Учебники Онлайн


"Добрый пастырь"- ведущий мотив раннехристианского искусства

Определился и ведущий мотив искусства -". Добрый пастырь", изображение юного или бородатого пастуха, который несет на плечах овцу или барана. Это важный символический образ позднеантичного и раннехристианского светского и погребального искусства. Такой образ ха арактерний для пластики, саркофагов, катакомбного живописи, мозаики, искусства малых форм. Согласно новозаветных пастырских аналогий, в"Добром пастыре"усматривается изображение. Христа ранней. Римской е искусство рассматривает"Добрый пастырь"как символ любви к человеку (филантропия). В начале III в"Добрый пастырь"в раннехристианском искусстве символизирует любовь к ближнему и одновременно. Христа, кот рый заботится о своем стадо. С развитием христианской иконографии (IV в) образ"доброго пастыря"искусство почти не используетсяДоброго пастира" мистецтво майже не використовує.

Православие важное значение придает догмата искупления. Согласно этому догматом,. Иисус. Христос страданиями и смертью на кресте принес себя в жертву. Богу-Отцу за грехи людей и таким образом искупил их. В православном вероучении к центральным принадлежит догмат воскресения. Иисуса. Христа. Учение об умирающем и воскресшего. Бога скорее достигает дохристианских верований (Древний. Египет,. Месопотамия,. Индия). Уже древние религии. Востока утешали своих сторонников иллюзией загробного общения со сверхъестественными силамлами.

Для православия присуще почитание икон - живописных изображений. Бога,. Богородицы, святых

Смысл креста в христианстве

Особый символический смысл имеет крест, который является не только орудием казни. Христа, но и средством спасения, достигается на пути подражания. Христу в смирении и покорности воле. Божией. По данным археологии й, изображение креста на различных предметах достигает древнейших периодов истории. Древнего. Востока,. Азии,. Египта,. Африки,. Средиземноморья,. Европы. Символика креста толковалась по-разному. Например, крест в кол и символизировал жизнь и животворные силы (солнце, ветер). Древнеегипетский крест с ушком (иероглиф"апск") означал понятие"жизнь"В. Передней. Азии крест, наряду с другими символами, был прежде знаком щ астя и сакральным знаком. Крест в форме древнееврейского буквы. Т ("тау", последняя буква древнееврейского алфавита) считался знаком причастности к. Богу и самого. Бога. На надгробиях в. Аркадии (горная обл асть в центральной части. Пелопоннеса) крест выступает как знак смертностиопоннеса) хрест постає як знак смерті.

Крест приобретает новый смысл в христианстве. Здесь соединились воедино смерть. Иисуса. Христа на кресте, римские пытки на кресте, общая символика жизни, связанная с крестом, - и крест стал священным симв волом вечной жизни и избавления от страданий. Поэтому кресты на могилах создают уникальный символический образ, поднимая боль и страдания в ощущение умиротворенности и надоії.

Сила идеи искупления грехов состоит в том, что жизнь приобретает смысл через добрые дела, которые увековечивают память человека

Из торжественных богослужений главным считается. Пасха (заимствована в иудаизме), однако переосмыслена как праздник"Воскресение. Иисуса. Христа"

По евангельской легенде,. Иисус воскрес в воскресенье. Теперь воскресенье - еженедельное христианский праздник. В те далекие времена воскресенье - это день первый, связанный с. Небом и посвящен. Господу (дух заботится о душу), а суббота - седьмой день, связанный с. Землей. В субботу (день покоя, отдыха). Христос творил добро, сцилював людей есть суббота, как уже упоминалось, не является днем, когда ничего не делается, этого день нужно творить дела милосердия, помогать друг другу. Десять христианских заповедей записано на двух скрижалях, на первой - четыре заповеди о почитании. Бога (но как мы относимся к людям, т ак же относимся и к. Богу), на другой - заповеди о почитании ближньогнього.

Представление о смерти как переход из одного мира в другой распространены у многих народов. Подобные трактовки смерти присущие традиционной культуры украинской

Традиционно отмечается культ предков (представление о том, что человек живет и после смерти), впоследствии распространились верования в чудо воскрешения. Весной вся природа воскресает вместе с всеоновлюючим. Солнцем, пове ертаються с юга птицы и души предков - так проявляет волю могучий дух. Нав (дух умерших прародителей). Нав (Нава) - подземный, невидимый, духовный вообще воображаемый мир ("мир"). Нав-ский. Пасха (мертвый) называли также. Провода,. Могилы, или. Бабское праздник (возможно, потому, что на нем были только женщины). Проводника душ на"тот свет"называли. На вать. Сохранилось древний обычай вкладывать в руку усопшего ика деньги для уплаты загробном проводнику (водке) и перевозчику через подземную реку или воздушное море (пловцы). Навский. Пасха -. Великий четверг перед. Пасхой, точнее -. Пасха покойников день мертвецов. По народным представлениям,. Бог позволяет покойникам трижды возвращаться из потустороннего мира на землю: впервые - в. Великий четверг, второй - когда цветет рожь на. Троицу, третий - на. Спаса. В. Навский. Пасху покойники отпускаются, чтобы еще раз покаялись в грехаби ще раз покаялись у гріхах.

Согласно древним верованиям, духи предков - охранников семьи, находятся под порогом. Порог (предел дома) - отделял все свое от чужого, опасного. В древности умерших (чаще детей) прятали под п порогом. Поэтому, вино-сячи покойника из дома, трижды постукивают гроб об порог. Распространенной была запрет не ступать на порог ногой. Только в день похорон матери или отца сиротам предстояло сесть при заходе. С онця на пороге и съесть кусок хлеба с солью (чтобы дети не чувствовали большой тоски по умершему и не боялись находитися в доме, где был покойник). Представления о порог как место обитания духов предков сохр еглися и после принятия христианства в селах после вынесения покойника из двора завязывали красным поясом ворота, чтобы никто из семьи"не пошел"за ним. С этой целью и сейчас покойнику связывают ноги; перед погребением ноги решают, а"оковы"уничтожают, ибо якобы страшную силу (Войтович, 2005трашну силу (Войтович, 2005).

Неотъемлемыми элементами традиционной похоронной обычаев украинских считаются общественные собрания в доме умершего, а также ночування родственников и односельчан у его тела (древний обычай"охранять"п покойника от злых сил) (Чубинский, 1995кий, 1995).

Во многих регионах Украины известна традиция обрядовых игр с умершим. Это -. Гуцульщина,. Бойковщина,. Лемков-щина,. Покутья,. Закарпатье и. Буковина, частично. Подолья, на западе - до восточной. Словакии (мы исця расселения украинской. Пряшевщины), на. Востоке - отдельные районы областей. Хмельницкой,. Винницкой,. Черкасской. Погребальные игры проходили, когда покойник лежал в доме, т.е. первого и второго вечера пис ля смерти человека; кое-где (Бойковщина,. Гуцульщина) - и три ночи, но уже после обряда погребения (Кузеля, 1914;. Гнатюк, 19122).

Наши предки считали, что от чествования покойников зависит бытия живых. У умершего необходимо было сразу зажечь свечу и закрыть ему глаза медной копейкой полуоткрытое глаз считалось дурным оз знаки, связывалось с последующей смертью в доме. Приходя в дом, где есть покойник, здоровались:"Здоровые будьте", что должно было способствовать здоровью родных умершего. Ритуал омовения выполняли старшие, подавляющая но женщины. Людей старшего возраста, умерших, одевали в заранее заготовленное темное платье, молодых девушек - в юбку синего или желтого цвета (их считали"траурными"), голову украшали венком с кв итов и лент, косу расплетали как на свадьбу, из украшений использовали богачи, ожерелье; холостом парню пришивали к шапке венок из барвинка. Покойника клали на скамье - на холст или белое одеяло ногами к двери. Под голову пидмощувалы подушку из сена, пахучих васильков; в сложенных на груди руках ставили крест, рядом - икону. Богородицы,. В изголовье покойного ставили кувшин с зерном (символ кол ообигу жизни). Важная роль в погребальной обрядности принадлежала полотенце. В большинстве регионов Украины полотенцем застилали подушку под головой покойника (иногда полотенце клали под ноги). В погребальной обря довости. Гуцул-толщины и. Подолье распространены традиции дарить тканые или вышитые полотенца-платки с колач мужчинам или ребятам, которые несли гроб, кресты, хоругви. Для многих этнографических регионов частности. Подолья,. Подляшья,. Холмщины,. Полесья, характерные специально сотканные длинные погребальные полотенца, на которых опускали гроб с покойником в ямали домовину з покійником у яму.

В Украине сопровождали покойника на кладбище, не закрывая гроб. Тех, кто несет гроб, крышка (крышку), венки, - перевязывали: мужчин - полотенцами, женщин - платками. На крышку гроба клали хлеб, который и на кладбище отдавали старателям. На кладбище, возле ямы, происходило последнее прощание. Покойника целовали в лоб, руки и отходилидили.

Священник или кто-то из старших трижды обращался к присутствующим с просьбой забыть грехи покойного, образы. Все тоже трижды отвечают:"Пусть. Бог простит"

Гроб закрывали, забивали гвоздями, спускали в яму на длинных полотенцах, для этого предназначенных, которые вместе с другими атрибутами погребального обряда хранились в церкви. После этого родственники (но не родные) бросали в яму несколько комочков земли, монеты, приговаривая:"Черт земля будет пухомпухом".

Все, кто был на похоронах, возвращались домой, обязательно мыли руки, вытирая чистым полотенцем и садились в поминального обеда. Присутствующим в начале давали по три ложки"колеблется"- обрядовой погребально й пшеничной каши с медом и сахаром колеблется готовили в Украине повсеместно. В большинстве районов обязательными обрядовыми блюдами были капустник, борщ, горох, гречневая каша. Поминальную пищу сдабривали одновременно иком и другими пряностями, а во время поста готовили исключительно постные блюда. На второй день родные поминали покойника у могилы. В доме покойного (на углу или окне) ставили стакан воды и сверху - целую шку хлеба. Все это должно стоять девять дней, поскольку, по народным верованиям, душа умершего еще живет в доме, требуя пищи. После поминок (девятый) воду выливали, а целушку хлеба закапывали или спал. Юваль. Умерших обычно поминали на девятый и сороковой день и в годовщину смертностиі в роковини смерті.

Из славянских народов украинских больше всего сохранили верность культа предков и обрядовым поминальным дням (пислявеликодним, на. Троицу, на. Кузьмы и. Демьяна,. Спаса и др.) (Борисенко, 1989; 199 91),

Поминки (поминовение, помин) - древний обычай почитания памяти, распространенный у разных народов ранняя литературную память о славянских поминки подает. Феофилакт, византийский писатель VII в