с равномерными изгибами (греческие вазы геометрического стиля; искусство. Древней. Мексики; японские ткани ини; украинское искусство от палеолита до современности и др.);

- синусоида - волнистая линия; прослеживается как обрамление в романском и китайском искусстве;

- квадрат - одновременно символ космоса и земли, знак ада и подземного мира; как символ земли квадрат противопоставляется кругу - символа неба; квадрат - скорее знак материального мира, содержащий четыре стихии, согласно четырех сторон света; однако квадрат характеризует материю как нечто застывшее и противопоставлено жизни; в орнаменте квадрат прежде ограничивает поверхности, заполненные мотивами

- свастика как элемент орнамента по смыслу противоположное квадрату, она напоминает колесо, круг, движение, превращение элементов. В переводе с санскрита слово"свастика"означает"процветание, благодать"В разн них культурах свастика - символ плодородия, концы креста показывают на четыре стихии природы: огонь, молнию, ветер, дождь; свастика - символ долголетия и процветания (Япония), а также давний знак"фан", что указывает на четыре стороны света, позже - символ бесконечности бытия и бессмертия (Китай) свастика используется как священный символ буддизма и джайнизма древним считается изображение ф игур в форме свастики на расписные тарелки периода дошумерськои цивилизации (Передняя. Азиярської цивілізації (Передня. Азія).

- ромб (как и квадрат) используется для ограничения поверхностей декорируются; мотив характерен для многочисленных изделий доисторического гончарной посуды, китайских бронзовых изделий периода. Шан; ромб бы используется как символ славы

- шахматный орнамент (название - от сходства шахматной доски) в значении ограничения поверхностей напоминает квадрат и ромб (ткани со времени. Древнего. Египта до современного искусства); исследователи искусства связями ують шахматный орнамент (шахматная покрывало) с древней дальневосточной похоронной традиции

- круг - за древнейшими представлениями символизирует небо, вечное движение, мир, солнце, надежды и счастья; мотив круга используется как собственно орнаментальный элемент (кипрские гончарные изделия), а также для ог ния декорированной поверхности

- спираль - мотив, широко распространенный в разных культурах (в частности. Эгейского и микенской) линия, спирально закрученная вокруг собственной оси, образует витой (витой) шнур. В. Древнем. Китае круг, спор раль и близкие к ним мотивы имеют космологический смысл, они изображают небо, движение светил, облака и горы; круг, разделенный пополам спиралью, - знак"ян-инь", означает единство мужского и женского началчого начал;

- дуги, чаши - части круга, символизирующие месяц; полумесяц в. Древнем. Египте - символ процветания. Луна в виде серпа характерный символ искусства ислама. Серп месяца в индийской поэтической мая адиции, так же как и в рыцарской традиции чаша. Грааля, связывается с сосудом, в которой хранится эликсир жизни ("сома") из чаши эликсир проливается на землю и насыщает все живое, накапливается в священных растениях, сок которых может укрепить и даже вернуть жизненную силу человека. Луна - символ. Девы. Марии. Луна приобретает свет от. Солнца (символ. Христа), а. Дева. Мария получила величие, родив хри ста-Спасителяста-Спасителя;

- полукруг - мотив, который имеет несколько меньшую область применения; частности в архитектуре - это рельефный орнамент в форме переплетенных арок; эллипс распространенный в орнаменте эпохи. Возрождения;

- треугольник - распространенный орнаментальный мотив для мозаичных полов и тканей; индийская мифология видит в треугольнике, вершиной вверх - символ мужского начала, прежде творческой силы божества; в трик угольнику, возвращенном вершиной вниз, - женское начало; в представлениях индусов треугольники, наложенные один на один, символизируют единство двух начал: создание и порождения, это знак любви богов ко всему земному ого и любви земной - к божественному; треугольник символизирует горы на керамике неолитического. Китая и додинастического. Египта; в христианском искусстве треугольники (фигуры из трех треугольников, трех угол а) - символ. Троицы, существование. Бога в трех ипостасях

- шестиугольник и восьмиугольник, как и их сочетания, широко используются в искусстве ислама. В. Европе шестиугольник считается заимствованным с. Востока, известная"звезда. Давида"в народных верованиях символизирует является защита от злых сил; если в центр звезды с шестью лучами помещается точка, это"семикратнисть"(по библейским сказаниям - семь первородных сил божественного)х сил божественного);

- крест - символ. Христа, христианской веры и церкви. Как орнаментальный мотив крест известный в разных культурах от времен палеолита, выполняет охранительную и религиозную функцию; крестообразные мотивы трапляють ься в античном искусстве, орнаменте берберских украшений, искусстве христианских народов; мистики и фольклорные источники нередко декорируют крест цветами и листьями, трансформируя его таким образом с символа страдания в символ древа жизни - олицетворение вечной жизни, весеннего пробуждения природы, пасхального. Воскресения. По мнению исследователей, деревом жизни, которое росло посреди рая, был кедр (с кедрового дерева изготовлено крест, на котором распят. Христаа).

Природные орнаменты приводит разнообразие собственно живой природы:

- морские волны - их стилизация прослеживается от вазописи архаической. Греции к японскому искусству;

- сталактиты - украшают. Альгамбру в. Гранаде (Испания), вулкан. Фудзияма в японском искусстве;

- ореол пламени - окутывает некоторые изображения. Будды, небесные светила, в том числе солнце, этот мотив известен в искусстве со времен. Древнего. Египта - до эпохи. Людовика XIV, с последней связан"Большой стиль"(сочетание элементов классицизма и барокко) - художественный стиль"золотого века"французского искусства периода правления. Людовика XIV (1643-1715віка XIV (1643—1715).

Флора в орнаментальных мотивах широко представленная натуралистично и стилизовано. Например, лист папируса (Египет), лавр (Греция), акант - в греческом и украинском искусстве (украинское название аккаунта - бу удяк).

Особенно распространены цветы: лилия (эгейское искусство), гиацинт (росписи турецкого фаянса). В. Египте треугольных или удлиненных изделиях изображали голубой лотос, на поверхностях выпуклых и широких - белую вод. Дяну лилию. Лотос в индуизме символизирует землю, плавает как водяной цветок на поверхности океана. Распространенным символом чистоты и доброго дела считается. Лилилія.

Часто изображается роза. По древнейшими представлениями, роза - цветок богини. Венеры, олицетворение любви и красоты. В исламе роза символизирует космическую силу. Этот цветок широко использует готическое искусствоведу ство всего уважает символ розы христианская мистика. Средневековые художники часто изображали. Марию,. Богоматерь, которая сидит в розовом саду. Сочетание креста и пять лепестков розы символизируют радость. Воскресенияесіння.

К чрезвычайно распространенных цветочных декоративных мотивов принадлежит. Пальметто (франц palmette, от palme - пальмовая ветвь) - орнамент в виде стилизованного веерообразного листка, деталь архитектурного декора, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи. Пальмовое дерево и пальма символизируют. Рай (или небесный. Иерусалим). Пальма у многих народов - символ победы; в христианской иконографии - символ победы. Христа над смертностиртю.

В растительных мотивах на. Востоке и. Западе доминируют изогнутые линии, растительные побеги и завитки, иногда стилизованные спиралью. Прикрепленные за концы гирлянды характерные для римского искусства и искусства кл ласицизму.

В народном искусстве широко используется мотив розетки. Вписанные в круг розетки напоминают раскрытую цветок, изображенную сверху (лотос - в. Индии, хризантема - в. Японии) или цветок с шестью лепестками и, образующихся перекрещивания дуг с помощью циркуляя.

Фрукты преимущественно изображаются с листьями и веткой, в частности виноград в искусстве христианских народов; виноградная лоза - символ. Евхаристии, символ. Христа и его крови, пролитой за спасение человечества

Мастера декоративного искусства используют изображения насекомых. Скарабей (жук) в. Древнем. Египте - олицетворение творческой силы, священный символ, приносящий счастье; скарабей также связывался с культом ом умерших. Изображение скарабея были популярны в античном искусстве (геммы, перстни-печати, штемпели, амулеты). Бабочка символизирует красоту бытия, нежность и уязвимость (различные виды искусства. Китая,. Я пониії).

С декоративной целью используются морские и земные животные. Дельфин символизирует спасение от морской стихии (древнегреческое и древнеримское искусство,. Возрождения в. Италии и. Франции). Карп - символ мужества, стойкости, преодолению препятствий и жизненных трудностей (китайское и японское искусство). Космическая змея в индийской мифологии - символ круговорота. Вселенной или времени; змея вечности имеет четыре лапы (напоминание о четырех стихиях), наличие крыльев свидетельствует постоянное движение энергии мира; змея и дракон, по толкованию философов-мистиков, символизируют познания миріту.

Используются анималистические мотивы. Например, изображение льва (Древний. Египет), быка (искусство. Древнего. Востока), слона (буддийские страны), барана (античный. Рим и эпоха. Возрождения), змеи (кхмерское искусство). Изображаются отдельные части тела животных: головы быка (первобытное искусство), льва (египетские мебель), протомы (греческое искусство), а также сказочные существа, в частности египетские сфинксы, гр ифоны и химеры (греческая и римская античность,. Византия, эпоха. Возрождения), драконы, феникс (китайское искусствоо).

Абстрактный животный орнамент объединяет геометрический мотив плетения и отдельные детали изображений животных: головы птиц и животных, лапы, хвосты, крылья (западноевропейское средневековое искусство VI-XIII вв,. Скандинавия, норманны, эпоха. Меровингов во. Франции). Такой орнамент известный в древнерусском искусстве, каменной и деревянной резьбыбі.

Аналогию абстрактного животного орнамента составляет тератологический орнамент (лат terratologium - наука, изучающая уродливости и недостатки растений, животных и человека, греч teras - чудовище) в широком значения. УНИ - стиль изображения, образованный капризным переплетением зооморфных и растительных мотивов. В отличие от простого"звериного стиля", тератологический орнамент отличает фантастическое сочетание животных и растительных форм, изображения сказочных чудовищ, драконов и т.д.. Исторически к тератологический принадлежит орнамент романского и древнерусского искусства XII-XIV ства XII—XIV ст.

Как сюжет орнамента часто используется человек в виде схематического изображения, стилизовано и реалистично. Отдельно изображаются глаза, руки, лицо (на основе этого мотива распространился маскарона) и др.. Формы человеческого тела инспирировали создание фантастических существ. Это кентавры и сирены (античность), путти (итал putty, от putto - маленький мальчик; амур), ренессансные гротески с телами, вырастают из растений, ангелы (христианский мирвіт).

достижения декоративного эффекта происходит посредством определенных принципов построения орнамента: повторение; инверсии (обратное расположение) дежурства (размещение мотива горизонтально или вертикаль но, чередование цветов, светлых и темных тонов), симметрий.

Орнамент считали необходимым, утилитарной частью любого изделия, обязательно связывая с отделываемой поверхностью. Впоследствии, теряя утилитарность, орнамент приобрел приоритетное значение в эстетическом м оформлении поверхні.